В честь Монтеверди и Девы Марии

Четыре с половиной столетия великого итальянского композитора: от Гонзага до Херревеге
В честь Монтеверди и Девы Марии
Портрет Монтеверди. Бернардо Строцци, 1640
От Ренессанса к барокко, от линеарной полифонии — к гармонии и гомофонно-гармоническому стилю, от преимущественно хоровой музыки — к опере, к сольному и ансамблевому исполнительству. Вот путь, который прошла музыкальная культура в творчестве Клаудио Монтеверди (1567–1643) — композитора, который образно говоря, соорудил своеобразный музыкальный мост из прошлого в будущее, совершил гигантский шаг в Новое время.
Начиная со второй четверти ХХ века, когда было издано полное собрание сочинений Монтеверди и мир узнал большинство его шедевров, он признан первым великим композитором своей эпохи.

Монтеверди и его время

«Монтеверди был свидетелем острых споров, столкновений противоположных мнений о том, что есть истинная музыка. <…>  Все эти дискуссии выражались, конечно же, не только в словесных формах в виде трактатов, но в первую очередь — в самой художественной практике, которая фиксировала смену эпох, смену музыкальных стилей. И Монтеверди был не просто свидетелем этого процесса, он был прямым его участником <…> вполне осознанно воспринимал эти перемены и сформулировал их в понятиях Первой и Второй практик» (Е. Гордина. «Мантуанские шедевры». М., Московская консерватория).

Некоторые современники (в частности, монах и теоретик музыки Джованни Артузи в трактате-памфлете «О несовершенстве современной музыки») упрекали Монтеверди в том, что он нарушает правила «вечной гармонии»; отрицает старинные лады и строгие правила контрапункта, которые необходимо сохранять; употребляет диссонансы, которые «противны для уха» и «нарушают все прекрасное в музыке»; называет Монтеверди в числе тех композиторов, которые «привели музыку в упадок».

В ответ Монтеверди предложил теорию Первой и Второй практик, основы которой изложил по просьбе композитора его брат Джулио.

«Первую практику представляют полифонисты Йоханнес Окегем, Жоскен де Пре, Пьер де ла Рю, Жан Мутон, Николя Гомберт, Клеменс-не-Папа, Адриан Вилларт и, наконец, Джозеффо Царлино — музыкальный ученый, теоретически обобщивший достижения этого направления. Очевидно, что эта великая традиция полифонистов нидерландской школы в XVI веке и воспринималась как “совершенное искусство”. Вторую практику могут представить имена Чиприано де Роре, Марко Антонио Индженьери, Луки Маренцио, Луццаско Луццаски, Жака де Верта, Якопо Пери и Джулио Каччини — мастеров нового стиля в мадригале и создателей монодии с аккомпанементом.

Джулио Монтеверди подчеркивает, что в современном творчестве изменилось соотношение музыки и слова, то есть иным стало значение слова для музыки. Главным принципом Второй практики становится господство слова: музыка создается не по традиционным, разработанным нормам, а всякий раз подчиняясь тому, чего требует поэтический текст. Литературный текст является “важнейшим и главным элементом музыкального произведения» и «должен служить основой его (критики) оценки”. Клаудио Монтеверди считает Первую практику старым искусством, а себя причисляет к современной школе Второй практики. Вместе с тем он воздает должное (написано по его указанию) обеим школам, в равной степени их “уважает, восхваляет, почитает”.

Таким образом, Монтеверди прекрасно видел и осознавал происходивший, уже произошедший стилистический перелом в музыкальном искусстве. Более того, в одинаковой мере владея обоими стилями — и полифонией, и новым гомофонным письмом — он не ограничивал себя творчески, употребляя и то, и другое в зависимости от конкретной творческой задачи» (Е. Гордина. «Мантуанские шедевры»).

Монтеверди в мире

Юбилей Монтеверди масштабно отмечался, прежде всего, в Италии. В Кремоне прошел грандиозный фестиваль «4500 Cremona per Monteverdi», начавшийся 1 апреля 2017 и длившийся до конца года. В ходе Фестиваля состоялось почти 30 концертов музыки Монтеверди и его современников, 4 выставки (подробности на сайте http://www.monteverdi450.it/en)

Под эгидой Венецианского центра барочной музыки были выпущены оперные и балетные спектакли, фильмы; с 21 по 31 мая прошли ежедневные театральные и музыкальные представления во французском павильоне Венецианской биеннале (http://www.vcbm.it/en/page/festival-2017).

Джон Элиот Гардинер с ансамблем The English Baroque Soloists и Monteverdi

Choir с апреля до октября провел тур Monteverdi 450: три самые известные оперы Монтеверди — «Орфей», «Коронация Поппеи» и «Возвращение Улисса» — были показаны в крупнейших музыкальных столицах мира и на самых престижных фестивалях (Экс-ан-Прованс, Бристоль, Барселона, Венеция, Зальцбург, Эдинбург, Люцерн, Берлин, Братислава, Париж, Чикаго, Нью-Йорк).

Из других событий «Года Монтеверди» — постановка «Коронации Поппеи» в декабре в Берлинской государственной опере (режиссер Ева-Мария Хекмайр, художник Йенс Килиан, дирижер Диего Фазолис с камерным оркестром I Barocchisti и Берлинской академией старинной музыки),

Конференция «Становление гения: Клаудио Монтеверди. От Кремоны до Мантуи» (Кремона — родной город композитора, а в Мантуе написаны его шедевры «Орфей» и Vespro della Beata Vergine).

Мировой тур Филиппа Херревеге и ансамбля Collegium Vocale Gent с исполнением Vespro della Beata Vergine, включавший концерты в Лондоне, Токио, Брюгге, Антверпене, Барселоне, Амстердаме, Болонье, Генте, Москве, Санкт-Петербурге, Индианаполисе и других городах мира.

Год Монтеверди прошел, но посвящения ему не иссякают. Уже в 2018, с 10 по 21 января, в Королевском театре Ковент Гарден, в зале Roundhouse, прошли премьерные спектакли «Возвращение Улисса» (постановщик — Джон Фулджеймс, известный современными интерпретациями классических опер). Это второе за последние годы обращение Королевской оперы к творчеству Монтеверди: три года назад здесь же был поставлен «Орфей».

Клаудио Джованни Антонио Монтеверди родился 15 мая 1567 в Кремоне, в семье Бальтазара Монтеверди — доктора, аптекаря и хирурга. Обучался музыке у М.А. Индженьери, капельмейстера кафедрального собора в Кремоне, принимал участие исполнении литургических песнопений. Учился в Университете Кремоны. В начале 1580-х вышли в свет первые сборники его вокальных произведений (Cantiunculae Sacrae, 1582 и Madrigali Spirituali, 1583), а к концу 1580-х — к 20 с небольшим годам — он уже известный в Италии композитор, член академии Санта Чечилия в Риме.

С 1590 до 1612 Монтеверди находится на службе в придворной капелле герцога Винченцо I Гонзага Мантуанского (сначала в качестве оркестранта и певца, а затем и капельмейстера). Сопровождая герцога в частых путешествиях, военных походах, композитор побывал в Праге, Вене, Инсбруке, Антверпене.

Винченцо Гонзага был страстным любителем музыкального театра. Посетив в 1600 представление «Эвридики» Якопо Пери (которая считается первой в истории оперой; тогда этот жанр назывался dramma per musica), герцог дал указание Монтеверди написать аналогичное сочинение.

В качестве сюжета был также выбран миф об Орфее. Либретто писал адвокат и дипломат Алессандро Стриджо, служивший при дворе Гонзага. Среди прочих источников он использовал, в частности, и либретто поэта Ринуччини для «Эвридики» Пери. Премьера состоялась в 1607 (по любопытному и печальному совпадению с сюжетом оперы, композитор именно в том году потерял любимую жену). Начиная с первого спектакля и в течение нескольких десятилетий каждое исполнение «Орфея» в разных городах Италии сопровождал огромный успех.

«Позднее дитя Ренссанса, он прощается с ним. “Орфей” не только видит зарницы барокко, но и летит над историей оперы» (М. Мугинштейн)

В 1613 Монтеверди переехал в Венецию, где занял пост капельмейстера собора Сан-Марко и около 1632 был рукоположен в священники.

Когда композитору было уже далеко за 70, увидели свет два его последних шедевра: «Возвращение Улисса» (1641) и «Коронация Поппеи» (1642). Монтеверди умер 29 ноября 1643. Он похоронен в Венеции в базилике Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Помимо трех оперных шедевров, наследие Монтеверди включает еще несколько утраченных опер (одну из них — «Ариадну» — реконструировал и поставил прошлой осенью в театре им. Наталии Сац известный исследователь и исполнитель ренессансной и барочной музыки, постановщик старинных опер Эндрю Лоуренс-Кинг), 9 книг мадригалов, два сборника светских вокально-инструментальных пьес, духовные сочинения — несколько месс, сборники сочинений в различных жанрах духовной музыки (мотеты, мадригалы, магнификаты) и, возможно, самое знаменитое произведение — «Вечерня Блаженной Девы».

Монтеверди в России

Впервые в нашей стране опера Монтеверди была исполнена в 1929 в Ленинграде: это была концертная версия «Орфея» (редакция Дж. Малипьеро, русский перевод либретто Михаила Кузмина). Продолжение последовало почти через 70 лет: в 1998 в Московском камерном музыкальном театре Борис Покровский поставил «Коронацию Поппеи».

1 июня 2014 в Соборе свв. Петра и Павла в Москве (в Старосадском переулке) впервые в России прозвучала «Вечерня Пресвятой Девы Марии». Музыкальным руководителем этого уникального для России проекта был Эндрю Лоуренс-Кинг.

Основные российские мероприятия в честь 450-летия Клаудио Монтеверди пришлись на осень и начало зимы 2017. Первой премьерой сезона в театре имени Наталии Сац стала мировая премьера оперы «Ариадна», считавшейся полностью утраченной (сохранился единственный номер — «Плач Ариадны). Спектакли прошли 28 и 29 сентября 2017. Эндрю Лоуренс-Кинг, реконструировавший партитуру, выступил в качестве музыкального руководителя и дирижера. Это уже третий опыт его сотрудничества с театром им. Сац: в 2012 он поставил оперу Кавальери «Игра о душе и теле», а в 2016 — сарсуэлу «Любовь убивает» испанского композитора XVII в. Хуана Идальго де Поланко.

«Эндрю Лоуренс-Кинг использовал сохранившиеся фрагменты музыки “Ариадны” и

другие сочинения композитора для реконструкции музыкального текста. Мировая премьера исследования/реконструкции утраченной оперы Клаудио Монтеверди ARIANNA стала итогом осенней сессии Академии старинной оперы OPERA OMNIA — совместного проекта Театра имени Наталии Сац и маэстро Эндрю Лоуренса-Кинга» (источник: https://afisha.rambler.ru).

16 декабря в Органном зале Пермской филармонии была представлена программа «Венеция в звуках», посвященная 450-летию со дня рождения Монтеверди.

Прозвучали духовные сочинения композитора и драматический мадригал «Поединок Танкреда и Клоринды», написанный в 1624 (в его основе положен отрывок из поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим»). Исполнители — хор студентов Пермского государственного университета и камерный оркестр музыкального театра «Орфей» под управлением Петра Юркова, органистка Пермской филармонии Евгения Камянская, солисты Пермской оперы Анастасия Фомиченко, Николай Федоров и Эдуард Морозов.

Вложилась и консерватория

17–18 ноября в Московской консерватории состоялся Международный научный семинар «450 лет Клаудио Монтеверди: Кремона. Мантуя. Венеция. Москва». С докладом «”Блаженны сосцы, Тебя питавшие!” Месса и Вечерня Монтеверди (1610) в истории католической веры» выступил доцент, канд. иск. Роман Насонов (полностью с его выступлением можно познакомиться по ссылке http://www.mosconsv.ru/mobile/ru/event.aspx?id=153657)

С докладами выступили кандидат искусствоведения Ксения Ноговицына (Швейцария); профессор Московской консерватории Лариса Кириллина;магистрант университета города Тренто Джулио Лометти (Италия); заместитель директора архива Мантуанской епархии, профессор Католического университета Святого Сердца Лича Мари (Брешия, Италия).

Катерина Антоненко (Англия) представила видео-лекцию «ARIANNA: В поисках утраченного. Четвертая опера в трилогии Монтеверди (Историческое музыковедение сквозь призму перформативного исследования)».

В Музее имени Н.Г. Рубинштейна МГК прошел концерт из произведений великого итальянца.

Книга

В конце года в НИЦ МГК вышла книга профессора Елены Гординой «Монтеверди. Мантуанские шедевры». В книге подробно рассматриваются два сочинения: «Орфей» и Vespro della Beata Vergine.

Несмотря на небольшой объем (48 стр.) и тираж (120 экз.), а также жанр учебного пособия, книга Е. Гординой ценна тем, что фактически это первое с начала 1970-х годов издание о композиторе, после книг Е. Бронфин «Клаудио Монтеверди» (1970, Ленинград), В. Конен «Клаудио Монтеверди» (1971, Москва) и Г. Скудиной «Орфей из Кремоны» (1974, Москва). Статей о творчестве композитора значительно больше. В 2005 на русском языке вышла книга Николауса Арнонкура «Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди».

«Вечерня» от Херревеге

Осень 2017 года подарила московским и отчасти санкт-петербургским меломанам свидание с искусством нескольких корифеев, при жизни получивших титул легенд мировой музыки.

Джон Ноймайер привез свой легендарный балет «Страсти по Матфею».

Хельмут Риллинг и его «Бах-ансамбль» исполнили Магнификат Баха и Реквием Моцарта.

Уильям Кристи и ансамбль Les arts florissants пригласили слушателей в «Английский сад».

Филипп Херревеге и ансамбль Collegium Vocale Gent отметил 450-летие Клаудио Монтеверди концертами в Концертном зале Мариинского театра и Зале им. Чайковского.

Средний возраст корифеев — около 80 лет: Ноймайеру в 2017 исполнилось 78, Кристи 73, Риллингу 84. Но все они в прекрасной творческой форме, продолжая оставаться лидерами и хэдлайнерами, каждый в своем жанре.

По сравнению с вышеназванными мастерами Филиппа Херревеге можно назвать сравнительно молодым человеком: 2 мая 1947 ему исполнилось 70 лет, почти полвека из которых отданы аутентичному исполнительству.  Херревеге — один из самых именитых и востребованных музыкантов наших дней в этой области.

Филипп Херревеге. Фото M. Hendryckx

Филипп Херревеге родился в Генте в 1947. В молодости изучал медицину в Университете Гента и обучался на фортепиано в консерватории этого старинного бельгийского города у Марселя Газелля (друга Иегуди Менухина и его партнера по сцене). Тогда же начал заниматься дирижированием.

В 1970 Херревеге основал ансамбль Collegium Vocale Gent, который вскоре приобрел известность в Европе. На него обратили внимание такие мастера исторического исполнительства, как Николаус Арнонкур и Густав Леонхардт, и пригласили музыкантов из Гента к участию в записи полного собрания кантат Баха.

В 1977 в Париже Херревеге организовал ансамбль La Chapelle Royale, с которым исполнял музыку французского «Золотого века». В 1980–1990-х гг. он создал еще несколько ансамблей, с которыми осуществил исторически выверенные и продуманные интерпретации музыки многих веков: от эпохи Возрождения до наших дней. В их числе Ensemble Vocal Européen, специализировавшийся на ренессансной полифонии, и Оркестр Елисейских Полей, основанный в 1991 с целью исполнения романтической и предромантической музыки на оригинальных инструментах тех времен.

С 2009 Филипп Херревеге и Collegium Vocale Gent, по инициативе музыкальной Академия Киджиана в Сиене (Италия), активно участвовали в создании Европейского симфонического хора. С 2011 этот проект поддерживается в рамках культурной программы Европейского Союза.

С 1982 по 2002 Херревеге был художественным руководителем летнего фестиваля Académies Musicales de Saintes. С 2017 маэстро и его ансамбль проводят собственный фестиваль Collegium Vocale Crete Senesi в Тоскане (Италия).

Изучение и исполнение музыки Ренессанса и барокко на протяжении почти полувека остается в центре внимания Херревеге. Однако он регулярно обращается и к искусству более поздних эпох, сотрудничает с симфоническими и камерными оркестрами. С 1997 по 2002 он руководил Королевским филармоническим оркестром Фландрии, с которым записал все симфонии Бетховена. С 2008 — постоянный приглашенный дирижер Камерного филармонического оркестра Нидерландского радио. Он дирижировал амстердамским оркестром Консертгебау, лейпцигским Гевандхауз-оркестром, Малеровским камерным оркестром в Берлине.

Дискография Ф. Херревеге насчитывает более 100 записей на лейблах Harmonia Mundi France, Virgin Classics и Pentatone. Среди самых известных записей — Lagrimedi San Pietro Орландо ди Лассо, сочинения Шютца, мотеты Рамо и Люлли, «Страсти по Матфею» и хоровые сочинения Баха, полные циклы симфоний Бетховена и Шумана, реквиемы Моцарта и Форе, оратории Мендельсона, «Немецкий реквием» Брамса, Симфония № 5 Брукнера, «Волшебный рог мальчика» Малера и его же «Песнь о земле» (в камерной редакции Шенберга), «Лунный Пьеро» Шенберга, «Симфония псалмов» Стравинского.

В 2010 Херревеге создал собственный лейбл φ (PHI, совместно с Outhere Music), на котором вышли 10 новых альбомов с вокальными сочинениями Баха, Бетховена, Брамса, Дворжака, Джезуальдо и Виктории. В 2014 вышли еще три CD: второй том «лейпцигских кантат» Баха, оратория Гайдна «Времена года» и Infelix Ego с мотетами и Мессой для 5 голосов Уильяма Берда.

Филипп Херревеге — обладатель множества престижных наград, которых он удостоился за выдающиеся художественные достижения и последовательность в осуществлении своих творческих принципов. В 1990 европейские критики признали его «Музыкальной персоной года». В 1993 Херревеге и Collegium Vocale Gent были названы «Культурными посланниками Фландрии». Маэстро Херревеге — кавалер ордена искусств и литературы Бельгии (1994), почетный доктор Левенского католического университета (1997), кавалер ордена Почетного легиона (2003). В 2010 он награжден «Медалью Баха» г. Лейпцига как выдающийся исполнитель сочинений И.С. Баха и за многолетнее служение и приверженность творчеству великого немецкого композитора. В 2017 удостоен звания почетного профессора Университета в Генте.

Сайт коллектива: http://www.collegiumvocale.com

Ансамбль Collegium Vocale Gent. Дирижер – Филипп Херревеге. 30 октября 2017, Концертный зал имени П.И. Чайковского. Фото пресс-служба Московской филармонии

Херревеге в России

В России бельгийские музыканты побывали в четвертый раз. Первые российские гастроли ансамбля Collegium Vocale Gent во главе с Ф. Херревеге состоялись в 2004, почти 15 лет назад, и даже фамилию маэстро тогда писали у нас слегка по-иному:

«Впервые в Москве “Страсти по Матфею” Баха прозвучали в аутентичном исполнении — в низком строе и на тех причудливых, полузабытых инструментах, для которых они были написаны. Знаменитый бельгийский ансамбль Collegium vocale Gent во главе со своим бессменным шефом — Филиппом Херевегом приехал на гергиевский III Московский Пасхальный фестиваль», — писали «Известия». А вот что говорил тогда маэстро:

«Мне неловко говорить о моих коллегах-дирижерах из предыдущего поколения. Они много сделали для популяризации Баха, и это был один из шагов навстречу тем исполнениям, которые приняты сегодня. Но мне кажется, что такое исполнение, пусть даже оно захватывает и трогает — все же немного китч. Однажды в рамках европейского тура мы пели “Страсти по Матфею” 17 раз 17 дней подряд, переезжая из города в город, но эта музыка не наскучила мне даже в конце турне, она просто не может наскучить».

Затем были концерты в 2010 в Капелле Санкт-Петербурга (Месса си минор Баха), 2016 — в КЗЧ (кантаты Баха и Букстехуде).

Гастроли в октябре 2017 были частью европейского тура ансамбля к 450-летию Клаудио Монтеверди. К тому же концерты состоялись в год юбилея маэстро Херревеге.

«Идеальная чистота, конгениальное исполнение»

«Херревеге в “Вечерне” подчеркивает ренессансность, добарочность, неоперность. Певцы поют без вибрато, континуо обходится без клавесина, зато доминирует в нем орган, а малочисленный состав даже в самых торжественных частях позволяет избежать плотной и обезличенной хоровой звучности. В “мадригалах” голоса словно вырастают из холодного звучания органа и тромбонов — живое и цветущее из неживого. Херревеге не особенно подчеркивает акустические фокусы с антифонами, для которых в партитуре Монтеверди есть возможности, но один из них — перекличка хора с божественным голосом в “Audi, coelum, verba mea” — позволил оценить действительно божественный голос тенора Рейнауда ван Мехелена. И весь ансамбль гентских музыкантов поражает идеальной чистотой, единством и неуловимой способностью к выразительности без аффектов.

Что делает монтевердиевскую “Вечерню” Херревеге шедевром сегодняшнего дня? То, что мы слушаем ее наконец не как “забытое и заново открытое”. И не как музыку со странными тембрами (тусклыми барочными скрипками, шершавыми шалмеями, звенящими, как гитары, теорбами). И не как партитуру с диссонансами, еще не искорененными классической гармонией, милыми модернистскому слуху. Вопросы исторической достоверности решены, проблема стилевого прогресса проигнорирована. Остается всего лишь гениальное сочинение в конгениальном исполнении» (К. Немировская, Colta.ru).

«Музыканты на сцене разыграли деликатное действо: разделенные в пространстве ансамбли хора и солистов перекликались между собой, из полукруга живописных барочных инструментов, использовавшихся Монтеверди в “Орфее” (струнные, корнеты, блокфлейты, орган с деревянными трубами, лютня, теобра), выходили на первый план то лютня, то солирующие скрипки, “переплетавшиеся” с голосами певцов, то тромбон вдруг занимал место в хоре.

Солисты собирались в музыкальные “мизансцены”: в мотете Duo Seraphim (два ангела пели “Свят, свят Господь Саваоф”) — вокальный дуэт теноров на словах “Отец, Слово и Святый Дух / И эти три суть едино” переходил в виртуозный унисон с присоединившимся к ним контратенором. В мотете Audi coelum (“Слушай, небо, мои слова”) тенор обращался к деве Марии, демонстрируя, будто в оперной арии, виртуозность и искусные орнаментированные высокие ноты, а второй тенор, удалившийся вместе с лютнистом за оркестр, вторил ему нежным эхом “издалека”. <…> Херревег тихо “медитировал” у пульта, создавая волшебную красоту звука — легкого, воздушного, бесплотного, как небесный мир, о котором пели музыканты, как неосязаемый образ Пресвятой Девы. А величающий Богородицу Magnificat разворачивал всю богатую красоту монтевердиевской “архитектуры”, звучавшую у Херревега негромко и сокровенно — словно в другом измерении» (И. Муравьева, «РГ»).

Ансамбль Collegium Vocale Gent. Дирижер – Филипп Херревеге. 30 октября 2017, Концертный зал имени П.И. Чайковского. Фото пресс-служба Московской филармонии

Аве, Мария!

«Вечерня Пресвятой Девы Марии» (Vespro della Beata Vergine) — одно из «программных» сочинений Монтеверди, в котором «представлен весь спектр музыкальных стилей и форм и Первой, и Второй практик. Изданное в Венеции в 1610 году, это произведение представляет собой своего рода панораму музыкального искусства того времени, искусства на переломе эпох. И Монтеверди блестяще демонстрирует свое владение самыми различными моделями как полифонического, так и гомофонного письма, многообразными формами хорового, сольного вокального и инструментального музицирования, всевозможного их сочетания» (Е. Гордина. «Монтеверди. Мантуанские шедевры»).

Как утверждает исследователь, Монтеверди создавал «Вечерню» в Мантуе, будучи на службе у герцога Мантуанского. Однако доказательств исполнения этого произведения в Мантуе нет. Но есть свидетельства того, что 15 августа 1613 оно исполнялось в Венеции, в Соборе Святого Марка: композитор представил его прокураторам Собора в качестве доказательства своей способности, как претендента на должность капельмейстера, сочинять крупномасштабные произведения в соответствии с венецианскими традициями. «Вечерня» была одобрена прокураторами, и спустя несколько дней, 19 августа, они единогласно проголосовали за назначение Монтеверди на пост maestro di cappella, который он занимал 30 лет, до своей кончины.

Особенность порядка Вечерни Монтеверди — в ее «двухъярусной» структуре, образуемой чередованием хоровых псалмовых частей (четные) и сольных мотетовconcertos (нечетные), с кульминацией в Гимне («Ave Maris stella») и роскошным заключительным Magnificat (в записи в дополнение к основному 7-голосному Magnificat добавлен меньшего объема — 6-голосный — как альтернативный вариант Монтеверди для голосов и органа). Псалмовых частей (согласно традиции) — пять, сольных мотетов — четыре; перед Гимном тоже концерт, но совершенно особый: это инструментальная canzona (названная sonata) с хоралом:

  1. Вступление — Deus in adiutorium/Domine ad adiuvandum
  2. Псалом 109 — Dixit Dominus
  3. Concerto — Nigra sum
  4. Псалом 112 — Laudate pueri Dominum
  5. Concerto — Pulchra es
  6. Псалом 121 — Laetatus sum
  7. Concerto — Duo Seraphim
  8. Псалом 126 — Nisi Dominus
  9. Concerto — Audi Coelum
  10. Псалом 147 — Lauda Jerusalem
  11. Sonata sopra Sancta Maria
  12. Гимн — Ave Maris stella
  13. Magnificat

Кульминация «Вечерни» — ее 12-я часть, Гимн Ave Maris stella. Согласно официальной легенде, город был основан в праздник Благовещения, и Богородица ему покровительствует. А Maris stella — «Морская звезда» — типично венецианская ассоциация:

«О Звезда над зыбью,
Матерь Бога-Слова,
Ты вовеки Дева,
Дщерь небес благая.

Знаменует «Аве»
Ангельского зова
Грешной имя Евы:
От грехов спаси нас!

Мир даруй заблудшим,
Свет открой незрячим,
Истреби в нас злое,
Ниспошли нам благо…».

(из католического песенника: Вена, 1625. Перевод С. Аверинцева)

«Моя фамилия означает “Путь к Богу”…»

Филипп Херревеге: интервью Я. Тимофееву на сайте Московской филармонии

«На фламандском моя фамилия значит “Путь к Господу”, — говорит Филипп Херревеге. — Herr — Бог, Wege — путь. <…> Музыканты, играющие в моих ансамблях, приезжают из разных стран. Например, в Collegium Vocale Gent только 10 % бельгийцев, остальные — французы, немцы, англичане, поляки, японцы. Отовсюду понемногу. Так что бельгийское в Collegium Vocale Gent — только деньги. Субсидия от государства. Все профессиональные музыканты нуждаются в поддержке государства.

Collegium Vocale Gent в течение многих лет были камерным хором из 16 человек, и эти люди не менялись. Теперь у нас есть ансамбль из 5–10 певцов, специализирующихся на музыке Возрождения. Это очень хорошие солисты. Есть ансамбль побольше, для Баха, и большой хор — 80 человек. Мои ассистенты прослушивают по 500 человек в год по всей Европе и выбирают несколько лучших. Каждые три года певцы меняются. Они поют Бетховена, романтическую музыку, Стравинского… Это что-то вроде школы. Все они — профессиональные певцы, их голоса адаптированы для музыки XIX века. Для Баха и для Брамса нужны разные голоса, особенно у женщин. Так что, по сути, мы создаем свой “инструмент” для каждого композитора. Мне кажется, это современный и перспективный метод работы, хотя по-человечески он болезненный. Так всегда было в среде аутентистов. Его преимущество в том, что у нас нет рутины. У нас люди хотят играть музыку, которую мы учим. Если не хотят — не приезжают. Если я не хочу какого-то певца — я его не приглашаю. Это идеальные условия для того, чтобы сделать качественную программу».

«Аутентизм идет от пения»

«За полвека, что я занимаюсь аутентичным исполнительством, изменились две вещи. Первая касается направления в целом, вторая — меня лично. Технический уровень игры вначале был весьма далек от совершенства. С Леонхардом мы записывали все кантаты Баха, и я помню, что гобоисты не могли правильно сыграть текст, с трубачами вообще была катастрофа, и даже со струнниками были проблемы. В аутентисты шли не лучшие из них. Сегодня в Голландии, Бельгии, Германии барочную музыку играют очень сильные музыканты. Появились хорошие барочные ансамбли. Надеюсь, что и мы к ним относимся.

Сейчас барочную музыку играют и итальянцы, и французы, так что знания об эпохе стали гораздо богаче. Чтобы, например, хорошо играть французское барокко, надо быть французом. Или стать французом, как Уильям Кристи, хотя он американец. У одних людей преимущественно французское мышление, у других итальянское, у третьих немецкое. Я отношусь к третьим, хотя мой родной язык французский. Бельгия находится между Францией и Германией, может быть, поэтому у нас так много хороших аутентистов.

Что касается лично меня: когда я впервые в 22 года дирижировал Баха, это было безумно трудно: просто удержать всех вместе. Но с тех пор я исполнил и записал всего Баха, Бетховена, Шумана, Шуберта, почти всего Гайдна, Моцарта, Малера, почти всего Брукнера, много Стравинского, современной музыки… И приобрел некий опыт дирижирования… я не говорю, что дирижирую хорошо, потому что я самоучка, и у меня весьма странная манера дирижирования, но люди, которые меня любят, понимают меня. А людей, которые меня любят, становится все больше и больше.

У старения очень много негативных сторон и только одна позитивная: ты обретаешь опыт.

Нам нравится играть в таких странах, как Россия, где аутентичная традиция до сих пор воспринимается как нечто новое».

«У меня нет времени на Вивальди»

«Барочная музыка меня не очень интересует, хотя я выпустил порядка 200 дисков, из них 70 % — с барочной музыкой. Но эта эпоха мне кажется гораздо менее интересной, чем ренессанс. Барочная музыка писалась для широкой аудитории. А ренессансная музыка — очень изысканными авторами для узкой, но очень изысканной аудитории. То же самое касается поздних квартетов Бетховена, которые до сих пор остаются современной музыкой. Их непросто слушать. Они были написаны для двух сотен людей, но людей с невероятно высоким уровнем культуры.

Жоскен де Пре, Орландо ди Лассо, Бах, Палестрина — Рафаэль в музыке, Монтеверди, Бетховен, Веберн, Лигети, Куртаг — это один уровень. А Вивальди — гораздо ниже. Это хорошая музыка для развлечения. И я не считаю Генделя, как музыканта, равным Баху. Бетховен ставил Генделя выше Баха, но его беда в том, что он не слышал Баха, исполненного должным образом.

Я был бы рад играть других барочных композиторов, равных Баху, но их нет.  Французская духовная музыка — Шарпантье, Люлли — для меня что-то вроде мебели. Тогда как Бах — скульптура. Конечно, для церкви нужна была “мебель”, красивые звуки во время мессы. Но слушать это как музыку, на мой взгляд, скучно.

Люлли — особый случай. Его музыка прекрасна, когда она сочетается со сценическим действием, с танцами, как это и было задумано. Это как он Нино Рота: в паре с Феллини прекрасен, а как только Феллини убираешь — увы, нет».

«В жизни важен выбор»

«Шекспир важен для каждого. Я мечтаю, чтобы для каждого стали важны поздние квартеты Бетховена. Но для этого нужно изучать музыку в школе. Вот в чем проблема.

Во времена моей юности старинную музыку исполняли любители на фестивалях. Брамса играли профессионалы, а Баха — любители. И дирижировали тоже. Так что я решил, что пойду учиться на психиатра, а Бахом буду заниматься как любитель. Пошел в университет и отучился там 7 лет. А Collegium Vocale был моим хобби. Но мы быстро росли и вскоре встретились с Леонхардом и Арнонкуром. Они предложили нам сотрудничество. Когда мне было 25, днем я работал в госпитале, а вечером дирижировал. Но через три года я сказал: всё, выбираю музыку. Такова моя история.

Я учился многим вещам: теории музыки, полифонии, композиции, игре на фортепиано, немного на клавесине, органе, фаготе, пению. Единственное, чему я не учился — дирижированию.

О дирижировании можно говорить часами. Что такое дирижирование? Ты ведешь музыкантов, которые сидят напротив тебя, сквозь произведение, и ты должен знать эту музыку лучше, чем они. В этом твоя функция. Когда ты дирижируешь оперой Р. Штрауса, многие певцы просто не слышат оркестра, и важная часть твоей работы — просто показывать метр, чтобы люди сходились вместе. Это не моя работа.

Когда я дирижирую кантатами Баха, моя задача — найти деньги для исполнения, найти певцов, организовать репетиционный процесс. Конечно, взгляд очень важен, он может нанести большой вред. У меня, например, плохой характер. И когда я недоволен игрой, я начинаю смотреть так…, как смотреть нельзя. Ты должен всегда вдохновлять, хотя это непросто. Я иногда дирижирую Оффенбаха, Иоганна Штрауса. Но я действительно люблю суровую, трагическую музыку. Наверное, такая у меня натура.

Из русской музыки я дирижировал почти всего Стравинского и многое записал. Но до сих пор я никогда не дирижировал Шостаковича, хотя для меня он — титан. Невозможно браться за все на свете. Я знаю дирижеров, которые хорошо дирижируют Шостаковича, но когда они берутся за Бетховена — это катастрофа.

В жизни важно делать выбор. Делать то, что ты можешь сделать наилучшим образом. Когда делаешь запись, нужно думать, что ты делаешь самую лучшую запись в мире. Иначе не надо записываться.

Я заинтересован только в самой лучшей музыке (речь идет о музыке, которую можно дирижировать). Я пытаюсь выбирать репертуар так, как будто это последний концерт в моей жизни. Стараюсь работать максимально хорошо. Тщательно репетировать. Но и качество музыки для меня важно. У меня нет времени на Вивальди.

Я не приемлю потребления, ибо в нем нет места духу. Искусство может дать понимание того, что является самым важным на земле, настоящей реальностью. Но это ощущение может дать только самая лучшая музыка. Если вы читаете книги, то все равно рано или поздно придете к Достоевскому. Я поэтому и люблю Россию. Был бы рад прочесть его по-русски, потому что те, кто читал, говорили мне, что самое большое наслаждение там как раз в языке.

А самая прекрасная музыка, которую я бы выбрал для своего самого последнего концерта — “Прощание” из “Песни о земле” Малера».

(Использованы фрагменты интервью Ф. Херревеге сайту Московской филармонии)