Шорт лист фестиваля документального кино о музыке MusicDocFest

Шорт лист фестиваля документального кино о музыке MusicDocFest

«Кому нужна симфоническая музыка?» (2014)

ООО «Искра кинохолдинг»

Автор сценария и режиссер Дмитрий Конюшенко
Продюсер Наталья Иванова

Сегодня тема картины, сформулированная в ее главном вопросе, кажется еретической. В самом деле, симфоническая музыка — раритет, лозунг старорежимных эстетов, которых высмеивают наши нынешние барды. Однако, почему симфоническая музыка оказалась под угрозой, в силу какого состояния культуры? И в силу каких именно своих свойств она оказывается нужна уму и духу? Жанр фильма – интеллектуальное расследование. Собеседники авторов — главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» А. Устинов, широко известные композиторы С. Слонимский, А. Чайковский, Ю. Каспаров, О. Галахов, Е. Подгайц, Ю. Евграфов, музыковед М. Казиник,
а также просто люди на улицах.

Фильм получил приз VII фестиваля игрового и документального кино «Человек, познающий мир» в Крыму (2015), был показан в рамках программы VI музыкального фестиваля «Кружева» в Вологде (2015), где состоялась творческая встреча с режиссером Д. Конюшенко.

Дмитрий Конюшенко — сценарист и режиссер. Член Союза кинематографистов  и Союза журналистов России, Международной федерации журналистов, Почетный кинематографист РФ, лауреат премии «Лавровая ветвь». Член экспертной комиссии Министерства культуры РФ по неигровому кино.

Основные работы: «Драндулеты», «Рабочая гордость», «Кисти крамольные», «Виртуозы киномузыки», «Белый медведь полюсной», «Я чист перед музыкой и народом…», «Печатник», «Кому нужна симфоническая музыка?».

«Симфония экрана» (2014)

Студия «Мастер-фильм»

Автор сценария и режиссер Сергей Капков
Продюсер Александр Герасимов

Сергей СКРИПКА

Оркестр! Как много в этом слове!.. О том, как происходит таинство совместной работы над музыкой к фильмам, и как симфонический оркестр может обогатить, изменить, и даже оспорить изначальную идею фильма, благодаря человеческому богатству и высочайшему профессионализму входящих в него людей, зрители узнают от художественного руководителя и главного дирижера Государственного симфонического оркестра кинематографии, легендарного Сергея Скрипки, от композиторов Александры Пахмутовой, Владимира Дашкевича, Александра Зацепина, Евгения Крылатова, Эдуарда Артемьева, обогативших своими сочинениями палитру отечественного кино. Их музыку помнят…

Зрители также встретятся также с выдающимися режиссерами: Эльдаром Рязановым, Кареном Шахназаровым, Никитой Михалковым, Николаем Лебедевым, в чьих лентах, уже ставших классическими, прозвучала музыка героев картины. В картине также участвует пианист Леонида Блок — племянник основателя коллектива Давида Блока и солисты оркестра. Благодаря тому, что в «Симфонии экрана» цитируются знаменитые отечественные фильмы и уникальные документальные кадры, можно будет почувствовать сопричастность Музе Кино.

Фильм снят в 2014 году к 90-летию Российского государственного симфонического оркестра кинематографии и посвящен истории и сегодняшнему дню этого коллектива.

Сергей Капков (1972) — режиссер, журналист, художественный руководитель Национальной анимационной премии «Икар». Работал на радио («Эхо Москвы», «Говорит Москва») и телевидении (с 1998). Автор сценария и режиссер документальных фильмов: «Пани Малкина — чешская Раневская», «Кошки, мишки, Чижиков», «Елена Дриацкая. Во весь голос», «Возвращение легенды», «Симфония экрана», «Товарищ его высочества». Продюсер анимационных фильмов «Совы нежные», «Popcorn». Автор книг о кино, составитель «Энциклопедии отечественной мультипликации». Лауреат премии Гильдии киноведов и кинокритиков России. Режиссер и ведущий концертов сотрудничает с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии.

«Бей в барабан. И не бойся…» (2004)

Студия «Виб Фильм»

Автор сценария и режиссер Евгений Панфилов

Марк ПЕКАРСКИЙ

Режиссер фильма Евгений Панфилов мелькнет в первых кадрах, но мы об этом узнать не успеем, потому что за кадром будет задан вопрос: «Откуда берется музыка?» Из природы, из сердца. Но начинается она с ударных инструментов. Ритм — это жизнь, самые первые инструменты на земле – ударные.  Барабанщик задает темп. Как сделать так, чтобы гребцы работали веслами?

История ударных — жизнь ритма. Таков пролог. И постепенно, уже погрузив зрителя в эту удивительную жизнь, режиссер начинает рассказ о выдающемся музыканте Марке Пекарском, его учителях, биографии, уникальной коллекции инструментов и, наконец, об «Инструментальном театре», где исполнители на сцене создают визуальные образы.  Мы узнаем не только историю ударных в сжатом, экспрессивном выражении, но и убедимся в том, что в нашей стране, не имеющей многовековой традиции исполнительства на этих инструментах, существует коллектив, который перевернул отношение к современной академической музыке, изменив отношение к ударным.

Уже после выхода ленты появилась книга Марка Пекарского под тем же названием: «Бей в барабан, и не бойся». Эти слова Генриха Гейне стали жизненным девизом героя картины. Перед нами — в каком-то смысле ее страницы.

Евгений Панфилов (1962) — режиссер-документалист. Член Союза журналистов РФ. Работал на телеканале «Культура». Автор сценария и режиссер фильмов «Непокоренные», «Бей в барабан. И не бойся», «Философические беседы», «Истоки» и др.

«Музыкальные истории» (2006)

Студия «Дебют»

Автор сценария Дмитрий Конюшенко
Режиссер Кирилл Олюшкин
Продюсеры Дмитрий Конюшенко, Арсен Акопян

Юрий КАСПАРОВфестивале

Работа композитора, как правило, проходит в акустическом и личном пространстве, скрытом от постороннего взгляда, мы можем лишь ощущать и видеть результаты. В документальном кино неоднократно делались попытки рассказать о творческом процессе создателя музыки, на этом пути случались удачи и поражения. Но в этом фильме есть по-своему замечательная попытка вдохнуть новую жизнь в традиционнейший жанр кинопортрета. И здесь личность героя, по-нстоящему счастливого человека, имеет решающее значение.

Герой картины — известный российский композитор, ученик и последователь Эдисона Денисова, профессор Московской консерватории, заслуженный деятель искусств РФ, Кавалер Ордена литературы и искусств (Франция), Деятель культуры «Мәдениет саласының үздігі» Республики Казахстан. Его произведения исполняются ведущими солистами, ансамблями и оркестрами в России и за рубежом (Франция, Германия, Испания, Италия, Швейцария, Дания, Польша, Япония и др.).

Далеко не всегда композитор бывает доволен тем, как звучат его сочинения. Но Юрий Каспаров в этом отношении тоже удачлив, зрители услышат его музыку. Наконец, о творчестве Ю. Каспарова и, главное, о современной музыке, ее месте в мире, размышляют дирижер С. Скрипка, музыковеды Ю. Холопов, В. Ценова, И. Кузнецов, композитор О. Галахов, режиссеры О. Иванова и Е. Артюхина, генеральный директор студии «Аргус Int.» В. Рыбин, журналист Д. Ухов, фаготист В. Попов, виолончелист А. Загоринский.

Кирилл Олюшкин (1977) — режиссер, сценарист, поэт, прозаик. К наиболее значимым работам относятся фильмы «Петрозаводские истории», «Вепсское счастье», «Канал». Как сценарист участвовал в проектах «Аптекарь», «Возвращение Мухтара»-5, «Новая жизнь сыщика Гурова. Продолжение», «Во саду ли, в огороде», «Одиссея сыщика Гурова», «Примета на счастье» и др. Публиковался в журналах «Север» и «Октябрь».

«Одна семья» (2011)
Фильм 1 — «Мордовия». Фильм 2 — «Якутия»

«Киностудия САДКО»

Автор сценария и режиссер Ольга Куликова

Зрители и слушатели давно уже привыкли к тому, что народная музыка доходит до нас благодаря посредникам. Уникальность этой ленты заключается в изначальной подлинности тех мелодий, которые вы услышите, — благодаря кино.  Мелодии — старинные и современные — зазвучат в сельском доме и в чуме, в школе и в снежном поле, зимой и летом, на пастбище и на отдыхе. И мы почувствуем и поймем, что и в мордовской деревне, и на бескрайних якутских просторах жизнь немыслима без народных обрядов и промыслов, без музыки и народных песен.

Авторы картины рассказывают о народных исполнителях и мастерах, которые чтут традиции, продолжают их, передают детям и внукам. И создатели фильма подарят зрителям уникальное чувство, что эти традиции, явленные воочию, не умирают, хотя сменяются поколения, приходят и уходят люди. Так безостановочно плетется кружево жизни на земле.

Ольга Куликова (1973) — сценарист и режиссер. Автор сценария и режиссер документальных фильмов: «Одна семья», «Одна семья-2», «О неквасном патриотизме», «Я и семья», «Трудностям вопреки», «Неженское дело».

«Я чист перед музыкой и народом…» (2013)

ООО «Искра кинохолдинг»

Автор сценария и режиссер Дмитрий Конюшенко

Тихон ХРЕННИКОВ

Статус классика сегодня – одна из самых обсуждаемых сегодня проблем отечественной культуры, и ее важнейший вопрос, обращенный в будущее. Можно поставить человека на пьедестал, или попробовать низвергнуть его оттуда, но живо ли то, что он сделал именно сейчас, и потому, что его музыка жива, а не потому, что классик?

Официально фильм посвящен 100-летию Тихона Хренникова, рассказывает о жизненном и творческом пути композитора, общественного деятеля, более 40 лет — бессменного председателя Союза композиторов СССР. Но что именно делает этого классика действительно выдающимся человеком своего времени, и будет ли он и его музыка продолжаться во времени нашем? В картине звучат воспоминания и комментарии композиторов Александра Чайковского и Юрия Каспарова, правнука Т.Н. Хренникова — Тихона Хренникова-младшего. Услышим – и вспомним.

«Чтобы в сердце не закралась плесень» (2013)

Киностудия «Рифей»

Автор сценария и режиссер Юрий Шейн

Туристическая бардовская песня, или, как еще ее называли — «магнитиздат» — один из ключевых мифов эпохи 60-х, а строчки из этих песен стали крылатыми, и лучше многих говорят о времени, которое уходит, но оставляет музыкальные и вокальные свидетельства, не подотчетные никакому регламенту.

Однако…  Зачем все-таки люди до сих пор «идут по свету», годами и десятилетиями ходят в походы? Зачем к «бабушкам и дедушкам» — молодежи 60-х— присоединяются дети и молодежь нынешняя? Ради чего из года в год они меняют городской комфорт на лесную глушь и посиделки у костра, штурмуют горы, реки, крутые перевалы, — так же, как их предшественники, дети 60-х, штурмовали небо? Об этом и о много другом рассказывают бывалые туристы — герои фильма. Странно и достойно удивления, что многие из них вместе уже полвека, и новые времена их не развели, настолько они близкие по духу. Это свой круг, связанный общими ценностями: дружбой, надежностью, ответственностью. Бардовская песня и оказывается той главной ценностью, которая сопровождает фильм и фактически является центральной героиней повествования. Кто-то отправится в молодость, кто-то обрадуется тому, что легкое дыхание 60-х, их романтика — живы.

Юрий Шейн (1952) — режиссер и сценарист. Автор фильмов «Хрустальная гармоника», «Командирская учеба», «Чай не пить — так на свете не жить», «Сильные духом», «Воля к жизни», «Человек, создавший систему», «Чтобы в сердце не закралась плесень», «Великий Сергий».

«Музыка выше всего» (2012)

Киностудия «Ракорд»

Режиссер Людмила Савинкина
Продюсеры Запир Мирзаев и Магомед Курбангаджиев

Конкурс имени Чайковского смело можно назвать «Олимпийскими играми» для музыкантов, их профессиональной вершиной. Прошлое, настоящее и будущее этого крупнейшего события в мире музыки предстают перед зрителем благодаря комментариям и воспоминаниям героев картины. Комментариями и воспоминаниями, связанными со становлением конкурса, его развитием и существованием в современных реалиях культурной жизни Москвы и всего мира, делятся президент Конкурса им. Чайковского Валерий Гергиев, народный артист РФ Александр Рудин, ректор Московской консерватории Александр Соколов, обладательница единственного Гран-при конкурса Чайковского Хибла Герзмава, победитель XIV конкурса (2011) виолончелист Нарек Ахназарян, директор Большого зала консерватории Владимир Захаров. Их визуальные мемуары сохранились для потомков благодаря кинокамерами документалистов прошлого и настоящего.

Людмила Савинкина (1970) — режиссер, сценарист, драматург, педагог, автор телевизионных программ. Сняла документальные фильмы «Исток», «Боевое братство», «Подвиг», «Нам подменили жизнь», «Прелести зимней рыбалки», «Первенец Флота Российского», «Город, который строим мы», циклы фильмов совместно с Комитетами по делам молодежи и по физической культуре и спорту Московской области и др.

«Секрет лака Страдивари» (2006)

Кинокомпания «Бег»

Автор сценария Татьяна Гурьянова
Режиссер Александр Гурьянов
Продюсер Виталий Миненков

По сути этот фильм — документальный детектив в жанре портрета. Создание скрипки — это кропотливый процесс поиска индивидуальных параметров ее «тела» и «души». Этот инструмент, как и другие струнные смычковые — величайшее творение человека и человечества. В отличие от других, с течением времени он становится все более ценным, а по прошествии веков — вовсе бесценным сокровищем. Как это оказалось возможным? Благодаря чему? Герой фильма, легендарный, но не всем пока известный московский скрипичный мастер Сергей Ноздрин, опирающийся на уникальные традиции кремонских мастеров, утверждает, что голос скрипки — это дар, который по своей значимости и личностным качествам, подобен дару человеческой речи. И фильм погружает нас в процесс доказательства этого убеждения. Вслед за Феллини обрадуемся тому, что буквально каждый инструмент в оркестре — не только скрипка — считает себя главным, самым древним и в то же время неповторимым. Но только скрипка — благодаря лаку Страдивари и связанному с ним сочетанию зрелищности и гармонии, полностью оправдывает этот тезис.

Александр Гурьянов (1962) — кинорежиссер. Работает как в игровом, так и в документальном кино. Член Союза кинематографистов России, Гильдии кинорежиссеров России.

В числе его фильмов: «Больше чем любовь», «Александр Митта и Лиля Майорова. Наказание праздником», «Борис Слуцкий и Татьяна Дашковская», «Оле&Ханна», «Нет ума, нет проблем», «Быть или не быть, вот в чем ответ», «17.17», «Секрет лака Страдивари», «Свобода по-русски», «Аэропорт», «Стихия игры», «Советское игристое», «Три угольник».