Транссибирский Арт-экспресс

Первый Транссибирскиий арт-фестиваль. Новосибирск, 31 марта – 12 апреля 2014
Транссибирский Арт-экспресс

Фестиваль Вадима Репина стал культурным событием международного масштаба.

Еще не так давно «привилегией» постоянно проводить столь громкие форумы обладали, казалось, четыре музыканта: Ю. Башмет, В. Гергиев, Д. Мацуев, В. Спиваков. Несколько реже — М. Плетнев, Ю. Темирканов, В. Федосеев. Приятно, что эта «поляна» расширяется, на ней появляются новые игроки, музыканты следующего поколения: В. Репин, Б. Березовский (фестиваль в Екатеринбурге, «Метнер-фестиваль»), виолончелисты А. Бузлов и Б. Андрианов, скрипач Н. Борисоглебский, пианист А. Гиндин и ряд других — все они выходят в лидеры поколения не только как выдающиеся артисты (в этом качестве они известны уже давно), но и как масштабные и авторитетные личности в современной российской музыкальной жизни.

«Наиболее освещаемый»

Подготовке Фестиваля сопутствовала мощная пиар-кампания. Она началась в сентябре: в Новосибирске на пресс-конференции, посвященной открытию сезона Новосибирской филармонии и первому концерту в Большом зале им. А.М. Каца (В. Репин участвовал в нем в качестве солиста).

В последующие полгода презентации фестиваля и различные мероприятия, посвященные ему, прошли в Москве, вновь в Новосибирске, Берлине, Пекине, крупнейших городах США.

15 января концерт-презентация прошел в резиденции посла РФ в Вашингтоне. В. Репин исполнил произведения Прокофьева и Чайковского. Присутствовали представители Белого Дома, Госдепартамента, Пентагона, VIP-гости, политики, журналисты, представители деловых кругов США. На следующий день в Нью-Йорке состоялся пресс -ланч для американских журналистов, на котором были представители крупнейших информационных агентств, общественно-политических и музыкальных изданий: Associated Press, CBS News, Financial Times, Listen Magazine, Opera News, The Economist, RTN (Russian Television Network – USA), Musical America, The New Criterion, The New York Times, The New York Times International, The Economist, The New Yorker, The Wall Street Journal, Travel + Leisure, Vanity Fair. Также В. Репин рассказал о фестивале в прямом эфире канала RTN.

24 января фестиваль был представлен в Пекине, состоялся в Российском центре науки и культуры. Присутствовали посол России в Китае А. Денисов, спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству М. Швыдкой, послы Испании, Франции, Швейцарии, Армении, дипломаты многих стран, руководители Министерства культуры и Министерства образования КНР, деятели культуры Китая, представители СМИ. 26 января там же, в Пекине, состоялась пресс-конференция, посвященная Фестивалю.

30 января В. Репин провел пресс-конференцию в Новосибирске. «Новосибирск – место, которому я обязан своей профессиональной жизнью, место, где я всегда буду чувствовать свои корни. Здесь я родился, вырос, этот город дал мне образование, сформировал мой характер. Поэтому фестиваль очень дорог для меня, это дело чести», — отметил В. Репин на встрече с журналистами.

10 марта состоялась пресс-конференция в Московской филармонии. Директор форума Олег Белый рассказал о некоторых особенностях его организации и проведения: «С самого начала перед нами стояла задача поставить фестиваль на один уровень с действительно ведущими мировыми фестивалями. Мы его “построили” за 7 месяцев. Я думаю, что это первый фестиваль, — а может, и единственный, — который организован по экстерриториальному и децентрализованному принципу. Так как у нас нет единого офиса, работают над фестивалем специалисты и пиар-агентства из Германии, Швейцарии, Австрии и США.

Люди, которых мы привлекли, занимались организацией программ, например, на Зальцбургском музыкальном фестивале. Это советники ведущих музыкальных фестивалей, в том числе из Америки, это и российские специалисты.

Такой подход позволил нам привлечь специалистов и наших друзей, которые загорелись идеей фестиваля, захотели и смогли работать в необходимом режиме и темпе, чтобы за столь короткий срок получить, как нам кажется, неплохой результат.

Для освещения фестиваля организован приезд в Новосибирск более 30 зарубежных и российских журналистов. Это журналисты периодических изданий, телеканалы Еuronews, «Россия 24». Мы заключили договор с каналом Mezzo об освещении фестиваля, а это 44 страны и 18 млн. подписчиков. Не будет преувеличением сказать, что из тех фестивалей, которые проводятся в России, наш — один из наиболее широко освещаемых в зарубежных странах».

Олег Белый особо поблагодарил газету «Музыкальное обозрение» и ее главного редактора А. Устинова за публикацию в газете и за то, как «замечательно представлен фестиваль!» на ее страницах.

Вокруг фестиваля

Транссибирский Арт-фестиваль готовился и проводился в сложных обстоятельствах, полных неожиданных перемен. За 7 месяцев, прошедших со времени его первой презентации (начало сентября 2013) до последнего концерта (середина апреля 2014), сменились руководители области, города, Минкультуры, филармонии.

В сентябре была отправлена в отставку министр культуры области Н. Ярославцева. Вместо нее назначен В. Кузин.

Сразу после Нового года новым директором Новосибирской филармонии была назначена Т. Людмилина (ранее директор театра «Глобус»), сменившая А. Назимко.

В марте В. Путин отправил в отставку губернатора В. Юрченко (с формулировкой «в связи с утратой доверия»), который считался патроном фестиваля и распорядился выделить на его проведение более 40 млн. руб. И.о. губернатора стал бывший мэр Новосибирска В. Городецкий. Во время фестиваля, 6 апреля, прошли выборы нового мэра, на которых победил кандидат от КПРФ А. Локоть, и завершался фестиваль уже при нем. Кроме того, перед фестивалем и во время него разгорелся конфликт в филармонии — между Т. Людмилиной и значительной частью коллектива.  Необходимо упомянуть и о резком падении курса рубля, случившемся в период подготовки фестиваля, и об осложнении политической ситуации в мире в связи с событиями на Украине и вхождением Крыма в состав России. К счастью, на успехе Фестиваля все это не сказалось.

К. Нагано: «В политике я дилетант. Я здесь, в Новосибирске, из-за моей большой дружбы с Вадимом Репиным, которая продолжается уже 24 года. И еще я здесь, потому что при мне в Новосибирске начинается жизнь новой идеи — идеи, по моему ощущению, правильной. Именно сейчас нужно, чтобы Новосибирск пригласил планету к себе в гости. Ведь в этом цель любого международного фестиваля — пригласить людей, которые приедут к вам гостями, а уедут — друзьями. Думаю, что время выбрано абсолютно верно» («Известия»).

Приветствия фестивалю направили В. Путин, министр культуры В. Мединский, В. Репин, и.о. губернатора Новосибирской области В. Городецкий, директор филармонии Т. Людмилина, участники форума С. Захарова, В. Гергиев, К. Нагано, Н. Луганский, М. Брунелло, Д. Локвуд.

Художественный руководитель

Фестиваль стал триумфом и бенефисом Вадима Репина. Скрипач выступил в роли своеобразного мотора, организатора, художественного руководителя форума, принял участие в 9 из 11 концертов.

В. Репин: «Я задумал этот фестиваль потому, что Новосибирск — мой дом. В последние 3 – 4 года директор оркестра Лев Крокушанский и Александр Назимко, в то время занимавший пост директора Новосибирской филармонии — очень настойчиво, напористо вели со мной беседы на тему проведения подобного фестиваля. Я не соглашался: считал, что еще не пришло время для этого, пока впервые не вошел в концертный зал, который был построен в Новосибирске в прошлом году. Я принимал участие в одном из концертов открытия этого зала, и, на мой взгляд, в нем артист энергетически замечательно себя чувствует. И настал момент, когда можно попробовать.

Хотелось создать в городе атмосферу праздника. Представить широкий спектр жанров, чтобы заинтересовать людей, которые увлекаются и симфонической музыкой, и камерной музыкой, и документальным кино, и танцем, и оперным театром. Поэтому программа у нас получилась, на мой взгляд, разнообразной, включающей в себя несколько премьер, в том числе и мировых, и российских.

Проведением фестиваля я хотел развеять мифы о Сибири, еще существующие в мире. Некоторые из них правдивые, некоторые — нет, некоторые просто смешные. Я не раз сталкивался с тем, что какая-нибудь дама в летах в Калифорнии вдруг спрашивала: “Действительно ли люди рождаются в Сибири, или их туда только ссылают?”. Именно поэтому мы с Олегом хотели осветить наш фестиваль как можно шире. Чтобы наш регион зазвучал, стал выглядеть немножко иным, не так, как его — исключительно по незнанию — иногда где-то представляют. Хочу напомнить, что в нашем городе есть Академия танца, 4 лицея музыкального образования, замечательная консерватория, выходцем из которой являюсь и я.

Программа фестиваля была сформирована в максимально короткие сроки, и в таких условиях участие в проекте звезд такого уровня — невероятная удача, ведь график каждого из них расписан на четыре года вперед.

<…> Есть несколько “китов”, на которых стоит наш фестиваль. Первый — это, безусловно, Государственный концертный зал.

Второй — Новосибирский академический симфонический оркестр, который всегда славился уровнем и именем своего создателя Арнольда Каца, роль которого трудно переоценить. Весь фестиваль посвящается 90-летию со дня его рождения. Кац — один из легендарнейших дирижеров. Для меня было подарком судьбы то, что мои первые концерты с симфоническим оркестром были под его руководством, и не только первые. Нас сквозь годы объединяло совместное творчество.

Именно Кацу Новосибирск во многом обязан уровнем музыкальной культуры. Он создал одну из жемчужин российской культуры — симфонический оркестр, один из лучших в стране, без преувеличения. Поэтому посвящение фестиваля 90-летию со дня рождения маэстро очень логично, правильно и нужно.

Третий — профессионализм работающей над фестивалем команды и поддержка Министерства культуры и руководства области».

Сибирское созвездие

Состав участников Фестиваля не уступал самым престижным мировым форумам: дирижеры К. Нагано, А. Сладковский и Г. Ринкявичус, композитор и дирижер Б. Юсупов, пианисты Н. Луганский и А. Коробейников, виолончелист М. Брунелло, певица О. Бородина.

В пяти концертах принял участие Новосибирский академический симфонический оркестр, в двух — Английский камерный оркестр, не раз выступавший в России (в т.ч. на Фестивале М. Ростроповича), но впервые — в Новосибирске; один из концертов гостей из Лондона состоялся в Академгородке. Среди участников Фестиваля — Камерный оркестр филармонии и музыканты «Филармоника-квартета», учащиеся НСМШ и студенты консерватории.

В программе фестиваля отразились прежде всего репертуарные пристрастия его участников. Об этом говорил В. Репин: «Разговаривая с музыкантами, я задавал им вопрос: что бы вам больше всего хотелось исполнить, находясь в фестивальной обстановке?

Исходя из ответов на этот вопрос, мы и строили эту программу. Мне кажется, если исполнитель, приезжая в незнакомое место, — а для большинства это будет именно так, — сыграет произведение, которое можно назвать его “коньком”, — градус исполнения будет выше и ярче».

«АРТ-объект» Новосибирской культуры

Организаторы не случайно назвали «Транссибирский» Арт-фестивалем. Он был рассчитан на самые разные вкусы и пристрастия. В рамках форума показали фильмы английского документалиста Дж. Бридката «Ростропович: гений виолончели» и «Нуриев: из России с любовью». Искусство балета было представлено уникальной программой семейной пары В. Репина и С. Захаровой «па-де-де на пальцах и для пальцев» с участием российских и мировых звезд.

В. Репин: Для концерта «Па де де на пальцах и для пальцев» мы со Светланой выбрали те произведения, которые, на ее взгляд, хорошо ложились на движения; после чего ее друзья, коллеги, хореографы, которых она любит и уважает, создали на эти произведения хореографию. Таким образом, у нас получились номера, которые специально были сделаны и поставлены для нас двоих.

И у музыкантов, и у балетных исполнителей, естественно, существуют свои интерпретаторские особенности, и здесь необычно то, что мы выходим на сцену, пытаясь создать своего рода диалог, а не просто мое музыкальное сопровождение ее танца или ее движение под музыку, которую я исполняю… Хореографы — Йохан Кобборг, который многие годы был звездой Covent Garden; молодой Владимир Варнава; Эдвард Льянг, звезда Нью-Йоркского балета. Будет звучать гобойный концерт Альбинони, «Танец гномов» Баццини — номер Кобборга: в нем разыгрывается история молодой девушки, за которой ухаживают два виртуоза-танцора, но в итоге она отдает сердце скрипачу.

Любителям джаза (хотя, конечно, и не только им) была адресована программа «Скрипкомания» — «своего рода капустник с шутками, в котором, тем не менее, будут также представлены и виртуозные произведения скрипичной литературы. Эту программу придумал Алексей Игудесман для концерта на фестивале в Вербье, когда мне исполнялось 40 лет, участвовали Миша Майский, Юлиан Рахлин, многие мои коллеги. Мы пригласили Дидье Локвуда, одного из лучших джазовых скрипачей. И потрясающий новосибирский дуэт — баяниста Романова и домриста Кугаевского» (В. Репин).

Среди важных событий Фестиваля — два камерных концерта в городах Новосибирской области — Бердске и Искитиме с участием В. Репина, А. Коробейникова, молодых новосибирских музыкантов. На концерте в Бердске 2 апреля побывала вице-премьер Правительства РФ О. Голодец. В миницикле «Дети — детям» проведены открытая репетиция и концерт юношеского симфонического оркестра НСМШ (дирижер В. Янковский), вместе с юными музыкантами в них участвовали В. Репин, А. Коробейников, М. Брунелло; концерт 5 апреля проведен совместно с фондом Натальи Водяновой «Обнаженные сердца».

8 апреля в Новосибирском театре оперы и балета С. Захарова вручила премию имени выдающейся новосибирской балерины Л. Гершуновой солистке НГАТОиБ В. Сабанцевой. В рамках фестиваля состоялись встреча В. Репина со студентами НГУ.

Мировая премьера Б. Юсупова

Одним из центральных событий фестиваля стала премьера концерта «Голоса скрипки» израильского композитора Б. Юсупова (род. 1962 в Душанбе), выпускника Московской консерватории (1990, класс Р. Леденева; по теории музыки учился у Ю. Холопова, по дирижированию у Д. Китаенко). Концерт посвящен В. Репину.

В. Репин: «Два года назад мы встречались и обсуждали возможность создания для меня скрипичного концерта. Он написал замечательные концерты для Миши Майского, для Максима Венгерова. И уже думая о фестивале, я решил, что будет хорошо, если наш фестиваль выступит в роли созаказчика — поскольку это совместный проект с оркестром Radio France. Дело в том, что вскоре в Париже будет проводиться конкурс дирижеров имени Евгения Федоровича Светланова. И один из ангажементов для победителя — концерт в сентябре в Париже с этим оркестром, где я буду солировать в Концерте Юсупова.

Мне кажется, Юсупов, назвав этот концерт «Голоса скрипки», представляет одного музыканта в разных ипостасях. Концерт состоит из 6 частей. Драматургия состоит в том, что в каждой части концерта мне приходится перевоплощаться — как исполнителю на инструменте. Это подражание индийской скрипке, подражание цыганской импровизации на скрипке. Джазовая импровизация. Последняя часть называется «Романтическая скрипка», а первая часть — ранняя музыка, имитирующая эпоху, когда никто еще не знал про такие вещи, как вибрато или rubato… И где-то в середине ирландский рил — танец-риверданс.

Я должен менять технику исполнения — правой руки, левой руки, и звук, и все это — в одном произведении».

Мировая премьера В. Репина

Последнему концерту (12 апреля) сопутствовали необычные обстоятельства. Не смог прилететь В. Гергиев, который должен был дирижировать. И тогда В. Репин принял решение, достойное лидера. На сайте фестиваля было опубликовано его обращение: «Наш первый Транссибирский Арт-Фестиваль подходит к концу, и сегодня состоится заключительный концерт.

Та замечательная, поистине восхитительная атмосфера, которую нам удалось создать благодаря присутствию удивительных творческих личностей и вашей искренней поддержке на протяжении этих незабываемых дней, останется навсегда в моем сердце.

В силу ряда обстоятельств маэстро Валерия Гергиева не будет сегодня с нами, — поздно ночью мы получили об этом окончательную информацию.

Уверен, не нужно лишний раз говорить о том, что мы все сейчас испытываем.

И совершенно понятно, что найти равноценную замену в такой ситуации не представляется возможным…

И я принял решение исполнить концерт Шостаковича — впервые в истории, — без дирижера. Исключительно благодаря высочайшему артистическому и профессиональному уровню Новосибирского Академического Симфонического Оркестра я уверен, что это возможно. Никто до сегодняшнего дня не решался на такого рода музыкальный подвиг. Я горд тем, что оркестр готов пройти этот путь со мной.

Я верю в каждого из артистов этого поистине уникального коллектива. Это исполнение станет нашей очередной мировой премьерой, которой и завершится первый Транссибирский Арт-Фестиваль!».