«Спросите Аду»: российская премьера оперы Янниса Кириакидеса (10, 11 апреля 2023, ГЭС-2)

«Спросите Аду»: российская премьера оперы Янниса Кириакидеса (10, 11 апреля 2023, ГЭС-2)
Иллюстрация к мероприятию ГЭС 2

10 и 11 апреля 2023 в Актовом зале ГЭС-2, в программе «ГЭС-2: Музыка» состоится российская премьера оперы Янниса Кириакидеса «Спросите Аду» (2021): «музыкальный театр для голоса, ансамбля и мультимедиа» (либретто Теодора Делаво, русский перевод – Арина Волгина).

Режиссер-постановщик – Евгения Сафонова (ставила, в частности, оперу Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» в Перми). Дирижер – Федор Леднёв. Ассистент дирижера – Ольга Власова. Голос – Арина Зверева. Художник по свету – Константин Бинкин. Звукорежиссер – Сергей Кочетков. Куратор – Дмитрий Ренанский.

Исполняет Московский ансамбль современной музыки: Михаил Дубов (фортепиано), Андрей Винницкий (ударные), Луиза Минцаева (арфа), Евгений Субботин (скрипка), Александр Митинский (альт), Ольга Демина (виолончель).

Сценический текст и зрительный ряд здесь являются частью партитуры, а композитор выступает одновременно и как художник-постановщик. Кириакидес выстраивает сложную систему отражений зримого и слышимого, где видео, слово, акустический и электронный звук находятся в контрапункте.

Заглавная героиня Ада Лавлейс – дочь поэта Джорджа Байрона, первый в истории программист. Еще в середине XIX века она предсказала наступление эры искусственного интеллекта. «Спросите Аду» – не просто биография: 36 эпизодов оперы соответствуют количеству лет, прожитых Лавлейс, а также количеству строчек в ее компьютерной программе, код которой, написанный в 1843 году, лежит в основе сочинения Кириакидеса.

Яннис КИРИАКИДЕС (р. 1969, Лимассол) – композитор, художник мультимедиа, профессор Королевской консерватории в Гааге. С 1992 живет в Нидерландах. Его музыка регулярно исполняется на крупных фестивалях и в концертных программах ведущих ансамблей современной музыки в Европе и России. В своем творчестве Кириакидес осмысляет музыкальную коммуникацию как таковую, ломает стереотипы восприятия слушателей и исполнителей, исследует новые связи между словом и звуком с помощью компьютерных технологий. В концертных сочинениях и саунд-инсталляциях композитор использует системы кодирования информации, чтобы переводить вербальные тексты в музыкальные полотна, синтезировать воображаемые или внутренние голоса.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм