Скончался «дирижер одной симфонии» Гилберт Каплан

Скончался «дирижер одной симфонии» Гилберт Каплан

В первый день Нового 2016 года ушел из жизни американский бизнесмен, журналист и дирижер-любитель Гилберт Каплан.

Будучи юристом по образованию, крупным бизнесменом, журналистом, он в течение полувека являлся фанатичным поклонником Г. Малера, чью 2-ю симфонию дирижировал со многими оркестрами по всему миру.

Гилберт Каплан родился 3 марта 1941 года в Нью-Йорке. Учился в Университете Дьюка, Новой школе и Нью-Йоркском университете. В 1965 Г. Каплан основал журнал по вопросам бизнеса Institutional Investor, в скором времени достигший уровня 150.000 подписчиков и сделавший своего основателя миллионером. До 1984 года совмещал обязанности его владельца, издателя и главного редактора. Продав издание за 72 миллиона долларов, до 1990 года оставался его издателем и после этого еще в течение трех лет продолжал исполнять обязанности главного редактора.

В 1960-е годы Г. Каплан увлекся музыкой Густава Малера, в особенности 2-й симфонией. Он основал Фонд Каплана, посвященный исследованию и пропаганде творчества Малера. Приобрел рукопись 2-й симфонии и в 1986 году опубликовал ее факсимиле. Собрал практически все сведения об этом сочинении.

Обучившись дирижированию, с 1982 года Каплан начал свою деятельность как «дирижер одной симфонии» — Симфонии № 2 Малера.

Дебют Каплана-дирижера состоялся в 1982 году с Американским симфоническим оркестром на неофициальном концерте для участников саммита Международного валютного фонда. В 1983-м последовало первое публичное выступление (с тем же оркестром) в Карнеги-холл. В последующие 30 лет Каплан исполнял 2-ю симфонию более чем с 35 оркестрами. В России — с оркестром Санкт-Петербургской филармонии, оркестром Мариинского театра, Госоркестром имени Е.Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, оркестром Новосибирского театра оперы и балета.

Также он дирижировал  Лондонским филармоническим и симфоническим оркестрами, Новым филармоническим оркестром Японии, филармоническим оркестром «Ла Скала» в Милане, Будапештским симфоническим оркестром, Оркестром Стокгольмской филармонии, Симфоническим оркестром NDR (Гамбург), Пражским симфоническим оркестром, Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Симфоническим оркестром Сент-Луиса, Мельбурнским симфоническим оркестром и Центральным филармоническим оркестром Китая, многими другими коллективами.

Каплан дважды записал эту симфонию: с Лондонским симфоническим оркестром в 1987 году и с Венским филармоническим оркестром в 2002-м. Первая из этих записей была включена газетой New York Times и немецким телевидением ZDF в число лучших пластинок года, сразу же попала в список самых популярных пластинок классической музыки в США и в Англии, вскоре выйдя на 1-е место. Всего было продано 150 000 пластинок с этой записью.

Кроме 2-й симфонии, Каплан изредка исполнял Адажиетто из 5-й симфонии Малера и записал его в 1992 году с Лондонским симфоническим оркестром.

Гилберт Каплан — автор статей о Малере и его творчестве. Он читал лекции о композиторе во многих аудиториях (в том числе в Гарвардском и Оксфордском университетах), а также в ведущих музыкальных учебных заведениях мира, в частности, в Санкт-Петербургской консерватории.

Его работы о Малере публиковались во многих периодических изданиях, от музыковедческого журнала Musical Time (Лондон) до популярнейшей New York Times.

Каплан — автор и редактор «Альбома Малера» (The Mahler Album), биографического сборника, включающего более 300 фотографий, картин, рисунков и скульптурных портретов Малера. В 1997 году он провел цикл из 13 еженедельных радиопередач, посвященных Малеру, который транслировали 350 радиостанций США.

В профессиональном музыкальном сообществе отношение к Каплану-дирижеру было неоднозначным. Музыканты оркестров, которыми он руководил, как правило, скептически отзывались о его возможностях. В то же время публика во всем мире с энтузиазмом воспринимала его появление на сцене. В 1994 году, после выступления Каплана с Мельбурнским симфоническим оркестром, дирижера восторженно приветствовал столь же рьяный поклонник Малера, тогдашний премьер-министр Австралии Пол Китинг.

Как бы то ни было, Каплана называли человеком, сумевшим реализовать свою мечту.