Увидеть Большой театр

Увидеть Большой театр

Музей Большого театра закончил грандиозную работу по оцифровке старинных фотографий (1860—1917) из своего фонда. Многие из них известны по предыдущим альбомам, некоторые никогда не публиковались, но, главное, теперь все фотонаследие собрано в единый электронный архив. При содействии Фонда поддержки межмузейного коммуникационного пространства и культурно-образовательных программ «Связь эпох» театр подготовил по этим электронным материалам альбом «Московский императорский Большой театр в фотографиях».

Московский императорский Большой театр в фотографиях.
Альбом / Сост. Т. Сабурова,
Е. Чуракова.
М.: Кучково поле, 2013. —
344 с., ил.
Тираж 1500 экз.

Книга открывается кратким иллюстрированным очерком «Из истории здания Большого театра». Следом опубликована статья директора музея Л. Хариной «Музей Большого театра и его коллекции». Текст Т. Сабуровой «Большой театр и его фотографы» посвящен фотографическим ателье, которые боролись за контракты на право фотографировать спектакли и артистов Большого театра.

Фотографии публикуются по разделам: артисты оперной труппы и сцены из спектаклей; артисты балетной трупы и сцены из спектаклей с краткими аннотациями; фотоэтюды А. Горского, которым предшествует статья Т. Сабуровой; фотографии торжественного спектакля по Случаю Священного Коронования Их Императорских Величеств 17 мая 1896 и фотокопии служебных удостоверений артистов труппы. В конце присутствуют указатели музыкальных произведений и имен, список литературы.

Первопроходцы

Первый опыт съемок театрального действия («Отелло» Верди) на сцене Большого театра, который осуществил в 1880—1890 московский фотограф Р. Тиле при помощи магниевой вспышки, был неудачным. Контора Московских Императорских театров сочла такой способ фиксации процесса небезопасным с точки зрения возникновения пожара. Попытки возобновились в начале 1890‑х, когда было принято решение использовать рефлектор для вспышки и камеры, который устанавливался перед началом генеральной репетиции в зрительном зале в 16 аршинах от сцены. Осуществлять официальную съемку могли только «аккредитованные» фирмы, которые заключали с Конторой постоянный контракт, получали звание «Фотографа Императорских театров» и работали на театральном оборудовании, обязавшись его ремонтировать за свой счет. Они должны были предоставлять по два отпечатка в Контору и один для «Ежегодника», а с негативами делать все, что заблагорассудится. Речь шла не только о съемке репетиций, но и детальном документировании декораций, костюмов и бутафорских предметов, необходимом для составления альбомов с инвентарными описаниями для монтировщиков.

За право именоваться «фотографом Императорских театров» в 1890‑е развернулась настоящая война между подданным Пруссии К. Фишером и М. Конарским. Контора аккуратиста Фишера победила и на 15 лет стала единственным официальным фотографом Большого театра. Но театр, в свою очередь, был не единственным заказчиком фотографий Фишера — его знаменитое ателье, работавшее на два города (также Петербург), обслуживало Третьяковскую галерею.

В 1914 Фишеру в силу национальной принадлежности пришлось закрыть его предприятие на Кузнецком мосту, разгромленное к тому же черносотенцами. Мастеров, оставшихся без работы, сплотил самый талантливый фотограф из фирмы Фишера М. Сахаров, создав артель «М. Сахаров и П. Орлов». Сахаров с перерывами в несколько лет проработал в Большом до 1936. Его работы олицетворяют эстетику театральной светописи начала XX в.

Фотомодели

Съемка артистов проходила в стенах популярных фотоателье с середины XIX в. Певцы и танцовщики приносили с собой костюмы и грим, а фотоателье, со своей стороны, обеспечивало бутафорский фон, обычно не имеющий никакого отношения к роли, в которой артисты просили их запечатлеть. Собинова и Гельцер снимали на одном и том же фоне декорации к «Ивану Сусанину». Театральными фотографами традиционно становились родственники артистов театра, как, например, любимец тогдашней театральной и музыкальной элиты А. Эйхенвальд. Он создал известные фотопортреты А. Рубинштейна и Д. Арто.

Главной проблемой театральной фотографии того времени оставалась ее статичность, зафиксировать движение не было никакой возможности. Танцовщик приходил в ателье, ставился в нужную позицию, а затем поднимал руки с крыльями над головой, изображая, например, Голубую птицу. От фото оперных артистов веяло несвойственным для их персонажей покоем. Отдельным рядом стоят фотопортреты Ф. Шаляпина, который уделял особое внимание пластическому рисунку роли и гриму персонажа. Фотографы из артели «М. Сахаров и П. Орлов» выполнили серию гениальных снимков Шаляпина в роли Еремки из оперы А. Серова «Вражья сила», на которых почти передано движение — игра на балалайке, пение и пляски героя.

Трюм для фото

Переломный момент в истории театрального фотопортрета связан с деятельностью балетмейстера А. Горского, который инициировал создание съемочного павильона в стенах Большого театра. В трюмной части, под сценой, отвели специальное помещение, куда артисты спускались после генеральных репетиций, еще полные впечатлений и не утратившие связи с образом. Благодаря Горскому были сделаны, в частности, отличные съемки А. Павловой, выступавшей в Москве в «Дочери Фараона» Пуни, и фаворитки московской публики С. Федоровой в связи с премьерой «Тщетной предосторожности», но вне сценического образа.

Самая любопытная публикация в альбоме — фотоэтюды А. Горского. Горский мечтал стать художником, посещал классы Центрального училища технического рисования барона Штиглица, но в итоге избрал путь балетмейстера. Известно, что он приносил в класс фотографии балетных па, выполненные знаменитым автором системы записи танца В. Степановым, чтобы вместе с ученицами разобрать достоинства и недостатки исполнения. Он сам приходил на занятия всегда с камерой и ввел систему фотофиксации. Но его работы из этой серии сохранились лишь в виде фрагментов. Опубликованные в альбоме 30 композиций из цикла «Хореографические фотоэтюды» (1907–1909) —уникальные произведения. Горский, Мордкин и Кандауров поставили сцены специально для фотосессии. У каждой композиции собственное содержание и название: «Молитва», «Роза упала», «Испуг», «Она умирает», «Все потеряно» и др. Основной акцент в этих фотографиях ставился на пластике и выражении лица.

Горскому принадлежит еще один безымянный альбом, созданный в 1910. Он запечатлел на 25 фото «мягким» (нерезким) объективом трех танцовщиц М. Горшкову, Е. Андерсон и М. Кандаурову, сплетающих поставленные балетмейстером хореографические узоры. Автор фиксирует не позы, не движение, а «след движения, его красочный порыв, взлет».

Горский был новатором в хореографии и в светописи он использовал нетрадиционные средства. С него началась эпоха художественной фотографии в Большом, он придавал огромное значение новым технологиям фотопечати и много экспериментировал с цветом, увлеченный идеями своих соратников А. Головина и К. Коровина.

Серия фотографий из этого альбома опубликована на сайте Большого в разделе «виртуальные выставки», но статьи о фотографах можно прочитать только в бумажном оригинале.