В Санкт-Петербурге состоялась Международная научная конференция, посвященная 100-летию Георгия Свиридова

В Санкт-Петербурге состоялась Международная научная конференция, посвященная 100-летию Георгия Свиридова

15–16 октября 2016 в Санкт-Петербурге прошла Международная научная конференция «“И дышат почва и судьба”. Русская культура ХХ века и Георгий Свиридов» (к столетию со дня рождения композитора).
Организатор конференции — национальная газета «Музыкальное обозрение».
Мероприятие прошло при поддержке Министерства культуры РФ в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2012–2018».

Конференция отметила 100-летие со дня рождения выдающегося отечественного композитора Георгия Васильевича Свиридова (1915–1998).

Свиридов родился 16 декабря 1915 года в Фатеже Курской губернии. С 1936 по 1941 год Свиридов учился в Ленинградской консерватории в классе композиции П. Б. Рязанова и Д. Д. Шостаковича. В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.

Один из классиков русской музыки XX века, Свиридов продолжал традиции композиторов XIX столетия, прежде всего М.П. Мусоргского. Его перу принадлежат оратории, кантаты, многочисленные произведения для хора a cappella, романсы на стихи русских, зарубежных и советских поэтов.

Среди наиболее известных сочинений — «Патетическая оратория» на стихи В. Маяковского, «Поэма памяти Сергея Есенина», кантата «Курские песни» на народные тексты, «Снег идет» на стихи Б. Пастернака, хоровой концерт «Пушкинский венок», музыка к спектаклю Малоого театра «Царь Федор Иоаннович» и др. Огромную популярность композитору принесли «Музыкальные иллюстрации» к повести А.С. Пушкина «Метель» (сюита на основе музыки из кинофильма «Метель») и музыка из кинофильма «Время, вперед!».

Темы, актуальные для творчества одного из ведущих русских композиторов ХХ века — возрождение хоровой культуры, обращение к духовно-религиозной тематике, формирование национальной идентичности — чрезвычайно актуальны и для современности.

Сегодня в России активно действует Всероссийское хоровое общество, проведены Всемирные хоровые игры в Сочи. Духовная музыка стала одним из приоритетов научной и исполнительской деятельности (в частности, в Государственном институте искусствознания осуществляется многотомный проект «Русская духовная музыка в документах и материалах», на государственном уровне ведется политика сохранения и популяризации русской национальной культуры и т. д.).

К юбилею композитора были приурочены масштабные мероприятия по всей стране. Одним из главных центров празднований стал Курск, родной город композитора. В течение 2 лет здесь проходили юбилейные мероприятия: Межрегиональный фестиваль хоровой музыки имени Г.В. Свиридова (2014), музыкальный Фестиваль его имени (2014), V Всероссийский открытый конкурс вокальной музыки имени Г.В. Свиридова (2014). В 2015 г. был открыт Мемориальный концертно-экспозиционный Свиридовский Центр искусств (создан согласно Плану по подготовке и проведению праздничных мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения Г.В. Свиридова, утвержденному постановлением Губернатора Курской области).

XVI Музыкальный фестиваль имени Г.В. Свиридова прошел с 26 октября по 16 декабря 2015 года в Курске и Фатеже. В Курске открыта памятная доска на доме, куда семья Свиридовых переехала из Фатежа в 1924 г., а также Аллея им. Г.В. Свиридова. Весной 2015 года отреставрировали мемориальный Дом-музей композитора, который был открыт в 2005 г. в Фатеже.

Всероссийский фестиваль «Невские хоровые ассамблеи», проходивший в конце октября – начале ноября 2015 в Санкт-Петербурге, был посвящен творчеству Свиридова. В Москве круглой дате Г. Свиридова были посвящены концерты в Большом театре, Большом зале консерватории и в театре «Геликон-опера». В Концертном зале им. П.И. Чайковского прозвучала «Поэма памяти Сергея Есенина» (БСО им. П.И. Чайковского, дирижер В. Федосеев, капеллы Санкт-Петербурга, солист О. Трофимов).

Концерты, фестивали и конференции, посвященные юбилею, прошли в Ульяновске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Красноярске, Казани, Владимире, Саратове, Уфе, Астрахани, Волгограде, Пскове, Омске, Калининграде, Нальчике, Тамбове, Магнитогорске, Смоленске, Сочи, Тюмени, Барнауле, Оренбурге, Липецке, Воронеже, Норильске, Рязани, Петрозаводске, Пензе, Белгороде, Мурманске, Новосибирске, Иркутске, а также Дагестане и Калмыкии.

Представляется весьма важным обращение к наследию Г.В. Свиридова, чье творчество не так часто становилось объектом особых научных изысканий. В 2006 проходила конференция к 90-летию со дня его рождения. Тогда отмечалось, что «внешне впечатляющему числу научных опусов о Свиридове и его творчестве, а также обширности претворенных в них идей никак не соответствовала мера научно-эстетического анализа его вклада в отечественную музыкальную культуру». В Государственном институте искусствознания с 16 по 18 декабря 2015 года состоялась Международная научная межотраслевая конференция «Жизнь и творчество Г.В. Свиридова в контексте русской и мировой культуры “И дышат почва и судьба…”». Нынешняя конференция к 100-летию его дня рождения продолжает начатые изыскания и призвана восполнить пробелы в культурологическом осмыслении феномена Свиридова.

Проводимая конференция призвана восполнить этот пробел, ее основное отличие в том, что творчество Г. Свиридова осмысливается в широком культурно-историческом контексте — исследуются его связи с прошлой, досоветской музыкальной культурой и открываются его влияния на российскую культуру XXI в. Доклады и их ракурсы выбраны с учетом достижений современных ученых в области истории, культурологии, литературоведения, музыковедения (особенно, в музыкальной советике — это исследования М. Раку, А. Воробьева, Е. Власовой, Е. Максименкова и др.). Используются актуальные методы исследования – рецептивные исследования, исследования музыкального национализма, контекстный подход (мировоззрение эпохи «оттепели», идеология почвенничества), музыкальная герменевтика и семантика.

Основная особенность конференции в том, что творчество Г. Свиридова осмысливается в широком культурно-историческом контексте – исследуются его связи с прошлой, досоветской музыкальной культурой и открываются его влияния на современную российскую культуру XXI в. Доклады и их ракурсы выбраны с учетом достижений современных ученых в области истории, культурологии, литературоведения, музыковедения (особенно, в музыкальной советике – это исследования М. Раку, И. Воробьева, Е. Власовой, Е. Максименкова и др.). Используются актуальные методы исследования – рецептивные исследования, исследования музыкального национализма, контекстный подход (мировоззрение эпохи «оттепели», идеология почвенничества), музыкальная герменевтика и семантика. Впервые музыка Г. Свиридова погружается в контекст разных музыкальных пластов – светская и религиозная музыка, музыка академическая и музыка «третьего пласта» (термин В.Дж. Конен, то есть музыка развлекательная, популярная, «доступная»), профессиональная письменная и фольклорная устная традиции. Такие перекрестные связи позволяют по-новому услышать музыку композитора и понять феномен Г. Свиридова в русской культуре.

Программа проекта

Программа конференции была сформирована, исходя из важного события года — 100-летия со дня рождения выдающегося русского композитора Г.В. Свиридова. Проводимые мероприятия внесли значительный вклад в общероссийское празднование юбилея композитора.

Основное назначение конференции — создание новой научной и информационной среды о творческом наследии Г.В. Свиридова, развитие фундаментальных научных установок о путях развития русской музыки ХХ века, расширение представлений о вкладе русской композиторской школы в мировой музыкальный процесс, содействие культурным контактам русских и зарубежных музыкантов и историков музыки, формирование ценностно-смысловых и научно-художественных концепций взаимодействия разных видов художественной культуры (поэзия, живопись, литература, театр, кино) с музыкальным искусством.

В рамках проекта состоялись:

Международная научная конференция «“И дышат почва и судьба”. Русская культура ХХ века и Георгий Свиридов» (К столетию со дня рождения композитора).

Круглый стол «Проблемы изучения наследия Г. Свиридова в XXI веке».

Творческая лаборатория «Георгий Свиридов и парадоксы музыкальной истории: в тени высокого жанра».

Проведены заседания секций: «Г. Свиридов: история и современность», «Музыкальный стиль Г. Свиридова», «Рецептивные исследования».

Участники

В мероприятиях проекта участвовали известные ученые-музыковеды, представляющие Россию и Израиль:

Роман Берченко — музыковед, кандидат искусствоведения, критик, композитор, заместитель директора программ радиостанции «Орфей» по концертно-трансляционной деятельности (Москва);

Виктория Давыдова — музыковед, кандидат искусствоведения, ректор Волгоградской консерватории;

Любовь Купец — профессор кафедры истории музыки Петрозаводской консерватории им. Глазунова;

Екатерина Лобанкова — музыковед, кандидат искусствоведения, критик, пост-докторант Бар-Иланского университета (Москва – Тель-Авив);

Павел Райгородский — музыковед, критик, заместитель главного редактора национальной газеты «Музыкальное обозрение» (Москва, Россия);

Марина Рыцарева — музыковед, доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкознания Бар-Иланского университета (Тель-Авив);

Устинов Андрей

Андрей Устинов — музыковед, критик, куратор, издатель, главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение» (Москва).

На подготовительном этапе в осуществлении проекта участвовали:

  • специалисты-музыковеды, профессионально изучающие творчество Г.В. Свиридова;
  • исследователи смежных областей искусствознания: литературы, поэзии и живописи, кино- и театральной музыки;
  • деятели культуры, литературы и искусства, близко знавшие композитора;
  • источниковеды и архивисты, работающие с материалами и документами о жизни, творчестве, общественной деятельности композитора;
  • философы и историки, рассматривающих творческое наследие и мировоззрение композитора в связи с историей России, развитием общественной мысли и духовной жизнью русского народа.

Тезисы докладов

В докладе кандидата искусствоведения Л.А. Купец, открывающем конференцию, творчество Г. Свиридова рассматривается сквозь призму поисков национальной идеи, которую вели русские композиторы, начиная с времен М. И. Глинки и вплоть до современности. Как отмечает ученая, свое искусство он всегда рассматривал как часть общества, связывал его с глобальными, историософскими идеями: «Художник призван служить, по мере своих сил, раскрытию истины мира». Ведущей его темой являются размышления о России, о народе. В его записях понятие «русский», указывает ученая, всячески педалируется: «самое главное, чтобы человек русский перестал обезьянствовать. Вот это главная наша беда. Вечно жить чьим-то чужим примером… Вот это чепуха. Надо жить своей жизнью. Жить своей радицией, продолжать свой, накопленный веками, опыт, отбрасывая из него дурное и продолжая хорошее… Русским надо осознать себя как народ. Они теряют это сознание часто».

Автор подводит итог: «Фактически все художественные константы творчества Свиридова в комплексе создают почти идеал национальной идеи, в которой удивительным образом соединилась знаменитая триада 1830-х годов графа Уварова (“православие – самодержавие – народность”, где самодержавие мыслилось в категориях служения отечеству) и представления философов Серебряного века, тонко трансформировавших уваровский проект (превратив народность в соборность, православие в космизм, самодержавие в мессианство). Как подтверждение, в записках Свиридова зафиксирована смысловая цепь: “соборное – общее – народное – космически-религиозное и индивидуальное – личность – неповторимость – судьба”. Показательно, что Свиридов практически исключил из собственной модели национальной музыки наиболее европейские формы — оперу, симфонию, балет — прежде всего по причине их национальной чуждости по происхождению и языку».

Продолжая поднятую тему о служении Свиридова обществу через свое искусство, доктор искусствоведения М.Г. Рыцарева помещает его музыку в контекст популярной музыки. Как вспоминал коллега Свиридова, композитор Б. Чайковский, он «не любит и никогда не любил музыки для одних знатоков. Он всегда придерживался той точки зрения, что музыка должна и способна по-настоящему захватывать людей. Даже его камерная инструментальная музыка — не для кабинетного слушания, не для узкого круга эстетов». Его идеал — народное искусство. «Народное — которое способно восприниматься нацией целиком и само адресовано народу, нации как целому», — писал сам композитор.

М.Г. Рыцарева указывает: его наследие выполнило очень важную миссию — популяризацию академической культуры. Его можно квалифицировать как устоявшее перед расщеплением музыки на элитарную и популярную. Располагаясь между двумя крайними точками, музыка Свиридова отстояла право на концертную музыку для широкой публики. В немецкой культуре попытались спасти это направление, отведя ему нишу «gebraucht Musik». Поэтому фактически популярная концертная музыка уже давно, больше ста лет, лишилась уважения и стала абсолютно маргинальным жанром. «Высший свет» элитарной музыки его не принимает. В программах они не совмещаются, а все институции концертной музыки ориентированы на музыку элитарную, которая фактически экспроприировала право на высокое искусство. Высокое искусство престижно, благодаря чему оно так или иначе субсидируется. Оно изучается, интерпретируется, иконизируется и т.д. С «низким жанром» популярной музыки все понятно, ему помогать не нужно, он и сам выживет. А вот «средний жанр» в музыке пострадал. Поэтому вопрос о музыке Свиридова нужно ставить шире как вопрос о судьбе жанра концертной музыки для широкой публики. «Легкая классика», «Филармония в джинсах» — такие направления в концертной жизни отражают робкое желание концертных организаций выжить, не слишком «опускаясь» до популизма.

Как утверждает, М. Рыцарева, драме среднего жанра, к которому можно отнести музыку Свиридова, немало способствовал 1948 год — как символ гонений на высокую современную музыку, — обернувшийся 1958 годом — отменой гонений, которая возвела ранее попранную элитарную музыку, жертву, — в ранг «неприкасаемой». Все эти процессы шли около 20-25 лет. Критика элитарной музыки стала неприличной, независимо от ее достоинств или отсутствия таковых. Напротив, музыка среднего стиля, ориентируемая по стилю и тематике на широкую публику, стала неприличной, а популизм до сих пор связывается с советской идеологией. Как теперь выровнять все это? Кто скажет голому королю, что он голый, если он действительно голый, хотя далеко не все короли голые? С другой стороны, не в каждой Золушке живет благородная душа…».

Кандидат искусствоведения Е.В. Лобанкова в докладе «Музыка Г. Свиридова в контексте “неопочвенничества” (параллели к творчеству писателей-«деревенщиков» 1970-х годов)» восстанавливает исторический контекст творчества композитора, относящегося к эпохе позднего социализма. Объясняется его интерес к неофольклору, «славянофильская» линия его творчества, дана интерпретация его обращения к деревенской теме и наследию С. Есенина.

Несмотря на заявленный в рамках советской идеологии интернационализм, именно художественная интеллигенция способствовала возрождению национализма, идеи о русской исключительности и обращению к размышлениям о русской идее через открытие древнерусской культуры. Проводятся параллели с творчеством таких писателей, как Ф. Абрамов, В. Солоухин, В. Шукшин, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутина, с картинами И. Глазунова. Выводятся общие для художников темы — «экология природы и духа», памяти и наследования, судьбы культурно-географической периферии, положения русских и русской культуры в советском государстве.

В докладе анализируются сочинения, возникшие с 1960-х по 1990-е: «Курские песни», «Деревянная Русь», «Пять песен о России», «Золотой сон» и др. Хоровое искусство композитор рассматривал как одно из главных духовных, коллективных и нравственных ценностей русской нации.

Кандидат искусствоведения Р.Э. Берченко в докладе «От Мусоргского к Свиридову: продолжение традиций русской музыки» рассматривает генезис музыкального стиля Свиридова. Большое место было уделено вопросу хоровой музыки как воплощению коллективного портрета русской нации. «Именно в хоровом творчестве за последние годы проявились ценнейшие тенденции: интерес к высокой духовности, пристальное внимание к национальным истокам русской культуры, поиски выразительно, современной музыкальной речи в противовес стереотипному, заемному, безликому интонационному языку, превращающему русский музыкальный язык в жаргон», — писал композитор в 1990.

Как и Мусоргский, и представители «Могучей кучки», Свиридов, через практически сто лет после них, утверждал, что «пение есть внутренняя потребность человеческой души», и эта потребность чрезвычайно сильна именно в русской культуре.  В 1974 планировал сделать совместные записи с Ведерниковым (Свиридов был прекрасным пианистом и концертмейстером) – вокальные сочинения Мусоргского и Бородина, очень сожалел, что не удалось осуществить этот замысел. Свиридов предлагает новое толкование музыки Мусоргского, выходя за рамки советизированного мифологического образа, созданного эпохой. Он видит в нем в первую очередь воплощение стихии жизни и смерти: «Тема песни Мусоргского не социальная, хотя в ней и присутствует социальный элемент, но не в ярко выраженной степени. Можно, конечно, домыслить, что мужик, погибающий в “Трепаке”, беден, сир, наг и жалок, что ребенок умирает в бедной городской квартире, тут вспоминается… конечно же, Достоевский, у которого мотив безвинно страдающего ребенка занимает столь большое место. Перед стихией все равны!».

Продолжая прерванные революцией 1917 устремления композиторов в направлении религиозной музыки (к этому пласту культуры обращались П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов, С. Танеев, А. Кастальский и др.), Свиридов пишет сочинения на сакральные темы, начиная с 1970-х гг. (в 1973 созданы Три хора из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович»). Интересуясь различиями между католичеством и православием, Свиридов приходит к идее, популярной в русской культуре с середины XIX в. – о том, что через православие русские связаны с культурой Древней Греции и Византии, а значит их традиции более древние, чем в западном мире. В сочинении «Песнопения и молитвы» Свиридов создает образы древнерусского архаического богослужебного пения, совмещая традиции древнерусской монодии, композиторских стилей М. Мусоргского, С. Рахманинова и Д. Шостаковича.

Кандидат искусствоведения В.П. Давыдова восстанавливает диалог композитора с культурами различных эпох через используемые литературные тексты. В ее докладе «Музыка Свиридова и мировая литература: от Р. Бернса и М. Лермонтова до Бо Цзюй и А. Барто (обзор литературных источников творчества композитора)» указаны основные литературные доминанты его творчества – Бернс, Есенин, Пушкин, Блок, Маяковский. Ученая полагает, что впервые советский композитор обращается к столь широкому кругу литературных источников. Подобный кругозор можно расценивать как предчувствие, приближение к эпохе постмодерна, когда диалог и поиски идентичности выстраиваются с любыми текстами прошлого.

Устинов Андрей

В выступлении А.А. Устинова «Восприятие музыки Георгия Свиридова современниками и потомками (по материалам российской и зарубежной прессы)» обсуждаются разные типы восприятия музыки композитора – широкой публикой, экспертами, СМИ, блоггерами, участниками соцсетей и коллегами.

В периодизации рецепций музыки композитора выделяются 1950-е годы, когда фиксировалось увлечение его музыкой, а в 1960-е начинается неприятие, особенно с позиций сторонников авангарда. Выявляются наиболее часто исполняемые сочинения, востребованные современной культурой – «Отчалившая Русь», «Пушкинский венок». Обсуждался феномен «популярной классики» — мелодии Свиридова из «Метели», тема «Время, вперед» стали частью массовой развлекательной культуры.

В обзоре литературы, предложенном П.М. Райгородским (доклад «Литература о Г. Свиридове: историографический анализ»), большое внимание уделено рассмотрению дневников композитора «Музыка как судьба» (2002).

Литература о композиторе на сегодня обширна. В разное время о его творчестве писали М.А. Аркадьев, В.А. Васина-Гроссман, Т.Ю. Масловская, С.И. Савенко. Ю.И. Паисов, А.Н. Сохор, А.В. Руднева, Е.А. Ручьевская, В.Д. Биберган и др.

Сборники докладов по результатам «Свиридовских чтений» регулярно выходят в Курске, на родине композитора.