You have no items in your cart.
Урал Опера Балет Фест: первый пошел
Легко рассуждать о том, что говорить об искусстве нужно человеческим языком. Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета начал с себя: в июле 2018 он сменил название на Урал Опера Балет. Просто, узнаваемо, по делу. Ребрендинг нельзя было не отпраздновать, и в сентябре театр объявил о проведении первого своего фестиваля – Урал Опера Балет Фест. Фестиваль уложили в неделю — с 14 по 21 октября, — а в его мультижанровую программу вошли три балета и один современный танцевальный спектакль, две оперы, фортепианный и симфонический концерты, пять кинопоказов, две публичные встречи, три лекции и перформанс для немого кино и ансамбля современной музыки. В рамках фестиваля прошла и премия для молодых музыкальных критиков «Резонанс» с пятидневной образовательной программой.
Тематика фестиваля, организованного командой художественного руководителя Урал Балета Вячеслава Самодурова, — новое академическое искусство. В программе – только новые произведения и современная интерпретация классики. Сходство с концепцией Дягилевского фестиваля налицо, но бросается в глаза и отличие: к искусству в Екатеринбурге относятся с уважением, но без мистического трепета; элитных тусовок и богемных ночных бдений не предусмотрено; юмора больше, чем пафоса.
Земля фестивалей
Хотя фестиваль под эгидой оперного театра появился в Екатеринбурге только сейчас, в городе хватает регулярно проходящих громких музыкальных событий. Свердловская филармония с 2010 проводит биеннальный Симфонический форум России с участием региональных оркестров, с 2011 — международный фестиваль музыки Баха Bach-fest, с 2015 участвует в международном музыкальном проекте «Безумные дни»: трехдневном марафоне коротких концертов и иммерсивных мероприятий на разных площадках города.
Но еще больше город, ставший когда-то колыбелью русского рока, славится музыкой неакадемической. Здесь с 2000 проходит один из крупнейших в России рок-фестивалей «Старый новый рок». Более легкая музыка звучит на летнем ночном фестивале Ural Music Night, проходящем с 2015 и занимающим десятки площадок под крышей и без, включая оперный театр.
Очень громко заявляет о себе и Уральская индустриальная биеннале современного искусства, проходящая с 2010. В следующем году Вячеслав Самодуров, только пришедший на должность руководителя балетной труппы Екатеринбургского театра, поставил в рамках этой биеннале спектакль «Н2О», где участвовали артисты балета и рабочие завода «Уралтрансмаш», а площадкой стал заводской цех.
Время фестивалей
Урал Опера Балет Фест проходит в такие даты, когда в Москве проводится резонансный XIII Международный фестиваль-школы современного искусства «Территория» (12–24 октября), а в Самаре начинается XVIII фестиваль классического балета имени Аллы Шелест (19–28 октября). Разрываться необходимо не только журналистам, но и местным зрителям, на которых рассчитан Урал Фест: программа фестиваля составлена так, что мероприятия проходят одновременно друг с другом или накладываются так, что успеть с одного на другое невозможно. Нужно выбирать между балетным спектаклем или лекцией, оперой или дискуссией, кинопоказом или перформансом.
Расчет организаторов в том, что екатеринбуржцы не будут непременно стремиться успеть на все мероприятия фестиваля (многие из которых — репертуарные спектакли Урал Оперы Балета, уже знакомые публике). Зато все начинается в удобное вечернее время — дневные часы заняты только в выходные, а в будни — разве что под мероприятия образовательной программы «Резонанса», рассчитанной на людей с более-менее свободным графиком: студентов и журналистов. Все же заснеженный октябрьский Екатеринбург плохо располагает к отпускному формату весенне-летней Перми.
Приказ Королева
Первым крупным мероприятием фестиваля стал «Приказ короля» — новый балет Вячеслава Самодурова на музыку Анатолия Королева. Премьера балета состоялась 11 октября 2018, фестиваль в день своего открытия захватил последний показ премьерной серии. Перед балетом в музейном фойе театра Богдан Королек, соавтор либретто, прочитал лекцию «Петипа как оливье», посвященную структурным элементам, из которых, как салат по рецепту, строились балеты Мариуса Петипа.
«Приказ короля» – название одного из утраченных балетов Петипа. Самодуров не пытается его реконструировать: он создает собственный балет с фантасмагорическим сюжетом и осовремененным пластическим языком, но структуру берет ту же самую, которая лежит в основе балетов Петипа. Здесь есть чередование пантомимы и танца, характерные и классические номера, большое классическое па и апофеоз; есть узнаваемые персонажи и персонажи совершенно оригинальные; и есть много юмора насчет балетных условностей — но шутит Самодуров очень любя.
Оформлением «Приказа» занимались люди, никогда раньше не работавшие над балетным спектаклем: сценограф Алексей Кондратьев из «Ленкома» и художник по костюмам Анастасия Нефедова из «Электротеатра». Их незашоренный взгляд на традиционные формы принес свои плоды: сказочные герои хорошо себя чувствуют среди элементов промышленного дизайна, а купальники и пачки ушли от стандарта, но не потеряли функциональности.
Музыку «Приказа» написал по заказу театра еще один балетный дебютант – петербуржец Анатолий Королев. Партитура получилась идеально в духе всего балета: узнаваемый канон, воссозданный по новой технологии и в современных очертаниях. Не соответствуют канону только вокальные номера в исполнении гламурной джазовой певицы — но сам формат вставных номеров структуре балетов Петипа не противоречит.
«Приказ короля» показывает, каким может быть академическое искусство в эпоху, когда его не нужно отливать в бронзе — можно напечатать на 3D-принтере. А это, как мы понимаем, технология куда более сложная.
Приказ Гершензона
Второй балет фестиваля – «Тщетная предосторожность», поставленная в 2015 году — наоборот, работа людей, очень опытных в обращении с балетом. Балетмейстер Сергей Вихарев и куратор Павел Гершензон придумали надставить сельскую комедию Мариуса Петипа и Льва Иванова рафинированным класс-концертом из «Консерватории» Августа Бурнонвиля в качестве пролога, а в финале спеть силами самих танцовщиков жизнеутверждающую песенку Николая Денисова. Сценография Альоны Пикаловой воспроизводит пейзажи и интерьеры с картин Ван Гога; костюмы, созданные Еленой Зайцевой и расписанные вручную в мастерских театра, тоже сошли с его картин. Характерные вангоговские мазки здесь стали забавным кривым зеркалом, в которое смотрятся для смеха. Балет легкий и остроумный, чисто эскапистское зрелище (но мы помним, что кроме ирисов и подсолнухов Ван Гог рисовал и отрезанное ухо); все легко порхают по сцене, а самый комичный персонаж – неудачливый жених Никез в исполнении золотомасочника Игоря Булыцына — и вовсе улетает в небо, когда начинается гроза.
«Тщетная» живет и дышит — и очень веселит зрителей. Это и хочет показать фестиваль: что классика не устаревает, если не старить ее искусственно.
Завещание Вихарева
В пандан к «Тщетной» попал еще один репертуарный балет театра – «Пахита» Вихарева, доставленная после его смерти Самодуровым. Премьера «Пахиты» была в феврале 2018 года, так что ее даже хорошо распробованной назвать трудно, а уж приестся публике она совсем нескоро: в ней соединились идеальное чувство меры Вихарева и курировавшего проект Гершензона, креативность новатора Самодурова и прекрасный вкус оформителей спектакля — Альоны Пикаловой, создавшей три совершенно разных сета декораций, Елены Зайцевой, снова не побоявшейся, как и в «Тщетной», одеть балерин в черные колготки, и Александра Наумова, ответственного за световую партитуру. К этому нужно добавить беспрецедентный ход с созданием новой музыкальной редакции: композитор Юрий Красавин сделал собственную оркестровую транскрипцию музыки Эдуара Дельдевеза, благодаря чему музыка стала самостоятельным персонажем балета, и следить за ее сюрпризами не менее интересно, чем за героями живыми и танцующими. Новая партитура учитывает каноны балетной музыки времен Дельдевеза и именно поэтому нарушает их с чувством и толком; неудивительно, что для постановки «Пахиты» театру понадобился в качестве дирижера специалист по современной музыке Федор Леднев. Как стало известно вскоре после фестиваля, все создатели «Пахиты», а также трое солистов из премьерного состава (не танцевавшие на фестивальном показе) номинированы на «Золотую Маску» – в общей сложности у балета 10 номинаций, что является рекордом за всю историю премии.
Разумеется, при наличии в шорт-листе «Маски» многострадального балета «Нуреев» шансы «Пахиты» блекнут. Кстати, фестиваль как будто ждал этого сравнения и этой полемики: в свою программу он включил кинопоказ – конечно, не самого балета «Нуреев», а документального фильма «Нуреев: его сцена – весь мир», снятого американскими режиссерами Джеки и Дэвидом Моррис и вышедшего в российский прокат в конце сентября 2018.
Важнейшее из искусств
Кинособытий на Урал Опера Балет Фесте слишком много, чтобы это было совпадением, пусть даже официальными партнерами фестиваля являются TheatreHD — компания-прокатчик фильма о Нурееве, которая с 2011 организует, в числе прочего, трансляции спектаклей Метрополитен-оперы в России, и OperaHD, организующая кинопоказы спектаклей европейских театров.
Так, самым первым мероприятием фестиваля стал показ записи «Аиды» с Анной Нетребко, поставленной на Зальцбургском фестивале этого года иранкой Ширин Нешат. Еще одним оперным кинопоказом была «Снегурочка» Дмитрия Чернякова, поставленная в Парижской опере в 2017 — организаторы фестиваля противопоставили запись оперы Римского-Корсакова живому спектаклю с тем же названием, только сочиненному современным композитором.
Балетные кинопоказы фестиваля тоже следовали концепции «столкнуть классику и современность»: это были «Герой нашего времени» Кирилла Серебренникова из Большого театра и «Онегин» Джона Крэнко, идущий в Штутгарте с 1965 года. Кинопоказы проходили в Ельцин Центре — амбициозном, монументальном и современном деловом и культурном пространстве.
Современная музыка под старое кино
Если не считать «Пахиты», где второй акт стилизован под немой фильм, самым оригинальным событием фестиваля, связанным с кино, стал перформанс-дивертисмент «Путешествие на Луну». Прямо на стену атриума Ельцин Центра проецировались немые фильмы Жоржа Мельеса, дедушки кинематографических спецэффектов, снятые в 1901–1912. Петербургский МолОт-ансамбль играл произведения современных композиторов, по замыслу авторов привязанные к этим фильмам отношением более сложным, чем просто звуковая дорожка к видеоряду, но воспринимающиеся именно как саундтрек, причем зачастую гораздо менее захватывающий, чем происходящее на экране. Эстетика, в которой Мельес творил свою фантастику и фэнтези, на нынешний взгляд так чудовищно абсурдна, что это завораживает и восхищает. Сравниться с мэтром по эффекту сумела только Настасья Хрущева, которая к фильму о покорении Северного полюса, где героев пожирает, а потом выплевывает ледяной великан, создала речитатив о русском Деде Морозе, карающем и разящем.
Самого «Путешествия на Луну» со знаменитым попаданием ракеты в глаз Луне в дивертисменте не было, зато были, кроме «Завоевания полюса», истории про Синюю Бороду и Золушку, а также миниатюра «Меломан» с развешанными на нотном стане поющими головами — ее, естественно, показали без музыки. Бросается в глаза сходство утрированных движений артистов немого кино с балетной пантомимой – то и другое сегодня смотрится комично, но первое стало историческим курьезом, а второе освящено традицией и существует по сей день. Самодуров, кстати, на эту традицию смотрит с иронией: в «Приказе короля» вся пантомима смешная.
Фортепиано
Пока в Пермь ездят Любимов и Гориболь, Екатеринбург пригласил к себе совсем юную пианистку — 11-летнюю Александру Довгань, которая в 2018 получила Гран-при II Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition Дениса Мацуева. Сольный концерт Довгань прошел в кино-конференц-зале Ельцин Центра (помещении с очень несовершенной акустикой). Часовая программа, отвечая концепции фестиваля, состояла из произведений канонических и современных и простиралась от Франсуа Куперена и Баха до Сергея Борткевича и Марка-Андре Амлена. Все это — конкурсные произведения Александры Довгань, поэтому программу она играла наизусть. А аудитория могла не только умилиться таланту ребеночка, но и сопоставить, что по нынешним временам слушается лучше: заезженный Шопен, эксгумированный Рамо или переосмысленное в XXI веке наследие Скарлатти.
Фортепиано — инструмент для фестиваля знаковый: в балете «Пахита» есть сценический персонаж-тапер. Он находится на сцене весь второй акт, переосмысленный Красавиным фактически как концерт для фортепиано с оркестром, и должен играть, не глядя на дирижера. Екатеринбургу повезло: в этой партии безупречен Герман Мархасин, студент музыкального колледжа имени Мусоргского и будущая звезда.
Устрица
Балеты классические и неоклассические разбавил гастрольный спектакль «Устрица» («Oyster») от танцевальной компании Инбаля Пинто и Авшалома Поллака (первый — хореограф, второй — актер), созданной ими в Тель-Авиве в 1992. Пинто и Поллак ставят не только танцевальные спектакли, но и оперы («Армида» Глюка в Висбадене в 2003, «Приключения лисички-плутовки» в 2013 в Бергене), и мюзиклы («Сказка про кота, который жил миллион раз» в Токио в 2013). «Устрица» была поставлена в 1999 — по меркам contemporary это уже классика, тем более что уже в первые десять лет существования спектакль выдержал более 400 представлений. Он вбирает в себя второе важнейшее из искусств: танца, клоунады и акробатики в нем поровну, а в звуковом сопровождении смешались в опрятный салат такие ингредиенты, как Руджеро Леонкавалло, Има Сумак, Астор Пьяццола и тувинская фолк-группа Хуун-Хуур-Ту.
Название «Устрица» не обязано ничего значить, но все же его оригинальное написание волей-неволей вызывает в голове образную английскую идиому «the world’s your oyster»: мир лежит перед тобой, как устрица на блюде, открой створки — и он весь твой. Урал Опера Балет Фест свою устрицу открыл.
Опера
Фестиваль включил в программу свою «Кармен», поставленную в 2015 Александром Тителем. Петь заглавную партию приехала Екатерина Сергеева, год назад перешедшая из Молодежной оперной программы Мариинского театра в основной состав. Молодая, раскованная, пластичная солистка — то, что нужно постановке Тителя, воспевающей женскую сексуальность. Увы, спектакль не предлагает зрителю ничего нового (веера, мантильи, быки: получите и распишитесь) — а женщин в шелковых комбинациях гораздо эффектнее демонстрируют иные, нетеатральные жанры. Показанная зрителю резинка чулок Кармен давно не делает оперный спектакль современным. По состоянию на 2018, да даже и на 2015 перед нами вполне конвенционная классика.
Для контраста с этой классикой Урал Фест привез на гастроли оперу настолько современную, что многие критики и музыканты до сих пор спорят, можно ли вообще назвать ее оперой. Это «Снегурочка» Александра Маноцкова в постановке Галины Пьяновой, идущая в новосибирском театре драмы «Старый дом». В 2017 она завоевала «Золотую Маску» в номинации «эксперимент». В 2018 «Снегурочка» получила вторую постановку, что с новыми операми бывает редко: в Санкт-Петербурге ее поставила режиссер Елена Павлова, показы прошли на двух андеграундных площадках. Попав на сцену традиционного оперного театра, «Снегурочка» растеряла свою камерную энергию и нюансы негромкой партитуры — а традиционный оперный зритель, слышавший в Екатеринбурге и Гласса, и Вайнберга, и Богуслава Мартину, не проявил снисходительности к еще более нестандартному произведению. Зато стало понятно, какой уровень новизны музыкальный театр пока еще не может себе смело позволить.
Войти в резонанс
Уральский фестиваль вовсе не позиционирует себя как конкурент Дягилевскому, что вы. Просто премия для молодых музыкальных критиков «Резонанс», три года подряд вручавшаяся в Перми, теперь передислоцировалась в Урал Оперу. «Резонанс» обеспечивает месту своего проведения как минимум дополнительное внимание критического сообщества и СМИ, а Урал Фесту при его неудобных датах это важно. К тому же «Резонанс», вполне в духе фестиваля, продвигает нестандартные форматы и современный подход к музыкальной критике. Лауреатами этого года стали Илья Попов, пишущий просветительские эссе в буклеты Большого театра и Урал Оперы, Ольга Тараканова – автор лонгридов о современном театре в различных электронных изданиях, и искусствовед Екатерина Шелухина, написавшая некролог видного немецкого критика Йоахима Кайзера. Премию за особый вклад в развитие театрально-музыкальной критики получил Алексей Парин. Специальный приз жюри присудило Дмитрию Беляку — находясь в Норильске, он ведет телеграм-канал о современной академической музыке. Мессенджер Телеграм вообще оказался резонансным: премию за лучшее СМИ получил канал Алексея Мунипова, тоже посвященный в основном новой музыке. В отдельную номинацию в этом году было выделено студенческое СМИ, и лучшим был признан журнал Вагановской академии «Каданс» — его визуальная политика сделала бы честь и взрослому изданию.
Королевская ересь
В день вручения «Резонанса» на сцене Урал Оперы состоялся симфонический концерт. Оркестр театра под управлением специально приглашенного специалиста по современной музыке — Федора Леднева — исполнил два произведения Анатолия Королева: «Еретик» для хора фаготов с оркестром и концерт для скрипки и камерного оркестра (солист — Артур Зобнин). Это была екатеринбургская премьера, а мировой премьерой стало исполнение «Печорин-сюиты» Юрия Красавина. Эта музыка изначально была сочинена для телесериала «Герой нашего времени» (2006), а потом должна была достаться одноименному балету Большого театра (2015) но режиссер спектакля Кирилл Серебренников в итоге отдал предпочтение композитору Илье Демуцкому. Так закончилось сотрудничество Красавина с хореографом Юрием Посоховым, для которого еще в 1999 композитор написал музыку к балету «Магриттомания», поставленному в Сан-Франциско. Зато в 2018 Красавин приложил руку к «Пахите» Вихарев-Самодурова. Сотрудничество композитора и хореографа оказалось таким успешным (а музыка к «Пахите», пусть и основанная на поделке Дельдевеза – куда более свежей и яркой, чем конвенционный язык «Печорина»), что в 2019 году они представят новую совместную работу на сцене Большого театра, где Самодуров пока поставил только «Ундину» (2016). Новый балет называется просто: «Красавин-Самодуров».
Итого
Конечно, с формальной точки зрения Урал Опера Балет Фест соблюдает миссию театра – «сохраняя традиции, создавать классику XXI века». Но это скромность первого раза. Понятно, что фестиваль имеет дело прежде всего с современным искусством: с современными форматами, а самое главное — с истинно современным взглядом на вещи, взглядом эпохи, которой больше не нужно ни ниспровергать классиков с пьедестала, ни водружать их туда; эпохи, вооруженной междисциплинарным видением и объединенной беспрецедентной доступностью знания. Урал Опера Балет Фест щедро делится знанием — недаром все образовательные мероприятия, которых было порядка десятка, делались открытыми, а некоторые — транслировались онлайн. И благодаря такой открытости в сочетании с такой программой фестиваль позволяет зрителю самому разобраться в феномене, для России до сих пор загадочном – современном музыкальном театре. И перестать наконец его бояться.
Екатерина БАБУРИНА