Шаг вперед, шаг назад?

Конкурсная жизнь 2013: от Калининграда до Техаса
Шаг вперед, шаг назад?

Завершившийся год оставил противоречивые впечатления от состояния конкурсного дела в России. В этом сегменте музыкальной жизни были и определенные достижения, и разочарования.

Первый Всероссийский

Наиболее значимое событие года — завершение цикла Первого Всероссийского музыкального конкурса. Он проходил в течение четырех лет по всем специальностям:

2010 – фортепиано, скрипка, виолончель, вокал;

2011 — камерные ансамбли (фортепианное трио и струнный квартет), хоровое дирижирование a cappella, оперно-симфоническое дирижирование;

2012 — духовые и ударные инструменты, ансамбли духовых (квинтеты), арфа, орган;

2013 — народные инструменты (баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара), дирижирование оркестром русских народных инструментов.

По сведениям организаторов (РГКК «Содружество»), всего на участие в конкурсе было подано 1676 заявок. Приняли участие 1062 молодых музыканта из 98 средних специальных и высших учебных заведений России. Прослушивания и концерты, проходившие в 34 залах, посетили более 29000 зрителей.

Всероссийский конкурс возродил традиции Всесоюзных конкурсов музыкантов-исполнителей. По мнению экспертов, он играет важную роль в объединении музыкального пространства России. Прослушивания проходили во всех федеральных округах, более чем в 14 городах, на базе ведущих вузов страны. Состязание продемонстрировало сильные и слабые стороны российского музыкального образования, обозначило его проблемы и перспективы.

Исполнительский уровень лауреатов Всероссийского конкурса оказался весьма высоким. Это подтверждается их достижениями на престижных международных конкурсах в России и за рубежом, интенсивной гастрольной деятельностью, участием в крупных  проектах (таких, как Программа продвижения Московской филармонии, Всероссийские филармонические сезоны) и фестивалях.

Мастерство молодых музыкантов подтвердил и заключительный концерт лауреатов в Москве, в Зале им. Чайковского 10 января 2014. В концерте приняли участие АСО Московской филармонии, Госхор им. Свешникова, НАОНИР им. Осипова. В первом отделении были представлены академические специальности, во втором — народные.

С наилучшей стороны проявили себя домристка, лауреат I премии Е. Мочалова (ученица профессора РАМ им. Гнесиных В. Круглова, исполнила I часть Концерта для домры с оркестром Н. Будашкина), пианистка, аспирантка Казанской консерватории Е. Лось (I премия, сыграла II и III части Концерта № 3 Прокофьева), виолончелист А. Рамм (I премия, II и III части Концерта Дворжака), И. Пуриц («Токката» Р. Щедрина); хоровой дирижер А. Верещагин (II и III части кантаты С. Танеева «Иоанн Дамаскин»).

Конкурс обозначил достаточно динамичное развитие российской дирижерской школы, перспективы «поколения тридцатилетних». В частности, лауреат I премии Д. Ботинис (род. 1986) — ассистент Ю. Симонова в АСО МГАФ, М. Леонтьев (род. 1982, II премия) — худрук и главный дирижер Тамбовского симфонического оркестра. Оба мастерски показали себя и на заключительном концерте. С. Кочановский (род. 1981, III премия) — худрук и главный дирижер Симфонического оркестра Северо-Кавказской филармонии им. им. Сафонова.

На осень 2014 запланировано начало Второго Всероссийского музыкального конкурса. Вероятно, его организаторам стоит подумать о введении новых специальностей: альт, контрабас, композиция. А. Малышев, генеральный директор РГКК «Содружество»: «По своей сути, по содержанию Всероссийский конкурс является главным конкурсом в стране. Значимости конкурса способствует и отношение к нему государства, правительства, интерес со стороны первых лиц.

Формально Всероссийский конкурс уже стал достойным правопреемником Всесоюзного. Я уверен, что он станет таковым и по своим масштабам и значению. Я за то, чтобы победители конкурса без отбора проходили на Конкурс им. Чайковского. Ведь суть Всесоюзного конкурса была в отборе талантов, в стимулировании интереса к музыкальному искусству. И одним из важных факторов была подготовка к участию в международных конкурсах. Это нужно возродить».

За спиной у Всероссийского…

В целом по России картина не радужная. Конкурсное пространство, с одной стороны, инертно, с другой — не структурировано, не сведено к общему знаменателю, не подчиняется никаким правилам. За редкими исключениями, каждый конкурс живет по своим, самими организаторами выдуманным законам, никак не ориентируясь ни на общепринятые в мире принципы и критерии проведения конкурсов, ни на рекомендации и опыт экспертов и знатоков — таких, как Ассоциация музыкальных конкурсов России.

В России конкурсы живут только тогда, когда на них выделяются средства. Если же финансирования нет, то организаторы вынуждены переносить конкурс или вообще отменять его. Но часто все равно проводят, заменяя премии «ценными подарками». Многие проводятся лишь один раз, поскольку на второй уже нет средств. А «иногда они возвращаются» — если удается «пробить» бюджет. Поэтому точное число проводимых в стране музыкальных состязаний, в т.ч. и входящих в АМКР, подсчитать невозможно. А ведь периодичность проведения — один из главных критериев любого конкурса.

О критериях — отдельный разговор. В т. ч. и об эстетических, и о морально-этических. Во многих местах считается возможным формировать жюри из 3 – 4 человек, причем состав жюри часто объявляется буквально в последний момент; объявлять фактически региональный конкурс международным («своя» область и сопредельная область соседнего государства СНГ); обходиться премиями размером в 20 евро или вообще без призового фонда; раздавать лауреатские звания ученикам членов жюри; превращать конкурсы фактически в фестивали с сотнями участников, каждый из которых получает грамоту…

Все это и многое другое не только дискредитирует конкретное состязание и звание его лауреата, но и девальвирует саму идею конкурса. Увы, такова российская действительность.

И даже конкурсы, некогда считавшиеся сильными или претендующие на высокий рейтинг, теряют свое значение.

Так произошло с международным конкурсом им. Прокофьева в Петербурге.   Некогда весьма представительный, второй (наряду с Конкурсом им. Чайковского) российский конкурс, вошедший в Международную федерацию музыкальных конкурсов (WFIMC), утратил престиж, прежде всего, из-за нерегулярных сроков проведения, постоянно срываемых ввиду организационных неурядиц и слабого менеджмента.

На 2012 был заявлен конкурс по трем заявленным специальностям (фортепиано, симфоническое дирижирование, композиция), однако проведен только композиторский (см. «МО» № 8, 2012). Два других были заявлены на ноябрь 2013, но сроки опять были сорваны: дирижерский перенесен на 2014, а в Шестом конкурсе им. Прокофьева по специальности фортепиано, проходившем с 10 по 15 ноября 2013, из допущенных 36 пианистов приняли участие 22 (10 из России, 6 из Украины, три из Китая, по 1 из Италии, Испании, США).

При таком представительстве, а также составе жюри (Д. Башкиров — председатель, А. Бондурянский, Н. Груберт, А. Зандманис, Р. Островский, А. Сандлер, Э. Тавастшерна) едва ли можно говорить о том, что это состязание занимает серьезное место на конкурсной карте.

I премия присуждена С. Редькину (ученику члена жюри А. Сандлера в Петербургской консерватории); II премию получила П. Махидхара из США, ученица Д. Башкирова. III премия еще у одного студента Петербургской консерватории Э. Лапаза из Испании.

Казалось бы, понятная идея — проводить конкурс дирижеров имени великого педагога И.А. Мусина: в Петербурге, под патронатом консерватории, которой Мусин отдал почти 70 лет, воспитав О. Димитриади, К. Симеонова, А. Каца, В. Чернушенко, Ю. Темирканова, В. Гергиева, С. Бычкова и еще многих известных дирижеров. С участием лучших оркестров города, которыми руководят сегодня ученики Мусина.

Но проводится он на родине Мусина в Костроме, где никогда не было серьезных оркестровых и дирижерских традиций; организует его Костромская филармония.

Несомненно, однако, что такая легендарная фигура, как Мусин, заслуживает состязания, соизмеримого с масштабом его личности, а не такого, какое состоялось в Костроме. «Не по Сеньке оказалась шапка». Жюри состояло всего из 4-х человек, что крайне мало для конкурса, претендующего на заметный статус. Конкурсанты работали с Вятским симфоническим оркестром из Кирова, выбранным, видимо, из соображений близкого соседства.

В результате конкурс остался событием местного, а не общероссийского значения. Вряд ли такое состязание достойно имени И.А. Мусина.

В то же время в России в 2013 прошло несколько крупных соревнований молодых музыкантов, которые благодаря своей репутации, поддержке Министерства культуры и региональных властей, высокому уровню организации, солидному составу жюри, размеру призового фонда привлекают внимание сильных исполнителей, в т.ч. и из зарубежных стран: Конкурс альтистов Ю. Башмета в Москве (см. «МО» 2013, № 2), органистов им. М. Таривердиева в Калининграде (№ 10), скрипичные им. Ойстраха в Москве (№ 10) и им. Ю. Янкелевича в Омске (№ 4), контрабасистов им. С. Кусевицкого в Петербурге (№ 12).

Всего в России в 2013 по данным АМКР, было проведено более 60 музыкальных конкурсов.

АМКР

Ассоциация музыкальных конкурсов России продолжает свою деятельность по объединению и структурированию конкурсного пространства России.

В настоящее время в нее входят более 150 конкурсов из 50 с лишним регионов.

В 2013 по заданию Министерства культуры РФ АМКР совместно с газетой «Музыкальное обозрение» провели мониторинг и системный анализ состояния конкурсного дела в России, по итогам которого Министерство по рекомендации АМКР будет определять статус музыкальных конкурсов и уровень их поддержки на федеральном уровне; по поручению Правительства РФ подготовлен объемный доклад о выступлениях российских музыкантов (а также представителей балетного и циркового искусства) на крупнейших международных конкурсах в 2012 – 2013; готовится к выпуску сборник, включающий лучшие материалы о конкурсах, опубликованные в газете «Музыкальное обозрение» на протяжении почти 20 лет (в том числе о четырех последних конкурсах им. Чайковского), а также материалы конференций, круглых столов; в 2014 предполагается выпустить 4-е издание справочника АМКР «Музыкальные конкурсы России».

Вперед, Россия!

2013, как и предыдущий, оказался весьма удачным для молодых российских музыкантов. Одержаны яркие победы на самых престижных международных конкурсах в разных странах, в т.ч. входящих в WFIMC. Наиболее выдающиеся достижения:

Н. Борисоглебский (скрипка) — Гран-при на конкурсе Monte Carlo Violin Masters, на который приглашаются лучшие из лучших, победители самых престижных соревнований последних лет;

С. Христенко и А. Николаев-Тарасевич (фортепиано) — I и II премии на Конкурсе в Кливленде (США);

И. Пуриц (баян) — I премия на 50-м Международном конкурсе баянистов и аккордеонистов в Клингентале;

Среди победителей также пианисты М. Мазо и А. Гугнин (I и II премии XIV Международного конкурса пианистов Beethoven Piano Competition в Вене); И. Кондратьев (Гран-при Международного конкурса в Тбилиси); певица К. Мхитарян (I премия Международного конкурса им. Королевы Сони в Осло); органистка А. Никитина (I премия XIII Международного конкурса органистов им. Таривердиева); дирижеры Д. Банаев и И. Гайсин (II и III премии V международного конкурса оперных дирижеров в Русе, Болгария).

Подробная информация об успехах российских музыкантов за рубежом — в «МО»№ 2 (365) 2014.