В городах России прошел фестиваль «Музыкальное обозрение-27»

В городах России прошел фестиваль «Музыкальное обозрение-27»
В 2016 году газете «Музыкальное обозрение» исполнилось 27 лет.
Музыканты более 20 городов России — от Петрозаводска до Владивостока — приняли участие в фестивале «Музыкальное обозрение-27».
Симфонические и камерные оркестры.
Филармонии и консерватории.
Шедевры и раритеты мировой музыкальной классики.    

1 октября 2016 газете «Музыкальное обозрение» исполнилось 27 лет. В этот день, совпадающий с Международным днем музыки, официально начался Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение-27» (несколько концертов прошло в конце сентября).

Фестиваль прошел при поддержке Министерства культуры РФ.

Фестиваль газеты «Музыкальное обозрение» давно востребован музыкальной Россией. Газета проводит его ежегодно с 2004 — года своего 15-летия.

Бесспорно, самые масштабные по количеству городов, концертов и участников:

«Музыкальное обозрение-15» в 2004 — 92 концерта в 40 городах. В 20 городах 22 раза прозвучал Концерт для симфонического оркестра «Десять взглядов на десять заповедей», коллективное сочинение 10 ведущих российских композиторов, написанное по заказу «МО» к 15-летию газеты.

«Музыкальное обозрение-20» в 2009 — 73 концерта в 35 городах.

«Музыкальное обозрение-25» в 2014 — 120 концертов, спектаклей, выставок, конференций и других событий в 60 городах 52 регионов России.

В течение пяти сезонов, в 2008–2012 гг., проводился радио-фестиваль “OPUS…” на радиостанции «Орфей» (ор. 19 — ор. 23). Над аннотациями к произведениям, звучавшим в эфире, трудились студенты Петрозаводской консерватории им. Глазунова под руководством проф. Л.А. Купец, Ростовской консерватории им. Рахманинова под руководством проф. А.Я. Селицкого, Волгоградского института искусств им. Серебрякова под руководством проф. В.П. Давыдовой.

Проект “OPUS…” воспроизводит всю 400-летнюю новейшую историю музыки в слоях и векторах опусов, возрастов и нумерологии.

Специальные исследования, опубликованные в газете и на сайте «МО», были посвящены юбилейным опусам и связанным с ними переплетениям чисел, цифр, имен, музыкальных произведений, перефразируя Б. Пастернака — «судеб скрещеньям»…

В возрасте 27 лет и в год 27-летия:

Йозеф Гайдн написал Первую симфонию (1759).

У Вольфганга Амадея Моцарта родился первый ребенок (1783).

Александр Пушкин по высочайшему повелению императора Николая I вернулся в Москву из своей последней ссылки в Михайловском (1826).

Гектор Берлиоз написал «Фантастическую симфонию» (1830).

Михаил Глинка совершал первое путешествие по Европе (1831).

Михаил Лермонтов был убит на дуэли (27 июля 1841), не дожив до 27 лет менее трех месяцев.

Лев Толстой участвовал в обороне Севастополя (1855).

Николай Римский-Корсаков стал профессором Санкт-Петербургской консерватории (1871).

Владимир Ленин отправился в ссылку в Шушенское (1897).

Сергей Прокофьев уехал за границу (1918).

Александр Солженицын был арестован, приговорен к тюремному заключению и «вечной ссылке» (1945).

Эдисон Денисов окончил Московскую консерваторию (1956).

Юрий Гагарин совершил полет в космос (1961).

Репертуар фестиваля «Музыкальное обозрение-27» составили произведения эксклюзивного проекта «МО» “OPUS 27”, в который вошли произведения, написанные или оконченные композиторами в возрасте 27 лет, в год 27-летия, отмеченные опусом либо номером 27, созданные для 27 инструментов, состоящие из 27 частей либо отдельных пьес (например, 27 этюдов Шопена) и т.д.

Фестиваль «Музыкальное обозрение-27»: статистика

Состоялось 29 концертов в 23 городах (Астрахань, Белгород, Владивосток, Волгоград, Вологда, Воронеж, Дубна, Екатеринбург, Жуковский, Казань, Киров, Курск, Липецк, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Саратов, Тамбов, Тверь, Ульяновск, Уфа).

Участники

Филармонии: Астрахань, Белгород, Владивосток, Вологда, Киров, Курск, Нижний Новгород, Омск, Тверь, Тамбов («Тамбовконцерт»), Ульяновск (Дом музыки).

Симфонические оркестры: Белгород (дирижер Дмитрий Филатов), Владивосток (дирижер Анатолий Смирнов), Дубна (дирижер Евгений Ставинский), Липецк (дирижер Валерий Тупиков), Нижний Новгород (дирижер Александр Скульский), Омск (дирижер Дмитрий Васильев), Тамбов (дирижер Роман Петров), Ульяновск (дирижер Сергей Ферулев), Уфа (дирижер Камиль Абдуллин);

Консерватории — Астрахань (дирижер Игорь Сметанин), Ростов (дирижер Александр Гончаров).

Камерные оркестры: Астрахань, Вологда, Киров, Нижний Новгород, Тверь.

Вузы: Астрахань, Волгоград, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Ростов-на-Дону (консерватории), Владивосток, Воронеж (институты искусств).

Новосибирская СМШ.

Хоры: Мужской камерный хор Вологодской филармонии, Саратовский губернский театр хоровой музыки.

Солисты: Юрий Фаворин, Андрей Ярошинский (фортепиано), Гайк Казазян (скрипка) и др.

Конкурс студенческих работ: Казанская консерватория («Ор. 27: не только число»).

Наиболее часто исполняемые сочинения:

Барбер. «Адажио» (окончено в 27 лет) — пять исполнений.

Глинка. «Прощальный вальс» (написан в 27 лет)четыре исполнения.

По три исполнения:

Вагнер. Увертюра к опере «Риенци» (написана в 27 лет); Шостакович. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (написан в 27 лет).

По два исполнения:

Вагнер. Увертюра «Фауст» (написана в 27 лет); Гайдн. Симфония № 27; Мендельсон. Концертная увертюра «Морская тишь и счастливое плавание» ор. 27;

Моцарт. Симфония № 27; Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 27; Скрябин. Две прелюдии ор. 27; Танеев. 12 хоров a cappella на стихи Я. Полонского оp. 27;

Шостакович. Сюита из балета «Болт» ор. 27а.

Избранные раритеты

  • Бузони. Финские народные мелодии для фортепиано в четыре руки ор. 27
  • Вагнер. Увертюра «Фауст» (написана в 27 лет)
  • Веберн. Вариации для фортепиано в трех частях ор. 27
  • Гершвин. Концерт для фортепиано с оркестром (написан в 27 лет)
  • Глинка. «Прощальный вальс» (написан в 27 лет)
  • Давиденко. Два хора из оратории «Путь Октября» (написана в 1927 году)
  • Мосолов. «Завод», эпизод из балета «Сталь» (окончен в 27 лет)
  • Прокофьев. Пять стихотворений А. Ахматовой ор. 27
  • Сен-Санс – Дебюсси. «Интродукция и рондо каприччиозо», транскрипция для двух фортепиано (сделана К. Дебюсси в 27 лет)
  • Шютц. Маленький духовный концерт № 27 «Jubilate Deo omnis terra» (кн. 2)

Самое оригинальное исполнение:

Глинка. «Прощальный вальс» (написан в 27 лет) — последнее произведение, которое прозвучало на фестивале «Кружева».

Очаровательная миниатюра, в которой всего 32 такта, была написана Глинкой 15 июня 1831 года в Италии, в Турине, во время первого европейского путешествия. Она посвящена другу композитора Евгению Штеричу — камер-юнкеру и кавалеру Двора Его Величества, музыканту и дипломату, работавшему в русской дипломатической миссии при Сардинском королевстве.

Почему вальс был так назван — неизвестно, но спустя 1,5 года Штерич умер в возрасте 24 лет. Глинка как будто напророчил прощание…

Глинка неоднократно выезжал за границу. В последний раз — в 1856, незадолго до смерти (умер он, как известно, в Берлине). Существует легенда (впрочем, далекая от достоверности), будто Глинка, пересекая границу России, остановился у пограничного камня, оглянулся и… Для того, чтобы узнать, как Глинка попрощался с родиной, нужно заглянуть в биографию основоположника русской классической музыки…

Прощаясь с фестивалем, организаторы разыграли уникальный перформанс. Во время концерта-закрытия пьеса Глинки прозвучала четырежды в разных переложениях: три раза — с экрана в исполнении юных музыкантов (для фортепиано, скрипки и фортепиано, баяна), с титрами-комментариями, а затем — со сцены, в исполнении музыкантов Московского ансамбля современной музыки.