События и персоны 2010 — Рейтинг «МО»

События и персоны 2010 — Рейтинг «МО»
Опера

Людвиг ван Бетховен «Фиделио»
Автор идеи и режиссер — Майкл Хант (Англия)
Спектакль Пермского театра оперы и балета

Музыкальный руководитель и дирижер — Валерий Платонов
Руководитель проекта и со-режиссер — Георгий Исаакян
Сценограф — Шарлотт Скин Кэтлинг (Англия)
Художник по костюмам — Фагиля Сельская
Художник по звуку — Пол Эш Браун (Ирландия)
Драматург — Гарри Канн (Англия)
Премьера 3 июля 2010

Майкл Хант осуществил в Пермском театре уникальную постановку (см. «МО», 2010, № 7–8). Она продолжила проект «Опера-ГУЛАГ», начавшийся в 2009 оперой А. Чайковского «Один день Ивана Денисовича» (ее премьера также была названа «Событием года»). Если год назад сцена театра волею постановщиков была превращена в тюремный барак, то теперь уже бывший концлагерь стал оперной сценой.

Местом действия был выбран лагерь особого режима для политзаключенных ВС-389/36-1, который называли «Пермь-36». Ныне здесь расположен Мемориальный музей политических репрессий. Именно здесь английский режиссер Майкл Хант задумал поставить «Фиделио» — оперу, действие которой происходит в тюрьме.

Идея постановки возникла, когда худрук Пермской оперы Г. Исаакян, пригласивший М. Ханта для постановки «Евгения Онегина», показал ему фотографии «Перми-36». По словам режиссера, через 40 минут они уже знали, что будут ставить там «Фиделио».

М. Хант: «В нашем спектакле универсальное стремление к свободе и желание любви, выраженные в опере, <…> воплощены через призму ГУЛАГа. Мы хотим отразить идею Бетховена через многочисленные системы политических репрессий мира, исторических и современных».

Проект уникален масштабами замысла и его воплощения. В нем участвовали более 600 человек: солисты, хор, оркестр, волонтеры, прошедшие кастинги. Среди них даже бывшие узники «Перми-36», один из которых заявил, что хочет «сыграть самого себя»! И это при том, что зрителей на каждом из семи представлений было не более 250 человек (именно столько заключенных помещалось в каждом бараке лагеря). «Фиделио» М. Ханта — особое действо в жанре перформанса, представляющее собой цепочку инсталляций, в котором участвуют и зрители. Они оказываются внутри действия и в течение всего спектакля живут жизнью и героев оперы Бетховена, и заключенных ГУЛАГа.

М. Хант: «Нам нужно вызвать в зрителях чувство растерянности, чтобы они не знали, как себя вести. Ведь когда человек приходит в театр, он уверен, что у него есть свое место, он знает, что он сейчас увидит и уже предвкушает знакомые переживания. Мы хотим сделать наоборот. <…> Здесь <…> соединились история лагеря и история, рассказанная в опере — очень похожая на то, что происходило в лагере».

Несомненные достоинства постановки — великолепная работа оркестра (дирижер В. Платонов), хора (хормейстер В. Никитенков), солистов (Фиделио — И. Крикунова и Е. Орлова, Флорестан — В. Компанеев, П. Полянинов, Пизарро — В. Тайсаев, А. Агапов). Именно благодаря им на месте трагических событий недавнего прошлого по-особому прозвучала гениальная музыка Бетховена. Прозвучала как луч света, пронзающий тьму и дарящий надежду. Это своего рода очищение музыкой. И покаяние. Майкл Хант на протяжении 30 лет ставит оперные и драматические спектакли в различных театрах мира.

Занимал посты Директора по персоналу Английской национальной оперы, художественного руководителя труппы Co-Opera (Ирландия), где поставил 9 спектаклей; художественного руководителя Theatre Royal в Waterford и Исполнительного директора фестиваля Wexford Opera в Ирландии, где под его руководством было поставлено 12 новых спектаклей. Руководил гастрольными турами по Ирландии, Великобритании, Франции, Фарерским островам.

Осуществил постановки для многих оперных театров, включая Шотландскую оперу, Английскую Национальную оперу, Оперу Ирландии, театры Лас-Пальмаса (Испания), Портленда (США), а также на международных фестивалях в Кенсингтоне, Челтенхеме, Уэксфорде, Харрогите. В числе постановок: «Царь Эдип», «Иоланта», «Аида», «Мадам Баттерфлай», «Искатели жемчуга», «Травиата», «Кармен», «Летучая мышь», «Тоска», «Риголетто», «Так поступают все», «Сельская честь», «Танкред», «Макбет», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Юлий Цезарь», «Евгений Онегин», «Вильгельм Телль».

В 2010 — художественный руководитель нового Фестиваля в Castello di Potentino в Италии, где поставил оперу Р. Гордона «Орфей и Эвридика». Также поставил оперу А. Мачавариани «Гамлет» в Тбилиси (мировая премьера).

М. Хант — один из первых, кто разработал и осуществил масштабные постановки опер в исторических зданиях, замках Великобритании, включая Framlingham Castle, Bolsover Castle и Battle Abbey. Впервые поставил оперу на огромном пространстве Royal Albert Hall в Лондоне.

В феврале 2011 М. Хант ставит в Перми новый спектакль, на сей раз в драматическом «Театре-Театре», и снова на тему политических репрессий в СССР: «МИгрировала СОЛЬ на СИцилию РЕгистрировать ФАмилию» по пьесе Т. Стоппарда «Every Good Boy Deserves Favour» с музыкой А. Превина. Премьера — 19 и 20 февраля.

Форум

Первый Симфонический Форум России

31 марта — 11 апреля 2010, Екатеринбург
Александр Колотурский
Дмитрий Лисс

Организаторы: Министерство культуры РФ, Правительство Свердловской области, Ассоциация симфонических и камерных оркестров России, Союз концертных организаций России, Союз композиторов РФ.

Координатор проекта — Свердловская государственная академическая филармония.

Участники мероприятий Форума: советник Президента РФ по культуре Ю. Лаптев; директор Департамента государственной поддержки искусства, народного творчества и международных связей А. Шалашов; руководители ведущих филармоний России: Е. Зубарева (Москва), А. Колотурский (Екатеринбург), М. Бирман (Тюмень); дирижеры, менеджеры, эксперты, музыковеды, журналисты, музыкальные критики.

Теоретическая часть Форума включала совместный семинар-совещание СКОР и АСКОР «Продюсирование симфонических оркестров в современных условиях» и Всероссийский круглый стол на тему: «Российские оркестры: сегодня и завтра».

В концертной программе выступили коллективы из Москвы, Екатеринбурга, Казани и Омска. Двумя концертами Уральского академического филармонического оркестра дирижировал Д. Китаенко, прибывший на форум по приглашению своего ученика, главного дирижера УАФО Д. Лисса.

Был также проведен гала-концерт Второго открытого конкурса композиторов на создание симфонических произведений для детей и юношества «Петя и Волк-2010».

Не случайно столицей Форума был выбран Екатеринбург. Свердловская филармония — лидер концертной жизни страны.

Уральский академический филармонический оркестр, которым руководит Дмитрий Лисс, с успехом выступает на самых престижных площадках мира. Памятны слова первого Губернатора Свердловской области и многолетнего патрона УАФО Э. Росселя, сказанные им после концерта оркестра на II Фестивале симфонических оркестров мира:

«Я хочу, чтобы наш оркестр был признан лучшим среди симфонических оркестров страны».

Событие

Открытие нового здания Белгородской филармонии

Губернатор Евгений САВЧЕНКО
Директор Иван ТРУНОВ

Строительство нового современного концертного комплекса, тем более в регионе, по российским меркам небогатом, — особое событие для страны. Сбылась еще одна мечта художественного руководителя Белгородской филармонии Ивана Трунова: в декабре 2010 завершилась первая очередь строительства и реконструкции здания филармонии (бывшего ДК железнодорожников). В нем четыре концертных зала: Большой на 588 мест, Камерный (300), Органный (180) и Малый (50); репетиционные, гримерные, душевые, гостиница, кафе для артистов. Общая площадь — более 15 000 кв.м.

Предусмотрен вход для инвалидов-колясочников.

Автор проекта — И. Чечель (проектная фирма «Золотая линия»). В 2011 будет установлен орган, который изготовляет старейшая немецкая фирма Eule Orgelbau.

Стоимость проекта — около 1 млрд. руб.

Глава региона Е. Савченко в шутку сравнил И. Трунова с Моисеем, который 40 лет вел свой народ к земле обетованной. Но в каждой шутке есть «доля шутки»: пусть не 40, но 35 точно!

Когда Трунов в 1975 пришел на должность худрука, в филармонии работали три вокалиста и музыковед. А из музыкальных инструментов — лишь механическая фисгармония. Ныне в филармонии трудится более 500 человек, 17 творческих коллективов. Силами филармонии ежедневно проводятся 2–3 концерта в городе и области.

Открытие нового здания — одно из двух главных событий в 45-летней истории филармонии.

Первым по времени было создание симфонического оркестра в 1993: тогда Трунов также смог осуществить свои давние планы. Сегодня в составе оркестра около 100 человек, коллектив ежегодно исполняет более 40 программ, выступает в городах России и за рубежом. В 2010 оркестр под управлением главного дирижера Р. Нигаматуллина принял участие в фестивале «Панорама музыки России», посвященном X Съезду композиторов РФ и 50-летию Союза композиторов, получил премию Центрального Федерального Округа в области литературы и искусства.

Губернатор Белгородской области Евгений Савченко возглавляет регион с того же 1993, и все эти годы один из приоритетов губернатора — создание условий для творческой деятельности. Достаточно сказать, что одним из первых шагов главы региона было приобретение для филармонии рояля «Steinway»! В 2006–2007 в городе возведено здание Художественной галереи. В рамках областной целевой программы «Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области на 2009–2013 гг.» финансируются новые концертные программы, гастроли белгородских артистов по области, в России и за рубежом, проведение фестивалей и конкурсов. Отдельными распоряжениями Губернатора установлены ежемесячные доплаты артистам и дирижерам симфонического оркестра филармонии; повышен социальный статус артистов, главных дирижеров творческих коллективов государственных концертных организаций области.

Как результат — в Белгород вернулись многие ранее уехавшие музыканты.

Многим выделены квартиры. Зарплаты белгородских оркестрантов выше, чем у их коллег в соседних областях. Строительство нового здания филармонии также профинансировано Администрацией области.

Дирижер

Юрий СИМОНОВ

Академический симфонический оркестр Московской Государственной академической филармонии

Юрий Симонов — легенда, эпоха в отечественном дирижерском искусстве. Маэстро из когорты (к сожалению, тающей) настоящих профессионалов, которым в этом искусстве подвластно все.

Возглавив в 1998 оркестр Московской филармонии, Симонов возродил славу коллектива как одного из лучших в России. Именно под управлением маэстро оркестр Московской филармонии в каждой сыгранной программе демонстрирует свои лучшие качества. За прошедшие годы подготовлено около 200 программ. Глубина прочтения классических и современных партитур, филигранная мануальная техника, элегантность, жеста, яркое театральное мышление — все это искусство Юрия Симонова.

«Симонов извлекает из своего оркестра диапазон чувств, граничащих с гениальностью. <…> Он виртуоз, наблюдать за его техникой владения палочкой — удовольствие…» («Financial Times»).

В последние годы Ю. Симонов и оркестр подготовили несколько концертных циклов, в числе которых выделяются абонементы, посвященные музыке венских классиков и романтиков, П.И. Чайковского. Выдающимся достижением коллектива и руководителя стал абонемент «Сказки с оркестром», один из самых востребованных в филармонической программе.

Нынешний сезон — юбилейный для дирижера: 4 марта ему исполняется 70 лет. Юрий Иванович встречает эту дату в прекрасной форме. Помимо филармонических концертов в Москве, ярким пиком сезона было участие в фестивале «Кружева» в Вологде и Череповце с программой из произведений русских композиторов (запомнилось исполнение «Иоанна Дамаскина» С. Танеева с череповецким хором «Воскресение» и мировая премьера увертюры К. Бодрова «Вологодские кружева»). В ноябре Симонов дирижировал в Нидерландах с Het Brabants Orkestr (в программе Лист, Шопен, Рахманинов). В январе дирижер и оркестр гастролировали в Китае (симфонические миниатюры и фрагменты из опер — от Моцарта до Шостаковича). В юбилейном концерте, который пройдет в день рождения маэстро в Зале им. Чайковского, прозвучат произведения Вагнера, Дворжака, Стравинского. А далее — новые концерты в Москве, выступления в городах России, туры по Испании и Германии.

Ю. Симонов много преподает (среди его учеников в ГМПИ им. Ипполитова-Иванова — М. Венгеров), пишет учебник по дирижированию. В общем, «покой нам только снится!»

Дирижер капелла

Валерий ПОЛЯНСКИЙ

Государственная академическая симфоническая капелла России ГАСК России — уникальный коллектив, которому подвластны любые жанры.

Он объединяет в своем составе более 200 человек: солистов- вокалистов, хор, оркестр. И всем этим организмом с блеском руководит маэстро Валерий Полянский.

Его знаменитый Камерный хор в 1991 стал частью нового коллектива, вместе с Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР (который основал в 1982 Г. Рождественский). Фактически была возрождена традиция Капеллы как синтетического коллектива, в рамках которого объединены разные формы музицирования.

Сегодня ГАСК — один из ведущих музыкальных коллективов России. Великолепный хор (пожалуй, лучший в стране), высокое мастерство и исполнительская культура оркестра, мастерство и воля дирижера — все это уже много лет дает высокий творческий результат. Репертуар Капеллы практически неограничен. Например, много лет в Московской филармонии проходил абонемент «Опера в концертном исполнении», в котором звучали (в том числе редко звучащие) шедевры Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Даргомыжского, Кюи, Рахманинова, Стравинского, Верди, Леонкавалло, Глюка, Джордано… (в нынешнем сезоне этот цикл возобновлен в ММДМ).

Кантатно-ораториальный жанр — еще один «конек» коллектива. Ярким примером тому в нынешнем сезоне стал один из абонементов в Московской филармонии, из произведений Бетховена (Торжественная месса, Фантазия для фортепиано, хора и оркестра, а также 9-я симфония). Всего же в этом сезоне у ГАСК три абонемента в филармонии: два из них под управлением В. Полянского и один — Г. Рождественского (цикл из произведений П.И. Чайковского).

Исполнение современной музыки — особая линия в деятельности Капеллы. Она постоянно участвует в фестивалях современной музыки. В нынешнем сезоне в репертуаре коллектива произведения Гагнидзе, Каспарова, Павленко, Тарнопольского, А. Чайковского.

Профессионалы называют ГАСК — «Капелла Полянского»: дань таланту основателя и руководителя коллектива. Ореол личности, духовная аура, сложившаяся вокруг имени дирижера, способствуют отождествлению носителя фамилии с его коллективом. Почти как в недалеком прошлом: «Мы говорим Полянский — подразумеваем Капелла; мы говорим Капелла — подразумеваем Полянский».

Певица

Хибла ГЕРЗМАВА

Можно сказать, что Хибла Герзмава — одновременно и персона, и событие прошедшего года. Ее мастерство и высочайшие творческие достижения были оценены буквально «золотым дождем» наград: — премия оперной критики Casta Diva в номинации «Лучшая певица» за исполнение партии Лючии в спектакле Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко «Лючия ди Ламмермур»;— «Золотая Маска» в номинации «За лучшую женскую роль» (Лючия); — премия Правительства Москвы (за исполнение ведущих партий в операх «Травиата», «Лючия ди Ламмермур» и в спектакле-концерте «Вечер классической оперетты»); — независимая премия «Триумф». Герзмава — одна из ярчайших звезд на российском певческом небосклоне. Ее возможности, кажется, неограниченны. Она одинаково великолепна в опере и в оперетте, в камерной лирике и в джазе.

Она востребована и в России (в ноябре выступила с сольным концертом в Перми, в декабре спела Мими в «Богеме» Пуччини на сцене Мариинского театра), и в мире. В последние годы пела в лондонском Ковент Гарден, парижских Шатле и Шанз-Элизе, в театрах Барселоны, Валенсии, Флоренции, Софии, Токио. Ее дебют осенью 2010 на сцене «Метрополитен Опера» в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана» вызвал восторги публики и критики. С концертными программами певица гастролирует во Франции, Австрии, Бельгии, Голландии, Греции, Испании, США, Японии, Швеции, Турции.

Сегодня в репертуаре Х. Герзмавы на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко — «Лючия ди Ламмермур», «Травиата», «Любовный напиток», «Богема», «Сказка о царе Салтане», «Летучая мышь», Вечер классической оперетты. В январе 2011 она пела в концерте «Опера, джаз, блюз» в театре, дала сольный концерт в Малом зале Московской консерватории, выступила на Благотворительном гала-вечере «Милый друг» в Букингемском дворце. В феврале — участие в концерте памяти Б. Ельцина (в Большом театре), первое выступление в партии Лю («Турандот» Пуччини) на гастролях в Японии (дирижер В. Гергиев), 4-я симфония Малера (концерт в Театре Станиславского и Немировича-Данченко). В мае и июне, помимо выступлений в Москве, — «Богема» в Мюнхенской Bayerische Staatsoper (13, 16, 20, 24 мая) и в Teatro dell’Opera di Roma (16, 18, 21, 23 июня).

А затем — традиционный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…» на родине певицы, в Абхазии.

Новое поколение

Скрипач
Никита Борисоглебский

В 2010 Никита Борисоглебский добился феноменального успеха: менее чем за три месяца победил на двух из трех наиболее престижных скрипичных конкурсов в мире — им. Ф. Крейслера в Вене и им. Я. Сибелиуса в Хельсинки. Это — огромное событие и достижение для российской музыкальной культуры (см. «МО», 2010, №№ 9 и 12).

Как говорит Н. Борисоглебский, «эти конкурсы — две большие точки в моей конкурсной карьере, которыми я ее и закончил». Он активно сотрудничает с современными композиторами. Сыграны премьеры сочинений Р. Щедрина, А. Чайковского. Молодой композитор К. Бодров написал специально для него «Каприс» для скрипки с оркестром (2008), Концерт для скрипки с оркестром (2004), «Рейнскую» сонату для скрипки и фортепиано (2009) (два последних посвящены исполнителю). Запись премьерного исполнения «Каприса» на Бетховенском фестивале в Бонне была выпущена на CD крупнейшей немецкой медиа-компанией Deutsche Welle (2008).

В ноябре 2010 Н. Борисоглебский в одной программе исполнил три скрипичных концерта: А. Чайковского, Б. Чайковского, П. Чайковского. Концерты проходили в Москве и Петербурге. 22 февраля Никита принимает участие в концерте к 65-летию А. Чайковского, где исполнит сразу семь премьер за вечер!

В ближайших планах скрипача — концерты в Москве, Новосибирске и Самаре. На следующий сезон планируется программа из произведений С. Прокофьева к юбилею композитора, а также исполнение концертов К. Шимановского и Б. Бартока.

Сегодня Н. Борисоглебский — безусловный лидер нового поколения скрипачей в России. А возможно, и в мире. Он «отличается глубиной музыкального мышления, безупречной техникой и редким сочетанием элегантности, естественности и бескомпромиссной строгости исполнения» («La Libre Belgique»).

«И в классических опусах, и в сочинениях современных авторов с первых же звуков скрипки в игре Борисоглебского ощущаешь индивидуальность молодого русского виртуоза, его властную волю, связь, читаемую легко, с лучшими традициями скрипичной школы России» (Р. Щедрин).

Новое поколение

Виолончелист
Александр БУЗЛОВ

В 2010 к большому списку своих побед на международных и российских конкурсах Александр Бузлов добавил еще одну: Гран-при одного из самых престижных виолончельных конкурсов, который организован Виолончельной Академий в Кронберге и проводится с 2002 раз в четыре года в Берлине (см. «МО», 2010, № 12).

Российская виолончельная школа сегодня переживает яркий взлет. Молодое поколение стремительно захватывает ведущие позиции. А. Бузлов — один из самых талантливых представителей этой плеяды наследников традиций М. Ростроповича, Н. Шаховской, Н. Гутман.

А. Бузлов много концертирует как в России, так и за рубежом, выступая с ведущими российскими симфоническими и камерными оркестрами. Постоянный участник международных музыкальных фестивалей, имеет записи на ТВ и радио России, на радио Германии, Швейцарии, Франции, США, Австрии. В 2008 являлся членом жюри Международного конкурса камерных ансамблей им. Д. Шостаковича. С 2007 преподает в Московской консерватории. Дает мастер-классы в России, США и Европе.

В сезоне 2010–2011 А. Бузлов выступал в Иркутске (фестиваль «Звезды на Байкале»), Вологде (фестиваль «Кружева»), Омске, Оренбурге, Сочи (IV Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета). Принял участие в концертах абонементов Московской филармонии и Московской консерватории, фестивале «Памяти великого артиста. Посвящение Олегу Кагану» в Москве. Заметными событиями сезона стали концерт с А. Гиндиным в Концертном зале Мариинского театра, «Вечер трио» в Рахманиновском зале консерватории (с пианистом Ф. Копачевским и кларнетистом В. Урюпиным),

Исполнение современной музыки — одно из важных направлений творчества А. Бузлова. В 2009 он сыграл премьеру Концерта для виолончели с оркестром Е. Подгайца Post Festum. «Я с Ефремом Иосифовичем Подгайцем сотрудничаю более 10 лет, сыграл много его произведений, и его вариации для виолончели соло, и концерты. <…> Музыка очень интересная». 20 декабря А. Бузлов сыграл мировую премьеру сочинения А. Вустина «Musical Offering» в Малом зале Московской консерватории (с пианистом В. Сканави).

Министр

Геннадий РУКША

В России давно сложилась «большая восьмерка» крупнейших центров, имеющих полную музыкальную инфраструктуру (театр оперы и балета, филармония, симфонический оркестр, вуз, колледж, специальная школа):

Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Саратов, Казань, Екатеринбург, Уфа, Новосибирск. В последние годы можно говорить уже о «большой девятке»: к названным городам присоединился Красноярск. Укрепление имиджа региона как одной из музыкальных столиц Сибири (наряду с Новосибирском) во многом связаны с деятельностью министра культуры. Геннадий Рукша четко и продуманно управляет процессами развития культуры в крае.

Он — идеолог многих важнейших культурных проектов, проводит большую работу по укреплению и развитию материально-технической базы учреждений культуры. В 2010 завершена реконструкция комплекса Красноярской краевой филармонии. В новом здании 4 зала: большой, малый, камерный и зал официальных церемоний, вмещающие в общей сложности около 3 000 чел. Оно обладает современным оборудованием и хорошей акустикой.

В течение 2010 центром важнейших российских и международных культурных событий стал Красноярский театр оперы и балета. С февраля по апрель прошел «Парад звезд в Оперном» с участием известных солистов и дирижеров из России и из-за рубежа. В ноябре 2010 в театре была завершена первая очередь ремонтных работ, благодаря чему театр стал более современным и комфортабельным для зрителей.

В начале ноября при поддержке краевого Министерства культуры проведена творческая лаборатория «Siberiano La Scala» («Сибирская лестница») — Молодая режиссура музыкального театра XXI века». Сцена театра стала и основной площадкой Первого Всероссийского форума «Балет XXI век», который прошел с 22 по 28 ноября (см. с. 17).

При непосредственном участии Г. Рукши в Красноярске в 2012 планируется проведение крупнейшего Международного музыкального фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Геннадий Рукша род. 30 июня 1947 в Красноярске. В 1975–1992 работал в Управлении культуры крайисполкома (начальник отдела искусств, зам. начальника, начальник Управления).

В 1992–1998 — председатель Комитета по делам культуры и искусства администрации Красноярского края. В 2008 возглавил краевое Министерство культуры. В 2010 вновь назначен на пост министра.

Директор

Александр ШАНИН

«Меньше спать — больше шевелиться» — таков девиз А. Шанина, который уже девятый год совмещает руководство двумя именитыми коллективами: Государственной академической симфонической капеллой России (п/у В. Полянского) и оркестром Большого театра России.

Александр Шанин род. в 1955. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по классу скрипки у проф. Д. Цыганова. В 1982 принят в Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР под руководством Г. Рождественского (с 1992 ГАСК России) и прошел путь до концертмейстера оркестра. С 1993 — зам. директора капеллы, а в 1995 был назначен ее генеральным директором. Сегодня в составе Капелле — более 200 артистов высшей квалификации (солисты, хор и оркестр).

В 2003 А. Шанин был приглашен на работу в Большой театр. В его ведении, помимо артистического состава (два состава основного оркестра — 219 чел., сценический оркестр — 30 чел.), музыкально-инструментальная база и нотно-музыкальная библиотека театра.

А. Шанин: «Я знаю оркестр и «изнутри» — очень много лет работал, и «снаружи» — как чиновник. Надеюсь, что чувствую и понимаю проблемы музыкантов, так как сам музыкант, поэтому с удовольствием решаю вопросы в обоих коллективах в согласии с артистами и дирижерами».

К работе в Госкапелле А. Шанин относится с особым оттенком — ведь там начиналась его творческая жизнь. В ГАСК он занимается планированием работы коллектива, помогает В. Полянскиму формировать программы концертов и абонементов, гастрольные туры.

При огромной нагрузке (текущие спектакли, премьеры, репетиции, гастроли, концерты) у оркестра Большого театра есть и свой абонемент в Московской филармонии. После открытия нового подземного концертно-репетиционного зала театра выступления будут проходить и там. В нынешнем сезоне оркестр проводит 210 оперных и балетных спектаклей, 4 концерта в Зале им. П.И. Чайковского и 5 концертов на Новой сцене Большого театра, 7 гастрольных туров.

«Самое главное, — говорит А. Шанин, — это теплый, профессиональный, человеческий климат. Это помогает коллективу быть на высоком художественном уровне. Важно, чтобы люди работали в комфорте и с удовольствием приходили именно музицировать, а не трудиться. Это очень важно. Моя задача создать людям для этого условия!»