События и персоны 2012 — рейтинг «МО»

События и персоны 2012 — рейтинг «МО»

Екатерина Василева

Талантливый представитель новой генерации режиссеров музыкального театра. Явлениями музыкальной жизни стали ее постановки опер «Дневник Анны Франк» Г. Фрида в Камерном театре им. Покровского (спектакль и режиссер выдвинуты на «Золотую маску»), «Ангел и психотерапевт» Е. Подгайца в проекте «Открытая сцена» (на «Золотую маску» номинирован композитор), «Дитя и волшебство» М. Равеля в Новой опере, по многим параметрам превзошедшая премьеру в Большом театре. В марте в Новосибирском театре оперы и балета состоится премьера еще одного спектакля Е. Василевой — оперы И. Стравинского «Мавра».

Дмитрий Вдовин

Один из самых успешных российских педагогов по вокалу, отметивший в 2012 50-летие, говорит: «Певец должен найти своего учителя, который возьмет его за руку и поведет к мастерству». Д. Вдовину обязаны своими успехами многие звезды современной российской оперы: А. Шагимуратова, Е. Сюрина, Д. Корчак, В. Ладюк, Р. Погосов и другие, поющие на сценах лучших театров России и за рубежом. Главный его проект последних лет — Молодежная оперная программа Большого театра России, художественным руководителем которой он является с 2009.

Александр Данилов

Ректор Ростовской консерватории резко и убедительно выступил против мониторинга, проведенного Министерством образования и науки — единственный из руководителей вузов, признанных «неэффективными». Он обратился с письмом к министрам образования и культуры и подал заявление об уходе в знак протеста против того, что одна из лучших консерваторий России, ставшая таковой именно благодаря его 25-летней деятельности на посту ректора, была оскорблена и унижена. 26 декабря заявление было подписано министром культуры. Еще один яркий представитель элитного ректорского корпуса покинул свой пост.

Александр Марченко

Директор Новосибирской средней музыкальной (колледжа), одной из ведущих в стране. При его непосредственном участии менее чем за год в колледже был построен Концертный зал. Умело используя ресурсы Попечительского совета и властных структур, Марченко добился включения строительства в федеральную программу финансирования (бюджет стройки — 260 млн. руб.). Зал на 300 мест обладает отличной акустикой, оснащен современным оборудованием, на сцене — новый концертный рояль. Открытие Концертного зала НСМШ (колледжа) — знаковое событие в музыкальной жизни крупнейшего города Сибири.

Денис Мацуев

Выступление Д. Мацуева на заседании Президентского совета по культуре 25 сентября, по сути, спасло и сохранило в неприкосновенном виде специальные музыкальные школы России, которым согласно проекту Закона об образовании грозило резкое снижение статуса. Это означало бы фактически разрушение российской системы профессионального музыкального образования.

«Очень мало этих специальных школ, восемь… на мой взгляд, им нужно придать специальный статус, потому что если они будут подчиняться общим стандартам, то о нашей великой русской исполнительской школе через некоторое время можно будет забыть», — отметил Мацуев. В. Путин отреагировал немедленно: «Если этот стандарт их убивает, он неприемлем абсолютно, я обращаю на это внимание министра культуры. Мы невозвратно потеряем то, чем гордимся столетиями, я полностью согласен».

Уже на следующий день вице-премьер О. Голодец и министр культуры В. Мединский побывали в ЦМШ при Московской консерватории. И в принятом вскоре новом Законе об образовании введено положение, закрепляющее статус ССМШ как ключевого звена профессионального музыкального образования.

Нужно отметить и усилия директоров спецшкол А. Марченко, В. Овчинникова, М. Хохлова, Комитета по культуре Госдумы и конкретно депутата М. Максаковой-Игенбергс.

Д. Мацуев уделяет много внимания общественной деятельности. Он член Президентского совета по культуре и искусству, Президент фонда «Новые имена», организатор крупных фестивалей. В июле 2012 пианист занял пост председателя Общественного совета при Министерстве культуры.

Анатолий Рябов

Преподаватель ЦМШ стал символом борьбы не только против вопиющей несправедливости, но и за сохранение традиций и принципов русской педагогической и исполнительской школы. На кону стояла репутация лучшей музыкальной школы страны, из стен которой вышли сотни выдающихся музыкантов. Можно отметить принципиальность и присяжных, и суда высшей инстанции, подтвердившего оправдательный вердикт. Но, хотя справедливость восторжествовала, наличие пробелов в законодательстве внушает тревогу: подобное может повториться где угодно и в любой момент.

Владимир Толстой

Назначение В. Толстого советником Президента по культуре — один из сильных ходов в кадровой политике В. Путина. Толстой имеет безупречную репутацию, пользуется уважением в культурном сообществе.

Подкупают его интеллигентность, глубокое понимание специфики культурных процессов, честная и принципиальная позиция в отстаивании интересов учреждений культуры (будь то музеи, библиотеки, Государственный институт искусствознания).

Ему принадлежит важная роль в изменении формата и повышении статуса Президентского совета по культуре и искусству, создании Межведомственных комиссий.

Эдуард Фертельмейстер

Ректор Нижегородской консерватории нашел мудрую, принципиальную и уравновешенную позицию в намечавшемся конфликте с Нижегородской епархией, неожиданно предъявившей права на помещение ННГК.

На стороне вуза выступила общественность, пресса, блоггеры (только на портале «Демократор» было оставлено около 6000 подписей). Проблему удалось решить путем переговоров, и на сегодняшний день вопрос о переезде консерватории в другое здание (что стало бы для вуза) снят с повестки дня.

26 декабря Э. Фертельмейстер, более 15 лет работающий на посту ректора Нижегородской консерватории, отметил 65-летие.

Андрей Шишкин

К своему 100-летию Екатеринбургский театр оперы и балета под руководством А. Шишкина подошел с впечатляющими результатами. Театр получает грант Правительства РФ. Резко увеличилась посещаемость спектаклей. Шишкин пригласил молодых перспективных руководителей: главного дирижера П. Клиничева (дирижер ГАБТ России), главного балетмейстера В. Самодурова. В 2012 поставлены такие спектакли, как оперы «Граф Ори», «Борис Годунов», балет «Amore buffo», заслужившие высокие оценки специалистов и критиков. Ранее — опера «Любовь к трем апельсинам», принесшая театру первую в его истории «Золотую маску».

Владимир Юровский

В начале сезона 2011 – 2012 В. Юровский возглавил Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова. С тех пор коллектив уверенно движется по пути возрождения былой славы и возвращения статуса первого оркестра страны, лица отечественной симфонической культуры (каковым он являлся на протяжении многих десятилетий). Госоркестр, долгое время переживавший серьезный кризис, получил мощный импульс интенсивного развития.

В 2012 под руководством нового художественного руководителя подготовлен ряд программ, показавших несомненный прогресс оркестра. Коллектив доказал, что достойно носит имя маэстро Светланова, стоявшего у его руля 35 лет.

Кроме того, В. Юровский регулярно появляется за пультом ведущих отечественных коллективов Он дирижировал серией премьерных спектаклей «Руслана и Людмилы» на открывшейся после реставрации исторической сцене Большом театра. Регулярно выступает с Российским национальным оркестром (в том числе продирижировал

концерт-открытие IV фестиваля РНО). С оркестром Михайловского театра провел юбилейный концерт к 80-летию С. Слонимского.

С Лондонским филармоническим оркестром, который Юровский возглавляет с 2007, он дал два концерта на III фестивале М. Ростроповича.

Будучи выпускником Музыкального училища при Московской консерватории, В. Юровский стал одним из инициаторов возрождения традиции посвящения первокурсников в студенты в Доме-музее П.И. Чайковского в Клину. Общаясь с журналистами, дирижер авторитетно излагает свое мнение по поводу российской оркестровой и оперной действительности. Сегодня В. Юровский занимает значительное место в музыкальной жизни страны, широко востребован и в мире.

Фестиваль «Дягилев P.S.»

Организатор — Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Художетвеный руководтель Наталья Метелица

Центральной фигурой форума стал выдающийся хореограф современности Д. Ноймайер: фестиваль был посвящен его 70-летию. В пять дней фестиваля уместились два представления его балета «Дама с камелиями»; гала-концерт «Ноймайер без границ» с участием солистов Гамбургского балета, учеников Школы и артистов новой, созданной Ноймайером «Национальной молодежной труппы»; презентация книги Н. Зозулиной «Д. Ноймайер в Петербурге» (признанной экспертами «МО» одной из лучших книг прошлого года); научная конференция «Д. Ноймайер. Аспекты творчества» (впервые в истории подобная конференция была посвящена творчеству ныне здравствующего хореографа); выставка «В. Нижинский и Д. Ноймайер». Сам хореграф принял участие во всех мероприятиях.

Второй симфонический форум в Екатеринбурге

Организатор — Свердловская филармония (директор Александр Колотурский)

Самое представительное симфоническое собрание года. Форум включает парад-фестиваль симфонических оркестров России («Новая Россия» из Москвы, Уральский филамонический и Уральский молодежный оркестры, коллективы из Белгорода, Волгограда, Красноярска, Петрозаводска); Всероссийский круглый стол «Оркестр и новая музыка: вместе и параллельно»; Всероссийское совещание (круглый стол) руководителей симфонических оркестров «Симфонический оркестр в современной России: актуальные проблемы»; семинар СКОР «Оркестровый менеджмент как залог успеха оркестра»; Конкурс композиторов «Петя и Волк – 2012». Guest Star форума стал всемирно известный маэстро, в конце 1980-х – начале 1990-х главный дирижер Уральского филармонического оркестра А. Борейко.

Филармонический сезон Концертного зала Мариинского театра

«Мариинка-3» фактически стала еще одной филармонией Санкт-Петербурга. Один из лучшихновых концертных залов России, выделяющийся и масштабами деятельности, и уникальными акустическими параметрами, и качеством художественных проектов: постановки и концертные исполнения опер, балетные спектакли, симфонические, камерные и сольные концерты, циклы сочинений крупной формы (симфоний, инструментальных концертов, сонат), исполнение ораторий и кантат; фестивали («Лики современного пианизма» с участием Б. Дугласа, Н. Фрейре, В. Афанасьева и многих других выдающихся пианистов современности; фестиваль современной музыки «Новые горизонты»; «Масленица»; «Брасс-вечера в Мариинском»), органные концерты, гастроли самых выдающихся исполнителей, детские абонементы, трансляции в 3D формате.

Третий фестиваль Мстислава Ростроповича

Организатор — Фонд Мстислава Ростроповича
Художественный руководитель Ольга Ростропович

Фестиваль, посвященный 85-летию М.Л. Ростроповича, поразил своими масштабами и количеством выдающихся исполнителей. 7 оркестров (4 российских и три зарубежных). Концертное исполнение «Катерины Измайловой» Шостаковича. Парад виолончелистов (более 60!). Все произведения и участники фестиваля так или иначе были связаны с творчеством М. Ростроповича.

Фестиваль шагнул в города России (Воронеж, Саратов, Н. Новгород). Выставка «Судеб скрещенье…» в Музее им. Глинки была посвящена жизни и творчеству М. Ростроповича и Г. Вишневской.

С участием президента В. Путина прошло открытие памятника М. Ростроповичу в Брюсовом переулке.

М. Мусоргский «Борис Годунов»

Екатеринбургский академический театр оперы и балета

Екатеринбургский «Борис Годунов» (Режиссер А. Титель, дирижер М. Гюттлер, художник В. Арефьев) представлен как универсальная модель российского общества последних 600 лет. Спектакль — предельно откровенный и жесткий разговор о «микрофизике власти», о том, что происходит с человеком, который несет это бремя, о российской действительности. Спектакль, в котором нет ни одного положительного героя.

Приближенные предают и продают, строят интриги, народ придумывает небылицы, ненавидит правителя и клевещет на него. Царь боится и своего окружения, и народа, ненавидит и тех и других. И он тоже виновен, ибо невозможно быть у власти и не переступить границ совести.

Спектакль, заставляющий задуматься и о прошлом, и о будущем, которое может оказаться таким же, как и прошлое. Вскрывающий самые животрепещущие темы, сущностные моменты российского менталитета, взаимоотношений взрослых с детьми, власти с народом, актуальные на протяжении всей российской истории.

Р. Штраус «Кавалер розы»

Государственный академический Большой театр России

Умный, тонкий, красивый, ироничный спектакль стал, по сути, сенсацией: ведь это едва ли не первая в России (исключая спектакль 1928 в Ленинграде) постановка культовой партитуры классика оперного жанра ХХ века. Англичанину С. Лоулесс удалось объединить традицию и новаторство, тонко рассчитать средства выразительности, показать многослойность смыслов произведения, сделать так, что сюжет воспринимается легко и непринужденно. Несмотря на продолжительность около 4 часов и сложный штраусовский язык, спектакль идет на одном дыхании.

Союзниками Лоулесса в этом стала блестящая интернациональная команда певцов, в которой заметную роль играли молодые солисты ГАБТ, и великолепный оркестр под управлением В. Синайского.

М. Глинка «Жизнь за царя»

Челябинский театр оперы и балета

Постановка первой русской классической оперы стала событием не только художественного, но и общественного значения в масштабе страны. Спектакль, поставленный в год 400-летия исторической победы 1612 года и накануне 400-летия Дома Романовых, стал «точкой сборки» важных политических и культурных смыслов, которые определили особый статус этой работы, ее высокий эмоциональный градус. «Жизнь за царя» — серьезная заявка на решение проблемы постановки русской классической оперы. Приход в театр музыкального руководителя А. Гришанина и главного режиссера А. Сергеева обозначил новые ориентиры и задачи, которые коллективу удается успешно решать. «Челябинский спектакль словно бы обращается не столько к сознанию публики, сколько к ее подсознанию.

Ощущение стремительности в развертывании трагических событий они резко усилили, добившись результата уникального за всю историю театральных интерпретаций “Жизни за царя”» (Е. Левашев, «МО»).

Дж. Россини «Граф Ори»

Екатеринбургский академический театр оперы и балета

К своему 100-летию и 220-летию Дж. Россини Екатеринбургский театр оперы и балета поставил одну из лучших опер композитора, не шедшую в России с 1838. Для воплощения этой сверхсложной задачи, заключавшейся, прежде всего, в адекватном воспроизведении стиля Россини, а также в исполнении оперы на французском языке, была собрана мощная команда: режиссер ГАБТ И. Ушаков, главный дирижер театра (и дирижер ГАБТ) П. Клиничев, консультант по вокалу Д. Вдовин, приглашенный из Уфы хормейстер Э. Гайфуллина, главный художник театра «Ленком» А. Кондратьев, художник по костюмам И. Белоусова, концертмейстер оркестра Большого театра В. Скляревский, педагог-репетитор по французскому языку А. Черкасская (выпускница Парижской консерватории), солист из Москвы Д. Трунов, чье исполнение заглавной партии стало откровением. Действие вырвалось к финишу на всех парусах. Высшую форму показал оркестр под управлением П. Клиничева.

Спектакль продемонстрировал максимальное приближение к духу россиниевского театра.