События и персоны 2013 — рейтинг «МО»

События и персоны 2013 — рейтинг «МО»

Владимир ПУТИН

В 2013 В. Путин уделил повышенное внимание вопросам культуры. Культурная политика Президента демонстрирует, насколько важна для него эта сфера. Подписан Указ о проведении в России в 2014 Года культуры: это стимулировало региональные власти к поиску резервов для финансирования культуры.

Согласно майским (2012) указам Путина, начался процесс повышения зарплат работникам культуры и искусства. Президент подписал еще ряд важнейших указов и распоряжений: об учреждении Премий за произведения для детей и юношества; о проведении в 2013 Года Т. Хренникова; о Президентских грантах ведущим оперным театрам, оркестрам, вузам искусств.

Более эффективной стала работа Президентского Совета по культуре и искусству, на заседаниях которого поднимаются важнейшие вопросы: в частности, о поправках в Закон об образовании, касающихся специальных музыкальных школ.

Регулярно проводятся встречи с деятелями искусства, по итогам которых принимаются серьезные решения. Так, состоялась встреча с В. Уриным, во время которой президент поддержал курс на обновление и реформы, проводимый новым генеральным директором Большого театра.

Вопросам культуры и образования уделяется значительное внимание в программных выступлениях Президента и его поручениях.

Президент открыл Новую сцену Мариинского театра, лично поздравил с юбилеями и вручил государственные награды Ю. Башмету, В. Гергиеву, Ю. Темирканову.

Валерий ГЕРГИЕВ

Гергиев — одна из самых заметных и самых противоречивых персон в российской культуре. В течение года он провел 243 спектакля и концерта в 18 странах и более чем 50 городах России и мира. Триумф маэстро наступил в начале мая: 60-летие, вручение золотой звезды Героя Труда, открытие второй сцены Мариинского театра. Затем, однако, последовало несколько скандальных историй. Самая громкая из них — о создании в Петербурге Национального центра искусств.

Тем не менее Гергиев по-прежнему одержим грандиозными планами. Объявлено, что с 2015 он будет руководить Мюнхенским филармоническим оркестром.

 Василий ЮРЧЕНКО

За три года пребывания в должности губернатора Новосибирской области В. Юрченко внес весомый вклад в развитие музыкальной культуры региона. Он резко сдвинул процесс строительства нового Концертного зала филармонии. Зал был официально открыт в конце 2012 и получил имя А.М. Каца.

Юрченко возглавил Попечительский совет Театра оперы и балета. Театру было выделено 40 млн. руб. на постановку балета «Щелкунчик». Под патронатом Губернатора в марте – апреле 2014 состоится Транссибирский Арт-фестиваль под руководством В. Репина, на который также выделено более 40 млн. руб.

Алексей ШАЛАШОВ

А. Шалашов руководит Московской филамонией с 2003 (с перерывом в 2008 – 2012, когда он возглавлял Департамент поддержки искусства и народного творчества Минкультуры РФ). Благодаря эффективному менеджменту и исключительной художественной политике МГАФ стала безусловным лидером российского филармонического сообщества, а Концертный зал им. Чайковского — ведущей концетной площадкой Москвы и России.

А. Шалашов — президент СКОР, один из инициаторов создания Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в России.

Александр РУДИН

Оркестр Musica Viva

В 2013 исполнилось 25 лет сотрудничества А. Рудина и оркестра Musica Viva. Коллектив под руководством маэстро — несомненный лидер в своем жанре, обладает уникальным репертуаром, регулярно выступает фактически как симфонический.

Ежегодно А. Рудин и его оркестр презентуют музыкальные раритеты, российские и московские премьеры шедевров музыки разных эпох — от барокко до наших дней. В 2013 исполнены «Геркулес» Генделя, «Оберон» Вебера, «Хвалебная песнь» Мендельсона.

Марина БУТИР

В достижениях оркестра Musica viva неоценимы заслуги его директора. С этим коллективом связана вся творческая деятельность М. Бутир. В 1978 она была одним из инициаторов его создания, все эти годы — клавесинистка и директор оркестра.

Совместно с А. Рудиным является организатором самых значительных проектов оркестра: «Шедевры и премьеры» и «Серебряная классика» в Московской филармонии; «Легенды и музы», «Гармонии и контрасты» в Камерном зале Московского Дома музыки; фестивалей, гастролей.

Айнарс РУБИКИС

Став в январе 2012 музыкальным руководителем Новосибирского театра оперы и балета, А. Рубикис блестяще провел свой первый полный сезон 2012 – 2013 и не менее ярко начал новый. Достижения театра во многом связаны с его деятельностью и репертуарной политикой.

Дирижер представил премьеры «Мессы» Бернстайна, «Пульчинеллы» и «Весны священной» Стравинского, «Военного реквиема» Бриттена, «Жанны д’Арк на костре» Онеггера. Он дирижирует оперными и балетными спектаклями, симфоническими программами, в которых упор сделан также на музыку ХХ столетия.

Ирина НИКИТИНА

Событием 2013 года стали триумфальные гастроли в Москве Венского филармонического оркестра под управлением К. Тилемана с полным циклом симфоний Бетховена. Его организатор — И. Никитина, создатель (1995) и бессменный президент Фонда «Музыкальный Олимп».

Среди проектов Фонда — фестиваль «Музыкальный Олимп» с участием победителей крупнейших международных конкурсов; гастроли в России А. Шиффа, Р. Аланьи, Йо-Йо Ма, А.-С. Муттер, фортепианного дуэта сестер Лабек, оркестра NHK (дирижер Ш. Дютуа), Национального оркестра Франции (дирижер К. Мазур).

Валерий ШАДРИН

Генеральный директор Международного театрального фестиваля им. Чехова, Президент Международной конфедерации театральных союзов. В 1980-е был начальником Управления культуры Мосгорисполкома, секретарем правления СТД CCCР, а с 1990-х активно и плодотворно участвует в строительстве театрального дела в России.

Шадрин — инициатор театральных фестивалей в России и за рубежом. Вместе с К. Лавровым и О. Ефремовым он стал идеологом и организатором Чеховского фестиваля (1991), который вошел в число исключительных событий театральной, балетной и музыкальной жизни Москвы и России.

Полина ВАЙДМАН

Музыковед, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Дома-музея П.И. Чайковского в Клину и ГИИ, хранитель архива Чайковского. Благодаря ее усилиям запущен проект публикации нового Полного собрания сочинений композитора.

П. Вайдман составила описание, разработала план и принципы публикаций ПСС, способствовала тому, чтобы этот проект получил финансовую и организационную поддержку на самом высоком уровне (беспрецедентный случай для отечественного музыковедения!). Она подготовила к печати полную переписку Чайковского и П. Юргенсона (1-й том вышел в 2011) и с Н. фон Мекк в 3-х томах (2007 – 2010).

Людмила КОВНАЦКАЯ

Музыковед, доктор искусствоведения, главный в России специалист по английской музыке и творчеству Б. Бриттена.

В 2013 под ее научным руководством прошел Год Бриттена: подготовлена музыкальная программа и выпущен сборник статей о композиторе. Автор идеи и составитель уникального трехтомного издания «Шостакович в Ленинградской консерватории» («Композитор-Санкт-Петербург», 2013). Руководит выпуском сборников статей и исследованиями в Фонде и Архиве Д. Шостаковича. Готовит 7-томное собрание сочинений М. Друскина (в 2013 в издательстве «Композитор-Санкт-Петербург» вышел пятый том).

Борис БЕРЕЗОВСКИЙ

Один из самых востребованных пианистов мира — солистов и камерных исполнителей. Виртуоз, которому подвластен любой репертуар, он испытывает особую склонность к музыке XIX – начала XX вв. (Бетховен, Шопен, Шуман, Лист, Брамс, Равель, Чайковский, Рахманинов, Метнер).

Инициатор, учредитель и художественный руководитель «Метнер-фестиваля», который проходит с 2006 в Москве, Екатеринбурге и Владимире. В последние годы особенно часто выступает в России, постоянно сотрудничает с симфоническими оркестрами Екатеринбурга и Казани.

Екатерина БИРЮКОВА

Одна из самых авторитетных музыкальных критиков и журналистов Москвы. Окончила РАМ им. Гнесиных. Работала обозревателем в газетах «Время новостей», «Известия», «Коммерсантъ», журнале «Афиша». В 2008 – 2012 — шеф-редактор раздела «Академическая музыка» на портале www.openspace.ru. Сейчас занимает ту же должность на портале www.colta.ru, в создании которого принимала активное участие. Член Экспертного совета фестиваля «Золотая Маска» (2010 и 2012 — председатель, 2004, 2008, 2009), в 2013 — член жюри фестиваля.

Сергей ХОДНЕВ

Один из ведущих музыкальных журналистов и критиков, обозреватель газеты «Коммерсантъ» и других изданий ИД «Коммерсантъ» («Власть», «Weekend», «Огонек»).

В 2004 – 2007 — ведущий программ на радио «Культура» (цикл «Музыка. Издатели», трансляции концертов). В 2005 – 2008 вел передачу «Музыкальный киоск» на телеканале «Россия. Культура». С 2010 — соведущий программы

«Собрание исполнений». В 2007, 2008 и 2011 входил в состав экспертного совета премии «Золотая Маска». В 2014 — член жюри «Золотой Маски» в категории «Музыкальный театр».

Иосиф РАЙСКИН

Издатель, редактор, музыковед, журналист — за многолетнюю подвижническую деятельность в области музыкального искусства.

И. Райскин — патриарх ленинградской петербургской музыкальной журналистики, хранитель ее традиций. С 1957 публикуется как музыковед и музыкальный критик. Издатель, редактор, автор ряда газет и журналов. В 1995 – 1997 главный редактор газеты «PRO MUSICA» Санкт-Петербургской филармонии. С 2001 главный редактор газеты «Мариинский театр». Член Правления Союза композиторов Петербурга, председатель секции критики и музыкознания.

Вячеслав САМОДУРОВ

Балет Саntus Arcticus
Музыка Э. Раутавары
Хореография В. Самодурова
Спектакль Екатеринбургского театра оперы и балета

За два с половиной года работы главным балетмейстером Екатеринбургского театра Самодуров добился незаурядных достижений. Театр ежегодно привозит свои балетные новинки на «Золотую Маску». Благодаря Самодурову екатеринбургский балет уверенно шагнул в сферу современного искусства: его спектакль «H2O» был показан в рамках II Уральской индустриальной биеннале в ангарах завода «Уралтрансмаш». В 2013 Самодуров выпустил в Екатеринбурге два балета: «Саntus Arcticus» на музыку «Концерта для птиц с оркестром» финского композитора Э. Раутаваары и «Вариации Сальери» на музыку А. Сальери, ставшие соединительным стержнем тематических триптихов.

«Саntus Arcticus» — завершающая часть «трипл била» «XIX, XX, XXI» (первые две — «Консерватория» А. Бурнонвиля на музыку Паулли и «Пять танго» Х. Ван Манена на музыку Пьяццоллы). Спектакль с идеально выстроенной драматургией: «арка от вступления к эпилогу, а между ними — движение от робкого дуновения порхающей души в первой части, через проникновенную сердечную лирику к благородному парению 12 пар в финале: диалог, путешествие душ в поисках друг друга, идентичности и индивидуальности. Путешествие в мир грез и мир души, в вечность. Неоромантизм XXI века» («МО»).

Второй международный музыкальный фестиваль «Евразия»

Художественный руководитель Д. Лисс
Директор А. Колотурский
Исполительный директор Р. Хасанов
Программный директор Г. Садых-Заде
Екатеринбург, 4 – 16 октября 2013

Второй год подряд Свердловская филармония — один из лидеров филармонического движения в России — отмечена в рейтинге «МО» за организацию и проведение крупного культурного форума (в 2012 — Второй симфонический форум России).

Основа идеи и концепции фестиваля «Евразия» в том, что Урал — граница между Европой и Азией, географический центр крупнейшего материка, а Россия — место встречи Западной и Восточной культур и цивилизаций. Фестиваль «Евразия» — продукт их взаимопроникновения, взаимодействия, взаимовлияния.

Мотто фестиваля — «Свет с востока».

Организатор — Свердловская государственная академическая филармония (генеральный директор А. Колотурский).

В программе форума — выступления симфонических, камерных, барочных, фольклорных коллективов (оркестров, хоров, ансамблей), солистов и дирижеров из России, Германии, Великобритании, Испании, Румынии, Китая, Кореи, Турции, Азербайджана; мировые премьеры сочинений Л. Десятникова и О. Викторовой; исполнения произведений Дж. Кейджа и Б. Бриттена в честь их памятных дат.

Состоялись научно-практическая конференция «Orient&Occident: вызов и ответ» и Круглый стол для участников и гостей фестиваля.

Съедобные сказки

Спектакль Детского музыкального театра им. Н. Сац
Композитор М. Броннер
Режиссер Г. Исаакян

Опера по сказкам современной писательницы М. Трауб стала уникальным проектом Г. Исаакяна, созданным совместно с композитором М. Броннером и либреттистом Л. Яковлевым. Специально написанная для недавно открытой экспериментальной сцены, она стала фактически первой работой в новом жанре — современной камерной оперы для детского музыкального театра.

Без нравоучений и излишней упрощенности, авторы разговаривают с детьми о проблемах, которые решают и дети, и взрослые на протяжении всей жизни: изгой и общество, послушание и бунтарство, любовь и соперничество, честность и обман. Этот спекаткль — серьезный разговор с современными детьми и их родителями. Он свидетельствует о качественном прорыве в деятельности театра, о новом дыхании в его репертуарной политике, которая может служить образцом для других театров, работающих с детьми.