В СТД не согласны с проектом Минфина о конкурсном порядке выделения грантов

В СТД не согласны с проектом Минфина о конкурсном порядке выделения грантов
Закон о социальном заказе не должен распространяться на сферу культуры, уверен заместитель председателя Союза театральных деятелей Геннадий СМИРНОВ

– Конкурсный отбор проектов в сфере культуры невозможен потому, что в ней реализуются уникальные проекты, которые нельзя сравнивать. А главный критерий, по которому проводится конкурсный отбор, – это сравнимость, – сказал Смирнов «Театралу», ответив, что насчет законопроекта уже высказались председатель СТД Александр Калягин и председатель Союза музеев Михаил Пиотровский.

Законопроект «О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вызвал протест со стороны деятелей культуры еще до слушаний в парламенте (они намечены на 21 сентября). Суть документа заключается в том, чтобы снизить нагрузку на бюджет, допустив на рынок «культурных услуг» некоммерческие организации и передав им на конкурсной основе бюджетное финансирование, предназначенное государственным и муниципальным учреждениям культуры, в обмен на услуги населению в социальной сфере. В начале сентября директора нескольких ведущий театров, среди которых Евгений Миронов, Кирилл Крок, Евгений Писарев, Константин Райкин, Мария Ревякина, Владимир Урин и Валерий Фокин, направили письмо заместителю министра финансов Алексею Лаврову, в котором подчеркнули, что отношения в сфере культуры и искусства не могут рассматриваться в виде социального заказа (скан документа – в конце материала).

– Законопроект, разработанный Минфином, предполагает конкурсный отбор проектов по оказанию услуг населению в социальной сфере. К ней отнесли все – здравоохранение, образование, туризм. А заодно и культура, – отметил Смирнов.

Но конкурсный отбор проектов в сфере культуры невозможен потому, что в культуре реализуются уникальные проекты, которые невозможно сравнивать. Один и тот же сюжет, скажем, «Троицу», Андрей Рублев пишет так, а Сальвадор Дали иначе. Кто из них лучше? И кому дать денег? Художественные произведения  несравнимы в принципе. Это все равно что сравнивать тяжелое и горячее. А главный критерий, по которому можно проводить конкурсный отбор, – это сравнимость. Поэтому мы и говорим, что сферу культуры нужно вывести из-под действия этого закона.

Зампредседателя СТД подчеркнул, что конкурсы на реализацию культурных проектов могут проводиться и в рамках уже существующего законодательства.

– Распорядители бюджета – и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровне – при желании могут проводить конкурс и выделять средства на реализацию культурных проектов и без этого закона, – сказал Смирнов.

Он также выразил надежду, что в конечном итоге учреждения культуры удастся вывести из-под юрисдикции нового законодательного акта:

– Почему Минфин так активно продвигает этот закон, мне понятно. Они хотят навязать конкурсный порядок выделения грантов для того, чтобы пустить на рынок негосударственные организации, которые так или иначе смогут предоставлять услуги в сфере культуры. Думаю, это ошибка. Убежден, мы добьемся того, что Минфин все-таки вынужден будет согласиться, что этот закон не следует распространять на сферу культуры. В этом вопросе нас поддерживает Министерство культуры. Поэтому, я думаю, мы убедим и Правительство, и Государственную Думу, что для культуры этот закон вреден.

Источник публикации Театрал Онлайн