Владимир Мединский: времена лихой «прихватизации» в культуре прошли

Владимир Мединский: времена лихой «прихватизации» в культуре прошли
Фото Дмитрий Серебряков / ТАСС

Министр культуры РФ рассказал ТАСС о своем отношении к ситуации вокруг фильма “Матильда”, о героях, которых хотел бы видеть в кино, а также выразил свое отношение к ситуации вокруг обысков в “Гоголь-центре”.

Министр культуры РФ Владимир Мединский во время Питерского экономического форума на форуме не был. Зато за один день провел инспекцию трех строек: Санкт-Петербургской консерватории, Новодевичьего монастыря, имущественного комплекса на ул. Глинки 2, провел совещание с Росимуществом Петербурга, заглянул в театр “Русская антреприза имени Андрея Миронова”, подписал договор о культурном сотрудничестве между Россией и Индией. А на площадку форума приехал с единственной целью – дать эксклюзивное интервью, обещанное корреспонденту ТАСС. Глава ведомства сообщил о рекордном контракте между “Союзмультфильмом” и компанией Danone, рассказал о своем отношении к ситуации вокруг фильма “Матильда”, о героях, которых хотел бы видеть в кино, а также выразил свое отношение к ситуации вокруг обысков у Кирилла Серебренникова. 

– Ровно год назад здесь же на форуме был круглый стол, посвященный отечественной мультипликации, на котором Минкультуры высказало пожелания в адрес тех, кто использует активно образы “Союзмультфильма”, а денег ему не платит или платит очень мало.

В частности, прозвучало название очень серьезной компании Danone. Все над этим посмеялись, а зря. Мы слов на ветер не бросаем. В течение года вели соответствующую работу. Руководство Danone подошло к нашим предложениям ответственно. Результатом стало подписание между “Союзмультфильмом” и Danone самого большого в истории российского кино за последние 26 лет лицензионного договора. Сумма 500 млн руб. – деньги, начиная с нынешнего года будет получать “Союзмультфильм”. Средства пойдут как на прямые лицензионные платежи, так и на производство новых мультфильмов.

Подчеркну: это сигнал для рынка – ориентир по стоимости мультперсонажей. Теперь бенчмаркингом, то есть точкой отсчета в сравнительной оценке, будет контракт с Danone. Времена лихой приватизации, вернее “прихватизации” интеллектуальной собственности, созданной нашими мультипликаторами, закончились. Нами обозначены те параметры, которые дают реальную оценку наследию и труду наших гениальных художников. Хотя вообще их труд бесценен. “Союзмультфильм” – государственная киностудия. И интересы государства мы будем защищать. Все контракты, ранее заключенные на невыгодных условиях, будут последовательно разрываться с использованием всех правовых и административных возможностей.

– 30 мая вы провели совещание с лидерами кинооотрасли, обсуждались меры поддержки отечественного кинематографа. Что для нас очень важно, обсуждение было открытым, и это оценили все участники встречи. Это говорит о том, что вы ведете диалог с отраслью. В частности, на встрече обсуждалось,  что отчисления в Фонд кино с каждого фильма составят 5 млн рублей. По вашим подсчётам, сколько денег это может принести российской киноиндустрии?

– Во-первых, обсуждение – не значит решение. Поэтому неуместно сейчас жонглировать цифрами, которых нет. Во-вторых, главное не в цифрах. Задача не только в том, чтобы вытянуть лишние миллионы из Голливуда, которых он даже не заметит. И даже не в том, чтобы эти миллионы отдать нашим кинематографистам. Это осознанная протекционистская политика в условиях реально существующего рынка.

Да, в нынешней конкурентной среде мы будем создавать отечественному продукту благоприятные условия. Потому что мы хотим, чтобы наше кино у нас было – достойное своей славы ХХ века. И другие шаги есть: от развития прокатных сетей в регионах России до подготовки кадров. Но мы же понимаем: самое главное в конкуренции – это само кино. На хорошее российское кино зритель идет, как показывает практика. А плохому кино никакой протекционизм не поможет.

– Государственная Дума приняла постановление, по итогам вашего выступления на Правительственном часе, в котором одобрила деятельность ведомства и вашу работу. Все фракции были солидарны.  Какие достижения вы считаете своими главными успехами за 5 лет на посту министра культуры?

– Давайте по порядку. Пять лет назад президент и премьер поставили перед нами задачу – реализацию качественно нового подхода к культурной политике. Собственно, тогда это понятие и вернулось в наш обиход, впервые после советского периода, оно было сформулировано в предвыборной повестке Путина. Нам поручили – мы исполняем. Как видите, есть кому считать “главные успехи” Минкульта.

Все те цифры и объективные показатели, которые звучали в выступлении на “Правительственном часе”, – это характеристики выполнения именно этой задачи. Посещаемость музеев, театров, концертов и прочего – это рост интереса граждан к ценностному искусству, их вовлеченность в культурную среду. А также – свидетельство и следствие прогресса (и творческого, и административного, и, если можно так выразиться, маркетингового) в работе учреждений культуры, во многом – инновационного. И всё это – шаги к достижению целей культурной политики: в первую очередь это воспитание просвещённой, самостоятельной личности.

И еще. Культурная политика – дело не только Минкульта. Это межведомственная дисциплина. И высокая оценка (не скрою, приятная) Госдумы в первую очередь относится к труду всего правительства, и коллег из регионов. Но главное – самих работников культуры.

– Вы говорили, что в РФ должны сниматься фильмы про героев, кого вы сами могли бы предложить в качестве персонажей для кинолент?

– Вы же знаете, дай мне волю – у нас только про войну кино и снимали бы. Шутка. Я иногда предлагаю имена и сюжеты кинематографистам, которые имеют неосторожность подвернуться под руку. Некоторые иногда не гонят, прислушиваются. Так появились художественные фильмы “Батальон”, “Битва за Севастополь”, документальные “Нулевая мировая”, “Страна Советов. Забытые вожди”. РВИО вот только что подвело итоги конкурса киносценариев на фильм о Зое Космодемьянской. Будут еще “Собибор”, “Движение вверх”, “Коловрат”.

Но на самом деле, мои советы не особенно и нужны: у нас сейчас такая культурная, общественная среда, что сценаристы и режиссёры сами рвутся к героико-исторической тематике. Вот, скажите, чему я мог научить создателей “28 панфиловцев” или “Времени первых”?

Намного важнее – чтобы рядом с этими, безусловно, образцовыми историческими личностями наше искусство создавало достойные их образы современников, героев нашего времени.

Ведь сегодня – наш отрезок российской истории.

– Как вы относитесь к инициативе Центра разработки национальной алкогольной политики, который предложил законопроект, запрещающий демонстрацию потребления алкоголя по телевидению в период с 6 до 23 часов?

– Любая инициатива, которая разумно ограничивает пропаганду нездорового образа жизни, – полезна. Ключевое слово здесь – “разумно”.

– Можете ли вы назвать театры, которые сейчас, с вашей точки зрения, работают неэффективно и нуждаются в смене руководства?

– У нас не принято решать производственные, административные и кадровые вопросы через СМИ.

– Владимир Ростиславович, ситуация с Кириллом Серебренниковым будет как-то министерством поддерживаться?

– Мы уже все прокомментировали. Как должностному лицу мне обидно и неприятно, что многих ваших коллег интересует не сама культура, а околокультурные скандалы.

Жаль, что действительно важные, знаковые события и явления культурной жизни страны – от многомиллионной Ночи музеев до массированного открытия новых ДК и кинозалов в малых городах – не удостаиваются и сотой доли того медийного размаха, как “Дело “Гоголь-центра”. Странно: гражданам, как говорит упрямая статистика, интересны выставки и концертные залы, а им из каждого утюга трубят про обыски у Серебренникова.

Что касается “ситуации” – она с творческой деятельностью “Гоголь-центра” и Кирилла в частности не связана. Это контроль за расходованием государственных средств – контрольные органы должны исполнять свою работу, они её и исполняют. Хотя, думаю, когда следственные действия связаны с работниками культуры, они должны проводиться максимально тактично и с выбором самых гуманных мер пресечения.

– Хорошо. Ситуация Учитель – Поклонская, какие-то есть у вас заявления по этому поводу? Потому что все ближе мы к премьере, страсти накаляются, взаимные обвинения растут, министерство будет арбитром в этом споре или нет?

– Как известно, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк. История с депутатом Поклонской, режиссёром Учителем и балериной Матильдой, как мне все больше кажется, смещается в сторону цирка. Мне сложно это комментировать.

– Исчерпывающий ответ. Спасибо большое.

Беседовала Екатерина Ефимова 

Источник публикации ТАСС