VI Международный фестиваль вокальной музыки «Опера Априори»

VI Международный фестиваль вокальной музыки «Опера Априори»
Международный фестиваль вокальной музыки «Опера Априори» пройдёт в Москве с февраля по июнь 2019 года уже в шестой раз. Не изменяя своим традициям, фестивальная афиша представляет стилистически разнообразный репертуар, демонстрирующий многогранность и буквальное многоголосие вокальной музыки от эпохи барокко до наших дней.

Фестиваль откроется 19 февраля камерным концертом, посвящённым Году музыки Великобритании в России, в Англиканской церкви св. Андрея. Одна из самых известных барочных певиц в Европе, обладательница премии «Онегин» в номинации «Дебют-2016» и «Золотой маски» за партию Иолы в опере Генделя «Геракл» Диляра Идрисова вместе с лауреатом международных конкурсов им. Ф. Шопена, Дж. Бахауэр, П.И. Чайковского, обладателем Deutscher Pianistenpreis российско-литовским пианистом Лукасом Генюшасом исполнят светские и духовные произведения Г.Ф. Генделя. Лукас Генюшас уже выступал на фестивале, и оба раза в феврале (2016/Большой зал консерватории, 2018/Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко). Специальный гость – скрипач Айлен Притчин, который уже тоже был участником фестиваля (2017/Католический кафедральный собор).

Выпускница Молодёжной программы Большого театра и финалистка проекта «Большая опера» телеканала «Культура», солистка Берлинской государственной оперы Василиса Бержанская и известный московский пианист, композитор, аранжировщик и педагог Алексей Курбатов выступят в Англиканской церкви 16 марта. В концерте прозвучит мировая премьера камерной оперы «Возвращение» Курбатова на слова поэмы Фаины Гримберг «Андрей Иванович возвращается домой» для меццо-сопрано и «страшного голоса» (чтец – бас Пётр Сафрошкин из вокального ансамбля «Intrada»). Во втором отделении прозвучат редко исполняемые в полном объёме Итальянские песни (1827–1832) основоположника русской классики Михаила Глинки. Эти произведения, написанные на слова неизвестных итальянских авторов, без преувеличения можно назвать русским бельканто, и удаются они, как правило, тем певцам, которые прекрасно исполняют музыку Россини, а это как раз конёк Василисы – участницы россиниевского фестиваля в Пезаро.

Опера Алексея Курбатова уже звучала на фестивале: в 2014 году в Большом зале консерватории состоялась премьера его «Чёрного монаха» по повести А.П. Чехова с солистами Большого театра и МГАСО под управлением Павла Сорокина.

Концерт с участием Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского, за пульт которого уже во второй раз встанет немецкий дирижёр Михаэль Балке, пройдёт 8 апреля в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Одна из ярчайших звёзд оперного небосклона, латвийская примадонна Марина Ребека привезёт в Москву специально подготовленную по заказу фестиваля программу «Три королевы», состоящую из оперных арий героинь так называемой «тюдоровской трилогии» Гаэтано Доницетти – Анны Болейн и Марии Стюарт из одноимённых опер и Елизаветы I из «Роберто Деверё». Концерт пройдёт в поддержку вышедшего 9 ноября 2018 года на лейбле Prima Classic диска «Spirito». 6 апреля совместно с компанией Cool Connections и The MET: Live in HD агентство Apriori Arts организует творческую встречу со звездой, предваряющую показ оперы из Метрополитен-оперы с участием певицы. Накануне концерта также запланирована лекция на тему «Исторические персонажи в опере: факты и художественный вымысел», в которой будут объединены лейтмотивы этого и заключительного концерта фестиваля.

Там же, месяц спустя, 7 мая фестиваль продолжится «австрийской программой», призванной выстроить временной мост, перекинутый из XIX в XXI век, смысловую арку, основанную на музыкальном диалоге двух австрийцев – великого симфониста Антона Брукнера и одного из самых значительных композиторов современности Клауса Ланга. По заказу фестиваля Ланг сочинил «Красные долины и пурпурные небеса» – произведение, носившее рабочее название «зеркальной мессы», поскольку перед композитором стояла задача создать парафраз Мессы № 2 ми минор Брукнера для точно такого же состава исполнителей – хора и духового оркестра, чётко совпадающий с ней по длительности.

Первый вариант Мессы был написан Брукнером в 1866 году в Линце, но в 1882-м в Вене композитор сделал вторую редакцию произведения, значительно переработав материал, и именно этот вариант и был взят за основу Клаусом Лангом. Мировую премьеру этого сочинения и Мессу № 2 Брукнера представят вокальный ансамбль «Intrada» под управлением Екатерины Антоненко и брасс-ансамбль Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнёва. За дирижёрский пульт встанет постоянный участник фестиваля «Опера Априори», пожалуй, самый известный в мире на сегодняшний день молодой российский дирижёр – номинант Grammy, обладатель премии ECHO Klassik и «Золотой маски» Максим Емельянычев. Клаус Ланг уже второй раз пишет по заказу фестиваля – в 2017 году он был одним из пяти композиторов, вписавших свои части в Реквием франко-фламандского композитора XVI века Жана Ришафора, который исполнял вокальный ансамбль, а для них же это выступление станет третьим. Концерт пройдёт при поддержке Австрийского культурного форума. А накануне, 6 мая, Клаус Ланг станет гостем #Нелектория Петра Поспелова «Петя и волки» в музее С.С. Прокофьева.

«Опера Априори» завершится большим совместным проектом с Московской филармонией в Концертном зале им. П.И. Чайковского: 14 июня впервые в России прозвучит музыкальная драма Леонардо Винчи «Сигизмунд, король Польши», написанная композитором на переработанное анонимным автором либретто Франческо Бриани «Il Vincitor generoso» начала XVIII века. О произведении с необычным для итальянской барочной оперы бэкграундом – историей объединения Королевства Польского и Великого Княжества Литовского в Речь Посполитую при подписании Люблинской унии 1 июля 1569 года – участники и организаторы проекта расскажут перед концертным исполнением оперы.

Проект пройдёт при поддержке Института Адама Мицкевича (Польша), будучи приуроченным к 450-летнему юбилею одного из важнейших событий в европейской истории Средневековья. Действующие лица и исполнители: Макс Эмануэль Ценчич (Сигизмунд, король Польши/контратенор, Австрия), Александра Кубас-Крук (Примислав, великий князь литовский/сопрано, Польша), Юрий Миненко (Оттон/контратенор, Украина), Софи Юнкер (Кунигунда/сопрано, Бельгия), Диляра Идрисова (Джудитта/сопрано, Россия), Джейк Ардитти (Эрнест/контратенор, Великобритания), Василий Хорошев (Эрмано/контратенор, Россия), {oh!} Orkiestra Historyczna! (польский ансамбль аутентичных инструментов «Исторический оркестр») под управлением Мартины Пастушки.

Кликните на афиши, чтобы увеличить