Российский оркестровый ландшафт на переломе нашего времени

Из жизни играющих
Российский оркестровый ландшафт на переломе нашего времени
Фото Дмитрий Линников / «МО»

Третье десятилетие XXI века началось с двух водоразделов, не просто нарушивших привычный уклад жизни, но потрясших весь мир, человечество, страны, народы, экономику, культуру…

Оркестровая жизнь России, жизнь оркестров, как и всех нас, разделилась на «до» пандемии и «после» нее. А потом — на «до» 24 февраля 2022 и «после» него. ВеликО (велИко ли?) оркестровое хозяйство страны: федеральные, региональные, муниципальные симфонические и камерные оркестры; оркестры театров, музыкальных театров, вузов, колледжей, ССМШ. Коллективы, собираемые по случаю. А еще — духовые, народные, роговые, военные, военно-морские, старинной музыки, всякого рода смешанные…

А еще — «Вивальди-оркестр» Светланы Безродной!

Мы в своих обзорах анализируем деятельность симфонических и камерных оркестров.

2021–2022: от кризиса к оживлению

В середине марта 2020 оркестры отыграли, как оказалось, последние концерты перед полугодовой паузой. С осени 2020 выступления возобновились, но продолжение зависело от эпидемиологической ситуации в регионах и решений местных властей: пандемия диктовала свои законы.

Менялись требования Роспотребнадзора и администраций регионов: послабления чередовались с ужесточением и даже запретами, количество разрешенное число слушателей и зрителей театров и концертных залов колебалось от 25 до 75 процентов.

В результате одни оркестры начали новый сезон в обычные сроки — в конце лета или начале осени, но некоторые вынуждены были в какой-то момент его прервать. Начало сезона других коллективов было отложено на несколько месяцев.

Например, Волгоградский симфонический оркестр начал сезон 2020/21 в декабре, Якутский «Symphonica ARTica» — в январе 2021. Третьи — начали работу в режиме онлайн (АСО Саратовской филармонии) и лишь спустя какое-то время вышли на сцену, кое-кто — только весной 2021.

Были отменены, перенесены или серьезно переформатированы оркестровые события — концерты, фестивали, другие проекты:

фестиваль Софии Губайдулиной в Казани (был перенесен с ноября 2020 на апрель 2021), Симфонический форум России в Екатеринбурге (был перенесен с октября 2020 на октябрь 2021), Фестиваль Мстислава Ростроповича в Москве (перенесен с марта на декабрь 2021) и многие другие.

Сократился гастрольный график. В основном коллективы если и выезжали куда-то, то в свои регионы.

Но оркестровая, филармоническая жизнь, прерванная пандемией, постепенно восстановилась. Музыканты вернулись на сцену, а публика — в концертные залы (хотя и не в прежнем количестве). И сезон 2021/22 начался повсеместно в обычные сроки.

В № 10 (2021) «МО» представило программы концертов открытия сезона 55 российских оркестров.

Главным событием оркестрового «двухлетья» стал VI Симфонический форум России в Екатеринбурге, организованный Свердловской филармонией (как уже отмечалось, Форум был перенесен из-за пандемии с 2020 на 2021).

Форум: концерты & дискуссии

Традиционно Форум состоял из концертной и деловой программ (см. «МО» № 10 2021, https://muzobozrenie.ru/orkestrkamo-gryadeshi/).

В концертной программе приняли участие:

Уральский академический филармонический оркестр (дирижеры Дмитрий Лисс и Алексей Богорад), симфонические оркестры Томской филармонии (Михаил Грановский), Ульяновской филармонии (Юрий Ткаченко), Красноярской филармонии (Владимир Ланде), НСО Республики Башкортостан (Дмитрий Крюков), Филармонии Якутии (Фабио Мастранджело и Наталья Базалева), два московских коллектива: Российский национальный молодежный симфонический оркестр (Димитрис Ботинис), Российский национальный оркестр (Сергей Крылов).

В деловой программе Форума обсуждалась тема «Оркестр. Куда движемся…» Генеральный директор Московской филармонии, президент СКОР Алексей Шалашов отметил, что «вся система общероссийской культурной жизни базируется на уровне симфонических оркестров».

Директор Свердловской филармонии Александр Колотурский подчеркнул: главное — «наша ответственность за будущее академической музыки»; основные вопросы для обсуждения в деловой программе — «вопросы подготовки оркестровых музыкантов и деятельность оркестров в условиях развития технологического общества»

Обсуждались темы «Концертная деятельность и государственная культурная политика», «Концертная деятельность и профессиональное музыкальное образование», «Концертная деятельность и цифровизация»; оркестровое образование, создание и деятельность молодежных и юношеских оркестров.

Специальный материал о молодежных и юношеских оркестрах — в этом номере «МО» (с. 12)

Мониторинги «МО» и СКОР

Союз концертных организаций России и «Музыкальное обозрение» много лет проводят мониторинги по разным вопросам, которые в сумме помогают более полно представить картину и проблемы симфонических оркетров и симфонической жизни России.

К Форуму в Екатеринбурге СКОР подготовил мониторинг деятельности региональных симфонических оркестров России в 2019 на основе материалов, предоставленных оркестрами.

В основном мониторинг СКОР освещает статистические данные: количество оркестров, распределение их по федеральным округам, численный состав, градация по возрасту, заработная плата, расходы (на покупки инструментов, гастроли и т.д.), структура концертной деятельности и иные показатели. «МО» также проводит мониторинг: проект «Оркестровая карта России» — с 2003. В том же году были выделены первые президентские гранты оркестрам: их получили Госоркестр имени Е.Ф. Светланова, ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии и БСО имени П.И. Чайковского; в настоящее время президентский грант получают 10 симфонических оркестров России.

Наш проект имеет высокий рейтинг и авторитет у российских оркестров и филармоний, оркестрантов, дирижеров. За прошедшие сезоны в проекте приняли участие почти все симфонические и камерные оркестры России. В отдельные годы участвовали 80–85 коллективов. Эти материалы вызывают большой интерес пристально изучаются и серьезно востребованы.

Номера с «Оркестровой картой» и оркестровыми материалами дают всем заинтересованным лицам возможность сравнить себя с коллегами: что играют, каких солистов и дирижеров приглашают, куда ездят на гастроли, как строятся абонементы, каковы приобретения (инструментов, костюмов и пр.), получают ли гранты, уровень зарплат (правда, в последние годы оркестры все чаще скрывают информацию о зарплатах, хотя по закону она закрытой не является).

«Оркестровая карта» освещает и количественные показатели, но не годам, а по сезонам. Наш мониторинг анализирует, прежде всего, репертуар оркестров, рассматривая его во времени, в динамике. Что позволяет понять, оценить, сравнить куда за 20 лет движется репертуарная мысль маэстро, филармоний, оркестров.

Оркестровая карта: рейтинг «МО»

По данным мониторинга СКОР, в России в 2019 было 86 симфонических оркестров: это сведения Главного информационно-вычислительного центра Минкультуры РФ (ГИВЦ).

По подсчетам экспертов «МО», в 2021 в России насчитывалось 90 симфонических оркестров. Из них 16 в Москве, 9 в Санкт-Петербурге, 65 в регионах. Мы не раз отмечали, что российские симфонические оркестры четко делятся на несколько групп.

Группа 1

Москва и Санкт-Петербург. Здесь — большинство ведущих оркестров России (в Москве почти все федеральные).

Квалифицированные музыканты, наилучшее обеспечение инструментами, высокие зарплаты, возможность (до недавнего времени) приглашать выдающихся зарубежных дирижеров-гастролеров и солистов. Количественный состав московских и питерских оркестров — 100–120 человек, что позволяет исполнять любой репертуар.

В привилегированном положении столичная публика, которая имеет возможность каждый день слушать симфоническую музыку, сравнивать оркестры (их репертуар, звучание, дирижеров) и оценивать оркестровый процесс.

Группа 2

К столичным оркестрам по большинству параметров и творческим результатам примыкают три региональных (располагаем их по алфавиту):

– Екатеринбург: Уральский академический филармонический (худ. рук. и главный дирижер Дмитрий Лисс),
– Казань: Государственный академический симфонический оркестр Татарстана (худ. рук. и главный дирижер Александр Сладковский),
– Новосибирский академический симфонический оркестр (до 7 марта 2022 им руководил Томас Зандерлинг). Их возможности сравнимы со столичными: патронат губернаторов и соответствующее финансирование, количественный и качественный состав (в основном укомплектованы воспитанниками местных консерваторий), обеспечение инструментами, высокие зарплаты, возможность приглашения лучших российских и зарубежных солистов, широта репертуара, регулярные выступления в Москве (УАФО и НАСО — как правило, дважды за сезон, а у ГАСО РТ уже несколько лет есть свой абонемент в Московской филармонии).

Группа 3

Региональные оркестры (за исключением трех названных). В этой группе широкий диапазон границ качества, возможностей, репертуара, зарплат и остальных показателей. Выделим следующие:

– Волгоградский (худ. рук. и главный дирижер Андрей Аниханов),
– Уральский молодежный (Екатеринбург, худ. рук. Андрей Петренко).
– Нижегородский (Александр Скульский),
– Омский (Дмитрий Васильев),
– Томский (Михаил Грановский).

Группа 4

Оркестры Белгорода, Кисловодска (Северо-Кавказской филармонии), Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Саратова, Уфы.

Группа 5

Воронеж, Иркутск, Киров, Красноярск, Рязань, Самара, Сочи, Сургут, Тольятти, Тула, Тюмень, Ульяновск, Хабаровск, Челябинск, Якутск, Ярославль…

Но есть и другие, и их гораздо больше.

Оркестры-невидимки

Как отмечалось выше, в регионах России — 65 симфонических оркестров. Но сколько из этих 65 — реально действующих, вписанных в музыкальную и оркестровую карту России, регулярно выступающих, хотя бы изредка выезжающих за пределы своих городов и регионов? В не столь уж давние времена заметны были коллективы Барнаула (когда им руководил Владимир Рылов), Краснодара (Владимир Понькин), Тамбова (Дмитрий Васильев, Михаил Леонтьев), Владимира (Артем Маркин): гастролировали в Москве, участвовали в фестивалях и проектах (в том числе и в фестивалях «Музыкальное обозрение»). Но уже много лет из этих оркестров почти нет новостей, и лишь изредка мелькают новости об их участии в каких-то региональных мероприятиях.

А есть и вовсе оркестры-«невидимки», о которых в оркестровом пространстве России известно совсем мало или почти ничего:

в Абакане, Брянске, Ижевске, Калининграде, Калуге, Костроме, Кургане, Кызыле, Липецке, Майкопе, Орле, Пензе, Ставрополе, Чебоксарах, Элисте, «Инструментальная капелла» Московской области.

На Северном Кавказе — во Владикавказе, Грозном, Махачкале, Нальчике… Слышал ли кто-то, что там есть симфонические оркестры, со своим штатом, с главными дирижерами? Они не принимают участие в «Оркестровой карте России», не заметны на ней.

Где вы, уважаемые коллеги Амбарцумян, Шкапцов, Каширский, Герштейн, Михайленко, Маркин, Хлебников, Инкижеков, Максутов, Барков, Настинов, Шниткин, Хуснияров, Луценко, Фельдман, Яклашкин? Приглашаем вас в наши проекты. Звоните, пишите, присылайте отчеты. «МО» открыто для совместной деятельности на благо слушателей и оркестровой России!

Круговорот of conductors: summary

Время между двумя кризисами — от пандемии до весны 2022 — оказалось щедрым на отставки и назначения руководителей российских оркестров. За последний год изменения произошли в симфонических и камерных оркестрах Кирова, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Самары, Тамбова, Тольятти, Тюмени, Ульяновска, Хабаровска.

Отдельная тема — оркестры Москвы и Санкт-Петербурга.

О многих изменениях «МО» уже писало в №№ 10 и 12 (2021), на сайте muzobozrenie.ru.

В Ульяновске ушел художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Илья Дербилов. Худруком стал Фабио Мастранджело, дирижером — Сергей Кисс (дирижер, ответственный за текущую деятельность УГАСО). Но не прошло и года, как в оркестре появились другие лица: Юрий Ткаченко, а затем Эдуард Дядюра. Оркестр между тем переживает очередной кризис.

Проработав один сезон в должности руководителя Дальневосточного симфонического оркестра, из Хабаровска уехал Михаил Леонтьев. Место худрука и главного дирижера ДВАСО пока вакантно. Предшественник Леонтьева в хабаровском оркестре Антон Шабуров занял должность руководителя Ростовского симфонического оркестра, сменив Валентина Урюпина (Урюпин теперь главный дирижер театра «Новая Опера»). Второй дирижер Ростовского оркестра Игорь Мокеров в январе 2022 приступил к обязанностям главного дирижера в симфоническом оркестре Тольятти вместо уехавшего из этого города Алексея Верховена.

Дербилов, уехав из Ульяновска, был приглашен в Киров на должность худрука и главного дирижера Вятского симфонического оркестра (сменил Константина Маслюка), а затем и худрука филармонии. Помимо Вятского оркестра, дирижер в этом сезоне много выступает как приглашенный с московскими оркестрами (РНО, АСО МГАФ, Musica Viva, Госоркестр) и российскими (Иркутск — 10 концертов, Омск, Новосибирск, Саратов — концерт-открытие фестиваля «Сотворчество»).

В Тюмени ушли из жизни два маэстро: художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Евгений Шестаков и художественный руководитель и дирижер камерного оркестра «Камерата Сибири» Антон Шароев.

После смерти Шестакова в сезоне 2020/2021 симфоническим оркестром руководил Владимир Добровольский, а с сезона 2021/2022 на эту должность заступил Алексей Карабанов — бывший главный дирижер Центрального концертного образцового оркестра им. Н.А. Римского-Корсакова ВМФ России (Добровольский покинул город). Руководителем камерного оркестра назначена Фаузия Тажина, скрипачка «Камераты».

В Тамбове ликвидирован Тамбовский симфонический оркестр, существовавший почти четверть века, с 1997 (его главным дирижером в последние пять лет был Роман Петров) и создан новый — симфонический оркестр имени С.В. Рахманинова (которому по воле губернатора сразу дали ни много ни мало звание Академический), к предстоящему в 2023 150-летию со дня рождения великого музыканта. Худруком и главным дирижером нового коллектива назначен балалаечник и дирижер ОРНИ Алексей Моргунов.

В Новосибирском симфоническом оркестре с нынешнего сезона второй дирижер — Рустам Дильмухаметов. С марта 2022 место главного дирижера и художественного руководителя вакантно. Новосибирский филармонический камерный оркестр покинул Алим Шахмаметьев.

В Санкт-Петербургском государственном симфоническом оркестре — третье пришествие Александра Титова: уволенный осенью 2020, он уже весной 2021 вернулся на свой пост. Игорь Томашевский, возглавлявший СПбГАСО с сентября 2020 по март 2021 — ныне штатный дирижер Михайловского театра. И самое резонансное событие случилось в январе 2022: по собственному желанию ушел с поста худрука и главного дирижера ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии Юрий Темирканов, оставив преемника — Николая Алексеева, который более 20 лет был вторым дирижером Заслуженного коллектива. Более подробно об этих и других отставках и назначениях в дирижерском корпусе России на с. 8-11.

В театрах оперы и балета

За последний год произошли изменения в корпусе главных дирижеров в театрах оперы и балета. О переменах в Нижегородской опере мы уже писали: в январе прошлого года музыкальным руководителем и главным дирижером театра был назначен Юрий Медяник, известный более как мультиинструменталист и в некотором роде шоумен. Через четыре месяца, не продирижировав ни одним спектаклем, Медяник покинул пост.

В конце 2021 главным дирижером назначен Дмитрий Синьковский, специалист в области музыки барокко и исторического музицирования, имеющий мало опыта работы в опере. Он дирижирует спектаклями «Травиата» и «Севильский цирюльник».

Главным дирижером Пермского театра оперы и балета после ухода Артема Абашева из-за разногласий с генеральным директором Довлетом Анзароковым (среди причин дирижер указал «вмешательство в творческий процесс» и «коммерциализацию репертуара») назначен Мигран Агаджанян: 29-летний дирижер и певец, лауреат XVI конкурса имени П.И. Чайковского. Первым спектаклем, которым Агаджанян продижировал в Перми, стала «Богема».

С октября 2021 художественным руководителем Бурятского театра оперы и балета стал известный дирижер Владимир Рылов. Он же, вероятно, будет исполнять обязанности главного дирижера, поскольку эта должность на сегодняшний день вакантна. Для Рылова это уже «третье пришествие» в Улан-Удэ. Он был главным дирижером Бурятского театра оперы и балета в 1986–1989, а в начале 2000-х, будучи художественным руководителем и главным дирижером Симфонического оркестра филармонии Алтайского края, консультировал тогдашнее руководство театра.

В конце 2021 Дмитрий Юровский к должности главного дирижера НОВАТа занял добавил еще одну: художественного руководителя Новосибирского театра оперы и балета.

Музыкальным руководителем и главным дирижером московского театра «Новая Опера» с сезона 2021/2022 стал Валентин Урюпин. Предыдущий главный дирижер Александр Самоилэ продолжает работать в театре.

Большой театр покинул Туган Сохиев. Его последним выступлением стало исполнение оркестром ГАБТа Седьмой симфонии Шостаковича в Самаре 5 марта 2022, в 80-ю годовщину премьеры симфонии в Самарском театре оперы и балета. Генеральный директор театра Владимир Урин сказал, что с назначением нового музыкального руководителя театр торопиться не будет.

Репертуар. Что играют много…

По итогам ежесезонного проекта «Оркестровая карта России» — на основе данных, которые присылают оркестры и которые мы узнаем из других источников, можно сказать, что проблемы из года в год усугубляются.

Одна из главных проблем — упрощение репертуара, преобладание облегченного развлекательного репертуар, «музыки отдыха».

Если это классика, то популярная: вальсы и польки семейства Штраусов, Вальс и Военный марш из «Метели» Свиридова, «Венгерские танцы» Брамса, «Славянские танцы» Дворжака, миниатюры и фрагменты балетов Чайковского, Хачатуряна (Вальс из «Маскарада», «Танец с саблями»), Баха («Шутка»), Шостаковича (Романс из к/ф «Овод»), Сен-Санса, Грига; оперные хиты Верди, Бизе, Пуччини, Чайковского; фрагменты из классических оперетт и мюзиклов. Немало программ, особенно праздничных и предпраздничных, формируется из таких, любимых широкой публикой миниатюр.

Во многих оркестрах наблюдается крен в сторону неакадемической и развлекательной музыки: а это — кино, песни, непременный Пьяццолла (особенно в 2021, в год его 100-летия), эстрадные и «полу-эстрадные» миниатюры (например, в репертуаре почти всех оркестров есть пьесы Л. Андерсона).

Стало модно проводить с участием симфонического оркестра, к примеру, концерты к памятным датам М. Магомаева, В. Высоцкого, юбилеям А. Пахмутовой и других композиторов-песенников: симфонический оркестр аккомпанирует артистам местной эстрады. В последние годы в моду вошла еще и музыка к компьютерным играм, концерты с рок-группами.

…И что играют мало

А вот симфоний играют все меньше. Некоторые оркестры — не более 4–5 за сезон. Причем симфонии, как правило, тоже популярные: 40-я Моцарта, 5-я Бетховена, три последние симфонии Чайковского, 4-я Брамса, 2-я и 3-я Рахманинова. Часто звучит «Шехерезада» Римского-Корсакова.

Но если вы симфонические оркестры, а симфоний почти не играете — давайте не будем лукавить и назовемся «сюитными», «миниатюрными», «эстрадно-симфоническими», «кино-песенными». Лишь избранные оркестры обращаются к симфониям Малера, Брукнера, Бородина, Танеева, Глазунова, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна; симфоническим поэмам Р. Штрауса, партитурам нововенцев, Дебюсси, Стравинского, Респиги, Мясковского; Бартока, Хиндемита, Лютославского, Пендерецкого, Айвза, Барбера, Вайнберга, Щедрина, Шнитке, Денисова, Губайдулиной, Онеггера и других классиков ХХ века: те оркестры, которым позволяет мастерство оркестрантов и наличие инструментов (особенно духовых, с которыми у большинства оркестров проблемы, как и с исполнителями на них).

Мало играют симфонии и симфоническую музыку Генделя и Гайдна, Шумана и Мендельсона, Лядова и Мясковского… Если и играют Малера, то чаще всего Адажиетто из 5-й симфонии (написанное для струнного оркестра). Прокофьева — «Классическую». Шуберта — «Неоконченную». Шостаковича — 5-ю, 9-ю, 15-ю, остальные звучат редко. Многие оркестры ко дню Победы играют 7-ю симфонию, но бывает, что только I часть, а иногда — лишь тему нашествия.

Вообще заметна тенденция к исполнению симфоний, а также концертов и сюит не целиком, а отдельными частями.

Значительную часть концертов сезона составляют:

– концерты праздничные или «по случаю» (День города, День России, Новый год, 8 марта, в администрации, мэрии и др., съезды врачей, учителей, женщин, работников полиции, Росгвардии, бухгалтеров, юстиции, прокуратуры МЧС и т.д.) с легким популярным репертуаром;

– опен-эйр (в парках, на набережных, летние сезоны, на ветру, под дождем и навесом с микрофонами, в полях, перевозных сценах и т.п.), где тоже играют отнюдь не симфонии («МО», 2017, № 6; https://muzobozrenie.ru/muzy-kal-noezhuzhzhanie/);

– детские (в филармонических залах и выездные в школах).

Современная музыка звучит мало. Объяснение от руководителей филармоний: ее трудно «продать», публика не ходит.

Но филармония и оркестр должны не только учитывать привычные интересы публики, но и развивать вкусы и широту взгляда, открывать миры музыки и совершенствоваться сами, задавать моду и векторы интереса к новому. К примеру, Омский симфонический оркестр и его руководитель Д. Васильев проводят с 2008 биеннале новой музыки (последний по счету фестиваль прошел в марте 2022). В Московской филармонии ежегодно проходит фестиваль «Другое пространство». Сочинения современных авторов регулярно включают в свой репертуар оркестры Томска, Екатеринбурга, Казани, Новосибирска.

«МО» и современная музыка

Заметный вклад в пополнение репертуара симфонических оркестров новой музыкой вносит «МО». По заказу газеты созданы три коллективных сочинения: «Десять взглядов на десять заповедей» (2004, авторы А. Эшпай, М. Броннер, Р. Леденев, А. Чайковский, А. Вустин, Р. Сабитов, Ю. Воронцов, С. Жуков, С. Павленко, Е. Подгайц), исполненное уже более 30 раз; «Посвящение». К 100-летию Шостаковича (2006, авторы О. Алюшина, А. Васильев, А. Сюмак, А. Буканов, Т. Новикова, О. Бочихина, К. Бодров); «Liberta/MO/30/2019», 2-я ред. 2021 (авторы С. Невский, Д. Курляндский, Ю. Каспаров, А. Хубеев, Н. Попов).

Еще один заметный проект «МО» в области современной музыки — «Вологодские кружева», написанные по заказу фестиваля «Кружева в Вологде: из восьми сочинений четыре написаны для симфонического оркестра (А. Чайковский, К. Бодров, А. Васильев, Н. Попов). Их играли в Москве и других городах России. Николай Попов за свое сочинение, написанное в 2021, получил награду Всероссийского конкурса композиторов «Партитура». Сочинение для фестиваля 2022 пишет Юрий Воронцов.

«Не передаются письма и телеграммы…»

Облегчение программ, снижение репертуарной планки неизбежно ведут за собой дефицит ответственности, снижение требований оркестрантов и дирижеров к самим себе, дирижеров — к оркестрантам. Отсюда — падение качества игры, звучания. На вальсах и польках И. Штрауса, балетной музыке, песнях, музыке кино, аккомпанементе певцам, программах опен-эйров и концертов в школах трудно профессионально совершенствоваться, заставлять себя выкладываться, нацеливаться на высокие достижения. У части музыкантов формируется легкое (если не сказать легкомысленное), потребительское отношение к работе. Оркестры напоминают футбольную сборную России на чемпионате Европы, которая выходила на поле, не понимая зачем.

Между прочим, в Уставе Ленинградской филармонии 1977 года есть такие требования:

«Находясь на эстраде перед лицом публики, артисты оркестра не вправе отвлекаться, разговаривать между собой, складывать инструменты и т.п.»;

«Во время концерта и до его начала за 45 мин. артистам без разрешения дирекции Филармонии не передаются письма и телеграммы»;

«Работа артистов, дирижеров вне Филармонии, независимо от того, носит ли она длительный или разовый характер (участие в концертах, киносъемках, телепередачах и т.п.), допускается в каждом отдельном случае только с письменного разрешения директора Филармонии».

Все эти требования, как и многие другие, определяют отношение оркестрантов к работе. А отношение заметно во внешнем проявлении и слышно в звуке. Каково оно, такова и степень уважения — либо неуважения — к музыке, к слушателям, к профессии. Что тоже всегда ощущается.

Сколько стоит профессионализм?

Часто в региональных оркестрах можно слышать жалобы на маленькие зарплаты, бытовую неустроенность: нет стимула работать, совершенствовать мастерство. Но если мало денег — уходите в бизнес, как сказал некогда Д. Медведев об учителях. Мы скажем мягче: может быть, стоит подумать о другой профессии, где больше платят? На это можно получить резонный ответ: мы умеем только играть на инструменте. Согласимся. Но тогда не дискредитируйте свою профессию!

Допустим, оркестрант получает 30 000 рублей в месяц. Если он за эти 30 тысяч полностью выкладывается и играет так, как играл бы за 50, 70 и 80 — у него всегда есть шанс найти работу в оркестре и на 50 тысяч, и на 70, 80 идаже больше.

Если же за те же 30 тысяч он не работает с тем отношением к профессии, как если бы получал 70, то его никогда не позовут даже на 50. Скорее больше никуда не позовут и будут думать, как заменить его молодым, который согласится некоторое время работать и за такие деньги).

Кто здесь главный?

Зачастую в провинциальных филармониях, оркестрах главными людьми становятся администраторы. Этой проблеме уже не один год, но она все время усугубляется. Из управленческого аппарата оркестров и филармоний уходят профессионалы, а на их места приходят люди, не знакомые с этой сферой, не понимающие специфику работы и не желающие ее изучать: главное — улавливать, что хочет начальство, и соответствовать его указаниям.

И если рассматривать оркестровую ситуацию как комплекс всех проблем, то она печальна, если не сказать катастрофична.

Система оркестровой жизни многослойна и включает в себя и экономику, и творчество оркестрантов и дирижеров, и отношение к работе, и к профессии в целом, и желание совершенствовать мастерство, и кадровую политику, и баланс в решении творческих и административных задач.

В большинстве российских оркестров можно наблюдать коррозию этой системы. Она полностью разбалансирована. Это относится к формированию оркестров, поиску достойных кадров, проведению конкурсов. Это относится к назначению дирижеров: во многих случаях назначения определяются не творческим уровнем маэстро, а волей и благосклонностью губернаторов и зам. губернаторов, начальников департаментов культуры, директоров филармоний.

Большинство губернаторов не особенно в курсе проблем культуры, тем более академической музыки. А среди начальников департаментов и директоров филармоний все чаще можно встретить людей, пришедших из других сфер деятельности, не знающих специфику культуры, музыкального искусства и не стремящихся ее узнать и освоить. В лучшем случае их понимание распространяется на необходимость покупки новых инструментов.

Иногда руководители культуры не понимают, как функционирует оркестр. Порой они полагают, что эта «дорогая игрушка» нужна для сопровождения мероприятий у руководства — новогодних балов, концертов и приемов у губернатора, различных презентаций, да еще для детских мероприятий. А приглашенный ими же маэстро стоит перед дилеммой: либо подчиниться мнению начальства, либо уехать.

В последнее время все чаще должности худруков и главных дирижеров региональных оркестров занимают молодые дирижеры. Идет смена поколений, приходят 30-40-летние. Но их уровень, как правило, таков, что они не способны решать большие задачи, не могут предложить оркестрам яркие, интересные программы и интерпретации, которые стали бы художественными явлениями. А если и могут предложить, то не могут добиться задуманного в силу того, что опыт и способности дирижера, состояние оркестра зачастую таковы, что главное — доиграть до конца.

Андрей УСТИНОВ,
Павел РАЙГОРОДСКИЙ

«МО» № 3 (492, 493) 2022

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм