Уравнения, прыжки, запахи и звуки: шесть выставочных проектов Дягилевского фестиваля

Уравнения, прыжки, запахи и звуки: шесть выставочных проектов Дягилевского фестиваля
Нина Воробьева и Марина Дмитриева. Выставочный проект «Уравнение с двумя неизвестными», фотография

На Международном Дягилевском фестивале — 2017 будут представлены шесть неординарных выставочных проектов, формирующих новые подходы к истории Перми, а также наследию великого импресарио и его соратников. Экспозиции «Уравнение с двумя неизвестными», élévation, «Комментарий к музыкальному сочинению», «ЗЗЗ / Запахи Звуки Заводы», «Пермский цикл» и «Парад — 100» будут открыты на разных городских площадках в течение фестиваля.

«Уравнение с двумя неизвестными»

«Уравнение с двумя неизвестными» складывается из двух экспозиций: BANNED BANNERS Нины Воробьевой и BLACKstage Марины Дмитриевой. Это отражение двух полюсов театрального пространства, точек зрения двух участников процесса, находящихся по разные стороны от спектакля — фотографа-постановщика и фотографа-наблюдателя. Banned Banners — «Забанненные баннеры», или «Запрещенные постеры», — это серия образов, которым не суждено было ни стать афишей спектакля, ни попасть на обложку концертной программки. Бэкстейдж в объективе Марины Дмитриевой — отражение ситуаций и эмоций, которые никогда не увидит зритель, сидящий в зале, максимальное приближение взгляда без вмешательства в процесс. Это результат трехлетнего наблюдения фотографа за внутренней жизнью Пермского театра оперы и балета.

Центральный выставочный зал, с 5 мая по 4 июня

élévation

В переводе с французского élévation — это способность танцовщика исполнять высокие прыжки с фиксацией в воздухе той или иной позы. Эффект дягилевских «Русских сезонов» тоже сравним с элевацией: это был прыжок искусства вперед и вверх, с «зависанием» до наших времен и резонансом в современности. Выставочный проект élévation представляет собой творческую лабораторию единомышленников из разных стран мира, увлеченных идеей художественного анализа élévation в прыжке танцовщика, во взмахе рук дирижера, в голосе поющего и читающего артиста или в ленивом лежании мечтателя, созерцающего облака, — и открывающих в процессе совместной работы новые пути для саморазвития и подготовки к новым «прыжкам».

Арт-резиденция, с 12 мая по 13 июня; в день открытия вход свободный, в последующие дни по билетам

«Комментарий к музыкальному сочинению»

Выставка «Комментарий к музыкальному сочинению» — попытка художественного осмысления роли женских образов в личной жизни и творчестве Игоря Стравинского. Зритель попадает в места пребывания композитора, воссозданные в визуально-акустических инсталляциях Никиты Спиридонова и Сергея Катрана. Работы Марины Фоменко, Аллы Урбан, Дарьи Гусаковой, Александра Гусева и Екатерины Ефимовой структурируются в единую топографическую карту и уникальный организм, состоящий из озвученных писем, исторических фотографий, свето-кинетических объектов.

Выставка проходит в рамках Года Игоря Стравинского и реализуется в сотрудничестве с Фондом им. Игоря Стравинского в России и Фондом Пауля Захера в Швейцарии. Куратор — Анастасия Козаченко-Стравинская.

Органный зал, с 15 по 25 мая

«ЗЗЗ / Запахи Звуки Заводы»

«ЗЗЗ / Запахи Звуки Заводы» — проект, призванный запечатлеть в музейном пространстве нематериальные субстанции заводов Пермского края. Музеефикация звуков, запахов и световых состояний заводов — это уникальное культурное начинание, которое впервые будет представлено в таком объеме не только на Урале, но и вообще в мировой практике выставочных пространств.

Содержанием экспозиции становятся «библиотека звуков», «библиотека запахов» и «библиотека света» производственных помещений. Произведения созданы на основе как эмпирических переживаний художников, так и зафиксированных приборами точных сведений, собранных в ходе творческого десанта в рабочие помещения заводов. Участниками проекта стали Катя Бочавар, Петр Айду, Олег Макаров, Игорь Вязаничев, Федор Додонов, Ксения Ланикина, Дмитрий Меркушев, Григорий Скворцов.

Музей PERMM, с 17 мая по 16 августа

«Пермский цикл»

Мультимедийная выставка «Пермский цикл» визуальной художницы из Швеции Ингрид Бугге — совместная работа творческих коллективов Пермской галереи, Пермского театра оперы и балета и Пермского государственного института культуры. Ингрид Бугге выбрала семь экспонатов из коллекции пермской деревянной скульптуры, которые послужили основой для написания семи музыкальных композиций-аллюзий на библейский сюжет «Семь слов Спасителя на кресте». При участии артистов Пермского театра оперы и балета на эту музыку были созданы хореографические миниатюры, которые послужили основой для серии фоторабот и видеоинсталляций. Кроме того, на выставке будет представлена инсталляция, созданная на основе рентгеновских снимков пермских деревянных богов. При поддержке Посольства Дании в России.

Пермская художественная галерея, с 18 мая по 30 июня

«Парад — 100»

Выставка «Парад — 100» приурочена к столетию легендарной балетной премьеры, отметившей новую веху в развитии мирового авангардного искусства. 18 мая 1917 года в парижском театре Шатле состоялся первый показ постановки «Парад». Музыка балета была написана Эриком Сати по сценарию Жана Кокто для «Русских балетов» Дягилева. Хореографом выступил Леонид Мясин, а создателем декораций и костюмов — Пабло Пикассо.

Jerel Hilding as The Manager from New York (Color) Photo by Herbert Migdoll

На выставке «Парад — 100» будут представлены исторические фотографии из коллекции лондонского Музея Виктории и Альберта, а также костюмы, воссозданные по эскизам Пабло Пикассо пермскими художниками — лауреатами многих международных премий Ольгой Субботиной и Михаилом Павлюкевичем. В числе экспонатов — архивные фотографии, партитуры и газетные материалы. Дополнением к ним станут анимационные работы Зденко Гаспаровича и Кодзи Ямамура, видеозаписи реконструкций балета «Парад» в постановке Анжелена Прельжокажа, фильм «Больше, чем любовь» о взаимоотношениях Пабло Пикассо и Ольги Хохловой, а также серия плакатов по мотивам оригинальных афиш «Парада». Кураторы выставки — Виталий Пацюков, Анастасия Козаченко-Стравинская и Елизавета Мирошникова.

Центр городской культуры, с 20 мая и после завершения фестиваля; вход свободный