События января 2023

События января 2023

«Музыкальное обозрение» предлагает дайджест фестивалей, театральных и концертных событий января 2023 в Москве и других российских городах.

ФЕСТИВАЛИ

19-29 января. Новая Опера
Крещенский фестиваль
Главное событие месяца

Новая Опера продолжает обновление репертуара. В программе Крещенского фестиваля 2023, как и в прошлом году, музыка 20-21 веков. Откроется фестиваль российской премьерой оперы Джона Адамса «Доктор Атом» (в концертном исполнении). Главный герой – «отец» атомной бомбы Роберт Оппенгеймер. 21 января театр вновь обратится к формату «перевернутых» камерных концертов, где музыканты и зрители вместе располагаются на сцене. В программе – сочинения О. Мессиана, А. Брукнера, Б. А. Циммермана и Дж. Адамса. 22 и 27 января, к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова, солисты, хор и оркестр театра исполнят все оперы композитора в концертной версии. 26 января прозвучит кантата «История доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке. В программе заключительного концерта 29 января – “Tromba Lontana” Джона Адамса и Симфония № 3 Антона Брукнера (дирижер – Филипп Чижевский). Подробнее о фестивальной программе – здесь.

23 января – 1 февраля. Московская консерватория
II Мультимедийный фестиваль «Биомеханика»

Организаторы фестиваля – МГК и Центр электроакустической музыки Московской консерватории (лауреат Премии «Музыкального обозрения» 2022). Художественные руководители фестиваля – композиторы Николай Попов и Александр Хубеев, лауреаты Премии «МО» за 2021 год. В программе – 8 мировых и 15 российских премьер. В концертах примут участие «Студия новой музыки» (лауреат Премии «МО» за 2022 год), OpensoundOrchestra, Vacuum Quartet, CEAM Artists и CEAM Percussion Project, а также музыканты импровизационной сцены Дмитрий Шубин и Олег Макаров. Перед концертами слушателей ждут беседы с участниками фестиваля – Биомеханика.talks.

ОПЕРНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ

13, 14 января. Пермский театр оперы и балета
Георгий Федоров. «Похмелье»

Пермская опера покажет премьеру пародийной «оперы для титров и нейросети с оркестром» молодого петербургского композитора Георгия Федорова. «”Похмелье” – монодрама, поток сознания главного героя, который в состоянии похмельной муки бесцельно бредет утром по городу. На своем пути он встречает знакомых и незнакомых людей, слушает исповеди случайных собеседников, и болезненно реагирует на поток света, звуков и запахов. Команда постановщиков, следуя философии новой искренности, сознательно работает в “нижнем” стиле, опираясь на эстетику панельных домов и торговых центров» (из описания в пресс-релизе). Дирижер постановки – Иван Худяков-Веденяпин. Режиссер – Федор Федотов. Спектакль состоится на сцене Частной филармонии «Триумф».

Иллюстрация — Пермский театр оперы и балета

БАЛЕТНЫЕ СОБЫТИЯ

28 января. Новая Опера
«Терезин-квартет»

Нижегородский государственный академический театр оперы и балета им. А. С. Пушкина представит на Крещенском фестивале в Москве спектакль «Терезин-квартет» – четыре одноактных балета, мировая премьера которых состоялась в ноябре 2022 в концертном зале «Пакгаузы на Стрелке» (Нижний Новгород). Хореографы-постановщики: Татьяна Баганова, Алессандро Каггеджи, Максим Петров, Александр Сергеев.

КОНЦЕРТЫ МЕСЯЦА

15 января. Концертный зал имени П. И. Чайковского
Джоаккино Россини. «Севильский цирюльник», опера в концертном исполнении
La Voce Strumentale
Хор Нижегородского театра оперы и балета

В начале 2022 в Нижегородском театре оперы и балета сменилось руководство: пост главного дирижера занял молодой, но уже заработавший себе имя скрипач и дирижер Дмитрий Синьковский, а художественным руководителем стал Алексей Трифонов. Вместе с Синьковским в состав театра вошел и его успешно концертирующий, активно развивающийся ансамбль La Voce Strumentale. В Москве коллектив под управлением Синьковского, а также хор и солисты Нижегородской оперы исполнят оперу Россини «Севильский цирюльник». Немногим позднее, в марте, они вернутся в столицу с оперой Глюка «Орфей и Эвридика».

23 января. Камерный зал Московской филармонии
МАСМ

Фортепианный Скрябин в ансамблевом изложении: в свою новую программу Московский ансамбль современной музыки включил пять скрябинских прелюдий из 16 опуса в версии для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели Юрия Каспарова. Олег Танцов, в свою очередь, переложил для ансамбля Сонату № 4, соч. 11, Александра Мосолова – и эту версию также можно будет услышать на концерте 23 января. В той же программе Игорь Стравинский («Итальянская сюита» для виолончели и фортепиано), Янис Ксенакис (Dhipli Zyia для скрипки и виолончели), Беат Фуррер (Presto для флейты и фортепиано), Фаусто Ромителли (Domeniche alla periferia dell’impero для флейты, кларнета, скрипки и виолончели).

24 января. ДК Рассвет
Симеон тен Хольт. Canto Ostinato

К 100-летию со дня рождения нидерландского композитора Симеона тен Хольта в ДК Рассвет прозвучит его главное произведение – Canto Ostinato. Пьеса состоит из 106 коротких музыкальных блоков, которые повторяются и чередуются по желанию музыкантов. Партитура служит скорее подсказкой или приблизительной инструкцией, поэтому каждое исполнение Canto Ostinato уникально и может продолжаться от часа до суток. Сочинение может исполняться разными составами. 24 января оно прозвучит в классической версии для двух роялей (Михаил Дубов и Мария Садурдинова).

26 января. Камерный зал МГАФ
Концерт «DSCH. Дмитрий Шостакович. Камерная музыка» (совместный абонемент «Музыкального обозрения» и Московской филармонии, автор и ведущий – Андрей Устинов)

Андрей Диев (фортепиано), Константин Федотов (бас), хор МГИМ имени А. Г. Шнитке. В концерте принимает участие Ольга Дигонская (главный архивист Архива Д. Д. Шостаковича, кандидат искусствоведения). В программе: Сюита из музыки балетов «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей» для фортепиано; «Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия» для баса и фортепиано; Пять романсов для баса и фортепиано на слова из журнала «Крокодил»; «Антиформалистический раёк» для баса, хора и фортепиано.

ВЫСТАВКИ

До 5 февраля 2023. Новая Третьяковка
«Дягилев. Генеральная репетиция»

Остался месяц до закрытия выставки, посвященной балетам Сергея Дягилева. В состав экспозиции включены 13 сценических костюмов, более 200 графических произведений, фотографии, материалы отдела рукописей Третьяковской галереи и балетной библиотеки Михаила Ларионова. Не претендуя на всеохватный обзор жизни дягилевской антрепризы, выставка показывает несколько балетов «крупным планом»: история, фотографии спектаклей и репетиций, эскизы костюмов, видеозаписи постановок разных лет. Центр притяжения – недавно приобретенные Третьяковкой оригинальные сценические костюмы, созданные по проектам Александра Головина, Льва Бакста, Наталии Гончаровой, Николая Рериха, и декорация Николая Рериха к знаменитым «Половецким пляскам». Увидеть «те самые бакстовские цвета» вживую – значимый опыт для поклонника «Русских сезонов». Как и возможность увидеть множество эскизов Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова во всем многоцветии, которое не передает ни альбом, ни экран компьютера. Первая выставка этих уникальных экспонатов – своего рода генеральная репетиция будущего зала Сергея Дягилева, создание которого планируется в Новой Третьяковке на Крымском Валу.

До 16 апреля 2023. Санкт-Петербург. Шереметевский дворец.
«Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы – Петербург Дягилева»

Продолжается и дягилевская выставка в Петербурге, проходящая в рамках XIII Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.». Драматургия выставки построена на сопоставлении двух феноменов: венецианского сеттеченто и русского Серебряного века. В экспозиции представлены работы Сапунова, Судейкина, Сомова, Бенуа, Бакста и Головина. Кураторы выставки – Аркадий Ипполитов и Наталья Метелица. В выставке участвуют Русский музей, Третьяковская галерея, Эрмитаж, ГЦТМ им. Бахрушина, Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме и другие (всего 20 музеев и частных коллекций).

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм