Симфонический синдром. Почему Челябинск отстает от музыкальной Европы

Симфонический синдром. Почему Челябинск отстает от музыкальной Европы
Челябинская государственная филармония
«Челябинск — единственный город-миллионник без симфонического оркестра» — именно с этого обидного для всех челябинцев заявления в издательском доме «Гранада Пресс» началась встреча с художественным руководителем Челябинской филармонии Владимиром Ошеровым и художественным руководителем и дирижером камерного оркестра «Классика» Адиком Абдурахмановым.

Почем нынче оркестры?

Вопрос нисколько не шуточный. Тем более для такого города, как Челябинск, в котором, по мнению Владимира Ошерова, нарушен порядок преимуществ. В пример можно привести явный флюс в сторону спортсооружений. У нас в области другие приоритеты: развивают хоккей, много дворцов спорта.

При этом он вспомнил известное сравнение о том, что годовой бюджет ансамбля «Уральский диксиленд» равен трехмесячной зарплате одного хоккеиста «Трактора».

Так все-таки во сколько Челябинску может обойтись содержание симфонического оркестра? По оценке Владимира Ошерова, на это потребуется около 5-6 млн рублей в месяц.

Однако руководитель филармонии уверен: дело совсем не в деньгах. В Тюмени губернатор сказал: «Будем делать оркестр!» И три года назад он там появился. Это было волевое решение губернатора, выделившего на создание коллектива внушительные средства. Только на качественные новые инструменты для музыкантов оркестра было потрачено около 35 млн рублей. Набор в состав оркестра проходил как в отряд космонавтов. В результате конкурса были отобраны лучшие музыканты не только из Тюмени, но и из других городов. Каждому из них были предоставлены достойная зарплата и жилье.

К слову сказать, в Челябинске хороших выпускников не так уж и много. Однако, замечает руководитель «Классики», и даже они уезжают в другие города, поскольку в родном городе работать им практически негде.

Пример соседей

Представители филармонии сравнили ситуацию в Челябинске и в соседнем Екатеринбурге, где в период приватизации тогдашний губернатор Эдуард Россель сделал все для того, чтобы ни одно учреждение культуры не перешло в частные руки.

— Потом свердловчане создали дополнительно театр эстрады и некоторые другие учреждения, — рассказывает Владимир Ошеров. — Они смогли сохранить, а мы нет.

А вот в Челябинске при таком же количестве учреждений оркестры заново не создавались, а лишь кочевали с одной площадки на другую. В результате, например, контрабасистов в Челябинске сегодня осталось только четверо, а в Екатеринбурге их ровно в десять раз больше!

По мнению Адика Абдурахманова, в Челябинске создан имидж промышленного и спортивного города. И, увы, в меньшей степени — города культурного. Однако со временем такая «специализация» может обернуться потерей людей, которые слушают и понимают классическую музыку. Хотя на сегодняшний день потребность в ней достаточно высока. Концерты проходят ежемесячно и с аншлагом. По мнению музыканта, для создания оркестра городу жизненно необходим концертный зал на тысячу и более мест. Такая вместимость позволила бы окупить высокую стоимость билетов.

Кстати, если уж сравнивать, в Тюмени — три концертных зала-тысячника!

Владимир Ошеров

А что же «Классика»?

Обыватель может задаться вопросом: а как же оркестр оперного театра? Разве он не может претендовать на статус симфонического?

Это принципиально разные оркестры, считают представители филармонии. У музыкантов оперного театра совсем другие задачи. Главная из которых —  музыкальное оформление спектакля.

При этом, заметил Ошеров, играть надо так, чтобы было слышно актера.

По мнению Адика Абдурахманова, симфонический оркестр играет сольно и предполагает ежемесячно четыре новые программы для слушателей. Сегодня сотрудничество филармонии и музыкантов из оркестра оперного театра жестко ограничено расписанием работы этих двух учреждений.

А что же «Классика»?

— И «Классика» не симфонический! — говорит Владимир Ошеров. — Есть только проектная группа, которой руководит Адик Абдурахманов. Это не основа. Музыканты собираются только на несколько репетиций перед самым концертом, сыграв который расходятся. Он, как художественный руководитель, не может планировать вперед репетиции и какие-то концерты, потому что приходится подстраиваться под множество нюансов, среди которых — график музыкантов, приходящих из театра оперы и балета.

Но самое поразительное то, что при всех этих сложностях камерный оркестр «Классика» все-таки умудряется играть по 60 концертов в год, из которых 48 — новые программы. Для примера: Владимир Спиваков, по его собственному признанию, в год готовит лишь семь-восемь новых программ.

Гениальнее слушали вы…

Да, сегодня в Челябинске еще есть множество сопутствующих проблем, как, например, отсутствие вместительного концертного зала. Но именно сейчас, по словам Адика Абдурахманова, в городе есть все условия для создания своего симфонического оркестра. Кстати, уже подписано соглашение со Сбербанком России, который станет одним из попечителей оркестра.

Коллегу поддержал и Владимир Ошеров:

— Если бы у нас появились собственный симфонический оркестр, достойный зал с хорошим светом и звуком, город смог бы проводить концерты высочайшего уровня, к нам бы приезжали эстрадные звезды. По счастью, руководство области относится к развитию культуры положительно, — заметил руководитель филармонии. — Уже ведутся разговоры, как вдохнуть жизнь в детскую филармонию. Наступило время, когда проблемы нужно решать, и они будут решены!

А еще говорили о воспитании слушателя. В нашем городе — три музыкальных вуза, почти два десятка музыкальных школ! Правда, сетуют музыканты, их не так часто увидишь на симфонических концертах.

Почему-то вспомнились строчки Андрея Дементьева:

Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы…

По опыту недавних гастролей по городам Туманного Альбиона пришедшие гости отметили такую особенность: перед земляками им выступать интереснее. Почему? Молодая публика в Челябинске все же более подготовленная и более интеллигентная, чем в Англии…