Учебник для директоров конкурсов: вот как надо! АМКР рекомендует

XVII Международный конкурс пианистов имени Фредерика Шопена
Учебник для директоров конкурсов: вот как надо! АМКР рекомендует

Конкурс имени Шопена в Варшаве— настоящая энциклопедия и учебник конкурсного дела. Представители Ассоциации (Объединения) директоров музыкальных конкурсов и газеты «Музыкальное обозрение» были гостями конкурса. Публикуем эксклюзивный материал, подготовленный по заказу «МО» и АМКР при поддержке Национального института Фредерика Шопена и Института Адама Мицкевича в Варшаве

Конкурс Шопена — один из старейших и самых престижных в мире. Национальное достояние Польши. Еще точнее было бы сказать, что национальное достояние страны — Фредерик Шопен и все, что связано с его именем.

Отношение к Шопену в Польше не зависит ни от юбилейных дат, ни от конкурса.

Но, конечно, конкурс — самое масштабное культурное событие страны. И в годы, оканчивающиеся на 0 или 5, на имидж конкурса, на его успех работает вся Польша. А раз в пять лет, в дни фортепианного конкурса, в стране наступает буквально культ Шопена. Шопен — везде, начиная с Варшавского аэропорта имени Шопена (официальный аэропорт Конкурса!). Повсеместно — в рекламе, в общественном транспорте, такси. Ни один путеводитель не обходится без упоминания о Шопене и о памятных местах, связанных с ним.

Специально к конкурсу был выпущен Chopin Route — туристический гид-путеводитель по шопеновским достопримечательностям Польши.

В Варшаве есть экскурсионный маршрут, посвященный великому музыканту, центр которого — Музей Фредерика Шопена, открытый после реставрации в 2010, к 200‑летию Шопена. Можно выпить чашечку кофе в кофейне, где юный Фредерик встречался с друзьями. Можно послушать музыку Шопена в любом месте, связанном с ним: к 200‑летию своего гения варшавяне установили по всему городу «музыкальные скамейки». Международная федерация обществ Шопена (основана в 1985) выпускает специальный журнал «Chopin in the world».

В обрамлении Шимановского, Венявского, Пендерецкого, Лютославского, Монюшко, Падеревского, Карловича, Гурецкого, Мошковского, Пануфника и многих других знаменитых польских композиторов Шопен — как бриллиант в короне, недосягаемая вершина, единственный и неповторимый. Как в России П. И. Чайковский в окружении великих Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича…

Но отношение к Чайковскому в России еще далеко не сопоставимо с отношением в Польше к Шопену. 175‑летие Чайковского в очередной раз дало повод вспомнить о том, что до сих пор нет Полного академического собрания его сочинений (усилиями энт узиастов, прежде всего П. Е. Вайдман, оно только начато в юбилейном году). Не создан Национальный институт Чайковского (в Польше Институт Шопена, где собрано буквально все о композиторе и ведется грандиозная исследовательская работа, существует с 2001).

А главное — все, что касается Шопена, находится в Польше под патронатом государства и поддерживается президентом, парламентом, министерством культуры.

Для нашей страны Конкурс Шопена тоже давно стал достоянием. Лауреатами варшавского конкурса были многие советские и российские пианисты, в т. ч. шестеро — обладатели первой премии: Лев Оборин (1927), Александр Юнинский (1932), Яков Зак (1937), Белла Давидович (1949), Станислав Бунин (1985), Юлианна Авдеева (2010).

Обладателями первой премии в разные годы становились польские музыканты Галина Черны-Стефаньска (1949), Адам Харасевич (1955), Кристиан Цимерман (1975), Рафал Блехач (2005); Маурицио Поллини (Италия, 1960), Марта Аргерих (Аргентина, 1965), Гаррик Олссон (США, 1970), Данг Тхай Шон (Вьетнам, воспитанник Московской консерватории, 1980), Юнди Ли (Китай, 2000).

В числе лауреатов из СССР и России — Григорий Гинзбург (1927), Абрам Луфер, Леонид Сагалов (1932), Роза Тамаркина (1937), Юрий Муравлев, Евгений Малинин, Тамара Гусева, Виктор Мержанов (1949), Владимир Ашкенази, Наум Штаркман, Дмитрий Паперно, Дмитрий Сахаров (1955), Ирина Зарицкая, Зинаида Игнатьева, Валерий Кастельский (1960), Наталья Гаврилова (1970), Дина Йоффе, Татьяна Федькина, Павел Гилилов (1975), Татьяна Шебанова, Арутюн Папазян, Ирина Петрова (1980), Татьяна Пикайзен (1985), Маргарита Шевченко, Анна Маликова (1990), Алексей Султанов, Рэм Урасин (1995), Александр Кобрин (2000), Лукас Генюшас, Даниил Трифонов (2010).

Цифры и факты Конкурса

Так совпало, что в 2015 прошло несколько фортепианных конкурсов первого уровня. Помимо Конкурса им. Шопена в Варшаве — конкурсы в Дублине (Ирландия), Сантандере (Испания) , Хамамацу (Япония), им. Хоненс в Канаде, им. Гезы Анды в Цюрихе, им. Чайковского в Москве, им. Виотти в Верчелли, им. Бузони в Больцано, им. Листа в Веймаре, им. Маргариты Лонг в Париже… Молодым пианистам предстоял непростой выбор: готовить одну программу или несколько. Но все же монографическую программу подготовить легче — отсюда, вероятно, и рекордные 455 заявок на Конкурс Шопена по одной специальности (на Конкурс им. Чайковского было подано 630 заявок по 4 специальностям).

Как обычно на конкурсах последних 20 лет, значительную часть участников составили музыканты стран Дальнего Востока. Однако нельзя сказать, что они задавали тон. Большинство финалистов составили европейцы (4) и североамериканские пианисты (4; трое из них — по происхождению представители стран Азии). Уровень финалистов, как и на Конкурсе Чайковского, скорее можно назвать усредненным; ослепительные новые звезды в Варшаве не зажглись. Да и не приходится ожидать сенсаций такого рода в сегодняшнем мире, в котором фактически всё обо всех известно. Сенг Джин Чо, несмотря на молодость, хорошо известен: лауреат многих конкурсов, в т. ч. XIV конкурса им. Чайковского в Москве (III премия), типичный продукт высокотехнологичной азиатской школы.

Не менее опытный россиянин Дмитрий Шишкин стал лучшим из европейцев (VI премия), но большой разницы между его игрой и, скажем, игрой обладателя II премии канадца Шарля Ришара-Амлена не чувствовалось.

Так что ни один из лауреатов открытием не стал. И ответственность жюри, состоявшего из 17 человек, за распределение премий была если не минимальной, то уж, во всяком случае, не критической: общий высокий уровень конкурса позволяет предположить, что распределение премий могло быть и иным — просто на вершине оказались те, кто был лучше готов на данный момент.

Организация и информация

Механизм Конкурса работал как швейцарские часы: единый управленческий мозговой центр, который все координировал. Всего на состязании было задействовано 105 человек, не считая десятков волонтеров, помогавших в работе пресс-центра, Центра обслуживания участников конкурса, сопровождении членов жюри.

Был выработан уникальный стиль конкурса, его эмблема — силуэт рук пианиста: стоп-кадр из промо-ролика конкурса.

Пресс-центр начал функционировать в октябре 2014. Тогда же состоялась первая пресс-конференция с участием пресс-секретаря Конкурса. Всего было организовано 8 пресс-конференций.

Работу пресс-центра координировал Отдел продвижения Национального института Фредерика Шопена. В течение двух месяцев (сентябрь – октябрь 2015, до окончания конкурса) в пресс-центре работали 7 человек: 3 штатных сотрудника и 4 сотрудника из Отдела продвижения. Было разослано 15 пресс-релизов.

Выпущен великолепный буклет объемом 200 страниц, в котором сосредоточена вся необходимая информация о состязании. Буклет крайне удобен для пользования и к тому же оригинальный по форме.

Ежедневно выходила официальная газета Конкурса — «Шопеновский курьер» (Goniec Chopinowski/Chopin Courier), над которой работала редакция в составе 4 человек и 22 автора: вышло 19 номеров.

Портал Cultura.pl, освещающий события культ урной жизни Польши и пропагандирующий польскую культуру в мире, давал исчерпывающую информацию на нескольких языках, как и сайт Национального института Фредерика Шопена http//: en.chopin.nifc.pl.

Все печатные материалы были в свободном доступе не только в помещении пресс-центра, но и в ресторанах, кафе, гостиницах и т. д.

Разительный контраст с работой пресс-центра XV конкурса им. Чайковского. На конкурс было аккредитовано более 400 журналистов из Китая, Франции, Испании, Японии, Южной Кореи (ARTE TV), Германии, Норвегии, России, Великобритании, США, Швейцарии, Польши.

Интернет-статистика. Просмотры

По данным Института Шопена, на канале Института на YouTube (http//:pl.chopincompetition2015.com) в октябре видео с Шопеновского конкурса демонстрировалось 9 300 000 раз (примерно 140 лет просмотра).

Трансляцию Конкурса можно было смотреть и слушать он-лайн: в эфире Польского радио (Программа II) и телевидения (TVP Культура — единственный в мире телеканал, который транслирует музыкальный конкурс целиком, с I этапа до финала).

В любом уголке мира за Конкурсом можно было следить благодаря мобильному приложению и вэб- сайт у Chopin Competition 2015 (в том числе в SmartTV), а также на канале Chopin Institute в YouTube (впервые в истории).

Телетрансляцию смотрели в среднем примерно 150 000 человек в день.

Концерт Лауреатов собрал аудиторию около 800 000 человек, концерт победителя Конкурса — более 2 150 000 человек.

Финал транслировался на сайте Medici.tv, NINY, на выставке EXPO в Милане. Начиная с III этапа, Конкурс транслировала российская радиостанция «Орфей». В Китае Конкурс был доступен на платформе Youku.com.

Всего же на сайте Конкурса зафиксировано более 13 000 000 посещений.

Промо-кампания Конкурса

В эфире Польского телевидения: 23 374 064 человек

В эфире Польского Радио: 5 323 000 человек

Всего слушателей Конкурса в эфире Польского радио, Toc.fm и RMF Classic: примерно 166 000 000 человек

Кампания по рекламе на внешних носителях: около 5 000 000 человек.

Количество статей в прессе: около 17 000 (по данным IMM).

По данным Press Service, стоимость глобальной кампании в СМИ составила почти 44,3 млн. злотых (около 10 млн. евро).

Соцсети. Аудитория конкурса

По данным Центра изучения общественного мнения (CBOS), 29% поляков следило за Шопеновским конкурсом в СМИ. Пользователи из 218 стран смотрели конкурс на YouTube.

Согласно Press Service, публикации на тему Конкурса были прочитаны почти 5 млрд. раз!

Конкурс был активно представлен в соцсетях. По данным Института мониторинга СМИ/IMM, только польские пользователи соцсетей обменялись между собой 70 млн. сообщений на тему Конкурса. Рекордный пост на профиле Института Шопена на Фейсбуке прочитало почти 900 тыс. человек.

На YouTube было оставлено в общей сложности около 250 000 комментариев. В течение одной сессии Конкурса их было в среднем 12 000, то есть около 40 за минуту трансляции.

Концерты

Накануне конкурса состоялись три инаугурационных концерта членов жюри — лауреатов Конкурса им. Шопена: 1 октября в Варшаве (М. Аргерих — Концерт Р. Шумана и Н. Гернер — Концерт И. Падеревского, с Варшавским филармоническим оркестром п/у Я. Каспшика; также прозвучал «Полонез» К. Пендерецкого для симфонического оркестра, заказанный Институтом Шопена специально для инаугурации XVII конкурса);

2 октября в Варшаве (Г. Олссон — Концерт Ф. Бузони с Варшавским филармоническим оркестром п/у В. Райского); 2 октября в Катовице (М. Аргерих — Концерт № 1 Л. Бетховена с Национальным оркестром Польского радио п/у Я. Каспшика и «Картинки с выставки» М. Мусогского).

17 октября, в день 166‑й годовщины со дня смерти Шопена, в Соборе св. Креста в Варшаве прозвучал «Реквием» Моцарта Музей Ф. Шопена к конкурсу подготовил четыре выставки, посвященные жизни и творчеству композитора.

Диски

Специально к конкурсу Институтом Шопена был издан эксклюзивный комплект дисков: 16 CD и два DVD.

Альбом составлен из записей Института Шопена, изданных ранее и сделанных специально для этого издания, с использованием исторических и современных инструментов.

Автор идеи проекта — Станислав Лещиньский, профессор Института Шопена, член отборочного жюри, он же выбирал записи: «Это подробнейший, крупноформатный портрет членов жюри XVII Конкурса имени Шопена. Они представлены как пианисты, за исключением Джона Ринка: в проект включено его эссе “Аутентичный Шопен: история, анализ и исполнительская интуиция”. Комплект дополнен двумя DVD.

На одном из них — беседы с членами жюри, которые, в частности, рассказывают о том, чем они руководствуются в своих оценках участников и чем Шопеновский конкурс отличается от прочих конкурсов пианистов.

На втором — члены Почетного комитета Конкурса (Мирослав Балка, Норман Дэвис, Иржи Килиан, Кшиштоф Пендерецеий, Цзунг Фу, Томас Венцлова и Анджей Вайда) рассказывают о своем видении Шопена: очень личном, а с другой стороны — в более широком контексте». 6 ноября 2015 на Deutsche Grammophone был издан альбом победителя Сенг Джина Чо. На диске представлены записи с Конкурса: Прелюдии op. 28, Соната b‑moll op. 35, Полонез As-dur op. 53. За неделю в Южной Корее было продано 50 000 экземпляров этого CD.

Инструменты

Начиная с I тура, конкурсанты могли выбрать рояль из двух инструментов: «Ямаха» и «Стейнвей». В ходе конкурса можно выбор было менять. Как сообщили организаторы, большинство участников I тура предпочли «Ямаху», а вот финалисты в основном играли на «Стейнвей».

Посещаемость

Естественно, на всех прослушиваниях были аншлаги. Официальная продажа билетов проходила в несколько этапов. За полтора года до начала, в мае 2014, были проданы все абонементы на конкурс. В октябре 2014 — большинство отдельных билетов. Оставшиеся были распроданы в течение нескольких часов 1 сентября 2015. Во время конкурса можно было купить входной билет на I и II туры: этой возможностью ежедневно пользовались от 150 до 300 человек.

Система оценок

Согласно Уставу жюри, оценка игры участников Конкурса на I, II и III этапах осуществляется по двум системам: балльной и «да-нет». В обеих системах член жюри не оценивает своего «студента», записывая на карте оценок только букву “S”.

По балльной системе выступления конкурсантов оцениваются в целых числах от 1 (низшая оценка) до 25 (высшая). На основании оценки в баллах выводится среднее арифметическое участника, которое определяется в результате деления суммы полученных им баллов на количество членов жюри, участвующих в оценке (их количество соответственно сокращается в случае выступления “S”) с точностью до второго знака после запятой после применения корректирующей процедуры, подробно описанной в Уставе (см. http://static.eu.chopincompetition2015.com/download/regulamin_jury_konkursu.pdf).

В системе «да-нет» член жюри выражает свое мнение относительно прохождения конкурсанта в следующий этап.

По итогам финальных прослушиваний члены жюри оценивают участников в полных числах от 1 (низшая оценка) до 10 (высшая). Как и в предыдущих этапах, члены жюри не оценивают своего «студента».

Оценки должны иметь характер рейтинга и одновременно предложения члена жюри относительно окончательных итогов Конкурса, они также должны учитывать выступления на предыдущих этапах. Самую высокую оценку можно дать только одному конкурсанту, а сумма баллов, поставленных одним членом жюри, не может превышать 55 (10+9+8+…+2+1=55) (в случае наличия “S” сумму следует соответственно сократить).

На этом основании, возможно, после дискуссии, председатель жюри предлагает вердикт и ставит его на голосование. Вердикт считается действительным, если его одобрит не менее 2/3 присутствующих членов жюри.

Шопен, Варшава, 2020

На церемонии закрытия конкурса выступил президент Польши Анджей Дуда. В основном его речь состояла из благодарностей: участникам, их близким, их педагогам, организаторам.

«Наш величайший композитор Фредерик Шопен когда-то написал, что слово рождается из звука, что звук предшествует слову, — сказал Дуда. — Мне бы хотелось, и наверняка многие бы хотели тоже, уметь формулировать и составлять слова так, как победитель Шопеновского конкурса соединяет звуки.

Я очарован уровнем Конкурса, всем тем, что продемонстрировали нам эти прекрасные молодые музыканты, которые приехали к нам со всего мира. Большое за это спасибо, большое спасибо всем, кто участвовал в Конкурсе.

Я хотел бы всем низко поклониться от имени Республики Польша. Поклониться в знак благодарности, потому что все мы прекрасно знаем, и об этом сегодня даже говорилось здесь в Зале, что, с одной стороны, вы прославляете своей игрой свои имена, но, прежде всего, свои страны, которые вы представляете, и которыми мы благодаря этому восхищаемся. Но мы также прекрасно знаем, что в музыке Шопена, в каждой ноте, которую они извлекают, заключена Польша. Заключено то, что наиболее характерно для нашей страны, то, что является для него великой традицией, глубиной польской культуры, поэтому каждый из них своей игрой также славит Польшу, и я хотел бы сердечно их за это поблагодарить, потому что они приносят своим трудом, своим искусством славу и нашей стране.

Большое спасибо всем тем, кто способствовал тому, что Конкурс прошел так успешно. Конкурс проводится каждые 5 лет, и уже сегодня я могу пригласить вас на Шопеновский конкурс, который состоится здесь, в Польше, в Варшаве, в Национальной филармонии в 2020 году. Но я думаю, что эмоции, и как всегда, какие-то споры, связанные с конкурсом, будут сопутствовать нам все эти 5 лет, пока мы будем ждать очередного конкурса. Еще я верю в то, что за эти 5 лет еще больше продвинутся карьеры наших прекрасных лауреатов Конкурса. «Пушки, спрятанные в цветах» — так умные и проницательные враги Польши называли музыку Шопена. Цветы уже есть (в этот момент А. Дуда указал на роскошные цветочные компощиции, расставленные на сцене. — «МО»). Сейчас начнется концерт лауреатов.

Так пусть же зазвучат пушки! Спасибо!»***

***«Пушки, спрятанные в цветах» — цитата из статьи Р. Шумана о Шопене. В оригинале цитата звучит так:

«Если бы могучий повелитель Севера (речь идет о русском царе Николае I) знал, какой опасный враг угрожает ему в произведениях Шопена, в столь простых мелодиях мазурок, он запретил бы исполнение этой музыки. Произведения Шопена — это пушки, прикрытые цветами…» (Р. Шуман. «Новый музыкальный журнал», 1836).

Конференция

XVII Международный конкурс им. Фредерика Шопена завершился научной музыковедческой конференцией «Конкурс, или Музыка, подвергнутая испытанию» (22—23 октября 2015). Мнение о конкурсе высказали ученые и специалисты в сфере музыковедения, социологии, культуры, философии, психологии музыки, фортепианного исполнительства.

Конференция проходила в варшавском отеле «Регент». Открыла ее дискуссионная платформа, модератор — главный редактор британского журнала «Opera» Джон Эллисон. Своим опытом делились представители престижных конкурсов: Петер Пауль Кайнрат (Конкурс пианистов им. Бузони), Жак Маркиз (Конкурс пианистов им. Вана Клиберна), Мишель-Этьен ван Несте (Конкурс им. Королевы Елизаветы), Артур Шкленер (Конкурс пианистов им. Фредерика Шопена), Ричард Родзинский (в прошлом генеральный директор Конкурса им. Клиберна и XIV Конкурса им. Чайковского). В дискуссии приняли участие член жюри Конкурса Дон Ринк и польский музыковед Войцех Боньковский.

Дискуссия продемонстрировала: конкурсы развиваются и совершенствуются, их организаторы уделяют должное внимание постоянной оптимизации правил и обеспечению их прозрачности, соответствия актуальным требованиям, успешно используя при этом мультимедийные возможности и современные технологии для привлечения к мероприятию как можно более широкой публики.

Было подчеркнуто, что огромный интерес к конкурсу Шопена, как и к музыкальным конкурсам вообще, свидетельствует и о растущем интересе к академическому музыкальному искусству.

АМКР — «МО» — Конкурс Шопена

Вопросы, поднимавшиеся в ходе дискуссии, актуальны и для России. Собственно, векторы всех проблем, которые обсуждались на конференции в Варшаве и на конференциях АМКР (в т. ч. и на последней в 2015), совпадают: необходимость проведения конкурсов, организация. возрастные границы и категории участников, система отбора, менеджмент до или после конкурса, бюджет и финансирование, система оценок, участие либо неучастие учеников членов жюри…

Разница лишь в том, что на Западе вопросы совершенствования конкурсного дела не только ставятся, но и решаются с участием всех заинтересованных лиц.

В России же, где отношение к конкурсам (за редким исключением) до предела заформализировано, и проводятся они в основном «для галочки» на мизерные деньги, обсуждать эти проблемы никто, кроме экспертов АМКР, не хочет. А как только состязание заканчивается, о нем сразу же забывают…

В этом смысле Конкурс имени Фредерика Шопена в Варшаве — прекрасный пример для изучения и подражания.