Средиземноморские фантазии

Музыканты трех континентов — Европы, Азии, Африки — встретятся в Екатеринбурге
Средиземноморские фантазии
Гюляра Садых-Заде

Фестиваль организован Свердловской государственной академической филармонией. Впервые он состоялся в 2011, при поддержке Губернатора Свердловской области, спустя год после Первого симфонического форума России. Екатеринбург — город, расположенный на границе Европы и Азии — стал местом проведения масштабного проекта, опирающегося на концепцию взаимных культурных влияний между Восточной и Западной цивилизациями и диалога культур.

С тех пор оба эти события чередуются друг с другом, как два биеннале (Симфонический форум проходит по четным годам, «Евразия» — по нечетным).

Благодаря проведению столь масштабных форумов, с участием ведущих оркестров, дирижеров, солистов и музыкальных деятелей из России и многих стран мира, Екатеринбург сегодня позиционирует себя как симфоническая столица России, а Свердловская филармония — несомненный центр оркестровой деятельности, в самых разных аспектах.

Директор фестиваля — директор СГАФ А. Колотурский. Художественный руководитель — главный дирижер УАФО Д. Лисс. По итогам 2013 Второй фестиваль «Евразия» был удостоен Премии газеты «Музыкальное обозрение» как «Событие года».

Концепция и программа

О III Международном музыкальном фестивале «Евразия» рассказывает его программный директор Гюляра Садых-Заде.

Создание столь мощной культурной институции, как фестиваль «Евразия» в столице Урала, отнюдь не случайно. Скорее, это закономерность, продиктованная удачным геополитическим положением Екатеринбурга — города, стоящего на незримой, но весьма значимой в культурном смысле границе Азии и Европы. Именно локус Екатеринбурга, где стягиваются в пучок силовых линий культурные влияния, идущие с Востока и с Запада, определил концепт фестиваля, главной задачей которого стало выстраивание межкультурного, цивилизационного диалога, выявление глубинного сродства разных языков культуры. Изучение и репрезентация в фестивальном пространстве многообразных культурных и музыкальных связей Востока и Запада — в этом и пафос, и миссия фестиваля.

Lauso la mare e tente’n terro:
«Восхвали море и оставайся на суше»

В этом году фестивальная программа сфокусирована на богатейшей музыкальной культуре Средиземноморья; и не стоит удивляться тому, что на Урале, стоящем на пересечении путей из России и Европы — в Китай и Японию, вдруг возникла эта тема. Именно на просторах Средиземноморья, начиная с древнейших времен, мы находим самые яркие и плодоносные примеры диалога культур. Средиземноморье как уникальный цивилизационный конструкт, объединяющий сушу и море, географию и политику, народы и языки, стало порождающей моделью для множества локальных культур, объединенных единым мировидением и мироощущением.

Девиз Третьего фестиваля «Евразия», события которого развернутся с 6 по 16 октября 2015 на сцене Большого концертного зала Филармонии — Mediterranea.

В этом слове слились отзвуки древних религий и цивилизаций, зародившиеся в регионе тысячелетия назад. Общепринятый эпитет для бассейна Средиземного моря — «колыбель цивилизаций». И это очень точное определение. Теплое, «срединное» море, составленное из множества мелких морей, испещренных островами, рассеченных полуостровами, с прихотливыми линиями берегов; море, историю которого невозможно отграничить от мира суши, как глину невозможно оторвать от рук мастера, придающего ей форму. Море, которое сегодня обступают десятки стран, в древности питало, согревало и пестовало древнеегипетскую и античную цивилизации; из толщи античной культуры, из аристотелевой логики, из дихотомии дионисийского и аполлонического начал произросла современная европейская цивилизация, сформировались основные паттерны европейской культуры.

Неподалеку, на Аравийском полуострове возникли три основных монотеистических религии: иудейская, христианская и мусульманская. В Междуречье, между Тигром и Евфратом (на месте нынешнего Ирака) возникло великое государство Месопотамия и древняя цивилизация шумеров.

Но и в наши дни понятие «культура Средиземноморья» дает немало пищи для ума и воображения. Это понятие включает в себя средиземноморскую кухню и средиземноморскую музыку, в самых разных ее национальных изводах. И средиземноморский образ жизни — этот особенный, неистребимый дух жизнелюбия, здорового гедонизма и радости, который неотделим от понятия «Средиземноморье» так же, как неотделимы от него жаркое солнце, синева моря и неба, желтые пески пляжей и зеленая ветвь оливы.

Средиземноморье стало тиглем, сплавившим в нерасторжимое целое узоры арабской музыки и балканские народные напевы, в которых так ясно проступают турецкие музыкальные влияния. В архаичных провансальских мотивах навечно запечатлены отголоски мавританской мелодики, а в бойких тарантеллах и меланхолических сицилианах слышны отголоски далеких крестовых походов. Богатство и разнообразие средиземноморского мелоса стало питательной средой для очень многих итальянских, французских, испанских, греческих композиторов. В музыке Дебюсси и Равеля, в симфонических роскошествах Респиги мы ощущаем все тот же вольный, жизнелюбивый средиземноморский дух.

Этнокультурная мозаика

Лучшей музыкальной иллюстрацией средиземноморского дискурса станут народные напевы Испании, Португалии, Италии, Греции, Турции, любовно подобранные в цветистый музыкальный букет Кристиной Плухар, руководительницей знаменитого ансамбля «Арпеджиата» ( L’A r peg g iata). Ансамбль выступит 11 октября с программой, точно совпадающей по названию с motto фестиваля «Mediterranea». Единую композицию с концертом «Арпеджиаты» составит выступление суфийского ансамбля из Каира Al-Tariqa Al-Gazoulia 10 октября. В аутентичном исполнении прозвучат древнейшие арабские религиозные гимны и ритмические восхваления Аллаха.

Впрочем, ансамбль споет не только религиозные песнопения, но исполнит арабские нубы — жанр светской вокально-инструментальной музыки, выдержанный в так называемом «стиле Андалуси», который сложился во времена мавританского владычества, и до сих пор распространен в южной арабо-африканской части Средиземноморья: в Тунисе, Марокко, Алжире и Египте.

Два этих концерта объединены в афише фестиваля в едином проекте world music «От Леванта до Магриба»: так называли, и поныне называют страны иудео-мусульманского мира, обступающее море с неевропейской стороны: страны Леванта (страны Восходящего солнца) — Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Палестина, Египет, Турция. Страны Магриба (страны Заходящего солнца) — Тунис, Марокко, Ирак, Алжир, Ливия, Марвитания, то есть арабские страны, расположенные в Северной Африке.

Таким образом, специальный фестивальный проект «От Леванта до Магриба» в сжатом виде представит этническую музыку Средиземноморского бассейна, с обеих сторон: европейской и неевропейской.

Симфонический мейнстрим

Экзотический сюжет внутри фестиваля, однако же, не более чем колоритный эпизод, отдающий дань внимания популярному направлению World Music. Мейнстрим фестивальной программы — это, конечно же, симфоническая музыка.

На открытии и закрытии фестиваля выступит Уральский академический филармонический оркестр под управлением главного дирижера и художественного руководителя оркестра и фестиваля Дмитрия Лисса. Два концерта УАФО — 6 и 16 октября — очертят временнЫе рамки десятидневного музыкального марафона, метафорически уподобившись «Геркулесовым столпам», мощным музыкальным опорам, на которых будет покоиться фестивальная программа.

Две премьеры — мировая и российская — прозвучат в симфонических концертах УАФО. И это — тоже традиция: каждый раз фестиваль заказывает новые сочинения двум композиторам, из России и Азии, тем самым исполняя свою культуртрегерскую функцию, сообщая композиторам новые импульсы к творчеству и расширяя репертуар оркестра. В этом году на открытии прозвучит новое сочинение московского композитора и пианиста Антона Батагова “I See Your Dream, You See my Dream” («Я вижу твой сон, ты видишь мой сон») для большого симфонического оркестра и солирующего фортепиано, за роялем — автор. С участием Симфонического хора Свердловской филармонии прозвучит симфоническая поэма «Психея» Сезара Франка. Для финала концерта Дмитрий Лисс избрал пьесу «Остров, полный шумов» греческо-канадского автора Христоса Хациса, в основу которого положена «Буря» Шекспира.

На концерте-закрытии в исполнении УАФО прозвучит новый симфонический опус маститого японского композитора Тосио Хосокава под названием Fluss («Река»). В дополнение к нему, в программу поставлены еще два сочинения на «речную» тему: мрачный «Стикс» Гии Канчели с солирующим альтом и безмятежно-лучезарная «Влтава» Сметаны.

Мировая премьера Fluss’а состоялась осенью 2014; российская пройдет на фестивале. Сочинение написано специально к юбилею «Ардитти-квартета», специализирующегося на эталонном исполнении самой сложной и эзотерической современной музыки. Достаточно упомянуть, что для квартета писали Вольфганг Рим и Сальваторе Шаррино. Квартет будет участвовать в исполнении Fluss как солист: един в четырех лицах.

А двумя днями ранее, 14 октября, «Ардитти-квартет» представит в камерной программе свои главные репертуарные «фишки», которые, собственно, и прославили квартет: Tetras Янниса Ксенакиса, струнные квартеты Бартока и Лигети, «Молчаливые цветы» Хосокавы и струнную миниатюру Susma («Не умолкай») молодого турецкого композитора, лауреата фонда Siemens Зейнеп Гедизлиоглу.

Камерный дискурс на фестивале дополнит еще одна мировая премьера: 9 октября прозвучит новое сочинение екатеринбургского композитора Ольги Викторовой «Река Давида» для сопрано, чтеца и камерного ансамбля. Это музыкально-поэтическая композиция, в которой библейские тексты (псалмы Давида), преломленные сквозь призму поэзии польского поэта XVI века Яна Кохановского, положенные на музыку Миколаем Гомулкой в 1580, получат авторское осмысление Викторовой и будут исполнены польскими и российскими музыкантами.

От Респиги до Ромителли

Сенсацией обещает стать концерт Оркестра итальянского радио (Orchestra sinfonica nazionale della RAI) под управлением Марко Анджиуса 7 октября. В редко звучащем, но изумительно красивом по музыке Грегорианском концерте для скрипки и оркестра Отторино Респиги сольную партию сыграет Йосеф Шпачек.

Программа «итальянского концерта» сплошь составлена из сюрпризов и интригующих сочинений. The Dead City Radio — таинственный опус Фаусто Ромителли, полный шорохов, и шумов, никогда ранее не исполнялся в России. Между тем, Ромителли — важная композиторская фигура, во многом определившиий ландшафт итальянской музыки ХХ века. К сожалению, практически весь корпус сочинений Ромителли для России — terra incognita. Лишь в последние год два его стали открывать российские музыканты.

Ретроспективу итальянской музыки ХХ века продолжит «Композиция № 1» Бруно Мадерны, также никогда не исполнявшаяся в России.

Азиатские флюиды

Впрочем, средиземноморским дискурсом содержание фестивальной афиши отнюдь не исчерпывается. Продолжая репертуарную линию, начало которой было положено на предыдущих фестивалях, Свердловская филармония вновь включила в программу выступления китайского оркестра. На сей раз в Екатеринбург приедет Молодежный симфонический оркестр Гонконга; он выступит 12 октября со вполне традиционной программой, центральным эпизодом которой станет симфония Дворжака.

А 15 октября Молодежный оркестр Гонконга и Уральский молодежный симфонический оркестр объединятся, чтобы представить публике выступление международного оркестра, как нельзя лучше иллюстрирующего музыкальный диалог на границе Европы и Азии.