Простая молитва

24 октября 2016 весь мир отметил юбилей Софии Асгатовны Губайдулиной
Простая молитва

В течение 2016–2017 гг. юбилейные концерты композитора проходят в Германии (Берлин, Дрезден, Эссен, Мюнхен, Гамбург, Ганновер), Нидерландах (Тилбург, Утрехт, Эйндховен), Эстонии (Таллинн, Тарту), Дании (Эсбьерг), Финляндии (Хельсинки), Латвии (Цесис), Австрии (Инсбрук), Польше (Катовице), Чехии (Градец-Кралове), США (Нью-Йорк, Бостон) и других странах и городах мира на разных континентах.

Сезон Губайдулиной

В России юбилейные авторские концерты прошли в Москве и Казани. В Москве 24 октября, в день юбилея С. Губайдулиной, состоялся концерт в Малом зале консерватории, на котором присутствовала автор.

26 октября в Камерном зале филармонии и 28 октября — концерты, организованные газетой «Музыкальное обозрение» с участием Московского ансамбля современной музыки. Ведущий концертов — главный редактор «МО» Андрей Устинов. Произведения С. Губайдулиной исполнялись на фестивалях «Московский форум» (октябрь) и «Московская осень» (ноябрь).

28 октября на фестивале Concordia имени С. Губайдулиной в Казани состоялся концерт ГСО Республики Татарстан под управлением А. Сладковского, солист Ю. Башмет.

В рамках фестиваля «Те salutant, Sofia!», проведенного Мэрией города Казани и Центром современной музыки Софии Губайдулиной, 3 ноября прошел юбилейный концерт в Казанской Ратуше.

Также в Казани состоялась творческая встреча с композитором, концерт «В гостях у маленькой Софии» в ДМШ № 1, гостем которого была С. Губайдулина.

В декабре прошли два концерта-приношения Губайдулиной — «“Под знаком Софии”. Премьеры композиторов России» с участием Московского ансамбля современной музыки: 2 декабря в Казани и 5-го — в Москве, в Камерном зале филармонии.

Программу составили сочинения С. Губайдулиной («Размышление о хорале И.С. Баха “И вот я пред троном твоим”» для клавесина, 2-х скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Reflections on the theme B-A-C-H для струнного квартета), Д. Курляндского (Caprice 2 для двух скрипок), О. Раевой («Гимн» для виолончели соло), Э. Низамова (Sapientia для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели), А. Галимовой («Ветер» для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели), М. Хоссейни (Owshari для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели), Г. Дорохова («Четыре Рубаи Омара Хайяма» для баса, кларнета и скрипки).

Музыка С. Губайдулиной в исполнении солистов МАСМ звучала и на заключительном концерте VII фестиваля «Кружева» в Вологде 2 октября: In Croce в переложении для виолончели и баяна (Илья Рубинштейн и Сергей Чирков). Были показаны фрагменты анимационного фильма «Маугли», музыку к которому написала С. Губайдулина.

В день юбилея Софии Губайдулиной на интернет-радио «Мариинский FM» весь день звучали сочинения композитора. Особым событием дня стала запись мировой премьеры одного из последних творений Софии Губайдулиной — оратории «О любви и ненависти» для солистов, двух хоров и оркестра, осуществленная 14 октября этого года в Таллине под управлением Андреса Мустонена. Ряд сочинений предваряются фрагментами записи интервью с Софией Губайдулиной.

Конкурс

С 25 октября по 1 ноября 2016 в Казани проходил Третий Международный конкурс пианистов имени Софии Губайдулиной, учредитель которого — Казанская консерватория. Конкурс проводится в юбилейные годы Софии Асгатовны (впервые в 2006). Конкурс проводится в три тура (финал с оркестром), в числе обязательных сочинений I тура — «Инвенция» Губайдулиной, II тура — Соната или Чакона.

В этом году в конкурсе приняли участие 12 человек. Обладателем I премии стала студентка Казанской консерватории Екатерина Чеботарева (класс проф. Эльфии Бурнашевой). Обладателем спецприза жюри «За лучшее исполнение Чаконы Губайдулиной» стал Даниил Малюта (также студент Э. Бурнашевой в КГК).

София Губайдулина и «Музыкальное обозрение»

В честь юбилея Софии Губайдулиной прошел Всероссийский фестиваль. Он проводился при поддержке Министерства культуры РФ. Организатор и главный информационный партнер Проекта — национальная газета «Музыкальное обозрение», которая является одним из ведущих пропагандистов творчества Софии Губайдулиной в современной России. Газета приняла активное участие в проведении фестиваля к 80-летию композитора в Московской государственной академической филармонии: в ноябре 2011 С. Губайдулина была участником абонемента «Персона — композитор» в Камерном зале МГАФ (автор и ведущий абонемента — главный редактор «МО» А. Устинов).

В 2014 С. Губайдулина поздравила газету с юбилейной датой: «25-летие такой славной газеты — большое событие.

Для меня очень важно, что существует такой проект громадной активности и оригинальности. Все события окрашены свежей необычной мыслью. Газета очень профессиональна, и самое драгоценное ее качество — широкий охват интересов.

Сейчас важен именно такой интерес, такая масштабная заинтересованность не только в том, чтобы развлекать, но еще и вовлекать в серьезное искусство.

Мы переживаем сейчас довольно сложное время: цивилизация пришла к такому состоянию, когда больше ценится развлечение. Развлекать или увлекать — это два разных вида искусства.

И газета «Музыкальное обозрение» как раз имеет такой широкий масштаб, более широкий взгляд, чем обычно, что для меня очень дорого и ценно. Газета заинтересована в том, чтобы поощрять, заинтересовывать публику, читателей, слушателей газета делает очень важное дело».

София Губайдулина — дважды лауреат Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» (2006 и 2011) в номинации «Композитор года».

Мировая премьера

24 октября, в день 85-летия Софии Губайдулиной, в Малом зале Московской консерватории состоялась мировая премьера ее сочинения «Простая молитва» для чтеца, двух виолончелей, контрабаса, фортепиано и ударных. Ее исполнили Владимир Тонха (виолончель, чтение), которому посвящено произведение; Владислав Провотарь (виолончель), Денис Бурштейн (фортепиано), Артур Панагов (контрабас), Дмитрий Машко, Даниил Беликов (ударные).

«Простая молитва» — камерный вариант оратории «О любви и ненависти». Премьера заключительной части этого сочинения состоялась под управлением А. Мустонена в Дрездене (Фрауэнкирхе) в апреле 2015. Финальная часть чрезвычайно важна для концепции произведения, поскольку содержит единение многих языков: итальянского, английского, немецкого, русского, для исполнения в Татарстане — и татарского. Использовались тексты Франциска Ассизского (на его тексты написано и одно из самых известных сочинений Губайдулиной — «Sonnengesang»). 14 октября 2016 состоялась мировая премьера оратории в Таллинне силами эстонских коллективов и солистов (дирижер А. Мустонен), 30–31 октября и 1 ноября — в Дрездене (Саксонская государственная капелла, дирижер Омер Мейр Веллбер).

В.Н. Холопова: «Камерный вариант произведения — “Простая молитва” — возник в результате особого духовного замысла, чрезвычайно увлекшего композитора. Она обратила внимание на необычный жанр мессы — messa bassa: служба без пения, когда один и тот же музыкант играет и говорит. Автор подчеркивает, что для нее здесь осуществляется попытка, проба неизведанного жанра. Ей вспомнилась ситуация, когда в ее сочинении “Теперь всегда снега” очень значительный стихотворный фрагмент Геннадия Айги с огромным впечатлением на публику прочел виолончелист Владимир Тонха. От этого момента протянулась нить и к “Простой молитве”: чтение духовного текста было поручено как раз Тонха, ему же было посвящено и все это камерное произведение.

По идее Губайдулиной, слово стало главным смысловым началом в “Простой молитве”. А тексты (присутствующие также и в “О любви и ненависти”) она взяла из самых разных источников, дав все на русском языке: из сборника “Ирландские молитвы”, многих псалмов, сборника “Gotteslob”, “Молитвослова”, “Песни песней”. Некоторые слова автор музыки добавила сама. А в итоге, как текст текстов, она вознесла ту “Простую молитву”, которую много лет считали сочинением Франциска Ассизского (хотя авторство до сих пор не установлено):

Боже! Помоги мне
не в том, чтобы меня утешали.
Но: чтобы я мог утешить.
Не в том, чтобы меня понимали.
Но: чтобы я понимал…
Не в том, чтобы меня любили.
Но: чтобы я любил…»