В Екатеринбурге прошел Пятый симфонический форум России

В Екатеринбурге прошел Пятый симфонический форум России
V Симфонический форум России, Екатеринбург, Уральский академический филармонический оркестр, дирижер Дмитрий Лисс, 12.10.18
С 5 по 13 октября 2018 в Екатеринбурге состоялся Пятый симфонический форум России. Первый форум, организованный Союзом концертных организаций России и Свердловской филармонией, прошел в 2010. С тех пор столица Урала — один из считанных российских городов, стремящихся утвердиться на лидирующих позициях в музыкальном искусстве, — стал и одной из оркестровых столиц России. Местом встречи российских оркестров, дирижеров, директоров, менеджеров, площадкой для обмена мнениями.

Семинар

Помимо концертов ведущих оркестров России, непременной составляющей екатеринбургского симфонического биеннале стала теоретическая, дискуссионная часть, каждый раз посвященная актуальным аспектам оркестровой жизни, с приглашением и специалистов из-за рубежа. Так, в 2012 на Втором биеннале с докладом «Оркестровый ландшафт Германии: опыт и практика взаимоотношений в оркестре» выступил Александр Штайнбайс, директор Deutsches Symphonie-Orchester (Берлин).

С 5 по 7 октября в рамках Пятого симфонического форума состоялся Семинар для менеджеров концертных организаций и симфонических коллективов «Оркестр в центре внимания» с участием руководителей концертных организаций и симфонических коллективов, дирижеров, специалистов по творческому планированию, сотрудников пресс-служб и отделов по связям с общественностью, руководителей средних специальных и высших учебных заведений, в которых готовят оркестрантов.

Центральной темой первого дня стал Мониторинг деятельности симфонических оркестров в 2017. С докладами на эту тему выступили директор Свердловской филармонии Александр Колотурский и главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов.

Андрей Устинов, Александр Колотурский

Главный редактор «МО» напомнил о том, что оркестр — один из приоритетов для «МО». Почти все 30 лет своей истории газета публикует материалы о профессиональной деятельности оркестров России и мира: аналитические статьи, юридические документы (в частности, регламент ЗКР АСО Ленинградской филармонии п/у Е. Мравинского, «Кодекс оркестрантов Германии»), эксклюзивную информацию и статистические данные. Эксперты газеты разрабатывают стратегии и рекламные кампании, репертуары сезонов оркестров, дают консультации дирижерам и директорам оркестров. 20 коллективов представлено в специальных номерах.

С 2003 «МО» ведет проект «Оркестровая карта России», включающий мониторинг и анализ репертуара симфонических и камерных оркестров (в разные годы от 40 до 85). Ежегодно это специальный номер газеты (от 30 до 40 полос), в котором на одной площадке профессионалы — дирижеры, оркестранты, директора и менеджеры оркестров и филармоний — могут увидеть и оценить деятельность друг друга, изучить репертуар и его тенденции, опыт формирования программ, построение сезона (с участием в фестивалях и других мероприятиях), абонементную политику, гастрольные маршруты, приглашение солистов и дирижеров и многое другое, что составляет повседневную жизнь оркестра. 

Важное место в выступлении А. Устинова занял анализ репертуара симфонических оркестров в сезоне 2017/2018 на основе данных, полученных от оркестров по итогам прошедшего сезона. Результаты Мониторинга «МО», статистические выкладки и анализ сложившейся ситуации — в одном из ближайших номеров газеты.

На следующий день, 6 октября, Андрей Устинов принял участие в Круглых столах «Система подготовки оркестровых музыкантов: проблемы и задачи» и «Продвижение симфонической музыки через возможности виртуального концертного зала: как привлечь к деятельности оркестра внимание общества?», в дискуссиях на темы «Оркестровая библиотека: есть ли будущее?» и «Способы привлечения аудитории: опыт российских оркестров» (мероприятия, акции и технологии; по материалам членов СКОР).

К участию в Семинаре были приглашены коллеги из Великобритании: исполнительный директор Королевской филармонии Ливерпуля Питер Гарден (выступление на тему «Работа и благополучие оркестровых музыкантов: создание культуры, которая поддерживает и поощряет артистическое мастерство») и соучредитель и управляющий партнер Indigo Ltd Сара Джи («Новые способы привлечения аудитории: уроки и идеи»).

Старые знакомые и новые лица

За четыре прошедших Форума в Екатеринбурге выступили 19 симфонических оркестров. В этом году на Форуме во второй раз выступил Омский симфонический оркестр под управлением Дмитрия Васильева. Дебютировали Воронежский академический симфонический оркестр (худ. рук. и главный дирижер Владимир Вербицкий, возглавляющий оркестр с 1972 и отметивший в этом году 75-летие; дирижер Игорь Вербицкий); Губернаторский симфонический оркестр Иркутской филармонии (худ. рук. и главный дирижер Илмар Лапиньш); Дальневосточный академический симфонический оркестр из Хабаровска (худ. рук. и главный дирижер Антон Шабуров, недавно завоевавший I премию на конкурсе дирижеров в Бухаресте); МГАСО под управлением Павла Когана, отмечающий в этом году 75-летие (концерт на Форуме — часть юбилейного тура коллектива по городам России).

Дмитрий Лисс12.10.18_УАФО_Лисс

Как всегда, по два концерта дали оркестры Екатеринбурга: Уральский академический филармонический оркестр (на открытии и закрытии Форума) и Уральский молодежный симфонический оркестр (второй раз — на гала-концерте композиторского конкурса «Петя и волк» на лучшее оркестровое сочинение для детей, который традиционно проводится на Форуме).

Гала-концерт композиторского конкурса «Петя и волк» на лучшее оркестровое сочинение для детей

Ваш выход, маэстро!

Каждый раз организаторы приглашают на Форум в качестве специального гостя дирижера с мировым именем. В этом году им стал финский маэстро Лейф Сегерстам (род. 1944). Он возглавлял оркестр Венского радио (1975–1982), оркестр Финского радио (1977–1987), Филармонический оркестр земли Рейнланд-Пфальц (1983–1990), Датский национальный симфонический оркестр (1988–1995), Хельсинкский филармонический оркестр (1995–2007). Не раз гастролировал в России, в том числе с оркестром Шведского радио на III Фестивале симфонических оркестров мира в Москве в 2008.

V Симфонический форум России. 05.10.18_Уральский академический филармонический оркестр, дирижер - Лейф Сегерстам

Репертуар

5 октября на концерте-открытии Симфонического форума Лейф Сегерстам продирижировал УАФО. В программе — «Так говорил Заратустра» Р. Штрауса и  Симфония № 2 Сибелиуса.

Программа первого концерта — возможно, одна из самых креативных на Форуме. как и программа Омского оркестра («Фантастическая симфония» Берлиоза, Сюита из балета Стравинского «Жар-птица», «Американец в Париже» Гершвина). Вершинами концертной программы Форума стали исполнения двух симфоний Шостаковича: 10-й (ДВАСО) и в особенности 11-й (Воронежский оркестр). В основном же звучала классика XVIII–XX вв., Моцарт, Бетховен (7-я симфония исполнялась дважды), Мендельсон, Шуман, Брамс, Вагнер, Глинка, Чайковский. Мусоргский, Римский-Корсаков…

Такая репертуарная палитра отражает тенденции, свойственные российскому оркестровому сообществу: как правило, предпочтение отдается проверенной классике.

Концерты форума прошли в городах Свердловской области. Воронежский оркестр выступил в Ирбите, Иркутский — в Асбесте, а Хабаровский — в Каменск-Уральском и Ревде. При этом оркестры из Воронежа и Иркутска представили в столице и в области разные программы.

«МО»