«Точка доступа»: Театр с доставкой в спальные районы

«Точка доступа»: Театр с доставкой в спальные районы
Фото пресс-служба фестиваля "Точка доступа"

Оперу в туалете, «Инопланетное вторжение» в Кронштадт и Петербург, превращённый в Нью-Йорк, увидят петербуржцы на летнем фестивале «Точка доступа». «Фонтанка» составила гид по лучшим событиям, которые пройдут с 19 июля по 5 августа.

Петербург разрастается новостройками и торговыми комплексами вплоть до Ленобласти, но театры продолжают тесниться в центре. Международный фестиваль искусств «Точка доступа» исправляет эту несправедливость. Две с половиной недели жители Парголова, Калининского, Центрального и Московского районов, Кронштадта и Выборга смогут увидеть самые неожиданные театральные эксперименты. Помещения, в которых пройдет «Точка…», не предназначены для театра — Финляндский вокзал, форт «Константин» в Кронштадте и даже женский туалет отеля «Хилтон».

— В 2018 году фестиваль посвящен человеку наших дней, человечности в XXI веке, — рассказывает программный директор фестиваля, театральный критик Андрей Пронин. — Испытывает ли природа человека мутации сегодня или остается неизменной? Какие проблемы его волнуют, как ценности выходят на первый план, а какие подвергаются эрозии?

Программа делится на несколько блоков: собственные премьеры фестиваля, гастроли, специальная программа петербургских спектаклей и режиссерская лаборатория «Культурный герой XXI» в библиотеке Алвара Аалто в Выборге.

Основные премьеры фестиваля пройдут центре Петербурга, для постановки спектаклей пригласили иностранных режиссеров: Мартин Шик из Швейцарии поставит «Санкт-Петербург вне себя» на теплоходе, Йозуа Рёзинг из Германии — «Марат/Сад» в торговом комплексе «Невский центр», а Рамона Шах из Ирана — «Железную дорогу построили, и стало удобно» в Мультимедийном центре Русского музея на Инженерной, 8.

«Санкт-Петербург вне себя» — это переосмысление привычной каждому петербуржцу и гостю города прогулки по рекам и каналам. Швейцарский режиссер Мартин Шик выбирает в качестве основы книгу «Нью-Йорк вне себя» теоретика архитектуры XX века Рема Колхаса и применяет его идеи к Петербургу, рассказывая не об истории зданий, а о смене идей, образов и эстетических концепций.

«Марат/Сад» Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

«Марат/Сад» превращает пространство «Невского центра» в театральную площадку, где разворачивается «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актёрской труппой госпиталя в Шарантоне под руководством господина де Сада». Режиссер Йозуа Рёзинг из Германии работал над текстом драматурга Петера Вайса с российский командой: музыку написал Владимир Раннев, над пространством работал Сергей Илларионов. Интересно, что в спектакле играет заслуженный артист России Сергей Лосев из БДТ, который уже играл де Сада в легендарном спектакле Владимира Голикова.

«Железную дорогу построили, и стало удобно» — моноспектакль режиссера и актрисы Рамоны Шах из Тегерана. Она совмещает русскую литературу с иранской, ее героиня встречается со своим прошлым, а классическая поэзия — с современными технологиями. Мультимедийный центр Русского музея, оснащенный по последнему слову техники, начинает сотрудничать с театрами, и гастроли тегеранской актрисы — один из первых спектаклей на его площадке.

В этом году «Точка доступа» проводит спектакли в самых отдаленных точках города — от Парнаса до Кронштадта. Среди гастрольных спектаклей есть один, которым организаторы особенно гордятся, — «Трехгоршковая опера» компании Bomton из Сиднея, ведь театры из Австралии почти невозможно увидеть в России.

"Трехгрошовая опера". Фото пресс-служба фестиваля

В отеле Hilton Saint Petersburg ExpoForum на Петербургском шоссе компания Bomton займёт женский туалет, где и пройдёт первая в мире опера для уборной. Дирижер Кейрена Брандт-Соуди, драматург Томаса Де Анджелиса и режиссер Клеменс Уильямс хотели избавиться от ограниченности оперного репертуара и создали на основе классических арий и монологов наших современниц спектакль о трех дамах. Они случайно встретились в туалете и обсуждают волнующие их проблемы харрасмента и гендерных предрассудков. В спектакле принимают участие профессиональные певицы и солистка Сиднейской оперы.

В Парголово пройдет «Время роста деревьев» — необычная экскурсия по району от творческой лаборатории из Казани «Угол» по пьесе Михаила Дурненкова, знакомого петербуржцам по спектаклю «Изотов» в Александринском театре. Специально для фестиваля драматург вместе с режиссером Региной Саттаровой сделали адаптацию под Парнас. Зрительские ожидания постоянно обманываются: экскурсия по району сбивается из-за странной парочки, которая оказывается жертвами несчастной любви. Вы услышите и откровения экскурсовода, и исповедь корейского туриста, и выдержки из руководства «Укрась приусадебный участок сам» и факты из книги «Загадки Маршалловых островов», органично сплетающиеся в захватывающую драматизмом историю.

В Кронштадте откроется «Музей инопланетного вторжения» от московского «Театра взаимных действий». Гастроли «музея» в форте «Константин» были долгожданными: спектакль успел объехать несколько городов и поучаствовать в ключевых театральных фестивалях. Трое художников — Шифра Каждан, Леша Лобанов, Ксения Перетрухина — высказались в жанре «мокьюментари», или ложной документалистики, об инопланетном вторжении 1980-х годов, произошедшем в маленькой деревне в Томской области. Правда, местные жители были больше озабочены талонами на еду, чем контактом с внеземной цивилизацией. Спектакль предназначен не только для взрослых, но и для подростков: им будет интересно погрузиться в фантастический мир, а взрослые смогут вычитать более глубокие смыслы — о ксенофобии и социальных парадоксах. Спектакль был номинирован на всероссийскую национальную театральную премию «Золотая маска».

«Музей инопланетного вторжения». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В специальную программу вошли три петербургских спектакля, которые уже шли на площадках города: шоу «Безликие» в особняке на Дворцовой набережной, 20; собственный спектакль фестиваля «Разговоры беженцев» на Финляндском вокзале; «Вишневый сад. Тишина» режиссера Андрея Сидельникова в саду Фонтанного дома.

Четвертый спектакль спецпрограммы — премьера для Петербурга: это «Questioning / Кто ты?», совместная работа швейцарского театра Magic Garden, петербургского Pop-up театра в лице режиссера Семена Александровского и площадки «Скороход». В этом представлении нет актеров: в течение часа зрители могут при участии модератора исследовать процесс формирования предубеждений и феномен проецирования своих догадок на другого человека. Спектакль уже гастролировал в России, но в Петербурге его покажут впервые.

«Точка доступа» впервые в этом году выезжает за границы Петербурга: в знаменитой библиотеке Аалто в Выборге Андрей Пронин проведет режиссерскую лабораторию на тему «Культурный герой XXI». Здесь три режиссера разных поколений — Роман Муромцев, Мария Критская и Владимир Золотарь —1 августа покажут три эскиза сайт-спесифик спектаклей.

Подробности — на сайте фестиваля.

Источник публикации Фонтанка.ру, 17.07.2018, Софья Козич