«В каждой мимолетности вижу я миры»

Итоги 2016 года. Вслед за годом Чайковского в РФ прошел Год Прокофьева
«В каждой мимолетности вижу я миры»
Фото Кирилл Зыков / Агентство городских новостей «Москва»

Год Сергея Прокофьева в честь 125-летия со дня рождения композитора был объявлен 9 декабря 2015 во время заседания Попечительского совета Мариинского театра в Кремле под председательством В. Путина.

«Эту инициативу первым предложил президент России, — отметил по этому поводу В. Гергиев. — Это идея Владимира Владимировича — сделать следующий год годом Прокофьева. Я не только горячо приветствую ее, а искренне благодарен за такое предложение. Сергей Прокофьев — величайший русский композитор… В следующем году он будет хозяином концертных площадок, театральных подмостков не только в Мариинском театре в Петербурге, во Владивостоке, в Москве».

Старт Году Прокофьева был дан еще до наступления 2016. В Католическое Рождество, 25 декабря, в Государственном Кремлевском Дворце, в присутствии президента и нескольких тысяч высокопоставленных зрителей и слушателей, состоялся концерт Всероссийского детского хора «Расцветай, могучий край!» (по названию кантаты Прокофьева к ХХХ-летию Октября) под управлением В. Гергиева.

На Олимпе

«Прокофьевский бум». Опера, балет, Гергиев, Рождественский, Полянский, Юровский

Сергей Прокофьев — одна из культовых фигур отечественной музыкальной культуры. Наряду с Петром Чайковским, Сергеем Рахманиновым, Дмитрием Шостаковичем — обитатель мирового композиторского Олимпа. Его гениальную музыку играют все музыканты, начиная с младших классов ДМШ.

В последнее время, в XXI веке, в России наблюдается «прокофьевский бум». Исполняется, за редкими исключениями, большинство его сочинений: одни постоянно и повсеместно (например, 1-я и 5-я симфонии, первые три фортепианных концерта, поздние фортепианные сонаты, скрипичные концерты, «Александр Невский» и многое иное); другие — реже (некоторые камерные сочинения, вокальная музыка…).

Ставятся в театрах и звучат в концертном исполнении многие оперы композитора. А. Титель в МАМТе поставил «Войну и мир» и «Любовь к трем апельсинам». «Апельсины» идут в Театре им. Сац в постановке Г. Исаакяна. В большом театре время от времени возобновляют «Огненного ангела». К самым монументальным и, вероятно, самым актуальным ныне операм Прокофьева регулярно обращаются Валерий Полянский и Госкапелла. Два года назад было концертное исполнение «Семена Котко», в 2016 — «Войны и мира». К 60-летию Победы, Дмитрий Бертман поставил в своем театре оперу «Повесть о настоящем человеке» (под названием «Упавший с неба»).

Практически все оперы Прокофьева заявлены в афише Мариинского театра (правда, некоторые не шли уже по два-три сезона, но остаются в репертуаре; о заслугах В. Гергиева перед Сергеем Сергеевичем речь впереди).

Безусловно, вечные хиты балетного репертуара — «Ромео и Джульетта» и «Золушка». Но и другие балеты время от времени появляются на сценах театров: в частности, к 125-летию композитора ставили «Каменный цветок», «Стальной скок», остается в репертуаре Большого театра «Иван Грозный» на музыку Прокофьева.  

Играются все симфонии и симфонические сочинения, фортепианные концерты, сочинения для детей. Трудно назвать исполнителей — дирижеров, пианистов, скрипачей etc., — которые не имели бы в репертуаре произведений Прокофьева. Из дирижеров, помимо Гергиева, к творчеству Прокофьева постоянно обращается Геннадий Рождественский: в частности, исполнил III акт оперы «Семен Котко» в своем юбилейном концерте, а вместе с супругой — пианисткой Викторией Постниковой сыграл и записал все фортепианные концерты композитора.

В последнее время благодаря усилиям Владимира Юровского регулярно звучит театральная музыка Прокофьева: к спектаклям А. Таирова «Евгений Онегин» и «Египетские ночи».

Книги

Исследования, аналитика, воспоминания

Прокофьев остается и властителем дум музыковедов и музыкальных писателей. За последнее 10-летие вышли, в частности, том И. Вишневецкого в серии «ЖЗЛ» (2009), Переписка Прокофьева и С. Кусевицкого (2011, том подготовлен В. Юзефовичем), «Театр Прокофьева. Исследовательские очерки» Е. Долинской (2012).

«Литературное поле» стало полем заочного «столкновения» двух жен Прокофьева. Почти одновременно вышли книги «XX век Лины Прокофьевой» В. Чемберджи и «Лина и Сергей Прокофьевы» американского музыковеда С. Моррисона — об отношенниях с первой женой, а Музеем им. Глинки подготовлено издание «О С.С. Прокофьеве. Воспоминания. Дневники. 1938–1967» М. Мендельсон-Прокофьевой, второй жены композитора.

В 2016 вышли книги «С.С. Прокофьев: к 125-летию со дня рождения. Письма, документы, статьи, воспоминания» (автор проекта, ред.-сост. Е. Власова), «Прокофьев в Петербургской консерватории (к 125-летию со дня рождения)» А. Ахонен, в 2015 — «Огненный ангел С.С. Прокофьева: к истории создания» Н. Савкиной.

Из наиболее значимых публикаций новейшего времени — издание и переиздание «Дневников» Прокофьева и его «Автобиографии» издательством «Классика XXI».

Прокофьев и Гергиев — «братья навек»

Гергиев. Мариинский театр. Приморская сцена. Зал Прокофьева.

Как всегда (так это было и с конкурсом Чайковского, и с ВХО, и с Годом Чайковского, и в других случаях), инициативу сходу взял в свою руки В. Гергиев и представил ситуацию так, будто в стране больше никто, кроме него и Мариинского театра, не играет и не ставит Прокофьева.

Но надо признать, что заслуги Гергиева и впрямь велики. Сергей Сергеевич — один из композиторов, особо ценимых Валерием Абисаловичем. Гергиев был первым, кто в 1991 провел в Мариинском театре фестиваль к 100-летию Прокофьева, исполнив все оперы и все балеты композитора.

В настоящее время в афише Мариинки числятся 8 опер («Война и мир» в двух версиях, «Огненный ангел», «Обручение в монастыре», «Любовь к трем апельсинам», «Игрок», «Семен Котко», «Маддалена» и «Великан») и три балета («Ромео и Джульетта», «Золушка» и «Блудный сын», а также балеты на музыку Прокофьева «Русская увертюра» и «Скрипичный концерт № 2»).

В честь Прокофьева назван один из камерных залов в новом здании театра «Мариинский-2». Сочинения Прокофьева постоянно звучат в симфонических концертах Мариинского оркестра. Неоднократно на сцене и в записи был реализован проект исполнения всех концертов для фортепиано с оркестром (в т.ч. в один вечер). Прокофьеву посвящались программы Московского Пасхального фестиваля (III в 2004, XI в 2012).

Дача и архивы Прокофьева

История и предыстория. Николина Гора. Архивы.

Как сообщал ТАСС, Валерий Гергиев намерен привести в порядок подмосковную дачу великого композитора Сергея Прокофьева, которому в 2016 году исполнилось бы 125 лет. Об этом он сообщил в заключение пресс-конференции, посвященной XV Пасхальному фестивалю:

«Я очень рад, что удалось спасти дачу Прокофьева. Мы могли ее потерять. Но с помощью моих четырех друзей нам удалось ее сохранить. Надеюсь, нам удастся привести ее в порядок», — сказал Гергиев.

По его словам, вопрос, что будет дальше с дачей и может ли там расположиться музей, нельзя обсуждать публично:

«Нужно относиться бережно. Слава богу, что этот объект спасли. Он мог оказаться уничтоженным».

Дача, на которой композитор Сергей Прокофьев провел последние 8 лет жизни, расположена в подмосковном поселке Николина Гора. На участке в 73 сотки расположен деревянный двухэтажный дом с мансардой, гараж и беседка.

Несколько лет назад СМИ сообщали, что участок выставлен на продажу за $4,5 млн. Участок и дом находятся в заброшенном состоянии».

В ходе интервью с В. Гергиевым накануне прошлогоднего Пасхального фестиваля корреспондент ТАСС поинтересовался у маэстро:

«Год назад вы рассказывали, что друзья выкупили и подарили вам на день рождения пребывавшую в запустении дачу Прокофьева в Николиной Горе. Риелторы собирались сломать ветхий домик композитора и продать землю. Этого, по счастью, не случилось. Планы создать культурный центр там, где Прокофьев прожил последние несколько лет, у вас не изменились?»

«Нет, конечно, — ответил Гергиев. — Я передал дачу собственному благотворительному фонду. Дело ведь не в том, кто формально является собственником. Важно сохранить исторический и культурный памятник. У фонда был ряд успешных проектов, его сотрудники обладают необходимым опытом… Пока до реконструкции дело не дошло, нужно соблюсти определенные бюрократические формальности, но, как говорится, процесс идет. Дом не будет заброшен, это точно. Необходимо лишь время» (http://tass.ru)

В интервью газете «Коммерсант», отвечая на вопрос, что происходит сегодня с архивами Прокофьева и, в частности, с зарубежным Фондом Сергея Прокофьева, Гергиев ответил:

«Да, это важный вопрос. К счастью, у нас есть музей, музыковеды, частные коллекции, фонды и в том числе фонд, который я сам основал, который много делает для популяризации Прокофьева. Я думаю, что мы справляемся со своей задачей неплохо. Мы могли заниматься исполнением и изучением в том числе малоизвестных его партитур, обращаться к архивам, письмам. <…> Я хочу сказать, что я исполнитель и кроме того я руковожу одним из крупнейших театров в мире, который сегодня может решать любые задачи, в том числе и научные. Мы можем себе позволить и систематизировать, и издавать. На 90% мы все-таки исполнители, то, что мы можем вызвать к жизни практически все его произведения, вот это важно. Мы не пытаемся никому ничего доказать с расчетом на свои собственные ресурсы. Мы всегда открыты к сотрудничеству с российскими коллегами, с каналами «Культура», «Россия», «Первым каналом». Мы настолько уже научились доверять себе и своей интуиции, что уже можем делать все, не оглядываясь на то, кто будет нашим партнером. Это очень важное заявление».

Сутки и Год

Год Прокофьева и Мариинский театр. Марафон. Пасхальный фестиваль. Приморская сцена. Дальневосточный фестиваль. Выставки

125-летие Прокофьева Гергиев и Мариинский театр отмечали концертами и спектаклями в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и других регионах России, а также в Италии, Франции, Великобритании, Швеции, Японии, Китае, США, Чили, Мексике, на Кубе.

В день рождения Прокофьева, 23 апреля, Гергиев и Мариинский театр провели суточный марафон. Утром маэстро и его оркестр сыграли прокофьевскую программу в Москве, в Концертном зале им. П.И. Чайковского. После этого музыканты отбыли в Петербург и уже вечером дали «Прокофьев-гала» в Концертном зале Мариинки. В то же время его музыка звучала на всех площадках Мариинского театра — от исторической сцены до Приморской. В рамках Мариинского цикла был показан балет «Золушка», фильмы «Александр Невский» и «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, исполнены одноименные кантата и оратория, состоялась премьера документальной работы, прошел ряд мероприятий в камерных залах.

В числе солистов, принимавших участие в торжествах Мариинского театра, — пианисты С. Бабаян, Д. Кожухин, А. Коробейников, Д. Мацуев, А. Мельников, С. Редькин, Д. Трифонов; скрипачи К. Барати, Л. Кавакос, виолончелист А. Рамм, вокалисты О. Бородина, Ю. Маточкина, М. Петренко, актер А. Петренко и др.

Во Владивосток была перенесена опера «Любовь к трем апельсинам» Алена Маратра, поставленная им для петербургской сцены в 2007.

Выставки, демонстрирующие 100-летнюю историю постановок опер и балетов Прокофьева в Мариинке, были организованы на сайте театра и в фойе Мариинского-2. В киосках появилось издание театра «Прокофьев в Мариинском».

В. Гергиев: «За три дня мы исполнили все семь симфоний этого солнечного композитора и много других его произведений. Раньше такого не делал никто, включая коллектив Мариинки. Но ради Прокофьева я готов стать марафонцем…» (http://tass.ru)

В ходе XV Пасхального фестиваля, проехав на своем «Пасхальном сапсане» всю Россию, мариинцы сыграли 1-ю, 5-ю, 6-ю и 7-ю симфонии, фрагменты из балетов «Ромео и Джульетта» и «Золушка», исполнили III акт оперы «Семен Котко», ораторию «Иван Грозный», кантаты «Славься, наш могучий край!», «Александр Невский», «К ХХ-летию Октября», симфоническую сказку «Петя и волк».

И даже в разрушенной Пальмире, под испепеляющим белым солнцем пустыни, прозвучала солнечная «Классическая симфония» Прокофьева.

В течение года Мариинский театр представил оперы «Игрок», «Любовь к трем апельсинам», «Семен Котко», «Маддалена», «Великан», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», симфоническую сказку «Петя и волк».

В 2016 в орбиту празднований была вовлечена и новая площадка Мариинского театра — Приморская (до 1 января 2016 — Приморский театр оперы и балета во Владивостоке). Творчеству композитора был посвящен I Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский» (30 июля – 10 августа), где помимо артистов петербургской труппы выступили исполнители из стран Дальнего Востока, Азии, Европы и Америки. В числе проектов — владивостокская премьера оперы «Обручение в монастыре» на открытии фестиваля, концерт Симфонического оркестра Мариинки на борту флагмана Тихоокеанского флота ракетного крейсера «Варяг», программы «Звезды балета Мариинского театра» с участием Д. Вишневой, У. Лопаткиной, Е. Кондауровой, В. Малахова и др., выступления лауреатов Конкурса им. П.И. Чайковского и Grand Piano Competition Д. Мацуева.

В. Гергиев: «Весь 2016-й у нас проходит под знаком Прокофьева. Уже в этом году мы исполняли его произведения в самых разных странах — на Кубе, в Чили, Мексике, США, Англии, Германии, в поездках по городам России — от Владивостока и Томска до Кемерово и Улан-Удэ… Впереди — Пасхальный фестиваль, где снова будет звучать музыка Сергея Сергеевича, гастроли в Китай, Швейцарию, Францию, Бельгию, Голландию… <…> Мне кажется, он бы подумал, что, может, и правильно сделал, вернувшись в Россию, раз здесь его по-прежнему так ценят и чтут» (http://tass.ru)

«Я хочу, чтобы друзья музыки во всем мире обратили особое, пристальное внимание как на знаменитые произведения Прокофьева, так и на малознакомые, малоизвестные. Ведь это не проблема Прокофьева, если какие-то его сонаты и симфонии не знакомы кому-то из вас. Это в какой-то степени и ваша огромная удача, потому что вам еще предстоит с этим познакомиться. Так что, не считайте, что Прокофьеву не повезло, и его какие-то произведения редко звучат, и вы их не знаете. Это вам повезло, вы их узнаете, мы вам такую возможность даем» (ТВ «Россия – Культура»).

Прокофьев и кино

Премьера в Мариинке. Показ на Дворцовой площади

23 апреля в Мариинском театр состоялась премьера фильма «Прокофьев: во время пути» (режиссер Анна Матисон, при участии В. Гергиева и К. Хабенского).

«Разговоры о фильме про Прокофьева впервые возникли у нас четыре года назад, — отметил В. Гергиев в интервью газете «Коммерсант». — Необходимо было найти средства, чем я тоже занимался с помощью друзей-попечителей Мариинского театра и нашего фонда. Мы с большим удовольствием работали над реализацией замысла. 2016 год, как вы знаете, — это год 125-летия Прокофьева. Для нас, оркестра Мариинского театра, это огромная дата. Возможно, мы делаем для наследия Прокофьева сегодня больше, чем кто-либо в мире, чтобы почтить этого великого композитора. То, что в роли Прокофьева снялся Константин Хабенский, — это прекрасно, то, что фильм следует страницам, написанным самим Прокофьевым, его собственным дневниковым описаниям его путешествий, — это замечательная и драгоценная попытка обратить внимание наших соотечественников, которые по-настоящему еще не знают, что такое жизнь Сергея Прокофьева. Так ведь мы не знаем и что такое жизнь Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, и уж точно ученика последнего — Стравинского, зияют огромные пробелы. Мы должны их восполнять. Это поможет России быть страной света и знания, мы, как любая страна, можем скатиться в бездну тьмы и мрака, это сегодня грозит любому государству. Так что я надеюсь, что наша маленькая, но важная работа поможет общей картине».

В сентябре 2016 фильм «Прокофьев: во время пути» вышел в прокат.

17 июня на Дворцовой площади Мариинский оркестр и В. Гергиев вновь исполнили «Александра Невского» и «Ивана Грозного» с трансляцией фильмов на большом экране.

«Госплан» по Прокофьеву

Год Прокофьева. 1227 мероприятий в 80 регионах

Правительством РФ был сформирован Оргкомитет по подготовке и организации мероприятий Года Прокофьева во главе с заместителем Председателя Правительства РФ Ольгой Голодец.

14 марта Правительством был утвержден «План мероприятий по подготовке и проведению празднования 125-летия со дня рождения Сергея Прокофьева», который включал 1227 мероприятий международного, федерального и регионального уровня. В течение года концерты, спектакли, конкурсы, лекции, выставки прошли в 80 регионах.

Год Прокофьева включал события самого разного масштаба — от топовых проектов в крупнейших российских культурных центрах до просветительских событий в регионах. Он распространился и на немузыкальные сферы: изобразительное искусство, библиотечное и музейное дело, интернет, мультимедийные технологии.

О. Голодец: «Серьезно вовлечены в процесс подготовки Года Прокофьева учебные заведения: музыкальные школы, школы искусств, общеобразовательные школы. Этот год позволит нам совершенно по-иному отнестись к творчеству композитора».

С днем рождения, Сергей Сергеевич!

Памятная дата. День Прокофьева

Итак, 23 апреля С.С. Прокофьеву исполнилось бы 125 лет. Размах празднований в этот день был под стать «чайковским» торжествам годичной давности, пусть и не столь грандиозен. Помимо В. Гергиева и оркестра Мариинского театра, обеспечивших своими выступлениями значительную часть Дня Прокофьева, был еще и концерт Балтийского симфонического оркестра под управлением Кристиана Ярви в КЗЧ, с блистательным солистом Александром Торадзе — возможно, лучшим исполнителем Прокофьева сегодня (он играл 3-й концерт). В тот же вечер 3-й концерт звучал в БЗК (МГАСО, дирижер П. Коган, солистка Л. Зильберштейн), а 1-й и сюита из «Ромео и Джульетты» — в «Филамонии-2» (АСО МГАФ, дирижер Д. Ботинис, солист М. Култышев).

Поздно вечером, в 23.50 по Первому каналу показали художественно-документальный фильм «Прокофьев наш» (редчайший случай, когда на Первый «пустили» академическую музыку). Фильм уникален тем, что кадры советской хроники перемежаются с постановочными сценами. Сценарий написал Андрей Картавцев, режиссеры Андрей Стволинский и Юлия Рыбакова. Образ композитора воплощают два актера: молодого Сергея Прокофьева играет Александр Давыдов, а Прокофьева в зрелом возрасте — Алексей Гуськов. Также в главных ролях — Ирина Теплухова и Анна-Джулия Скруфари Хэджес.

Что, где, когда

Театры. Оперы. Балеты. Фестивали. Филармонии. Консерватории. Музеи

«План мероприятий…», опубликованный на сайте Министерства культуры РФ,   учитывал не только премьеры, но и и текущий репертуар театров, планы филармоний, оркестров и т.д. Так, в Большом театре указан балет «Иван Грозный» (кроме того, в афише ГАБТ — балеты «Классическая симфония», «Ромео и Джульетта», опера «Огненный ангел»).

В числе значительных художественных событий Года Прокофьева — упомянутые премьеры «Любви к трем апельсинам» в МАМТ и во Владивостоке, «Маддалены» — в «Новой опере» и силами Академии молодых певцов Мариинского театра; балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка» в Екатеринбургском театре оперы и балета, «Золушка» в Пермском театре оперы и балета.

В Саратовском театре оперы и балета в октябре был поставлен балет «Super Золушка» на новое оригинальное либретто. В то же время балетная премьера сезона 2014/2015 — «Стальной скок» (первая постановка в России) — получила в прошлом году «Золотую маску» за лучшую работу дирижера (Ю. Кочнев).

В Воронежском театре оперы и балета 22–24 апреля прошел балетный фестиваль к юбилею С.С. Прокофьева («Каменный цветок», «Золушка», «Ромео и Джульетта»).

125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева был посвящен IV Международный форум «Балет XXI век», прошедший в ноябре в Красноярском театре оперы и балета, и балетный конкурс в рамках Форума.

Год Прокофьева отметили театры оперы и балета, музыкальные, детские, ТЮЗы, балетные труппы — десятки коллективов. В их числе все московские театры, петербургские Михайловский, «Санктъ-Петербургъ опера», «Зазеркалье», Татарский, Астраханский, Ростовский, Самарский, Башкирский, Чувашский, Марийский, Красноярский, Бурятский театры оперы и балета, Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия), музыкальные театры Краснодарского творческого объединения «Премьера», Иркутска, Республики Карелия, Республики Мордовия, а также «Кремлевский балет», Московский областной «Русский балет» и многие другие.

Чаще других опер можно было услышать «Любовь к трем апельсинам» (три спектакля). Звучали «Семен Котко» (III акт), «Обручение в монастыре» (на фестивале «Опера — всем» в Санкт-Петербурге, дирижировал М. Голиков) и «Маддалена», детская опера «Великан» (Мариинский театр) и масштабная «Война и мир».

Хит балетного жанра — «Ромео и Джульетта» (13 постановок). «Золушек» — восемь, плюс вышеупомянутая «Super Золушка» в Саратовском театре и премьера «сказки с оркестром» «Золушка» в Хабаровской филармонии. Три спектакля — «Каменный цветок», один — «Иван Грозный».

С. Прокофьев стал одной из центральных фигур IV летнего фестиваля «Истории с оркестром. Владимир Юровский дирижирует и рассказывает», посвященный юбилейным датам Прокофьева и Шостаковича. Надо отдать должное маэстро Юровскому: именно он, став худруком Госоркестра, фактически заново открыл нам театральную музыку Прокофьева («Египетские ночи», «Евгений Онегин»). «Египетские ночи» прозвучали на открытии фестиваля. (Кстати, в ноябре в амстердамском Концертгебау Юровский представил оперу Сергея Прокофьева «Семен Котко» с участием российских певцов, Филармонического оркестра и хора Нидерландского радио).

125-летие гения отметили и другие международные, Всероссийские и региональные фестивали: Транссибирский Арт-Фестиваль Вадима Репина, фестиваль к 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева в Капелле Санкт-Петербурга; петербургская «Площадь искусств» Юрия Темирканова; «Рождественские встречи в Иркутске» Дениса Мацуева; «Весна в Клину» в Музее-заповеднике П.И. Чайковского; «Русская музыка на Балтике»; «Самарская осень»; дагестанский форум «Творческие пересечения» и множество других.

Прокофьевские фестивали прошли и во многих учебных заведениях.

Композитора чествовали едва ли не на всех концертных и учебных российских сценах: почти во всех филармониях от Мурманска до Хабаровска, ММДМ и других Домах музыки, во всех консерваториях, в музеях — Чайковского в Клину, «Зарайский кремль», усадьбе «Мураново», Музее-усадьбе Чехова, рахманиновской «Ивановке», в колледжах, специализированных школах, библиотеках, клубах и др.

Столицы впереди, регионы не отстали

Москва. Провинция. Оркестры. Ансамбли. Солисты.

В событиях Года Прокофьева приняли участие около 70 профессиональных оркестров — симфонических, камерных, народных и даже эстрадных, — не считая учебных коллективов от младшего до высшего звена; несколько десятков профессиональных и любительских хоров (от камерных до капелл).

В концертах выступали Госоркестр России им. Е.Ф. Светланова, оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, БСО им. П.И. Чайковского, РНО (в частности, на гастролях в США), МГАСО под управлением Павла Когана, Musica Viva, Госхор им. А.В. Свешникова, Московский камерный хор.

Участвовали симфонические оркестры Татарстана, Башкортостана, Калмыкии, Кубани, Сочи, Брянска, Владимира, Череповца, Костромы, Калининграда, республик Северного Кавказа, Чувашская симфоническая капелла, Камчатская хоровая капелла, Саратовский губернский театр хоровой музыки, хоровая капелла «Ярославия» и великое множество других коллективов.

Дирижировали В. Альтшулер, Д. Ботинис, П. Бубельников, А. Дмитриев, П. Коган, С. Кочановский, В. Ланде, И. Лапиньш, Р. Нигаматуллин, М. Плетнев, Ю. Симонов, А. Сладковский, А. Скульский, Ю. Темирканов, А. Чернушенко…

Геннадий Рождественский, помимо исполнения III акта оперы «Семен Котко», включил в один из концертов своего авторского абонемента в КЗЧ «Моцарт и…» с Госкапеллой России сочинения венского классика и русского композитора, которого называют «Моцартом ХХ века»: Первый фортепианный концерт, кантату «Песни наших дней» и раннюю пьесу «Наваждение» в собственном переложении.

В числе солистов Года Прокофьева — пианисты Б. Березовский, Л. Генюшас, Л. Зильберштейн, Ф. Копачевский, А. Коробейников, Р. Кудояров, М. Култышев, М. Лидский, Н. Луганский, Д. Маслеев, Д. Мацуев, П. Осетинская, В. Постникова, С. Редькин, А. Торадзе, З. Чочиева, А. Яковлев; скрипачи Д. Нордио, Г. Казазян, К.-Д. Кан, И. Почекин, В. Репин, Е. Таросян; виолончелист и дирижер А. Рудин, виолончелист А. Демаркетт.

Солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра в концертах Пасхального фестиваля исполнили все романсы Прокофьева).

Шедевры и раритеты

«Петя и волк». Редкости. «Прокофьев и…»

Среди произведений Прокофьева особого внимания удостоился «Петя и волк»: около 20 интерпретаций, от проектов крупнейших театров (например, Мариинского, им. Покровского) до лекториев в ДК и уроков в ДМШ. Из оригинальных прочтений — переложение для органа и солистов в Вятской филармонии и сказка-балет на музыку «Пети и волка» в ДШИ г. Муравленко Ямало-Ненецкого АО.

Проекты, включавшие сочинения Прокофьева, представляли в течение года Московский ансамбль современной музыки и «Студия новой музыки» Московской консерватории.

В Астрахани к открытию III Международного конкурса вокалистов им. М.П. Максаковой было приурочено исполнение оратории «На страже мира» (на стихи С. Маршака).

В Нижегородской филармонии прозвучал «Евгений Онегин»: строфы из романа в стихах Пушкина и музыка Прокофьева к неосуществленному спектаклю Александра Таирова в исполнении АСО под управлением Александра Скульского и актрисы Московской филармонии Антонины Кузнецовой.

Некоторые концертные программы, выставки, другие акции можно назвать «Прокофьев и…»: в них все, что связано с юбилеем  Прокофьева, соединено с сочинениями других композиторов: Моцарта (концерт в Петербургском музыкально-педагогическом училище, урок в ДШИ г. Ишима Тюменской области), Рахманинова (выставка в Музее Скрябина в Москве, рахманиновском в музее-усадьбе «Ивановка» в Тамбовской области), Шостаковича — к 110-летию со дня рождения (у Камерного оркестра Костромской филармонии, в Краснодарском музыкальным колледже, Тульской областной ДМШ, Воронежской филармонии и др.).

Из объявленных исполнений не состоялись премьера концертного исполнения оперы «Маддалена» в Липецкой филармонии, премьера балета «Ермак» на музыку Прокофьева в Омском музыкальном театре, исполнение оратории «На страже мира» в Казани силами Камерного хора РТ и оркестра Казанского высшего военного командного училища.

Региональная концертная программа была дополнена трансляциями событий Московской филармонии в рамках проекта «Всероссийский виртуальный концертный зал», а также трансляциями из Мариинского театра в рамках апрельских торжеств.

Кино

Фильмы Эйзенштейна и Прокофьева. Кинопоказы

Отдельная глава вписан в программе Года Прокофьева — киножанр. Прокофьев вошел в историю как выдающийся кинокомпозитор, автор музыки к 8 лентам. Фильмы С. Эйзенштейна с его музыкой — «Александр Невский» и «Иван Грозный» — признаны шедеврами мирового кинематографа. А кантата и оратория, составленные на основе музыки к этим фильмам, относятся к вершинам творчества Прокофьева.

Кинопоказы проходили и в рамках Года российского кино-2016. Масштаб событий самый разный: от показа на Дворцовой площади Санкт-Петербурга в исполнении и оркестра Мариинского театра, озвучившего легендарные ленты, до проекта «Прокофьев и музыка кино» в ДШИ № 1 Якутска, показов «Александра Невского» и «Ивана Грозного» в библиотеках, учебных заведениях, культурных центрах, галереях…

В БЗК состоялся музыкально-кинематографический проект «“Александр Невский”. Эйзенштейн и Прокофьев», в котором одноименная кантата в исполнении оркестра и хора Московской консерватории под управлением А. Левина сопровождалась показом фрагментов фильма.

В течение года проходили просмотры фильма-балета «Ромео и Джульетта» (Тульский историко-краеведческий и художественный музей, Орловский музыкальный колледж, Петрозаводский музыкальный колледж и др.), оперы «Война и мир» (Саратовская областная универсальная научная библиотека).

Музей имени Глинки и коллеги

Симпозиум. Конкурс. Выставки

Одним из «локомотивов» празднований был ВМОМК им. М.И. Глинки. В конце 2015 Михаил Брызгалов, покидая пост Директора департамента культурного наследия МК РФ, заявил, что возвращается в Музей им. Глинки (который ранее возглавлял с 2008 по 2014), чтобы полностью сосредоточиться на 125-летии С. Прокофьева.

ВМОМК им. Глинки организовал провел международный форум «Прокофьев. XXI век», композиторский конкурс «Время Прокофьевых», выставочный проект «Метод Прокофьева», экспозиционно-выставочный проект «Музей С.С. Прокофьева. К 125-летию со дня рождения» в музее композитора, инициировал установку нового памятника в Москве. Готовится издание справочника «Автографы С.С. Прокофьева в собрании ВМОМК имени М.И. Глинки и РГАЛИ».

Творчеству композитора были посвящены тематические вечера в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, выставка в Российском институте истории искусств.

Симпозиум

Прокофьев и музыка XXI века. Ученые. Музыканты

Одним из главных событий V Санкт-Петербургского культурного форума, проходившего с 1 по 3 декабря 2016, стал Международный симпозиум «Прокофьев. XXI век». Его организаторы поставили задачу представить творчество Прокофьева в синтезе с актуальным искусством, исследовать воздействие творческого наследия Прокофьева на современную композиторскую школу и музыку XXI века — академическую и неакадемическую. В связи с этим была избрана уникальная структура симпозиума, соединившая два формата: CLASSIC и NON-CLASSIC, дополнявшие друг друга.

В секции CLASSIC были представлены 30 научных исследований и презентаций ученых из США, России, Великобритании, Франции, Нидерландов, Китая, Японии, Казахстана, Израиля, Бельгии, Дании (среди них С. Моррисон, Н. Кравец, Е. Петрушанская, В. Юзефович, Л. Гаккель, Р. Фархадов, профессора Московской и Петрозаводской консерваторий, РАМ им. Гнесиных).

В работе секции NON-CLASSIC, заседания которой были посвящены электроакустической музыке, джазу, року, приняли участие и выступили с концертами известные музыканты — Б. Андрианов, А. Кролл, И. Бутман, А. Кондаков, В. Волков, В. Гайворонский, Д. Четвергов.

В работе Симпозиума приняли участие директор ВМОМК им. Глинки М. Брызгалов, скрипач и дирижер С. Стадлер, худрук театра «Геликон-опера» Д. Бертман. Специальный гость Симпозиума — внук С.С. Прокофьева, английский композитор и продюсер Габриэль Прокофьев.

Просветительские проекты

Конкурсы. Олимпиады. Викторины. Дети

В рамках Года Прокофьева прошло множество лекций, музыкальных тематических занятий, медиауроков для детей и взрослых; творческие вечера, встречи, беседы, викторины, олимпиады, размещение статей на сайтах библиотек и профессиональных учреждений и т.д.

Значительное внимание в рамках Года Прокофьева было уделено детской и юношеской программе, где помимо музыкальных большое место отведено художественным проектам — созданию рисунков к произведениям, конкурсам и выставкам работ. В процесс вовлечены также юные танцоры и музыковеды, но особенно широко представлена концертная, конкурсная и фестивальная составляющие.

Московская ДМШ им. Прокофьева провела городской фестиваль искусств «Под знаком солнца». Московский областной колледж им. Прокофьева, несмотря на недавнюю драму (4 февраля пожар уничтожил его здание) — Всероссийский конкурс композиции, импровизации и музыкальной журналистики им. С.С. Прокофьева (конкурс прошел в ДШИ г. Королева).

Учрежденный Минкультуры РФ III Всероссийский конкурс молодых ученых в области искусств и культуры включил номинацию «125-летию со дня рождения С.С. Прокофьева посвящается».

В то же время перенесен VII Международный конкурс им. С.С. Прокофьева по специальности «Симфоническое дирижирование», который должен был пройти в Санкт-Петербурге с 30 июня по 8 июля (на сайте http://www.prokofiev-competition.com/ сказано — «по независящим от организаторов причинам, связанным с недостаточным финансированием»). Состоится ли он в 2016 — неизвестно. Конкурс по композиции перенесен на 2017.

К сожалению, Прокофьевский конкурс, учрежденный к 100-летию композитора и некогда входивший в WFIMC, проводится нерегулярно. Можно сожалеть, что в юбилейном году Прокофьева не нашлось достаточно средств для его проведения.

Памятник

Выбор места. Автор. Мнение «МО»

20 декабря в Москве, в Камергерском переулке, был открыт памятник С.С. Прокофьеву — второй в Москве (первый установлен в 1991, к 100-летию композитора, возле здания ДМШ № 1 им. Прокофьева по адресу: Токмаков пер., д. 8): в Камергерском переулке, напротив дома № 6, в котором композитор жил в послевоенные годы. Памятник установлен по инициативе Российского военно-исторического общества и ВМОМК им. Глинки (это зафиксировано на постаменте).

На открытии присутствовали В. Гергиев, зам. министра культуры А. Журавский, руководиель Департамента культурного наследия Москвы А. Емельянов, директор ВОМК им. Глинки М. Брызгалов.

Изваял памятник Андрей Ковальчук — народный художник России, председатель Союза художников России, член Президентского совета по культуре и искусству, лауреат Государственной премии и Премии Правительства РФ. Он же — соавтор памятника С. Рахманинову на Страстном бульваре и автор памятника С. Бэлзе на Ваганьковском кладбище.

В трактовке Ковальчука Прокофьев «идет» по Камергерскому, повернув голову к своему дому (сейчас там музей композитора), от Большой Дмитровки к Тверской, к другому памятнику — основоположникам МХТ Станиславскому и Немировичу-Данченко.

А. Ковальчук: «Одной из главных задач для меня было сделать скульптурную композицию, органичную для этого места. Когда я изучал наследие великого композитора, я увидел фотографию идущего Прокофьева. И у меня сразу возникла идея сделать композицию, близкую к этой фотографии. Его взгляд обращен на музей. И еще он несет ноты из оперы “Игрок”. Это величайшее произведение, к которому он всю жизнь возвращался».

Странно, что скульптор не нашел более оригинальной идеи. Для того чтобы изваять скульптуру по фотографии, большой талант едва ли необходим. Но раз уж она была взята за основу, надо было, по крайней мере, добиваться органичности и соответствия этому фотошедевру.

На фотографии, которая сделана с точки выше человеческого роста, молодой (фото 1919 г.), вдохновенный, гениальный Прокофьев стремительно идет по улице Чикаго. А в том изваянии, которую соорудил Ковальчук, гениальности совершенно не ощущается. Мы смотрим на него снизу, и пассионарность, устремленность исчезают. Как будто бухгалтер или клерк вышел прогуляться, а под мышкой у него счеты или портфель с документами. Об органичности, о которой говорил скульптор, нет и речи.

Теперь в России три памятника Прокофьеву: два в Москве и один в Челябинске.

Особый взгляд

Прокофьев для всех

В рамках Года Прокофьева несколько мероприятий было адресовано людям с ограниченными возможностями по зрению, что в фестивальных программах бывает нечасто. Литературно-музыкальные вечера прошли в специальных библиотеках Читы и Красноярска, полочная выставка — в Архангельской специальной библиотеке, в Смоленске — радиобеседа на предприятии Всероссийского общества слепых, а в армавирской Специализированной музыкальной школе для слепых и слабовидящих детей — городской конкурс пианистов.

В оригинальном формате

Использование. Изучение. Проведение. Оформление

Встречались и экзотические или малопонятные проекты, некоторые из которых вписаны в планы учреждений явно для статистики или «галочки»:

  • «Использование фрагментов из балета С.С. Прокофьева “Ромео и Джульетта” в хореографии М. Лавровского на уроках актерского мастерства»,
  • «Отделенческий час, посвященный 125-летию со дня рождения С.С. Прокофьева»,
  • «Изучение творчества С.С. Прокофьева в рамках учебных дисциплин в соответствии с учебным планом»,
  • «Проведение выпускного экзамена по музыкальной литературе в жанре открытого концерта-презентации “Сергей Прокофьев. Портрет художника”»,
  • «Поездка в Санкт-Петербург в Мариинский театр на балет С.С. Прокофьева “Ромео и Джульетта”» (в учебных заведениях),
  • «Подготовка публикаций и репортажей в региональных СМИ, посвященных воплощению творчества композитора на областной сцене»,
  • музыкально познавательная игра «Что? Где? Когда?», посвященная творчеству С.С. Прокофьева (ДШИ «Канцона» г. Ярославля);
  • интернет-викторина, посвященная Прокофьеву, на сайте Орловского парка культуры и отдыха;
  • Классный час «Героические образы в творчестве С.С. Прокофьева» в Уренгойской ДШИ Ямало-Ненецкого АО;
  • «Организация проведение мероприятия «Подвиг, воспетый Прокофьевым в кантате “Александр Невский”» в рамках Х открытого районного фестиваля “Генералы гитарных струн”, посвященного великому князю Александру Невскому» в Ермолинском сельском ДК Новгородской области;
  • устный журнал «Дорога навстречу солнцу» (в библиотеке);
  • «Выставка детских рисунков (портрет), посвященных С.С. Прокофьеву»;
  • «Музыкальная гостиная» для клуба пожилых людей “Еще не вечер”»;
  • выставка «Произведения С. Прокофьева в картинках»;
  • оформление тематических стендов к 125-летию композитора (в школах, библиотеках)…

Были и остроумные находки, которые, скорее всего, оценил бы сам Прокофьев, — например, концерт под названием «Четвертый апельсин» в ДШИ № 1 Нового Уренгоя.

(В 1920-х годах, после премьеры оперы «Любовь у трем апельсинам» в Ленинграде, популярной была частушка, авторство которой приписывают самому композитору:

«На галерке я сижу
И в ладоши хлопаю,
Апельсина три гляжу,
А четвертый лопаю» — не отсюда ли это название?).

Эксклюзив

Субботник. Памятная доска. На родине Прокофьева

Заслуживают упоминания несколько оригинальных событий Например, музыканты Челябинской филармонии 23 апреля, в день рождения гения, вышли на субботник. Вооружившись метлами, швабрам и тряпками, онипривели в порядок территорию филармонии и отмыли запылившийся памятник Сергею Сергеевичу. В субботнике приняли участие дирижер камерного оркестра «Классика» Адик Абдурахманов, джазист Игорь Бурко, директор ансамбля танца «Урал» Владимир Карачинцев и другие дирижеры, хормейстеры и солисты. Порядок и чистоту они наводили под звуки марша, а на набережной реки Миасс музыку военных лет играл духовой оркестр.

В Кисловодске на стене дома, где Прокофьев жил во время своего приезда в 1911, установлена памятная доска композитора. Сейчас это здание является литературно-музыкальным музеем под названием «Дача Шаляпина».

Особая программа празднований была подготовлена в Донецкой области Украины. Прокофьев родился в селе Сонцовка Екатеринославской губернии, которая в 1802–1917 входила в состав Российской империи. В советское время — в УССР — Сонцовка была переименована в село Красное. Постановлением Верховной Рады Украины от 19.05.2016 селу возвращено историческое название. Имя Прокофьева носит Донецкая государственная музыкальная академия. В 2012 имя композитора присвоено аэропорту Донецка (ныне недействующему). В Донецком краеведческом музее прошла выставка «Солнечный гений», концерты «Вечера с Прокофьевым» с участием исполнителей Донецкой филармонии.

Уроки и выводы Года Прокофьева

«Наше всё-2016». Чайковский – Прокофьев – Стравинский

В 2016 Прокофьев действительно стал «нашим музыкальным всем», заменив хотя бы на один год — на свой юбилейный год — П.И. Чайковского. Его 125-летие отмечалось повсеместно и на всех уровнях: от Дворцовой площади Санкт-Петербурга до десятков сельских клубов и библиотек, от «Великана» до «Войны и мира», от балета до музыковедения, от художественных выставок до литературных проектов, от концертов лучших оркестров страны до выступлений таких «экзотических» по российским меркам коллективов, как симфонические оркестры Чеченской и Кабардино-Балкарской филармоний… Быть может, таким образом ему надеялись хотя бы отчасти воздать должное за тихий уход в тени смерти «Вождя народов»?

С другой стороны, очевидно, что Год Прокофьева подготовить не успели. Если Год Чайковского был объявлен за два года, Год Петипа и Год Горького — за три, а Год Некрасова — за пять лет, то Год Прокофьева был объявлен лишь за месяц до его начала. Причем это было только устное объявление, Указа президента так и не последовало. Бюджет Года неизвестен. Подавляющее большинство мероприятий проводилось в рамках текущих планов организаций (театров, филармоний, оркестров и т.д.). Специально готовили лишь некоторые фестивали, выставки, конкурсы — но и они появились не спонтанно, не по «волшебному слову» президента, а определенно планировались загодя, к юбилейной дате.

Впрочем, главная цель Года Прокофьева — как сказано на сайте, «популяризировать творчество композитора-новатора, одного из самых выдающихся авторов ХХ века» — в значительной степени достигнута. Мероприятий прошло много, было охвачено подавляющее большинство регионов. События Года Прокофьева, безусловно, привлекли еще больший интерес к композитору со стороны и профессионалов, и людей, далеких от академической музыки и только открывающих творчество солнечного гения отечественной музыки.

Официальная церемония завершения Года С.С. Прокофьева и Года кино прошла 1 декабря в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума в Мариинском театре. В тот же день было объявлено, что эстафету Года Прокофьева принимает Год Стравинского — еще одного любимого автора В. Гергиева (в 2017 отмечается 135 лет со дня рождения композитора).

Но впереди было еще открытие памятника Прокофьеву в Камергерском переулке, где он жил в последние годы и где сегодня располагается его музей.

Итак, Год Сергея Прокофьева завершился. Но, перефразируя название одной из недавних книг о композиторе — «Век Сергея Прокофьева» продолжается.

Сайт Года Прокофьева: плюсы и минусы

Мероприятия. Новости. Календарь

Несколько обескуражил сайт проекта www.prokofiev125.ru (сейчас он уже не работает, а жаль), сделанный специалистами ВМОМК им. Глинки фактически как рекламный проект этой организации. Музей был указан как один из двух главных партнеров Года (наряду с Министерством культуры РФ). Также в разделе «Партнеры» — две музейных организации: «Ассоциация музыкальных музеев и коллекций» (ее основатель и президент — генеральный директор ВМОМК им. М.И. Глинки Михаил Брызгалов) и фестиваль «Интермузей». В разделе «Организаторы» — только ВМОМК им. Глинки. В разделе «Контакты» указан электронный адрес Ирины Белой, директора Музея-квартиры композитора в Москве (филиал Музея им. Глинки).

Основное внимание было уделено музейно-выставочным проектам ВМОМК. Так, в «Новостях» юбилейного дня, 23 апреля, описаны исключительно мероприятия и акции ВМОМК, как будто не было в тот день ничего другого: ни концертов в Москве, ни в Санкт-Петербурге…

В официальных источниках сайт не упоминался, найти его было сложно. Крайне простой дизайн говорит о том, что изготовлен он был, скорее всего, «на скорую руку». Это касается и биографии композитора (около 3000 знаков, 1,5 страницы А4), и по малоинтересной верстке, и по небольшому количеству фотографий, причем неподписанных.

Не всегда понятны принципы навигации сайта. К примеру, зачем было отделять «Мероприятия» от «Календаря событий», если многие пункты «Мероприятий» дублируются в «Календаре»?

В раздел «Основные мероприятия» были включены не только события федерального уровня в Москве и Петербурге (что было бы объяснимо), но и концерты в США и Армении, конференция в Азербайджане, проекты в тамбовской «Ивановке», Сочи, Кисловодске, Красноярске и др. Порой в «Основных мероприятиях» было указано место, события и программа, но не исполнители. Или же вообще названо только место: «Северо-Кавказская филармония — Концерты симфонической музыки С.С. Прокофьева — В течение года». Правильно было бы давать полные программы событий.

Сам принцип отбора не вполне ясен. Почему-то в нем присутствовали Дагестанский форум современной музыки «Творческие пересечения» и концерт в Музее С.И. Танеева в Дютькове Московской обл., но отсутствовали премьеры оперы «Любовь к трем апельсинам» в МАМТе и Московский Пасхальный фестиваль.

Такой же странный раздел «Новости». К примеру, на конец июня 2016 их было всего 14. Последняя была датирована 17.06.2016: в этот день 72 года назад состоялась премьера 2-й скрипичной сонаты ор. 94 bis, переработанной из флейтовой сонаты специально для Д. Ойстраха и совместно с ним. Через один пункт — новость от 26.04.2016: «Французская встреча с Цветаевой». И так далее — «Первое выступление в Америке…», «Переписать Шекспира», «У Сергея Прокофьева было 2-е пятницы на неделе!», «Апрель» (о Прокофьеве, «Пете и волке», юбилее Уолта Диснея), «Март 1915 года…» (небольшая заметка с многообещающим многоточием о пребывании композитора в Италии) — всего 7 исторических «новостей», которые дублируются в биографическом разделе сайта, заполняя собой большую часть скромной биографии композитора. Остальные 7 новостей посвящены проектам ВМОМК им. Глинки.