Теодор тут, Теодор там…

Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета покоряет Европу
Теодор тут, Теодор там…
Фото Ольга Рунова

Теодор Курентзис завоевывает все большее пространство. В России градус его популярности давно зашкаливает. Курентзис преуспевает и в покорении Европы: если пять лет назад его дебют с Венским оркестром был принят более чем сдержанно, то недавний дебют в Зальцбурге вызвал чуть ли не экстаз и публики, и критики.

Объяснить этот феномен можно, прежде всегонеобычайной внешней харизмой дирижера. О художественных вершинах, глубине трактовок можно спорить. Да и не они привлекает апологетов Курентзиса, а в основном внешняя атрибутика: как одет, как ведет себя на сцене, как ведут себя его музыканты. Курентзис — это модно. И желающих заплатить 35 000 руб. за то, чтобы увидеть Курентзиса, немало. Между прочим, 35 000 — среднемесячная зарплата в России.

Штутгартский оркестр

Теодор Курентзис назначен главным дирижером оркестра немецкого Юго-Западного радио в Штутгарте 

К своим новым обязанностям художественный руководитель Пермского театра оперы и балета приступит с сезона 2018–2019. Контракт подписан на три года, до окончания сезона 2020–2021.

Оркестр образован в 2016 в результате слияния оркестра Юго-Западного радио Германии (Sudwestrundfunk; основан в 1946, им руководили в т.ч. Казимеж Корд, Михаэль Гилен, Сильвен Камбрелен, с 2011 — Франсуа Ксавье Рот) и Симфонического оркестра Штутгартского радио (основан в 1945, в числе его главных дирижеров были Серджиу Челибидаке в1971–1977, сэр Невилл Марринер в 1983–1989, Жорж Претр в 1996–1998, сэр Роджер Норрингтон в 1998–2011, Стефан Денев с 2011).

В 2014 оркестр Штутгартского радио выступил на Пятом фестивале Мстислава Ростроповича в Москве. Тогда же было объявлено, что это последние гастроли коллектива: вскоре из-за финансовых проблем он прекратил свое самостоятельное существование и слит с оркестром SWR.

Сегодня объединенный оркестр крупнейший в мире. Т. Курентзис станет первым в его истории главным дирижером. Выбор менеджмента был не случаен: как указано на сайте коллектива, Курентзис — «один из самых интересных и разносторонних дирижеров своего поколения, чей репертуар включает произведения всех эпох, начиная с барокко и заканчивая авангардом. Его трендовые интерпретации были удостоены нескольких призов». С 2009 он регулярно дирижировал оркестром Штутгарта и оркестром SWR во Фрайбурге и Баден-Бадене (с 2011 — главный приглашенный дирижер SWR).

В нынешнем сезоне Курентзис будет дирижировать Девятой симфонией Брукнера: 18 и 19 января 2018 в Лидерхалле (Штутгарт), а 21 января — в Концертхалле (Фрайбург).

«Я очень рад и с нетерпением жду начала работы с оркестром, — говорит дирижер. — Для меня особенно важно прийти к сочетанию в новом коллективе богатства и лучших традиций обоих оркестров. Для этого нам понадобится время и поддержка всех заинтересованных сторон. С большим энтузиазмом посвящу себя оркестру и вместе с музыкантами сформирую его плодотворное будущее» (https://www.swr.de/sinfonieorchester)

В то же время в недавнем интервью газете «Ведомости» Курентзис отметил: «Это колоссальная ошибка — объединение оркестров. Представьте, что объединились Большой симфонический оркестр Федосеева и Заслуженный коллектив Темирканова. Какой будет звук? …Конечно, они не будут единым оркестром.

…Они поняли, что должны создать новый оркестр с ноля, и предложили мне стать музыкальным руководителем, поскольку знают, что я могу это сделать. Я был готов отказаться, но, поскольку интендант оркестра мой хороший друг, я сказал: давайте я поговорю с оркестром. И когда пришел, музыканты сказали, что концерты со мной были выдающимся событием в их жизни, они хотели проводить тренинги, просто репетировать — даже те произведения, которые мы не будем играть. И я решил взять несколько лет, чтобы создать новый оркестр. Это идеологический проект и вызов для меня».

По сообщениям пресс-службы Пермского театра, в связи с новым назначением Курентзис не меняет своих планов в Перми. В 2016 он подписал новый контракт с театром сроком на 5 лет. Он продолжает готовить проекты в театре, руководить Дягилевским фестивалем (объявлено, что на закрытии XII фестиваля в июне 2018 прозвучат произведения 4-я симфония и песни из цикла «Волшебный рог мальчика» Малера в исполнении Фестивального оркестра под руководством Курентзиса) и презентует новые проекты с хором и оркестром musicAeterna, который называет «своей семьей» и «визитной карточкой Пермского края». Его мечта — превратить Пермь в «будущий российский Зальцбург или российский Экс-ан-Прованс» (из интервью газете «Ведомости»).

Курентзис в России

Как и год назад, после Дягилевского фестиваля Курентзис привез свой коллектив в Москву: в 2016 исполняли 6-ю симфонию Малера, на этот раз — Реквием Моцарта: при свечах, хор в черных сутанах.

В сентябре — новые гастроли в Москве: в Камерном зале ММДМ — столичная премьера оперы a cappella «Свадьба» Аны Соколович (премьера состоялась на Дягилевском фестивале-2017); в Римско-католическом Соборе на Малой Грузинской — концерт LUX AETERNA из произведений Хильдегарды Бингенской, Перселла, Танеева, Шнитке, Лигети.

Цены на билеты — от 6 до 35 тыс. рублей.

Покорение Зальцбурга

В июле-августе Курентзис и musicAeterna выступили на Зальцбургском фестивале. Помимо семи представлений оперы Моцарта «Милосердие Тита» в постановке П. Селларса, оркестр выступил с программой из произведений Берга (Скрипичный концерт, солистка П. Копачинская) и Малера (Симфония № 1) и Реквиемом Моцарта. Хор в ночном концерте исполнил «Концерт на стихи Грегора Нарекаци» А. Шнитке.

Как обычно, на Зальбургский фестиваль высадился солидный десант журналистов из России. Их впечатления от выступлений Курентзиса, как всегда, полны неподдельных восторгов, граничащих с экзальтацией. Вот что писала, например, Гюляра Саадых-Заде в газете «Ведомости»:

«Маркус Хинтерхойзер, артистический директор Зальцбургского фестиваля, в первый же год своего правления рискнул поставить на темную лошадку — и не прогадал: триумф Теодора Курентзиса и его хора и оркестра MusicAeterna обозначил поворот к новым временам, которые наступают для Зальцбурга. …Явление Теодора Курентзиса практически на открытии самого статусного музыкального фестиваля в мире сравнимо с явлением нового пророка изумленной сомневающейся пастве. Настороженное ожидание, сгустившееся в пещерном зале Фельзенрайтшуле (Школа верховой езды), перед началом концерта ощущалось как незримое, но сильное давление. Все было в тот вечер необычно для зальцбургской публики: и диковинный оркестр, и хор в глухих черных рясах, приехавших из уральского города с непроизносимым названием Perm. И дирижер, выглядевший как рок-звезда, — весь в черном, в узких штанах, с асимметричной стрижкой и красными пушистыми шнурками в ботинках — единственным ярким пятном на сцене.

Курентзис вышел стремительно, после нарочитой паузы: нагнетал напряжение. И сделал все возможное, чтобы взорвать чинную академичность концертного ритуала. Вместо него предложил свой, картинно-театральный, в котором была продумана каждая деталь и, разумеется, каждый жест. Греческий дирижер из Перми выбрал для дебюта на фестивале в городе Моцарта его opus magnum – Реквием. И перевернул общепринятые представления о том, как эта музыка должна звучать и в каких темпах идти <…>

Курентзис поддерживает огонь в очаге австро-немецкой традиции. Вот почему зальцбургская публика так орала и рукоплескала, повскакав с мест после симфонии Малера. Она-то понимает, что это значит: заново открыть Малера, отмыв партитуру от многолетних слоев интерпретационных клише.

Мощный клан фанатов Курентзиса формируется в Зальцбурге прямо на глазах. Здесь каждый год выступает много дирижеров; многие по мастерству, мануальной технике, по мудрости могут дать фору Курентзису. Но ни один из них не создал за столь краткий срок оркестр такого уровня — а ведь Курентзису удалось это не где-нибудь, а в России, на Урале. И это в ту пору, когда по всему миру финансирование оркестров прекращается, сами они закрываются или сливаются по два-три коллектива. Зальцбургские завсегдатаи очень хорошо поняли: в высшей лиге симфонических оркестров мира появился новый сильный игрок … пермяки, выложившись до дна, ракетой взлетели на вершину артистического олимпа».

Не отстали в изъявлении восторга и зарубежные СМИ. Австрийское информационное агентство APA отреагировало на концерт musicAeterna рецензией под названием «Стоячие овации для Теодора Курентзиса на фестивале»: «Одним только своим появлением Теодор Курентзис разрушает застывший облик Зальцбургского фестиваля. Своими узкими джинсами, красными шнурками и стрижкой андеркат он определенно напоминает рок-звезду среди дирижеров. Также и с точки зрения музыки дух рок-н-ролла парит в Фельзенрайтшуле, поскольку стиль Курентзиса энергичный и, прежде всего, освежающий».
«Курентзис — это феномен современного мира», «Его дебют — яркая вспышка на музыкальной сцене» — такими эпитетами оценивают дирижера европейские СМИ.

После фестиваля Курентзис и musicAeterna отправились на гастрольный тур в Европу: Берлин, Дортмунд, Вена, Париж.

Фото Антон Завьялов