Тандем лучших

Первый том библиотеки газеты «Музыкальное обозрение» посвящен Международному конкурсу им. П. И. Чайковского
Тандем лучших

Вышел в свет первый том библиотеки газеты «Музыкальное обозрение». Он посвящен самому знаменитому музыкальному соревнованию России — Международному конкурсу им. П. И. Чайковского.

Организаторы и власть, премии и бюджет, жюри и дирижеры, герои и антигерои, участники, инструменты и оркестры, интерпретации и программы, интриги и скандалы. Все это темы новой книги, издаваемой «МО» в крупнейшем музыкальном издательстве России «Композитор – Санкт-Петербург».

tchaik150

Международный конкурс имени П.И. Чайковского: Хроника событий. Факты. Комментарии
Ред.-сост. Е. Ключникова, П. Райгородский, А. Устинов.
М.: Музыкальное обозрение;
СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2014. — 444 с., 80 ил.
(Библиотека газеты «Музыкальное обозрение»)
Тираж 1000 экз.

«МО» и конкурсы

История газеты неразрывно связана с историей конкурса им. Чайковского и всего конкурсного движения в России, поэтому неслучайно, что именно этой теме посвящен первый сборник библиотеки «МО».

А начиналось все так… Через два года после выхода первого номера газеты, в феврале 1991-го на первой полосе «МО» были представлены несколько международных конкурсов: условия проведения, размеры премий, возрастные ограничения, а главное – точные адреса и телефоны для подачи заявок. Для всего музыкального сообщества это было крайне неожиданно и любопытно. Такой информации в открытом доступе до «МО» никто не представлял. Вызвав широкий резонанс, газета продолжила публикацию конкурсных новостей. И таким образом «МО» постепенно вовлекало в орбиту деятельности издания всех, кто интересовался конкурсным делом. Нужно заметить, что конкурсный процесс в России только зарождался и его развитие проходило не без участия «МО». В 1994 газета впервые представила аналитику X конкурса им. Чайковского, в которой были собраны основные подходы и ракурсы в рассмотрении музыкальных соревнований.

А далее газета оказалась непосредственным участником событий. Редакция являлась пресс-центром конкурсов в 1998 и 2002, работала в Оргкомитетах, проводила круглые столы, подробно освещала каждый конкурс.

Концепция

В книгу вошли статьи о пяти конкурсах им. Чайковского — с X по XIV, которые проходили в 1994, 1998, 2002, 2007 и 2011 соответственно. Все статьи были опубликованы в «МО» с 1994 по 2011.

Каждому конкурсу посвящена отдельная глава. Все главы, с одной стороны, связаны между собой, а с другой, — могут восприниматься самостоятельно. Как четыре миникниги под одной обложкой. Для удобства читателя каждую главу открывает раздел со справочной информацией, в котором собраны самые полные данные обо всех сторонах конкурса: учредители, Оргкомитет, секретариат, генеральный спонсор, пресс-центр, почетные гости, премии, специальные призы, жюри, оркестры и дирижеры, залы. Ноу-хау газеты – статистика участников по специальностям и странам. Отдельно приводятся списки российских участников. В разделе «Победители конкурса» дается информация обо всех обладателях премий и дипломов, краткие биографии лауреатов.

Особого внимания заслуживают и Предисловия к каждой главе. В них восстанавливается исторический контекст конкурса (например, развал СССР в 1994, дефолт в 1998 и др.), политические и властные перипетии его организации. Раскрываются особенности его управления, прохождения и дается оценка результатов соревнований. Так, в 1994 не было присуждено ни одной первой премии у инструменталистов (зато Гран-при у вокалистов получила Х. Герзмава) и вообще ни одной премии из первых трех в конкурсе виолончелистов — впервые за историю соревнования.

Четыре кита

 

ch280_3

 

 

 

 

 

 

 

Статьи построены по схожему алгоритму: анализируется каждый тур в отдельности по четырем специальностям. В конце дается общая аналитика, итог. Каждый конкурс анализируется с позиций четырех сил, которые определяют лицо, идеологию и форму соревнования. Это жюри, участники, организаторы и публика.

Книга уникальна по охвату исторического материала, публикуемых документов. Впервые полностью приводятся официальные документы Министерства культуры РФ, стенограммы заседаний Оргкомитетов, высказывания на пресс-конференциях официальных лиц. Максимальный охват представленных имен. Аналитика подкрепляется фактами и статистикой, в частности дается статистика всех исполняемых программ, аналитика участников, статистика вузов, театров.

Впервые большое внимание уделяется инструментам, на которых играют конкурсанты. В частности, роялям, ведь Конкурс Чайковского — это еще и борьба компаний — производителей роялей за престиж и экономическую выгоду. Все участники выбирают после тест-драйва «свой» рояль, который должен им помочь победить.

В главе о XIV конкурсе публикуется интервью с Г. Глайнером, главой концертного и артистического отдела Гамбургского представительства компании «Steinway&Sons».

Собрана настоящая летопись конкурса им. Чайковского. Здесь нет подтасовок и «исправлений» прошлого, исходя из современного контекста. Все тексты писались непосредственно в исторической ситуации «здесь и сейчас», и сами по себе они являются свидетельствами времени.

Без прикрас

Собранные факты и статистика позволяют развеять многие мифы. Например, уже с 1994 конкурсанты из Азии составляли большую часть главного соревнования нашей страны, по крайней мере в конкурсе пианистов. И засилье восточного исполнительства, о котором постоянно вспоминают как о примете нынешнего времени, началось как минимум лет 20 назад. На каждом соревновании с 1994 обсуждалось и то, что приезжает мало исполнителей из Европы, и это делает конкурс достаточно провинциальным. Поднимаются проблемы конкурсного феномена в целом. Это одна из главных философско-этических проблем книги. Об этом рассуждают многие ее герои. Этой теме был посвящен и круглый стол «Бизнес в искусстве, или Искусство бизнеса», который проводила газета совместно с Ассоциацией музыкальных конкурсов России на XIV конкурсе в 2011.

Виолончелист Давид Герингас:

«Готовясь к международному состязанию, мы всегда заботимся об искусстве, а не об бизнесе. Только служение искусству, композитору и его произведениям может нас поднять на следующую ступеньку мастерства. Конкурс становится стимулом для работы над собой и для достижения музыкальной правды.»

Пианист Владимир Овчинников:

«Когда мои студенты консерватории хотят участвовать в конкурсе, я их останавливаю. По одной простой причине. Выходить на публику нужно уже достаточно сложившимся музыкантом. Ты должен быть абсолютно уверен в том, что хочешь сказать и как это сделать. Конкурсы могут очень сильно изменить судьбу. Не дай Бог получить первую премию! Победитель должен владеть 10 или 20 программами и играть их каждый второй или третий день. При этом нельзя отказываться от концертов с тем репертуаром, который тебе предлагают, иначе тебя больше не пригласят выступать. Талант – это очень тонкая структура, и не каждый одаренный исполнитель может выдержать такие условия».

Герои

В книге даются интервью и высказывания дирижера Валерия Гергиева, скрипачей Владимира Спивакова и Эдуарда Грача, певца Евгения Нестеренко; стенограммы брифингов с членами жюри конкурса 2002 — пианистами Львом Наумовым и Брижитт Анжерер, австрийским скрипачом Михаэлем Фришеншлагером, президентом Международного конкурса им. Ф. Крейслера в Вене, виолончелистами Давидом Герингасом и Натальей Шаховской и др.

Многие герои книги — выдающиеся музыканты — уже ушли из жизни, оставив значительный след в истории. Это пианисты Лев Власенко, Лев Наумов, Владимир Крайнев и Николай Петров. Один из главных символов – Вэн Клайберн, чей последний приезд в Россию был связан именно с конкурсом Чайковского в 2011. Мстислав Ростропович, который до последнего дня оставался президентом Конкурса в 2007.

Восстанавливается роль композитора и общественного деятеля Тихона Хренникова, являющегося долгое время председателем и негласным главой конкурса, и принявший этот пост от Дмитрия Шостаковича. Именно Тихон Николаевич пригласил «МО» возглавить пресс-центры в 1998 и 2002.

Миссия

 

ch280_1

 

 

 

 

 

 

 

Помимо исторической задачи — сохранить и воссоздать историю главного музыкального соревнования страны — издание преследует еще одну важную цель: сделать конкурсный процесс в стране более профессиональным, управляемым, что в конечном итоге скажется на общей профессиональной ситуации в музыкальной культуре.

Как указывает в книге главный редактор «МО» Андрей Устинов: «Конкурс Чайковского у нас считается эталонным и, глядя на него, организаторы новых музыкальных соревнований по инерции брали его опыт без критического осмысления, повторяя откровенные ошибки и промахи. К сожалению, именно отрицательные черты становятся примером для подражания, руководством к действию для других российских конкурсов. <…> Газета “Музыкальное обозрение” в своих публикациях, посвященных Конкурсу Чайковского, ставила множество вопросов, поднимала проблемы конкурсного движения и предлагала пути их решения. Мы все более профессионально подходим к анализу конкурса как определенного культурного феномена современной жизни. Жаль, что многие вопросы так и остались пока без ответа, а российские музыкальные соревнования в большинстве своем проходят стихийно и без всякой осмысленной работы. Культура конкурсного дела у нас остается пока на низком уровне».

Визуальная концепция

Для книги была разработана уникальная визуальная концепция. Фактически она представляет собой микст из сборника статей и фотоальбома: в ней более 80 фотографий. Министры культуры Е. Сидоров, Н. Дементьева, М. Швыдкой, А. Соколов, А. Авдеев; председатели Оргкомитета Т. Хренников, М. Ростропович, В. Гергиев; большинство председателей жюри; участники — Д. Мацуев, В. Руденко, Н. Луганский, А. Гиндин, А. Султанов, М. Култышев, Х. Герзмава, Ф. Кемпф, Н. Ахназарян, Д. Трифонов, Э. Кунц, Д. Шаповалов, Н. Борисоглебский и другие российские и зарубежные персоны Конкурса им. Чайковского последнего 20-летия. Многие из них сегодня — сложившиеся и признанные музыканты, которые на страницах книги еще только начинали свой профессиональный путь. Эмоциональные, неформальные, художественные фотографии показывают романтичный мир музыки, мир страстей и удивительных моментов счастья победы.

Urbi et orbi

Книга в первую очередь будет интересна всем, кто связан с конкурсным процессом — исполнителям, педагогам и организаторам. Это своего рода учебник конкурсного дела, в котором показаны все его подводные рифы и сложности. Как уникальная летопись музыкальной истории страны книга будет востребована у музыкантов, ученых и широких гуманитариев, интересующихся процессами развития культуры. Читатели, особенно те, кто увлекается non-fiction, найдут в ней непосредственное ощущение времени, личностные переживания участников, публики и жюри.

P.S.

 

ch280_2

 

 

 

 

 

 

 

Через два года после проведения XI Конкурса, в 2000, газета «Музыкальное обозрение» создала Ассоциацию музыкальных конкурсов России (АМКР). Ее появление стало логическим продолжением по объединению и консолидации сообщества, заинтересованного в конкурсном процессе. Сегодня представители газеты являются экспертами конкурсного дела, участвуют в жюри и оргкомитетах, разрабатывают информационную политику и концепцию новых соревнований. Накоплен огромный опыт и публикации. Поэтому логичным продолжением сборника о Конкурсе им. П.И. Чайковского, с которого начиналось конкурсная профессионализация «МО», станет книга о музыкальных конкурсах России в целом.