Умер выдающийся театральный художник Валерий Левенталь

Умер выдающийся театральный художник Валерий Левенталь

8-го июня на 77 году жизни в США, в клинике Джона Хопкинса после тяжелой болезни скончался Валерий Левенталь, выдающийся театральный художник, народный художник СССР (1989), действительный член РАХ (1997), лауреат Государственной премии РФ (1994).

«Господин Оформитель с большой буквы» — так называли Валерия Левенталя, одного из самых блестящих сценографов, оформившего более 200 спектаклей по всему миру.  Его работы находятся в постоянных коллекциях Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Музея музыкального и театрального искусства в Санкт-Петербурге, театральном музее им. А.А. Бахрушина, в частных коллекциях, они были представлены на выставках (в том числе персональных) в самых крупных галереях мира.

Валерий Левенталь родился 17 августа 1938 года в Москве. В 1962 году окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии. Будучи студентом, дебютировал как художник—постановщик в кино.

С 1963 начал оформлять музыкальные и драматические спектакли в Москве, сотрудничать с кино и телевидением.

Его первыми театральными спектаклями в 1963 стали спектакли А. Афиногенова «Мать своих детей» в театре им. Ермоловой и «Хари Янош» З. Кодаи в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

С 1965 Валерий Левенталь начал работать художником в Большом театре, с 1988 по 1995 гг. — главный художник. Он создал декорации и костюмы к многочисленным оперным и балетным спектаклям ГАБТа. В балете сотрудничал с Ю. Н. Григоровичем («Корсар» А. Адана и Л. Делиба, «Дон Кихот» Л. Минкуса), О.М. Виноградовым («Асель» В. Власова), В. В. Васильевым («Икар» С. Слонимского, «Макбет» К. Молчанова), М.М. Плисецкой («Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой» Р. К. Щедрина).

В опере наиболее продолжительным и плодотворным был творческий союз художника с выдающимся режиссером Б. А. Покровским: он оформил «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Отелло» Дж. Верди, «Тоска» Дж. Пуччини, «Семен Котко», «Обручение в монастыре» и «Игрок» С.С. Прокофьева, «Мертвые души» Р.К. Щедрина.

На сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Валерий Яковлевич оформил спектакли: «Хари Янош» З. Кодаи , «Кола Брюньон» Д.Б. Кабалевского, «Любовь д’Артаньяна» М.С. Вайнберга, «Любовь к трем апельсинам» С.С. Прокофьева (режиссер—постановщик Л. Михайлов), «Таис» Ж. Массне (режиссер—постановщик Б. Покровский),  «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (режиссер—постановщик А. Титель), «Оптимистическая трагедия» М. Броннера, «Дама с камелиями» Дж. Верди — В. Корчагина, «Цирк приехал!» на музыку К. Сан-Санса и В. Бесединой (хореограф—постановщик Д. Брянцев), «Золушка» С.С. Прокофьева (хореограф—постановщик О. Виноградов), руководил реконструкцией оформления спектакля «Эсмеральда» (хореография В. Бурмейстера). Последней работой художника на сцене Музыкального театра стало новое оформление к балету «Дон Кихот» (хореография А. Чичинадзе по М. Петипа).

Валерий Яковлевич также сотрудничал с О.Н. Ефремовым, А. В. Эфросом, М. А. Захаровым, В. Н. Плучеком, Л. В. Якобсоном и другими мастерами российской сцены. Оформлял спектакли в Московском театре Сатиры, в Театре на Малой Бронной, в Театре на Таганке. Также работал в театрах Германии, Польши, Австрии, Италии, Японии, США. Ко многим спектаклям эскизы костюмов делала его жена, замечательный театральный художник Марина Соколова (1939—1992).

В 1983—96 преподавал на художественно-постановочном факультете Школы-студии при МХАТ. По его инициативе было создано отделение подготовки театральных художников.

Последние годы Валерий Яковлевич жил в Америке. Его последним спектаклем в Большом театре стало оформление детской оперы «История Кая и Герды». По словам директора ГАБТ В. Урина, скорее всего Валерий Левенталь будет похоронен в США.