Владимир Путин о реконструкции Мариинского театра, музыкальном образовании и предпочтениях в музыке

Владимир Путин о реконструкции Мариинского театра, музыкальном образовании и предпочтениях в музыке
21 июля 2017 года в Сочи состоялась встреча Владимира Путина с учащимися образовательного центра для одарённых детей «Сириус». Президент ответил на многочисленные вопросы, среди которых были и вопросы о музыке.

<…>

Вопрос: У меня конкретный вопрос. В мае 2013 года у нас произошло грандиозное событие – открытие Мариинского театра-2. И после этого следующей на очереди должна была стать реставрация Мариинского театра-1, исторической сцены. Но время идет, а ничего не происходит. Что могло бы поспособствовать, так скажем, ускорению этого процесса?

В. Путин: Не знаю. Это нужно поговорить с Гергиевым Валерием Абисаловичем. Не думаю, что есть какие-то вопросы, связанные с материальным обеспечением этого процесса, и не думаю, что есть какие-то сложности, связанные с архитектурными и другими ведомствами. Когда строили новые здания, ты девушка молодая, но наверняка знаешь, что много было споров в Петербурге, стоит ли в архитектурную, сложившуюся архитектурную среду Петербурга рядом с историческим зданием Мариинского театра ставить еще такой современный комплекс, как вторая сцена. Но в конечном итоге все-таки было принято решение построить его, оно построено. На мой взгляд, это один из лучших театров мира по техническому оснащению, по звучанию, по удобству пользования помещениями, как для артистов, так и для зрителей. А по поводу ремонта старой сцены – все должно быть просто отреставрировано, никаких сложностей и споров нет. Я уточню, обещаю тебе, но я не знаю, почему затяжка, может быть, просто кто-то к этому не готов пока. Не знаю, может быть, репертуар так выстроен у Валерия Абисаловича, что он пока хочет, чтобы работали обе сцены. Я уточню, узнаю, но проблем не будет, отреставрируем и старое здание.

Там другая, более острая проблема: жилье нужно для артистов. Над этим мы сейчас работаем, и об этом думает Валерий Абисалович, он структуры различные поддушивает, занимается, но я буду ему помогать.

<…>

Вопрос: Здравствуйте, Владимир Владимирович! Меня зовут Маша, я с направления музыка.

Как музыкант я бы хотела поблагодарить Вас за поддержку национального достояния России ‒ нашей классической музыки, исполнительского искусства.

У меня такая история. Я учусь в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории и с самого начала совмещаю два инструмента ‒ фортепиано и скрипку. Заниматься получается достаточно успешно. Я побеждала на многих конкурсах, в том числе на юношеском конкурсе имени Чайковского по обеим специальностям. Но на бюджете я учусь как скрипачка, а чтобы получить диплом и по фортепиано, нужно платить полную контрактную стоимость обучения, хотя предметы одни и те же, что и на скрипке, кроме специальности.

В. Путин: Это тоже важно, то, что кроме специальности.

Реплика: Да. Все остальные предметы одинаковые.

У меня такой вопрос. К сожалению, нас, музыкантов, которые профессионально обучаются на нескольких инструментах, не очень много. Можно ли как-то нормативно разрешить нам обучаться на нескольких инструментах, оплачивая не все предметы, которые мы и так проходим, а только специальность?

Спасибо большое.

В. Путин: Я уверен, что это решение учебного заведения, а не решение на уровне Правительства.

Реплика: Это получается как второе образование, то есть вторая специальность.

В. Путин: Я думаю, что это действительно такой эксклюзив, случай не массовый, и исключение для Вас точно можно сделать. Я попрошу коллег, которые невидимо присутствуют, это пометить и не забыть. Мы это сделаем.

<…>

Вопрос: Какие у Вас предпочтения в музыке?

В. Путин: Вы знаете, я с удовольствием всегда слушал и сейчас продолжаю слушать так называемую популярную классическую музыку и европейских авторов, и наших: Бах, Бетховен, Моцарт, конечно. Может быть, в первую очередь Моцарт, для меня, во всяком случае. Потом из наших: Рахманинов, “Вокализ” я обожаю. Шуберт, Лист, “Серенада” замечательная, просто очень люблю эту мелодию, Шуберт в обработке Листа. Потом, из наших Чайковский, конечно, это волшебная музыка. Это Стравинский, Шостакович. Мне, конечно, трудно понять такого автора, как Шнитке, хотя он очень известный, мы тоже гордимся им, но, как говорят, только хорошо подготовленный слушатель понимает всё многообразие и всю глубину его произведений. Я пока до этого не дорос. Но надеюсь, что буду двигаться в этом направлении дальше.