You have no items in your cart.
Рифма в 100 лет: 1916 – 2016
Итоги оперного сезона 1915—1916 гг в Москве
«Второй “военный” сезон еще меньше, чем первый, отличался от обычной нормы; почти не было патриотических манифестаций: даже ставшее в прошлом году традиционным исполнение гимнов в Большом театре было еще осенью отменено. Если и отличался чем истекший сезон от всякого другого, благодаря войне, то лишь отсутствием в репертуаре опер немецких композиторов, на долю которых, впрочем, и до войны выпадала очень небольшая цифра представлений. Но зато военные события отразились на посещаемости театров. Увеличение посещаемости можно было заметить еще и в прошлом году; в истекшем же сезоне двери театров буквально ломились от публики, и самые рядовые спектакли проходили с аншлагом. Причин такого явления было, очевидно, много — и сильное увеличение населения Москвы, присутствие беженцев и большого количества военных, и улучшение материального благосостояния известных классов общества, и, возможно, психологическая потребность уйти от ужасов действительности в мир звуков.
К сожалению, блестящий в материальном отношении сезон не дал ничего особо интересного в отношении эстетическом и поэтому должен быть отнесен к числу довольно бледных сезонов.
Большой театр, как и в предыдущие годы, часто радовал прекрасным музыкальным исполнением, но ни на шаг не приблизился к осуществлению идеала истинно художественного воспроизведения оперы, как музыкально-синтетического произведения. Новых (и то лишь относительно) постановок можно указать только две — “Царскую невесту” и “Чародейку”. Первая из названных опер была поставлена и исполнена довольно хорошо, но, к сожалению, слишком редко шла, отчасти благодаря временной болезни прекрасной исполнительницы главной партии — Неждановой, отчасти — неизвестно почему. Вторая постановка — “Чародейка” — тоже недурно выполненная — едва ли была необходима, хотя я и не склонен разделять мнения лиц, считающих “Чародейку” едва ли не худшей оперой Чайковского, лишенной всяких музыкальных ценностей.
Интересным новшеством был задуманный абонементный цикл из 7 опер Н.А. Римского-Корсакова. Должны были идти: “Майская ночь”, “Снегурочка”, “Ночь перед Рождеством”, “Садко”, “Царская невеста”, “Сказка о царе Салтане” и “Сказание о граде Китеже”. К сожалению, и корсаковский цикл далеко не оправдал даже тех ожиданий, которые все-таки можно было на него возлагать. Во-первых, многие спектакли, особенно “Майская ночь” и “Садко”, шли с очень серым составом исполнителей, слабее даже, чем в обычные спектакли среди сезона; во-вторых, оперы давались не в хронологической последовательности, как естественно было бы ожидать, и что не представляло никаких особых трудностей для дирекции; в-третьих, цикл остался незаконченным, и самая интересна я пос тановка — наконец-то возвращающийся в репертуар Большого театра “Китеж” — не была выполнена, и перенесена на следующий сезон!
Наибольший интерес из спектаклей корсаковского цикла представляла, пожалуй, возобновленная “Снегурочка”, в которой наряду с очень хорошим исполнением надо отметить очаровательные декорации и мастерскую постановку некоторых сцен (особенно сцены таяния Снегурочки; эту сцену надо признать крупной победой режиссуры Большого театра: не было традиционно нелепого опускания Снегурочки в люк, а достигалась почти полная иллюзия таяния на глазах публики, благодаря мастерски использованному белому покрывалу). Но… “Снегурочка” была исполнена всего лишь 2 раза. Как это типично для казенной оперы!»
Опубликован фрагмент статьи. Полностью эту статью и другие материалы читайте в бумажной версии газеты МО № 7 (400) 2016.
Дорогие друзья!
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Поддержите газету!
Большой театр
«Цифровые итоги сезона в Большом театре следующие. Всего было дано 175 спектаклей оперных; из них 30 — дневных. Балетных спектаклей было 60; из них 6 — дневных. Как и прежде, целый ряд праздничных утренников и несколько суббот оставались незанятыми спектаклями. Таких “пропусков” за сезон было 20».
Опера
«Репертуар состоял из 25 опер: русских 16, иностранных 9.
На долю русских пришлось 117 спектаклей, на долю иностранных — 65; из иностранных спектаклей на долю итальянской музыки — 18 сп., остальные — на долю французской.
По числу представлений оперы распределяются так:
- Пиковая дама — 16 раз
- Травиата — 15
- Садко — 13
- Кармен, Гугеноты, Ночь перед Рождеством, Царь Салтан —по 11
- Жизнь за Царя, Евгений Онегин — по 10
- Манон (Массне) — 9
- Чародейка — 8
- Хованщина, Дубровский — по 7
- Русалка, Царская невеста, Демон — по 6
- Риголетто, Дон Кихот — по 3
- Снегурочка, Лакмэ, Майская ночь, Ромео и Джульетта, Искатели жемчуга — по 2
- Борис Годунов — 1
- Запорожец за Дунаем — 1 раз (был поставлен для благотворительного спектакля)
Как на совершенно непонятную странность, надо указать на исчезновение из репертуара “Руслана и Людмилы”, из которого был лишь один раз в благотворительном спектакле исполнен 1-й акт, и “Князя Игоря”, только что возобновленного в прошлом сезоне. Авторы опер, исполнявшихся в Большом театре, по числу представлений, пришедшихся на долю каждого, распределяются так:
- Римский-Корсаков — 45 спектаклей
- Чайковский — 34
- Верди — 18
- Бизе — 13
- Массне — 12
- Мейербер — 11
- Глинка — 10
- Мусоргский — 8
- Направник — 7
- Рубинштейн, Даргомыжский — по 6
- Гуно, Делиб — по 2
- Артемовский — 1
По числу опер композиторы распределяются так:
- Римский-Корсаков — 6 опер
- Чайковский — 3
- Мусоргский, Бизе, Верди, Массне — по 2
- Глинка, Даргомыжский, Направник, Рубинштейн, Гуно, Делиб, Мейербер и Артемовский — по 1 опере».
Балет
«В балете своеобразными новинками за истекший сезон были “Шопениана”, шедшая под названием “Эвника и Петроний” и инсценированная Пятая симфония Глазунова. Следует также отметить возобновленную “Тщетную предосторожность”. Давали следующие балеты:
- Конец-Горбунок — 15 раз и 1 раз отдельно 6 картина
- Корсар — 8 раз
- Спящая красавица, Эвника и Петроний — по 7
- Дон Кихот — 6
- Танцы народов — 5
- Любовь быстра, Коппелия, Жизель — по 4
- Лебединое озеро — 3
- Тщетная предосторожность, Волшебное зеркало, Карнавал, Пятая симфония Глазунова — по 2
Композиторы балетов, за исключением “Корсара”, “Карнавала” и “Танцев народов”, составленных из отдельных номеров, принадлежащих разным композиторам, распределяются так:
- Пуни — 15 раз
- Чайковский — 10
- Шопен — 7
- Минкус — 6
- Григ, Адам и Делиб — по 4
- Гертель, Глазунов, Корещенко — по 2».
Опубликован фрагмент статьи. Полностью эту статью и другие материалы читайте в бумажной версии газеты МО № 7 (400) 2016.
Дорогие друзья!
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Поддержите газету!