Рифма в 100 лет 1917—2017. Об оркестровых музыкантах

Рифма в 100 лет 1917—2017. Об оркестровых музыкантах
Оркестр воспитанников приюта принца П.Г. Ольденбургского. 1910-е гг. Архивное фото

Об оркестровых музыкантах

Несмотря на то, что русская музыка завоевала себе почетное место в музыкальной жизни Европы, к сожалению, приходится отметить, что материальное положение артистов оркестра в России далеко ниже, чем во всех других государствах. Хотя оркестры, в целом, являются одним из главных двигателей в развитии симфонической музыки, оркестранты, как единицы, постоянно находятся в материальной нужде и едва ли не пользуются полным пренебрежением со стороны всего общества.

Наши консерватории ежегодно выпускают на музыкальный рынок сотни артистов оркестра, нисколько не заботясь о том, в каких условиях приходится работать и жить их бывшим питомцам. А именно консерватории могли бы если не совсем, то немного улучшить их положение. В многочисленных отделениях Императорского Русского музыкального общества, разбросанных по всей России, насчитываются сотни преподавателей музыки, сплошь и рядом занимающих эти места — не имея специального образования и возможности справиться со своей задачей. Несомненно, консерватории могли бы добиться установления, чтобы должности преподавателей в музыкальных училищах ИРМО, а тем более в консерваториях, занимались бы только лицами, получившими специальное образование и имеющими звание Свободного Художника. Это дало бы многим по заслугам получить приличное место.

Чтобы показать, в каком положении находится теперь окончивший консерваторию, приведу следующий пример. Ученик кончает консерваторию по классу одного из оркестровых инструментов. В какое-нибудь училище преподавателем он поступить не может, по указанной причине; остаются Императорские театры и Придворный оркестр — места, привлекательные тем, что в будущем дают небольшую пенсию, но чтобы поступить туда, при наличии таланта, необходим несколько лет дожидаться свободной вакансии, так что поступить в такой оркестр тоже очень редко удается. Таким образом, остается поступить или в серьезное музыкальное предприятие (симфонический оркестр, опера), которое потребует неимоверного труда, напряженного внимания и трепания нервов и которое оплачивается грошами, или поступить в кинематограф или ресторан, которые платят немного больше и которые не требуют ни трепания нервов, ни напряженного внимания, причем не требуется просиживать по несколько часов на репетициях. Выбрать тот или иной путь зависит всецело от индивидуальности музыканта.

Если ему удается поступить на серьезное музыкальное предприятие, для него начинается ежедневное просиживание на репетициях, а по вечерам — на спектаклях или концертах. Если, к счастью, имеется свободный вечер, то стараешься приискать себе случайную игру, чтобы заработать на стороне, потому что грошовое жалование не дает возможности существовать. Не успевает кончиться сезон, как необходимо подыскать себе другое место, потому что контракты заключаются только на один сезон. Очень часто, с переменой сезона тесно связан и переезд в другой город. Вот в каком положении находятся артисты симфонических и оперных оркестров.

Положение избравших кинематограф или ресторан немного лучше в материальном отношении, но зато гораздо хуже в моральном. Развращающая ресторанная среда губит всякое художественное чувство, и человек в конец погибает. Всякий приличный музыкант скорее избирает первое, чем второе.

Таково вкратце положение артистов оркестра в России. — На днях в Петрограде состоится общее собрание «Общества взаимопомощи оркестровых музыкантов», на котором должны быть избраны: новый председатель, члены правления и комитет уполномоченных. От нового состава правления зависит судьба многих семейств артистов оркестра, жаждущих материального улучшения.  На комитет возложена будет обязанность меры к поднятию обесцененного оркестрового труда, от которого главное зло и происходит. — От материального благосостояния артистов оркестра зависит процветание симфонической музыки.

Свободный художник Б. Кузьминер

(РМГ, 1917, № 6, 5–11 февраля, стлб. 170-174).