В комнате наверху

«Точка пересечения»: на Малой сцене МАМТ показали новые работы молодых хореографов
В комнате наверху
Х 2 . Хореограф Дастин Кляйн. Фото Олег Черноус

На сайте опубликован фрагмент статьи. Полностью материал читайте в бумажной версии газеты «Музыкальное обозрение» — МО № 2 (409) 2017.

Точка № 1

Идея «Точки пересечения» возникла в Музыкальном театре (руководитель проекта заведующий балетной труппой Андрей Уваров; исполнительные продюсеры Дарья Фомина и Ксения Никольская; технический директор и художник по свету Семен Швидкий) в прошлом году.

Показы проходят на Новой сцене в формате 2×2, то есть по два двадцатиминутных условно сюжетных спектакля в каждом отделении, участвовать могут не более семи солистов. Билеты на мероприятие поступают в продажу за 2 месяца до премьеры, которая играется всего два раза. Театр оставляет за собой право взять понравившийся спектакль в репертуар или заказать хореографу новый спектакль для основной сцены. В прошлом сезоне была установка на российские имена, включая и россиян, работающих в зарубежных компаниях. Такой же мудрый шаг в свое время сделал Ратманский в Большом, пригласив на воркшоп Славу Самодурова из Лондона и Ивана Урбана из Гамбурга. В результате прошлая

«Точка пересечения» открыла нам русского австрийца Андрея Кайдановского, достойного продолжателя знаменитой в СССР театральной династии. Его работа в жанре танц-театра (направление, которое развивале в Вуппертале Пина Бауш) «Чай или кофе?» на музыку Р. Брауна -П. Альмейды (на тему Баха), В.Т. Санса, Stimmhorn & Kold Electronics, Д. Чеглакова, П. Альмейды – С. Терри-М. Рудермана (на тему Э. Вила-Лобоса) была отмечена критиками и номинирована на соискание премии «Золотая маска».

Еще один принцип устроителей «Точки» — наличие в проекте одного «своего человека», действующего или некогда работавшего в МАМТе артиста, который бы знал потенциал артистов труппы. В прошлом году любопытную работу на тему барочной архитектуры «Вариации и квартет» на музыку И. С. Баха, И.Г. Пизенделя и П. Чайковского представил артист компании Константин Семенов, впрочем, к этому времени имеющий приличный послужной список балетных миниатюр (победитель конкурса молодых хореографов фестиваля «Context. Диана Вишнева» в 2015). Семенов сочиняет в классической манере, развивает язык Петипа и Ван Манена. Более конвенциональные работы поставили дипломированные хореографы Марианна Рыжкина (Москва, МГАХ) и Эмиль Фаски (Санкт-Петербург, АРБ).

Точка № 2

Для участия во втором «забеге» в 2017 были приглашены четыре малоизвестных в Европе и совсем неизвестных в России хореографа. Их среда обитания — хореографические показы и конкурсы в Германии (ежегодный хореографический смотр в Ганновере) и Франции, лаборатории и мастерские при театрах, небольшие независимые коллективы и проекты. «Человеком из театра» стал Дмитрий Хамзин, с 2004 по 2011 служивший в МАМТе (Треплев в «Чайке», Морской колдун в «Русалочке» Ноймайера, Дженнаро в «Неаполе» Бурнонвиля, солист в балетах Дуато и Килиана), в данный момент проживающий в Швейцарии и танцующий в Цюрихском балете. Немецкий танцовщик Дастин Кляйн представлял Баварский балет, албанец Эно Печи — Венский балет и израильтянин Эяль Дадон — компанию Киббуц.

Как и в прошлом году, каждый спектакль предварялся коротким черно-белым фильмом, в котором хореографы представлялись публике и зачитывали некий текст, каким-то образом характеризующий их работу.

Дежа вю. Хореография Эно Печи. Фото Светлана Постоенко

Уикэнд интеллектуалов

После двух показов в 2016 и 2017 стало понятно, что «Точка пересечения» не является продолжательницей «мастерских новой хореографии» формата середины и конца 2000-х.

Начинающие хореографы, приходящие сегодня работать в подобные проекты, уже не те ищущие свой язык адепты альтернативной пластики, понятия не имеющие о видео-арте и световой композиции. Наоборот, приходят люди с режиссерскими идеями, которые хотят поставить свой оригинальный мини-спектакль, соединяя в нем привычные компоненты в непривычных для зрителя пропорциях.

Или танцовщики, умеющие прочитать телесные послания своих коллег и использовать их оригинальный язык в своей постановке, для которой у них до начала репетиций не было заготовлено ничего, кроме саунд-дизайна или какого-нибудь значимого артефакта, присмотрено на одном из многочисленных биеннале современного искусства.

За эту непредсказуемость результата «Точку» полюбили артисты, явно чувствующие себя ферзями новых постановок. В качестве соавторов они всегда будут готовы улучшить продукцию, приложив к тому все усилия. Зрителям в экспериментальных постановках Новой сцены нравится достраивать сюжеты, являющиеся самой зыбкой составляющей в проектах хореографов-неофитов. История на самом деле ни разу не рассказывается, но иллюзия ее присутствия создается. В итоге зрители не культурно дремлют-отдыхают на «Точке пересечения», а проводят интеллектуальный уикенд, включаясь в процесс осмысления увиденного и услышанного в реальном времени.

На сайте опубликован фрагмент статьи. Полностью материал читайте в бумажной версии газеты «Музыкальное обозрение» — МО № 2 (409) 2017.