Продолжаются съемки пятого сезона проекта «Большая опера»

Продолжаются съемки пятого сезона проекта «Большая опера»
На телеканале «Россия Культура» состоялись съемки третьей и четвертой программ проекта «Большая опера». Тема третьей программы — «Русская опера». Тема четвертой программы – «Оперные дуэты».

В проекте произошли изменения: появились Ансамбль солистов «Эрмитаж» и дирижер Эйюб Кулиев (Азербайджан), заслуженный артист Азербайджана, дирижер Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов.

Изменения коснулись и состава жюри: к Бруно Пратико (бас-баритон, Италия), Гвинет Джонс (сопрано, Великобритания) и Дмитрию Бертману (художественный руководитель театра «Геликон-опера», Россия) присоединилась сопрано Кристине Ополайс (Латвия), которая поет в ведущих оперных театрах мира — в Венской и Берлинской опере, Миланском Ла Скала, в Ковент-Гарден и Метрополитен.

Заступив на «должность» члена жюри, Ополайс тут же отметила, что ей не нравится роль судьи: «Я не люблю оценивать и решать судьбу певцов, так как сама в свое время никогда успешно не прошла ни одного прослушивания и даже не вышла в финал ни одного конкурса. Поэтому тем, кто выбывает, я советую не обращать внимание на неудачу, а просто пройти через этот опыт».

Каждая программа представляет новую страну, эпоху или жанр, и, как отмечают сами конкурсанты и некоторые члены жюри, до участия в проекте многие участники не имели столь обширного репертуара. Нужна огромная дисциплина, чтобы пройти в следующий раунд, ведь судьи оценивают не только вокальное мастерство. Например, для Кристине Ополайс важна харизма, личность, персональность: «Мне нравятся артисты, которые не просто технические (техника важна по умолчанию), а эмоциональные. Голос должен выходить через эмоцию, а эмоция через голос».

Дмитрий Бертман считает, что, даже несмотря на наличие выдающихся вокальных данных, исполнение может быть плохим: «Есть огромное количество певцов, которые от природы не обладают прекрасными данными, но усердная работа сделала из них хороших артистов, а есть и такие, кто при наличии великолепного голоса молниеносно укорачивал свою карьеру».

Все судьи как один заявляют, что для них является невероятно сложным говорить участникам «нет». Но по условиям проекта это делать необходимо. В третьем выпуске приняли участие только 9 конкурсантов, в четвертом8. Участников ждали новые партии, костюмы, режиссерские решения. К новым ролям конкурсанты готовились очень серьезно: читали литературные первоисточники, слушали исполнения великих певцов, брали уроки у преподавателей. Создавать новые образы им помогала целая группа профессионалов.

«Этот сезон юбилейный, пятый, и хочется попробовать то, чего мы еще не пробовали в предыдущих сезонах, — рассказывает режиссер проекта Кирилл Сбитнев. — Прежде чем создать тот или иной образ, мы обращаем внимание на темы программ, на арии, которые исполняют участники и стараемся из этого выудить человеческую историю, чтобы у нас на сцене были живые люди и чтобы они рассказывали зрителям простые и понятные истории».

Но свою задачу режиссер видит не только в этом. Все его решения нацелены на «взрыв» оперного контекста, на то, чтобы отойти от оперных клише и выдать нечто новое, совсем отличное от оригинала. Придумывая новый образ на «старую музыку», он, зачастую, совмещает несовместимое, и это выбивает конкурсантов из зоны комфорта, но вместе с тем дает им живую искру для выступления на сцене.

Состязание всегда драматично. Не все участники принимают режиссерские решения, вживаются в предложенные образы, тем более что делать это надо быстро и органично. Так случилось с участницей из Узбекистана Барно Исматуллаевой и певцом из Казахстана Азатом Маликом. «Мне новые сценические образы иногда помогали, но часто мешали пению, потому что они противоречили тому, что было задумано композитором», — рассказал Азат Малик.

В четвертой программе в паре с участниками выступили приглашенные певцы — солисты Большого театра России Николай Диденко, Ольга Селиверстова, Юлия Мазурова, солистка Московского театра «Новая Опера» Юлия Меннибаева, а также вокалисты из Грузии, Казахстана, Армении, Узбекистана.

Среди гостей была и победительница третьего сезона проекта Салтанат Ахметова, которая отметила, что на «Большой опере» она приобрела Большой опыт.

Свой опыт на проекте обретают не только участники, но и члены жюри, а также большая команда профессионалов, которые с каждой новой программой только совершенствуют свое мастерство.

«Когда кажется, что и второе, и третье дыхание уже прошло, раскрывается десятое, — говорит Кирилл Сбитнев, — поэтому каждая программа как новый вздох, новый полет, и мы все находимся в ожидании этих полетов».

Съемки следующих выпусков проекта состоятся 21, 22, 23 и 24 октября на киностудии «Мосфильм».