Урал Опера Балет Фест: первый пошел

Екатеринбургский театр оперы и балета впервые провел проект под новым брендом
Урал Опера Балет Фест: первый пошел

Легко рассуждать о том, что говорить об искусстве нужно человеческим языком. Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета начал с себя: в июле 2018 он сменил название на Урал Опера Балет. Просто, узнаваемо, по делу. Ребрендинг нельзя было не отпраздновать, и в сентябре театр объявил о проведении первого своего фестиваля – Урал Опера Балет Фест. Фестиваль уложили в неделю — с 14 по 21 октября, — а в его мультижанровую программу вошли три балета и один современный танцевальный спектакль, две оперы, фортепианный и симфонический концерты, пять кинопоказов, две публичные встречи, три лекции и перформанс для немого кино и ансамбля современной музыки. В рамках фестиваля прошла и премия для молодых музыкальных критиков «Резонанс» с пятидневной образовательной программой.

Тематика фестиваля, организованного командой художественного руководителя Урал Балета Вячеслава Самодурова, — новое академическое искусство. В программе – только новые произведения и современная интерпретация классики. Сходство с концепцией Дягилевского фестиваля налицо, но бросается в глаза и отличие: к искусству в Екатеринбурге относятся с уважением, но без мистического трепета; элитных тусовок и богемных ночных бдений не предусмотрено; юмора больше, чем пафоса.

Земля фестивалей

Хотя фестиваль под эгидой оперного театра появился в Екатеринбурге только сейчас, в городе хватает регулярно проходящих громких музыкальных событий. Свердловская филармония с 2010 проводит биеннальный Симфонический форум России с участием региональных оркестров, с 2011 — международный фестиваль музыки Баха Bach-fest, с 2015 участвует в международном музыкальном проекте «Безумные дни»: трехдневном марафоне коротких концертов и иммерсивных мероприятий на разных площадках города.

Но еще больше город, ставший когда-то колыбелью русского рока, славится музыкой неакадемической. Здесь с 2000 проходит один из крупнейших в России рок-фестивалей «Старый новый рок». Более легкая музыка звучит на летнем ночном фестивале Ural Music Night, проходящем с 2015 и занимающим десятки площадок под крышей и без, включая оперный театр.

Очень громко заявляет о себе и Уральская индустриальная биеннале современного искусства, проходящая с 2010. В следующем году Вячеслав Самодуров, только пришедший на должность руководителя балетной труппы Екатеринбургского театра, поставил в рамках этой биеннале спектакль «Н2О», где участвовали артисты балета и рабочие завода «Уралтрансмаш», а площадкой стал заводской цех.

Вячеслав Самодуров. Фото Елена Лехова / Урал Опера Балет

Время фестивалей

Урал Опера Балет Фест проходит в такие даты, когда в Москве проводится резонансный XIII Международный фестиваль-школы современного искусства «Территория» (12–24 октября), а в Самаре начинается XVIII фестиваль классического балета имени Аллы Шелест (19–28 октября). Разрываться необходимо не только журналистам, но и местным зрителям, на которых рассчитан Урал Фест: программа фестиваля составлена так, что мероприятия проходят одновременно друг с другом или накладываются так, что успеть с одного на другое невозможно. Нужно выбирать между балетным спектаклем или лекцией, оперой или дискуссией, кинопоказом или перформансом.

Расчет организаторов в том, что екатеринбуржцы не будут непременно стремиться успеть на все мероприятия фестиваля (многие из которых — репертуарные спектакли Урал Оперы Балета, уже знакомые публике). Зато все начинается в удобное вечернее время — дневные часы заняты только в выходные, а в будни — разве что под мероприятия образовательной программы «Резонанса», рассчитанной на людей с более-менее свободным графиком: студентов и журналистов. Все же заснеженный октябрьский Екатеринбург плохо располагает к отпускному формату весенне-летней Перми.

Приказ Королева

Первым крупным мероприятием фестиваля стал «Приказ короля» — новый балет Вячеслава Самодурова на музыку Анатолия Королева. Премьера балета состоялась 11 октября 2018, фестиваль в день своего открытия захватил последний показ премьерной серии. Перед балетом в музейном фойе театра Богдан Королек, соавтор либретто, прочитал лекцию «Петипа как оливье», посвященную структурным элементам, из которых, как салат по рецепту, строились балеты Мариуса Петипа.

«Приказ короля» – название одного из утраченных балетов Петипа. Самодуров не пытается его реконструировать: он создает собственный балет с фантасмагорическим сюжетом и осовремененным пластическим языком, но структуру берет ту же самую, которая лежит в основе балетов Петипа. Здесь есть чередование пантомимы и танца, характерные и классические номера, большое классическое па и апофеоз; есть узнаваемые персонажи и персонажи совершенно оригинальные; и есть много юмора насчет балетных условностей — но шутит Самодуров очень любя.

Оформлением «Приказа» занимались люди, никогда раньше не работавшие над балетным спектаклем: сценограф Алексей Кондратьев из «Ленкома» и художник по костюмам Анастасия Нефедова из «Электротеатра». Их незашоренный взгляд на традиционные формы принес свои плоды: сказочные герои хорошо себя чувствуют среди элементов промышленного дизайна, а купальники и пачки ушли от стандарта, но не потеряли функциональности.

Музыку «Приказа» написал по заказу театра еще один балетный дебютант – петербуржец Анатолий Королев. Партитура получилась идеально в духе всего балета: узнаваемый канон, воссозданный по новой технологии и в современных очертаниях. Не соответствуют канону только вокальные номера в исполнении гламурной джазовой певицы — но сам формат вставных номеров структуре балетов Петипа не противоречит.

«Приказ короля» показывает, каким может быть академическое искусство в эпоху, когда его не нужно отливать в бронзе — можно напечатать на 3D-принтере. А это, как мы понимаем, технология куда более сложная.

Сцена из спектакля "Приказ короля", фото Ольга Керелюк

Приказ Гершензона

Второй балет фестиваля – «Тщетная предосторожность», поставленная в 2015 году — наоборот, работа людей, очень опытных в обращении с балетом. Балетмейстер Сергей Вихарев и куратор Павел Гершензон придумали надставить сельскую комедию Мариуса Петипа и Льва Иванова рафинированным класс-концертом из «Консерватории» Августа Бурнонвиля в качестве пролога, а в финале спеть силами самих танцовщиков жизнеутверждающую песенку Николая Денисова. Сценография Альоны Пикаловой воспроизводит пейзажи и интерьеры с картин Ван Гога; костюмы, созданные Еленой Зайцевой и расписанные вручную в мастерских театра, тоже сошли с его картин. Характерные вангоговские мазки здесь стали забавным кривым зеркалом, в которое смотрятся для смеха. Балет легкий и остроумный, чисто эскапистское зрелище (но мы помним, что кроме ирисов и подсолнухов Ван Гог рисовал и отрезанное ухо); все легко порхают по сцене, а самый комичный персонаж – неудачливый жених Никез в исполнении золотомасочника Игоря Булыцына — и вовсе улетает в небо, когда начинается гроза.

«Тщетная» живет и дышит — и очень веселит зрителей. Это и хочет показать фестиваль: что классика не устаревает, если не старить ее искусственно.

Сцена из спектакля "Тщетная предосторожность", фото Елена Лехова

Завещание Вихарева

В пандан к «Тщетной» попал еще один репертуарный балет театра – «Пахита» Вихарева, доставленная после его смерти Самодуровым. Премьера «Пахиты» была в феврале 2018 года, так что ее даже хорошо распробованной назвать трудно, а уж приестся публике она совсем нескоро: в ней соединились идеальное чувство меры Вихарева и курировавшего проект Гершензона, креативность новатора Самодурова и прекрасный вкус оформителей спектакля — Альоны Пикаловой, создавшей три совершенно разных сета декораций, Елены Зайцевой, снова не побоявшейся, как и в «Тщетной», одеть балерин в черные колготки, и Александра Наумова, ответственного за световую партитуру. К этому нужно добавить беспрецедентный ход с созданием новой музыкальной редакции: композитор Юрий Красавин сделал собственную оркестровую транскрипцию музыки Эдуара Дельдевеза, благодаря чему музыка стала самостоятельным персонажем балета, и следить за ее сюрпризами не менее интересно, чем за героями живыми и танцующими. Новая партитура учитывает каноны балетной музыки времен Дельдевеза и именно поэтому нарушает их с чувством и толком; неудивительно, что для постановки «Пахиты» театру понадобился в качестве дирижера специалист по современной музыке Федор Леднев. Как стало известно вскоре после фестиваля, все создатели «Пахиты», а также трое солистов из премьерного состава (не танцевавшие на фестивальном показе) номинированы на «Золотую Маску» – в общей сложности у балета 10 номинаций, что является рекордом за всю историю премии.

Разумеется, при наличии в шорт-листе «Маски» многострадального балета «Нуреев» шансы «Пахиты» блекнут. Кстати, фестиваль как будто ждал этого сравнения и этой полемики: в свою программу он включил кинопоказ – конечно, не самого балета «Нуреев», а документального фильма «Нуреев: его сцена – весь мир», снятого американскими режиссерами Джеки и Дэвидом Моррис и вышедшего в российский прокат в конце сентября 2018.

Сцена из спектакля "Пахита", фото Ольга Керелюк

Важнейшее из искусств

Кинособытий на Урал Опера Балет Фесте слишком много, чтобы это было совпадением, пусть даже официальными партнерами фестиваля являются TheatreHD — компания-прокатчик фильма о Нурееве, которая с 2011 организует, в числе прочего, трансляции спектаклей Метрополитен-оперы в России, и OperaHD, организующая кинопоказы спектаклей европейских театров.

Так, самым первым мероприятием фестиваля стал показ записи «Аиды» с Анной Нетребко, поставленной на Зальцбургском фестивале этого года иранкой Ширин Нешат. Еще одним оперным кинопоказом была «Снегурочка» Дмитрия Чернякова, поставленная в Парижской опере в 2017 — организаторы фестиваля противопоставили запись оперы Римского-Корсакова живому спектаклю с тем же названием, только сочиненному современным композитором.

Балетные кинопоказы фестиваля тоже следовали концепции «столкнуть классику и современность»: это были «Герой нашего времени» Кирилла Серебренникова из Большого театра и «Онегин» Джона Крэнко, идущий в Штутгарте с 1965 года. Кинопоказы проходили в Ельцин Центре — амбициозном, монументальном и современном деловом и культурном пространстве.

Современная музыка под старое кино

Если не считать «Пахиты», где второй акт стилизован под немой фильм, самым оригинальным событием фестиваля, связанным с кино, стал перформанс-дивертисмент «Путешествие на Луну». Прямо на стену атриума Ельцин Центра проецировались немые фильмы Жоржа Мельеса, дедушки кинематографических спецэффектов, снятые в 1901–1912. Петербургский МолОт-ансамбль играл произведения современных композиторов, по замыслу авторов привязанные к этим фильмам отношением более сложным, чем просто звуковая дорожка к видеоряду, но воспринимающиеся именно как саундтрек, причем зачастую гораздо менее захватывающий, чем происходящее на экране. Эстетика, в которой Мельес творил свою фантастику и фэнтези, на нынешний взгляд так чудовищно абсурдна, что это завораживает и восхищает. Сравниться с мэтром по эффекту сумела только Настасья Хрущева, которая к фильму о покорении Северного полюса, где героев пожирает, а потом выплевывает ледяной великан, создала речитатив о русском Деде Морозе, карающем и разящем.

Самого «Путешествия на Луну» со знаменитым попаданием ракеты в глаз Луне в дивертисменте не было, зато были, кроме «Завоевания полюса», истории про Синюю Бороду и Золушку, а также миниатюра «Меломан» с развешанными на нотном стане поющими головами — ее, естественно, показали без музыки. Бросается в глаза сходство утрированных движений артистов немого кино с балетной пантомимой – то и другое сегодня смотрится комично, но первое стало историческим курьезом, а второе освящено традицией и существует по сей день. Самодуров, кстати, на эту традицию смотрит с иронией: в «Приказе короля» вся пантомима смешная.

"Путешествие на луну", фото Ольга Керелюк

Фортепиано

Пока в Пермь ездят Любимов и Гориболь, Екатеринбург пригласил к себе совсем юную пианистку — 11-летнюю Александру Довгань, которая в 2018 получила Гран-при II Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition Дениса Мацуева. Сольный концерт Довгань прошел в кино-конференц-зале Ельцин Центра (помещении с очень несовершенной акустикой). Часовая программа, отвечая концепции фестиваля, состояла из произведений канонических и современных и простиралась от Франсуа Куперена и Баха до Сергея Борткевича и Марка-Андре Амлена. Все это — конкурсные произведения Александры Довгань, поэтому программу она играла наизусть. А аудитория могла не только умилиться таланту ребеночка, но и сопоставить, что по нынешним временам слушается лучше: заезженный Шопен, эксгумированный Рамо или переосмысленное в XXI веке наследие Скарлатти.

Фортепиано — инструмент для фестиваля знаковый: в балете «Пахита» есть сценический персонаж-тапер. Он находится на сцене весь второй акт, переосмысленный Красавиным фактически как концерт для фортепиано с оркестром, и должен играть, не глядя на дирижера. Екатеринбургу повезло: в этой партии безупречен Герман Мархасин, студент музыкального колледжа имени Мусоргского и будущая звезда.

Устрица

Балеты классические и неоклассические разбавил гастрольный спектакль «Устрица» («Oyster») от танцевальной компании Инбаля Пинто и Авшалома Поллака (первый — хореограф, второй — актер), созданной ими в Тель-Авиве в 1992. Пинто и Поллак ставят не только танцевальные спектакли, но и оперы («Армида» Глюка в Висбадене в 2003, «Приключения лисички-плутовки» в 2013 в Бергене), и мюзиклы («Сказка про кота, который жил миллион раз» в Токио в 2013). «Устрица» была поставлена в 1999 — по меркам contemporary это уже классика, тем более что уже в первые десять лет существования спектакль выдержал более 400 представлений. Он вбирает в себя второе важнейшее из искусств: танца, клоунады и акробатики в нем поровну, а в звуковом сопровождении смешались в опрятный салат такие ингредиенты, как Руджеро Леонкавалло, Има Сумак, Астор Пьяццола и тувинская фолк-группа Хуун-Хуур-Ту.

Название «Устрица» не обязано ничего значить, но все же его оригинальное написание волей-неволей вызывает в голове образную английскую идиому «the world’s your oyster»: мир лежит перед тобой, как устрица на блюде, открой створки — и он весь твой. Урал Опера Балет Фест свою устрицу открыл.

Сцена из спектакля "Oyster", фото Елена Лехова

Опера

Фестиваль включил в программу свою «Кармен», поставленную в 2015 Александром Тителем. Петь заглавную партию приехала Екатерина Сергеева, год назад перешедшая из Молодежной оперной программы Мариинского театра в основной состав. Молодая, раскованная, пластичная солистка — то, что нужно постановке Тителя, воспевающей женскую сексуальность. Увы, спектакль не предлагает зрителю ничего нового (веера, мантильи, быки: получите и распишитесь) — а женщин в шелковых комбинациях гораздо эффектнее демонстрируют иные, нетеатральные жанры. Показанная зрителю резинка чулок Кармен давно не делает оперный спектакль современным. По состоянию на 2018, да даже и на 2015 перед нами вполне конвенционная классика.

Сцена из спектакля "Кармен". Фото Ольга Керелюк

Для контраста с этой классикой Урал Фест привез на гастроли оперу настолько современную, что многие критики и музыканты до сих пор спорят, можно ли вообще назвать ее оперой. Это «Снегурочка» Александра Маноцкова в постановке Галины Пьяновой, идущая в новосибирском театре драмы «Старый дом». В 2017 она завоевала «Золотую Маску» в номинации «эксперимент». В 2018 «Снегурочка» получила вторую постановку, что с новыми операми бывает редко: в Санкт-Петербурге ее поставила режиссер Елена Павлова, показы прошли на двух андеграундных площадках. Попав на сцену традиционного оперного театра, «Снегурочка» растеряла свою камерную энергию и нюансы негромкой партитуры — а традиционный оперный зритель, слышавший в Екатеринбурге и Гласса, и Вайнберга, и Богуслава Мартину, не проявил снисходительности к еще более нестандартному произведению. Зато стало понятно, какой уровень новизны музыкальный театр пока еще не может себе смело позволить.

Сцена из спектакля "Снегурочка". Фото Ольга Керелюк

Войти в резонанс

Уральский фестиваль вовсе не позиционирует себя как конкурент Дягилевскому, что вы. Просто премия для молодых музыкальных критиков «Резонанс», три года подряд вручавшаяся в Перми, теперь передислоцировалась в Урал Оперу. «Резонанс» обеспечивает месту своего проведения как минимум дополнительное внимание критического сообщества и СМИ, а Урал Фесту при его неудобных датах это важно. К тому же «Резонанс», вполне в духе фестиваля, продвигает нестандартные форматы и современный подход к музыкальной критике. Лауреатами этого года стали Илья Попов, пишущий просветительские эссе в буклеты Большого театра и Урал Оперы, Ольга Тараканова – автор лонгридов о современном театре в различных электронных изданиях, и искусствовед Екатерина Шелухина, написавшая некролог видного немецкого критика Йоахима Кайзера. Премию за особый вклад в развитие театрально-музыкальной критики получил Алексей Парин. Специальный приз жюри присудило Дмитрию Беляку — находясь в Норильске, он ведет телеграм-канал о современной академической музыке. Мессенджер Телеграм вообще оказался резонансным: премию за лучшее СМИ получил канал Алексея Мунипова, тоже посвященный в основном новой музыке. В отдельную номинацию в этом году было выделено студенческое СМИ, и лучшим был признан журнал Вагановской академии «Каданс» — его визуальная политика сделала бы честь и взрослому изданию.

Королевская ересь

В день вручения «Резонанса» на сцене Урал Оперы состоялся симфонический концерт. Оркестр театра под управлением специально приглашенного специалиста по современной музыке — Федора Леднева — исполнил два произведения Анатолия Королева: «Еретик» для хора фаготов с оркестром и концерт для скрипки и камерного оркестра (солист — Артур Зобнин). Это была екатеринбургская премьера, а мировой премьерой стало исполнение «Печорин-сюиты» Юрия Красавина. Эта музыка изначально была сочинена для телесериала «Герой нашего времени» (2006), а потом должна была достаться одноименному балету Большого театра (2015) но режиссер спектакля Кирилл Серебренников в итоге отдал предпочтение композитору Илье Демуцкому. Так закончилось сотрудничество Красавина с хореографом Юрием Посоховым, для которого еще в 1999 композитор написал музыку к балету «Магриттомания», поставленному в Сан-Франциско. Зато в 2018 Красавин приложил руку к «Пахите» Вихарев-Самодурова. Сотрудничество композитора и хореографа оказалось таким успешным (а музыка к «Пахите», пусть и основанная на поделке Дельдевеза – куда более свежей и яркой, чем конвенционный язык «Печорина»), что в 2019 году они представят новую совместную работу на сцене Большого театра, где Самодуров пока поставил только «Ундину» (2016). Новый балет называется просто: «Красавин-Самодуров».

Симфонический конерт. Фото Елена Лехова

Итого

Конечно, с формальной точки зрения Урал Опера Балет Фест соблюдает миссию театра – «сохраняя традиции, создавать классику XXI века». Но это скромность первого раза. Понятно, что фестиваль имеет дело прежде всего с современным искусством: с современными форматами, а самое главное — с истинно современным взглядом на вещи, взглядом эпохи, которой больше не нужно ни ниспровергать классиков с пьедестала, ни водружать их туда; эпохи, вооруженной междисциплинарным видением и объединенной беспрецедентной доступностью знания. Урал Опера Балет Фест щедро делится знанием — недаром все образовательные мероприятия, которых было порядка десятка, делались открытыми, а некоторые — транслировались онлайн. И благодаря такой открытости в сочетании с такой программой фестиваль позволяет зрителю самому разобраться в феномене, для России до сих пор загадочном – современном музыкальном театре. И перестать наконец его бояться.

Екатерина БАБУРИНА