Премия национальной газеты «Музыкальное обозрение» 2014

События и персоны
Музыкальные итоги 2014
Премия национальной газеты «Музыкальное обозрение» 2014

С 1995 года, 20 лет, национальная газета «Музыкальное обозрение» представляет премию «События и персоны года».

Это единственная в России профессиональная премия в области академической музыки.

Лауреаты газеты — выдающиеся музыканты, музыкальные и общественные деятели, руководители регионов, внесшие значительный вклад в развитие музыкальной культуры. За 20 лет в рейтинге «МО» отмечены события, организации, проекты, спектакли, фестивали…

Все это — заметные, яркие страницы истории и музыкальной культуры России.

.

События года

ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ И ЗАКРЫТИЯ ЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР И ПАРАЛИМПИЙСКИХ ИГР В СОЧИ

Продюсер и автор сценария Константин Эрнст
Режиссер и автор сценария Андрей Болтенко
Художник и автор сценария Георгий Цыпин

НОВЫЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ «ФИЛАРМОНИЯ-2»

Руководитель и куратор проекта реконструкции —
генеральный директор МГАФ Алексей Шалашов

.

Персоны года

Владимир ЮРОВСКИЙ

Художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России имени Е.Ф. Светланова
Концертные программы 2014 года

Рашит НИГАМАТУЛЛИН

Художественный руководитель и главный дирижер Симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии

Юлия ЛЕЖНЕВА

Певица
Концертные программы 2014 года

Лев ШУГОМ

Ректор Саратовской государственной консерватории (академии) имени Л.В. Собинова

Борис МЕЗДРИЧ

Директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета

Андрей ШИШКИН

Куратор проекта «Сатьяграха» (постановка оперы Филиппа Гласса «Сатьяграха» на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета)
Директор Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета

.

Театр года

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР НОВАЯ ОПЕРА имени Е.В. КОЛОБОВА

Директор театра Дмитрий Сибирцев

.

Спектакль года — балет

«ТАТЬЯНА»

Спектакль Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко
Хореограф Джон НОЙМАЙЕР
Композитор Лера АУЭРБАХ
Продюсер Ирина ЧЕРНОМУРОВА

«ЦВЕТОДЕЛИКА»
«МИМОЛЕТНОСТИ»

Спектакли Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета
Хореограф Вячеслав САМОДУРОВ

.

Спектакль года — опера

Рихард Вагнер. «ТАНГЕЙЗЕР»

Спектакль Новосибирского государственного академического театра оперы и балета
Музыкальный руководитель и дирижер Айнарс РУБИКИС
Режиссер Тимофей КУЛЯБИН

.

Книги

Светлана ЛЕВИТ

Куратор издательских проектов
Ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН

.

Номинация «Лучшая научная монография в области музыкальной советологии»
Раку М. Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи. – М.: НЛО, 2014. – 720 с. Тираж 1500 экз.

Номинация «Возвращенное наследие»
Юзефович В. Сергей Кусевицкий. Годы в Париже. Между Россией и Америкой. М. – СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2014. – 488 с. Тираж 2000 экз.

Номинация «История русской музыки. XIX век»
Лобанкова Е. Национальные мифы в русской музыкальной культуре от Глинки до Скрябина. Историко-социологические очерки. – СПб.: Издательство им. Н.И. Новикова, 2014. — 416 с. Тираж 2000 экз.

Номинация «Визуальная музыка»
Устинов А. «Instrumentarium». Фотоальбом. — М. — СПб.: Композитор — Санкт-Петербург, 2014. — 108 с., 186 ил. Тираж 999 экз.

Номинация «Музыкальная летопись»
Международный конкурс имени П. И. Чайковского: Хроника событий. Факты. Интервью. Комментарии / Ред.-сост. Е. Ключникова, П. Райгородский, А. Устинов. – М. – СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2014. – 444 с., 80 ил. Тираж 1000 экз.

Номинация «О музыке для детей»­
Пекарский М. Бей в барабаны и не бойся! Истории дядюшки Римуса (серия «О музыке просто»). – М.: Арт-Волхонка, 2014. – 72 с. Тираж 2000 экз.

.

Событие года

ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ И ЗАКРЫТИЯ ЗИМНИХ ОЛИМПИЙСКИХ И ПАРАЛИМПИЙСКИХ ИГР В СОЧИ

Продюсер и автор сценария Константин Эрнст
Режиссер и автор сценария Андрей Болтенко
Художник и автор сценария Георгий Цыпин

[rev_slider olimpiada]

Самое яркое, эффектное, всеобъемлющее, технически-совершенное музыкально-театральное событие, которое впервые представило всему миру под эгидой музыки, театра, литературы, визуальных искусств и спорта все достижения русской культуры за ее многовековую историю.

Церемонии Олимпиады в Сочи, продолжающие традиции грандиозных праздников и парадов — от Римской империи и до шествий на Красной площади, являют собой пример самого зрелищного вида искусства, где эффекты продуманы до мелочей, а совершенство технических конструкций, мультимедийных технологий не знают примеров в современном культурном процессе. Благодаря грандиозному масштабу и высочайшему статусу Олимпийских Игр впервые русская музыка — и народная традиционная культура, и профессиональная академическая традиция, и лучшие эстрадные песни — была услышана многомиллионной публикой, став частью самого массового, планетарного вида искусства.

Охват музыкальной классики за два века: П. Чайковский, М. Мусоргский, А. Бородин, С. Рахманинов, И. Стравинский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, Г. Свиридов, А. Артемьев, А. Хачатурян, А. Шнитке, В. Соловьев-Седой, Е. Дога, А. Пахмутова…

В церемониях участвовали самые знаменитые музыканты страны: певицы А. Нетребко, Х. Герзмава, М. Гулегина, дирижеры Ю. Башмет, В. Гергиев, В. Спиваков, балерины и танцоры Д. Вишнева, С. Захарова, В. Васильев, пианист Д. Мацуев. Большой и Мариинский театры. Симфонические оркестры. Тысячный сводный детский хор. Хор Московского Сретенского монастыря. Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Шоу барабанщиков Московского военного музыкального училища. Капелла Юрлова, Хор Пятницкого, Кубанский казачий хор, сводный хор Всероссийского хорового общества.

В спектаклях открытия и закрытия Олимпиады приняли участие 12 тысяч человек, в том числе 3 тысячи артистов.

Церемонии были доступны для просмотра через любой вид масс-медиа — от присутствия на стадионах, прямых трансляций на ТВ, радио, планшетов до записей на YouTube — их посмотрели около трех миллиардов телезрителей.

.

Событие года

НОВЫЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ «ФИЛАРМОНИЯ- 2»

(Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, дом 1)
Руководитель и куратор проекта реконструкции —
генеральный директор МГАФ Алексей Шалашов

[rev_slider filarmonia]

В Москве появился новый концертный зал великолепного европейского уровня.

Вопрос о реконструкции Концертного зала в Олимпийской деревне и создании комплекса «Филармония-2» был решен в кратчайшие сроки.

В сентябре 2013 В. Мединский на встрече с деятелями искусства объявил о том, что зал передается Московской филармонии, и «это будет большой возрожденный концертный комплекс в Олимпийской деревне на юго-западе Москвы». Летом 2014 Минкульт официально передал помещение от Театра В. Назарова Московской филармонии.

Работы по реконструкции и вводу в эксплуатацию нового зала возглавил директор Московской филармонии А. Шалашов. Реализация проекта, который был сделан за два месяца, началась в августе. Работы по созданию акустики вела немецкая компания «Mueller BBM», которая в 2000-х по приглашению А. Шалашова занималась усовершенствованием акустики Концертного зала им. П.И. Чайковского.

В конце ноября в зале прошли первые концерты. Официальное открытие состоялось 23 декабря, в присутствии вице-премьера О. Голодец и министра культуры В. Мединского, который объявил, что зал будет носить имя С.В. Рахманинова.

Благодаря возможностям и ресурсам Московской филармонии афиша нового зала сразу же наполнилась абонементными программами, здесь уже выступили ведущие оркестры и солисты: Б. Березовский, Н. Луганский, Д. Мацуев. Зал мгновенно покоряет великолепной атмосферой, комфортом, интерьерами и что особенно важно — акустикой. Уже первые концерты в новом зале показали, что по акустическим свойствам, по звучанию любого состава исполнителей — от солиста-пианиста до симфонического оркестра — он стоит вровень с лучшими российскими залами, построенными в последние годы: Концертным залом Мариинского театра («Мариинский-3») и Концертным залом Омской филармонии, отвечает самым строгим европейским стандартам и требованиям.

Новый концертный зал вмещает 1000 слушателей. В недалеком будущем в здании будут построены еще два зала: камерный и кинозал. Комплекс станет центром культурной жизни огромной территории: московского юго-запада и Новой Москвы.

.

Персона года

Владимир ЮРОВСКИЙ

Художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова
Концертные программы 2014 года

[rev_slider yurovski]

Музыкант-просветитель, музыкант-интеллектуал, В. Юровский за три года руководства Госоркестром вывел коллектив на позиции первого оркестра страны, каким он был при Е.Ф. Светланове. Он предлагает коллективу глубоко продуманную репертуарную политику, креативные композиционные идеи. Программы и проекты оркестра последних лет отличаются свежестью, оригинальностью, чрезвычайно широким диапазоном эпох и стилей — от мотетов Г. Шютца до «Обыкновенного чуда» Г. Гладкова. Это касается и программ самого Юровского, и приглашаемых им дирижеров. К примеру, второй сезон подряд с оркестром выступает Р. Бухбиндер (2013 — все концерты Бетховена, 2014 — 6 концертов Моцарта).

Каждая программа Госоркестра имеет под собой особую культурологическую, историческую почву, будь то посвящение военным событиям ХХ века или определенной эпохе, преемственность традиций той или иной культуры, рассмотрение ее в исторической ретроспективе и перспективе. В то же время всегда присутствует актуализация, акценты дня сегодняшнего, тонкие связи и созвучия: к примеру, линия немецкой традиции (мотеты Шютца, Немецкий реквием Брамса и «Экклезиастическое действо» Циммермана или же «Уцелевший из Варшавы» и 9-я симфония Бетховена); 100-летие Первой мировой войны (Яначек, Дебюсси, Лядов, 4-я симфония Мясковского, скрипичный концерт Г. Прокофьева); 38-я симфония Гайдна, 2-й скрипичный концерт Прокофьева, 7-я симфония Брукнера. Такие монументальные полотна, как «Саломея» Штрауса, 9-я симфония Малера; Реквием Верди, «Прометей» Орфа.

Деятельность Юровского — особый род миссионерства в музыке. Свою миссию маэстро видит в том, чтобы всесторонне открыть слушателям исполняемые сочинения, предлагает собственное толкование того или иного сочинения, погружает слушателей не только в атмосферу музыки, которая сейчас прозвучит, но и в мир ее автора, и в атмосферу эпохи. Он возродил практику выступлений со вступительными словами к концертным программам и ввел практику встреч и бесед после концерта.

Заметным событием филармонической афиши стал ежегодный авторский проект дирижера: цикл летних просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает» (в 2013 он был посвящен сказке в различных проявлениях, в 2014 героем цикла стал Прометей, тема концертов 2015 — «Война и мир. Музыка 1930-х–1940-х годов и Вторая мировая война»).

Юровский фактически взял на себя кураторство фестиваля современной музыки «Другое пространство», став одним из «локомотивов» в продвижении современной музыки.

В 2014 В. Юровский впервые вышел с Госоркестром на всероссийскую сцену, совершив турне по маршруту Тюмень — Челябинск — Екатеринбург (выступление на III Симфоническом форуме России) — Пермь; совершил турне по Германии (солистка Ю. Фишер, скрипка)

С Лондонским филармоническим оркестром В. Юровский выступил на Пятом фестивале М. Ростроповича, исполнив «Военный реквием» Бриттена.

.

Персона года

Рашит НИГАМАТУЛЛИН

Художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии

.

[rev_slider nigamat]

Рашит Нигаматуллин достиг в 2014 году с оркестром Белгородской филармонии ярких творческих вершин.

В сезоне 2013–2014 Р. Нигаматуллин отметил 55-летие, оркестр — 20- летие. В городе, где нет музыкального вуза, в отсутствие традиций академического музыкального искусства, создать и взрастить сильный и конкурентоспособный симфонический оркестр — сложная задача. Эта задача была успешно решена в недрах филармонии (главная заслуга в этом принадлежит ее многолетнему директору и художественному руководителю И. Трунову), при поддержке губернатора Е. Савченко и при непосредственном участии Р. Нигаматуллина.

Дирижер работает с коллективом с 1995, с 2006 — главный дирижер и художественный руководитель. За прошедшие годы обновился состав оркестра, расширился и стал более масштабным репертуар, в котором — все симфонии и концерты Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова, почти все — Малера (кроме 7-й и 8-й), симфонии и крупные симфонические партитуры Гайдна, Моцарта, Брукнера, Р. Штрауса, Равеля, Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, оперы, оратории, кантаты.
Оркестр под управлением Р. Нигаматуллина представил премьеры «Реквиема» Верди, 9-й симфонии Малера, 4-й Прокофьева, «Альпийской симфонии» Р. Штрауса, Фортепианного концерта Барбера, программу из премьерных исполнений сочинений Р. Калимуллина, В. Казенина и А. Соге.

1 октября оркестр принял участие в фестивале «Музыкальное обозрение-25», исполнив сочинения Россини, Грига, Прокофьева и Шостаковича из проекта ор. 25.

Важнейшее направление деятельности оркестра и его маэстро — исполнение музыки современных российских композиторов, участие в концертах и фестивалях современной музыки.

Достижения оркестра отмечены на всероссийском уровне. В 2012 он был приглашен участвовать во II Симфоническом форуме России в Екатеринбурге. В июле 2014 впервые выступил в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, а 15 октября 2014 принял участие в абонементе МГАФ «Шедевры русской симфонической музыки» в КЗЧ.

Эти выступления позволяют говорить о Белгородском оркестре, как о зрелом коллективе, способном под руководством маэстро Р. Нигаматуллина решать творческие задачи любой сложности.

.

Персона года

Юлия ЛЕЖНЕВА

Певица
Концертные программы 2014 года

[rev_slider lezhneva]

Юлию Лежневу называют «русским чудом», новой Чечилией Бартоли. Уроженка Южно-Сахалинска, она в очень юном возрасте уехала учиться в Москву, а затем в Европу, где ее талант давно уже получил признание. В прошлом году Лежнева своей яркой индивидуальностью, голосом редкой красоты и обаяния, благородным и изысканным артистизмом, высочайшей культурой пения, чистотой стиля, окончательно покорила Россию.

За год — с декабря 2013 по ноябрь 2014 — Лежнева выступила с сольными концертами в Санкт-Петербургской филармонии, на фестивале «Декабрьские вечера», открывала своими концертами фестивали «Опера априори» (февраль, БЗК) «Шедевры барокко в Архангельском» (июнь), «Барокко. Путешествие» (октябрь, Большой театр), спела в российской премьере оперы «Алессандро» Генделя (сентябрь, КЗЧ), Реквиеме Дж.  Тавенера (в рамках конференции «От Тавернера к Тавенеру: пять веков английской духовной музыки», сентябрь, БЗК), в двух юбилейных концертах Е. Образцовой в Большом театре (50-летие творческой деятельности и 75- летие со дня рождения).

В течение года певица была удостоена трех престижных премий: ICMA (International Classical Music Awards) по номинации «Барочный вокал», за запись произведений Перголези с контртенором Ф Жарусски, Хором радио и телевидения Итальянской Швейцарии и оркестром I Barocchisti под управлением Д. Фасолиса (Erato); австралийской премии Helpmann Awards в номинации Best Individual Classical Performance за концерт на барочном фестивале в г. Хобарт; «Diapason d’Or» за запись оперы Хассе «Siroe» с оркестром Armonia Atenea, дир. Г. Петру (Decca).

В июне 2015 Лежневой предстоит дебют в лондонском театре Ковент Гарден (Церлина в «Дон Жуане» Моцарта).

.

Персона года

Лев ШУГОМ

Ректор Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В. Собинова

[rev_slider shugom]

Талантливый музыкант, концертирующий пианист, педагог Лев Шугом избран ректором Саратовской консерватории — третьей в России по времени создания — в 2009 году. На этом посту он проявил себя как креативный менеджер, организатор учебного и творческого процесса. Ему удалось сделать многое: создать музыкальную школу при вузе, заново отстроить один из концертных залов. В вузе бережно сохраняются и развиваются традиции, поддерживается творческая атмосфера, высокий дух академического музыкального искусства, который всегда был присущ Саратовской консерватории.

В 2012 СГК — старейшая региональная консерватория России — отметила 100-летие. Были проведены концерты в Москве, в Саратове состоялся юбилейный фестиваль и научно-практическая конференция.

С открытием в 2013–2014 учебном году ДМШ при Консерватории образовательный цикл обрел непрерывный, полный и законченный вид: школа — колледж — вуз — аспирантура и ассистентура-стажировка — докторантура.

Постоянно расширятся спектр научной и образовательной деятельности, появляются новые специальности. Ежегодно консерватория выпускает около 120 специалистов, защищается более 10 докторских и кандидатских диссертаций. Успешно функционирует Театральный институт.

В вузе ведется планомерная хозяйственная работа. Накануне юбилея, в 2012, после капитального ремонта и реконструкции заново открыт концертный зал «Театральный», более 10 лет назад сгоревший в результате сильнейшего пожара. Капитально отремонтирован учебный корпус.

После того как в 2010 создано Концертное управление, концертная работа вуза переживает расцвет. Консерватория многие годы поддерживала Саратовскую филармонию. Ее Большой зал на 8 лет, вплоть до окончания реконструкции Концертного зала филармонии, сгоревшего в 2006, стал основной концертной площадкой для Саратовского симфонического оркестра.

Сегодня СГК, вступившая во второй век своей истории, — наиболее динамично развивающаяся музыкальная институция Саратова.

.

Персона года

Борис МЕЗДРИЧ

Директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета

[rev_slider mezdrich]

Борис Мездрич входит в число лидеров и наиболее авторитетных специалистов российской музыкально-театральной жизни и деятельности, в немногочисленный круг элитных руководителей директорского корпуса. Впервые он возглавил Новосибирский оперный в 2002. В 2008–2010 руководил Ярославским драматическим театром им. Ф. Волкова. И хотя говорят, что «нельзя дважды войти в одну реку», — Мездрич вернулся в Новосибирск. Причем в очень сложный для театра период, после неожиданного ухода из жизни Р. Ефремова, его преемника на посту директора НГАТОиБ.

Под руководством Мездрича «Сибирский Колизей» отметил 65-летие (в 2010) и готовится к 70-летию. Каждый сезон театра отмечен громкими премьерами: оперы «Фауст», «Травиата», «Тангейзер», балеты «Весна священная», «Пульчинелла», «Щелкунчик» (на постановку которого администрация региона выделила 40 млн. руб.); «Месса» Бернстайна, «Жанна д’Арк» Оннегера, «Свадебка» Стравинского. Наконец, в 2014 — «Тангейзер», спектакль года по версии газеты «Музыкальное обозрение».

Безусловная удача Б. Мездрича и Новосибирского театра — приглашение на должность музыкального руководителя и главного дирижера А. Рубикиса, одного из самых талантливых маэстро, работающих сегодня в России.

С 2012 развивается совместный проект театра и Оперной студии Новосибирской консерватории, результатом которого стали постановки опер «Мавра» Стравинского, «Джанни Скикки» Пуччини, «Брачный вексель» Россини, «Сначала музыка, потом слова» Сальери, «Человек, который принял жену за шляпу» М. Наймана.

В 2014 театр получил две «Золотые маски» (в категории «оперетта-мюзикл» — А. Рубикис за лучшую работу дирижера и Д. Суслов за лучшую мужскую роль в спектакле «Месса»). И в этом успехе, как и в том, что НГАТОиБ сохраняет и укрепляет позиции ведущего федерального театра оперы и балета, также велика заслуга директора.

.

Персона года

Андрей ШИШКИН

Куратор проекта «Сатьяграха» (постановка оперы Филиппа Гласса «Сатьяграха» на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета)
Директор Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета

[rev_slider shushkin]

Филип Гласс. «Сатьяграха»
Автор текста вокальных партий К. де Йонг
Дирижер О. фон Дохнаньи
Режиссер и сценограф Т. Штрасбергер
Художник по костюмам М. Ульрич
Художник по свету Е.Виноградов
Хормейстер Э. Гайфуллина

Екатеринбургский театр оперы и балета под руководством А. Шишкина каждый сезон представляет яркие оперные спектакли. В 2012 — «Граф Ори» и «Борис Годунов» (оба отмечены как «Спектакли года» в рейтинге «МО»), в 2013 — «Летучий голландец» и «Отелло», в 2014 — «Евгений Онегин».

Но и в этом ряду премьера «Сатьяграхи» — явление исключительное и сенсационное. Опера американского минималиста впервые прозвучала в России, прежде всего, благодаря усилиям директора.

А. Шишкин: «В этом проекте соединились два моих главных увлечения в жизни.  С одной стороны — любовь и привязанность к Индии. Эта страна бесконечна в познании и не перестает поражать меня своими открытиями. Другое мое увлечение — рок-музыка. И этот интерес я пронес через всю жизнь.

Спектакль оригинальный, отличается собственной режиссурой и сценографическим решением и ни в чем не повторяет предыдущие редакции, включая самую успешную, состоявшуюся два года назад в Метрополитен Опера».

Ставила оперу приглашенная Шишкиным команда зарубежных постановщиков (дирижер О. фон Дохнаньи, режиссер Т. Штрасбергер, художник по костюмам М. Ульрич).

«Андрей Шишкин <…> сподвиг артистов на то, чтобы выучить музыкальную глыбину, звучащую более 3 часов, которая построена на однотипных повторяющихся мелодиях-формулах. Да еще на древнем неразговорном языке санскрите, на котором написана главная духовная книга индусов «Бхагават-Гита». Ее тексты и легли в основу «Сатьяграхи»:

«Кто доволен полученным, лишен зависти, одинаково принимает удачу и неудачу, тот к обретенному не привязывается».

«Отрешенный, исполненный религиозной чистоты,
мудрый человек, отринувший сомнения, не гневается на несчастье
и не привязывается к благу».

«Привязываются к деятельности глупцы,
а мудрый должен действовать, стремясь
к единству мира».

«Екатеринбург основательно постарался, чтобы получить имидж авангардистского, прорывного театра европейского уровня, диктующего свой вектор развития. И в то же время заботящегося о своем зрителе – стелет соломку там, где можно «упасть».

<…> Экстравагантный выбор театра <…> оборачивается в контексте истории логичным продолжением, долгой духовной историей и актуальными поисками нравственных идеалов» (МО).

.

Театр года

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР НОВАЯ ОПЕРА имени Е.В. КОЛОБОВА

Директор театра Дмитрий Сибирцев

[rev_slider novaia_opera]

Директор театра Д. Сибирцев (назначен в октябре 2012) и его команда хранят традиции, заложенные основателем Новой оперы Е. Колобовым. В то же время концепция развития театра значительно модернизирована. Существенно обновился репертуар: из порядка 30 названий, составляющих афишу театра, 10 появились, начиная с осени 2012, в т.ч. шесть в 2014: «Свадьба Фигаро», «Ромео и Джульетта», «Поворот винта» Бриттена (прошел два раза) до самых неожиданных «Школа жен» Мартынова, «Дидо» — микст барочной оперы Перселла и опуса минималиста Наймана, «Щелкунчик» на музыку балета Чайковского.

Театр активно развивает фестивальную деятельность. К традиционной «Крещенской неделе» (ныне Крещенский фестиваль в Новой опере) прибавились «Вокальные перекрестки» (впервые прошел в феврале 2014, в этом году фестиваль камерной музыки посвящен 90-летию И. Архиповой) и Фестиваль современной музыки «Сад оперы» (впервые прошел в июне 2014). Событиями становятся и многочисленные концертные проекты, концерты и спектакли в Зеркальном фойе, детские программы и многое другое.

В театре очень сильная по составу вокальная труппа. Музыкальное руководство осуществляет один из самых ярких маэстро, работающих в наши дни в России — Ян Латам-Кениг, под управлением которого больших творческих достижений добился симфонический оркестр.

Уже в этом году стало известно, что театр Новая опера номинирован на международную оперную премию International Opera Awards 2015 в Лондоне в категории «Лучший оперный театр».

.

Спектакль года — балет

«ТАТЬЯНА»

Спектакль Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко
Хореограф Джон НОЙМАЙЕР
Композитор Лера АУЭРБАХ
Продюсер Ирина ЧЕРНОМУРОВА

[rev_slider tatiana]

«Татьяна»
Хореограф Джон Ноймайер
Композитор Лера Ауэрбах
Продюсер Ирина Черномурова
Балет в двух актах (десяти сценах)
Музыка Л. Ауэрбах создана по заказу Гамбургского балета, Гамбургской государственной оперы и МАМТа. Разрешение на исполнение предоставлено музыкальным издательством «Ханс Сикорски ГмбX & Ko. КГ», Гамбург
Хореография, либретто, декорации, костюмы, свет Дж. Ноймайер
Дирижер-постановщик Ф. Коробов
Исполнители: Д. Вишнева, В. Муханова (Татьяна); Д. Соболевский, А. Любимов (Евгений Онегин); А. Бабаев, С. Величко (Ленский); О. Сизых, А. Лименько (Ольга).
Продолжительность 150 мин.
Премьера в Гамбурге 29 июня 2014
Премьера в Москве 7 ноября 2014

Этот спектакль — еще один плод многолетней совместной работы театра и Джона Ноймайера, его третий спектакль в МАМТе: ранее были «Чайка» (2007), «Русалочка» (2011, также на музыку Л. Ауэрбах). В 2012 на сцене МАМТ гастролировал Гамбургский балет со спектаклями «Третья симфония Малера» и «Нижинский».

Совместная постановка МАМТ и Гамбургского балета, «Татьяна» — выдающееся явление балетного искусства XXI века, новый шедевр Ноймайера. Либретто написано Ноймайером по мотивам «Евгения Онегина» Пушкина. Однако он представил свое прочтение романа в стихах Пушкина, открыл в нем завуалированные смыслы.

Джон НОЙМАЙЕР

Д. Ноймайер: «Изначально предполагалось, что проект будет называться «Евгений Онегин», но потом я пришел к названию «Татьяна», что подтверждает в известной мере и великолепная «Пушкинская речь» Достоевского.

После многократного, очень подробного чтения этого произведения становится понятно, что все развитие заключено в Татьяне. Поначалу она тесно связана с миром грез и мечтаний, она парит в другом пространстве, где герои прочитанных ею романов играют важную роль. Такая направленность мысли, тесно связанная с процессом взросления Татьяны, позволяет позже развиться ее невероятной самобытности, удивительно увлекательной и обладающей невероятной напряженностью. Шаг за шагом она отрывается от героев своих романов и достигает поразительной, требующей отваги независимости. Ее поступкам присуще большое мужество. Началом служит пространное письмо к Онегину. Уже в нем заложена огромная сила, которой Онегину никогда не достичь. Но она не останавливается, она развивается дальше».

«Ноймайер заново открыл нам Пушкина, поставив балет о любви и смерти. Он показал неразрывность любви и смерти, прошлого, будущего и настоящего, видений и реальности. В цельности созданного им мира — есть рука гения» (МО).

Джон Ноймайер — выдающийся хореограф современности. Род. в 1942 в Милуоки (США). В 1968 возглавил Балет Франкфурта, где поставил спектакли «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Дафнис и Хлоя».

Начиная с 1973 возглавляет Гамбургский балет. Среди наиболее известных постановок — «Дама с камелиями», «Трамвай Желание», «Пер Гюнт» на музыку А. Шнитке (заказан композитору Гамбургским балетом), «Вацлав», «Нижинский», «Павильон Армиды», «Зимний путь», «Чайка», «Смерть в Венеции», постановки на музыку симфоний Малера, «Страстей по Матфею» Баха, «Реквиема» Моцарта и «Мессии» Генделя и др.

Сотрудничество с Россией, взаимодействие с русской культурой — особая линия в творчестве Ноймайера. Он увлечен русским искусством, Пушкиным, Чеховым, Чайковским, Нижинским; работал с А. Шнитке. Помимо МАМТ, сотрудничал с Большим и Мариинским театрами. Обладатель премий «Золотая маска» (2002), «Бенуа де ля данс» (1992, первый лауреат), кавалер ордена Дружбы (2012). В 2012 70-летию хореографа был посвящен фестиваль «Дягилев P.S.» в Санкт-Петербурге. К юбилею были приурочены гастроли Гамбургского балета на сцене МАМТ.

В 2014 в России поставлен еще один балет Ноймайера — «Дама с камелиями» в Большом театре.

Лера АУЭРБАХ

Русский композитор, пианист, поэт, художник. Род. в 1973 в Челябинске. С 1991 живет попеременно в Нью-Йорке и Гамбурге. Окончила Джульярдскую школу как пианистка и композитор, Высшую школу музыки в Ганновере по классу фортепиано. Выступает как концертирующая пианистка.

Автор более 120 симфонических, вокальных и камерных сочинений, опер и балетов.

Музыку Л. Ауэрбах исполняют Г. Кремер, Л. Кавакос, Г. Капюсон, Х. Хан, Д. Хоуп, Ю. Рахлин, В. Репин, В. Глузман, Н. Ахназарян, Д.  Герингас, Д. Ситковецкий и многие другие известные солисты, оркестры под управлением Н. Ярви, В. Юровского, Ш. Дютуа, К. Эшенбаха, В. Федосеева, А. Борейко.

Балеты и оперы Ауэрбах ставились в театрах Гамбурга, Амстердама, Антверпена, Копенгагена, Берлина, Сан-Франциско, Лос-Анжелеса, Мюнхена, Баден-Бадена, Карлсруэ, Вены, Токио, Осаки, Торонто, Шанхая, Пекина, Москвы, в Линкольн-центре Нью-Йорка.

Записи с ее музыкой выпущены фирмами Deutsche Grammophone, ECM, BIS Records, King Records, Capriccio и др.

В России и США вышло три книги стихов и прозы Л. Ауэрбах: «Сороколуние», «Ступеньки в Вечность» и «Ганноверские тетради». В 2015 выйдет первая книга, написанная ею по-английски. Выступает с поэтическими программами (на русском и английском языках), проводит творческие встречи и дает мастер-классы в ведущих университетах США, Японии и Европы, на фестивалях в Вербье, Аспене, Мальборо, Саппоро и др. Всемирный экономический форум в Давосе (Швейцария) признал ее одним из «Молодых лидеров мира» и регулярно приглашает ее выступать с лекциями и презентациями.

В 2011 в МАМТ поставлен спектакль «Русалочка» Д. Ноймайера с музыкой Л. Ауэрбах. В 2012 в рамках проекта «Опергруппа» также на сцене МАМТ прошла ее опера «Слепые». В ноябре 2014 в концерте НФОР п/у В. Спивакова исполнена пьеса Л. Ауэрбах Eterniday («Вечный день») для струнного оркестра, челесты и большого барабана.

Д. Ноймайер: «Когда я работал над либретто, я черпал знания у Леры. Разумеется, у нее свое мнение о материале, не обязательно совпадающее с моим. Было очень увлекательно слышать многое по-другому, не так, как ожидал, и разбираться в этом. Во всяком случае, эта вовсе не та музыка, которая движется всегда точно в том направлении, которое я хотел бы задать. Она скорее призывает меня вести с ней диалог и прилагать больше хореографических усилий, чтобы ей соответствовать».

Ирина ЧЕРНОМУРОВА

Музыковед, театровед. 17 лет работала начальником отделом международных и общественных связей МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко. Руководила проектами гастролей труппы в России и за рубежом. Инициатор и руководитель обменных гастролей с Гамбургским балетом Д. Ноймайера и Дойче опер ам Райн. Продюсер совместных постановок на сцене театра: опер «Пеллеас и Мелизанда», «Сон в летнюю ночь», «Евгений Онегин», балета «Татьяна». Привлекла к сотрудничеству с театром хореографов И. Килиана, Н. Дуато (впервые в России), Д. Ноймайера. Продюсер проектов балетных постановок «Неаполь», «Майерлинг», «Манон»; оперы «Аида» в режиссуре П. Штайна. С 2014 — начальник отдела перспективного планирования и специальных проектов Большого театра.

И. Черномурова: «Гамбург. 2002 год. Мы сидим на скамейке в замечательном садике Балетной школы под руководством Джона Ноймайера. Первая встреча с Ульрикой Шмидт, директором Гамбургского балета. Ни она, ни я не знали, что этот разговор станет прологом к долгим годам сотрудничества. Вечером — премьера «Чайки». Это была вспышка. До того была влюбленность в постановки Джона Ноймайера («Отелло», «Пер Гюнт», «Дама с камелиями»), а он сам был недосягаем, как бог. После «Чайки» появилось неодолимое желание сделать все возможное или невозможное, чтобы именно этот балет появился на русской сцене и именно в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. И мы решили уговорить его — того, на кого 15 лет взирали только издали.

Балет «Чайка» стал первой работой театра с великим хореографом. Его балет дал труппе крылья, открыл новую эру в жизни танцовщиков. Они поверили в то, что могут работать с любой балетной лексикой, они стали бесстрашны и любопытны. А главное — какое счастье работать с живым хореографом глаза в глаза, рука об руку, энергия к энергии.

После «Чайки» расставаться было нельзя. И опять выбор подсказала новая работа хореографа. Это была премьера «Русалочки» в Копенгагене по случаю открытия нового здания Королевской оперы и балета.

Как только заканчивался проект с Ноймайером, хотелось немедленного продолжения. Общение с великим хореографом стало жизненной необходимостью. Как только уезжали Джон и его команда, танцовщики начинали ждать новой работы, менеджмент немедленно придумывал новый проект.

Гастроли Гамбург-балета под руководством Джона Ноймайера стали осуществлением еще одной мечты — показать в Москве балет «Нижинский». Это балет, который Джон никогда не отдавал в другой театр. Вацлав Нижинский — его религия; спектакль о судьбе и душе гениального танцовщика может жить только под пристальным взглядом постановщика. Программа гастролей была великолепной: «Третья симфония Густава Малера» и «Нижинский» — перекрестье русской и немецкой культуры. Ноймайер вообще очень глубоко и тонко знает русскую культуру. Обожает русскую живопись XX века, музыку Шостаковича и Шнитке…

И вот «Татьяна»… Можно ли быть счастливее?»

.

Спектакль года — балет

«ЦВЕТОДЕЛИКА»

К 100-летию Екатеринбургского балета
Спектакль Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета
Хореограф Вячеслав САМОДУРОВ

[rev_slider cvetodel]

«Цветоделика»
Балет в трех действиях на музыку П. Чайковского, А. Пярта, Ф. Пуленка
Хореограф В. Самодуров
Дирижер П. Клиничев
Художник Э. Макилуэйн
Художник по костюмам И. Белоусова
Художник по свету Е. Виноградов
Премьера 27, 28, 29 июня 2014.

Балет  «Цветоделика», поставленный В. Самодуровым, стал главным прошлого балетного сезона в Екатеринбурге.

По словам хореографа, «Многие творческие натуры воспринимают окружающий мир цветным, композиторы часто видят «в цвете» свою музыку, для меня танец тоже наполнен неповторимыми красками. Я попытаюсь подчеркнуть сакральный момент перехода одного цвета в другой и передать магию зарождения нового оттенка».

«МИМОЛЕТНОСТИ»

Спектакль Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета

[rev_slider mimoletnosti]

«Мимолетности»
Спектакль Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета
Балетная миниатюра
Музыка С. Прокофьева (№№1, 3, 8, 10, 11, 14, 16)
Переложение для струнного оркестра Р. Баршая
Хореограф В. Самодуров
Исполнители: Д. Тимирова и И. Булицын
Хронометраж 10 мин.
Премьера 3 октября 2014

Мировая премьера балета прошла во время перформанса-действа OPUS 25, посвященного 25- летию газеты «Музыкальное обозрение».

«Самодуров решил эту музыку в декадентском ключе, в символике Серебряного века, переваренную через дягилевские эксперименты — с его сиреневой мистикой, обращенностью к звездному небу и упоенностью одиночеством во Вселенной, с его отрешенностью от мирского и фантастичностью человеческих отношений. Это и есть главная декорация спектакля — звездное небо, луна, горизонт земли. Оформление корреспондирует со словами К. Бальмонта, предпосланными Прокофьевым в качестве эпиграфа к своему циклу: «В каждой мимолетности вижу я миры, / Полные изменчивой, радужной игры».

<…> Итог по-декадентски многозначен, его заменяет варварская пляска, а потом лирика созерцания пейзажа. Таким образом, хореограф прочитал каждую «Мимолетность» как краткий пластический порыв, небольшое состояние души и тела, изобретая для них загадочные и прекрасные конструкции из тел, кукольно-совершенные пропорции и в то же время чувственность линий. Получилась та же анатомия – анатомия души в ее микроизменениях» (МО)

Вячеслав САМОДУРОВ

В. Самодуров род. в 1974. С 2011 главный балетмейстер Екатеринбургского театра оперы и балета, он стремительно ворвался в число ведущих российских хореографов. Каждый год он представляет спектакли-открытия, удивляющие и восхищающие не только неофитов, но и самых искушенных балетоманов: 2012 — AMORE BUFFO по «Любовному напитку» Доницетти, 2013 — «Вариации Сальери» из «трипл била» EN POINTE, «Cantus Arсticus» на музыку Э. Раутаваара из «трипл била» «XIX / XX / XXI»; 2014 — «Цветоделика», «Мимолетности» на музыку С. Прокофьева.  Он также руководит хореографическими мастерскими «Dance-платформа», которые в 2014 прошли в 3-й раз.

Лауреат премии «Золотая маска» (2014, балет, номинация «работа балетмейстера-хореографа» за спектакль «Вариации Сальери». Постановка получила «Маски» также в номинациях «балет/спектакль» и «балет/женская роль». «Cantus Arсticus» — в номинации «балет/работа дирижера».

В. Самодуров — «Персона года» в рейтинге «МО» (2013). «Cantus Arсticus» назван «Спектаклем года».

.

Спектакль года — опера

Рихард Вагнер. «ТАНГЕЙЗЕР»

Спектакль Новосибирского театра оперы и балета
Музыкальный руководитель и дирижер Айнарс РУБИКИС
Режиссер Тимофей КУЛЯБИН

[rev_slider tangeizer]

Рихард Вагнер. «ТАНГЕЙЗЕР»
Спектакль Новосибирского театра оперы и балета
Музыкальный руководитель и дирижер Айнарс Рубикис
Режиссер Тимофей Кулябин
Художник Олег Головко
Художник по костюмам Галя Солодовникова
Хормейстер Вячеслав Подъельский
Премьера 20 декабря 2014

Премьера оперы «Тангейзер» позволяет говорить о новом качественном состоянии труппы НГАТОиБ необычайном рывке в музыкальной интерпретации и об открытии нового имени в оперной режиссуре. Молодой режиссер Т. Кулябин, максимально трансформируя сюжет, смог при этом сохранить суть вагнеровской драмы, сделав ее доступной и понятной для публики. История грешника Тангейзера с мощными религиозными подтекстами превращается в историю гениального режиссера, снявшего фильм «Грот Венеры» (по одной из версий, якобы о неизвестной, греховной жизни Иисуса Христа в молодости). Это спектакль о творческих границах художника, об его ответственности и соблазнах, о критике и собратьях по цеху. В конце концов, о грехе и искуплении ценою жизни. Необычная постановка, подкрепленная продуманной, рафинированной и при этом эмоциональной и психологически сильной музыкальной интерпретацией А. Рубикиса, — все это позволяет назвать спектакль лучшей работой прошедшего сезона.

Айнарс РУБИКИС

А. Рубикис род. в 1979. С января 2012 музыкальный руководитель и главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета. Сегодня он входит в число ведущих дирижеров, работающих в России.

С приходом А. Рубикиса Новосибирский театр с каждой новой премьерой демонстрирует качественный рост в исполнительском мастерстве оркестра и солистов, встраиваясь в пятерку лидеров российского музыкально-театрального процесса. За три года Рубикис поставил «Мессу» Бернстайна, «Весну священную», «Свадебку» и «Пульчинеллу» Стравинского, «Жанну д’Арк на костре» Онеггера, «Травиату» Верди, продирижировал «Военным реквиемом» Бриттена, симфонией для солистов, хора и оркестра «Зима священная1949 года» Десятникова и многими другими концертными программами (в т.ч. программа концерта Всероссийского фестиваля «МО-25»: Брамс. Фортепианный квартет № 1 ор. 25, транскрипция А. Шенберга; Пярт. Credo; Р. Штраус. «Смерть и просветление»).

Победитель Международного конкурса дирижеров им. Малера в Бамберге (2010). Лауреат премии «Золотая маска» (2014, оперетта-мюзикл, номинация «работа дирижера» за спектакль «Месса»).

«Персона года» по версии газеты «Музыкальное обозрение» (2013).

Тимофей КУЛЯБИН

Т. Кулябин род. в 1984. Один из перспективных молодых режиссеров России,
главный режиссер Новосибирского театра «Красный факел» (с января 2015).

В НГАТОиБ поставил оперу «Князь Игорь» Бородина (2009, художник И. Гриневич).

Спектакль Т. Кулябина «Онегин» (театр «Красный факел») удостоен специального приза фестиваля «Золотая маска» (2014).

Обладатель стипендии Правительства РФ для молодых деятелей культуры
и искусства на 2015.

.

Книги

Светлана ЛЕВИТ

Куратор издательских проектов
Ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН

Светлана Левит — специалист по истории культуры и философии, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, кандидат философских наук, автор проектов и главный редактор фундаментальных серий «Лики культуры», «Книга света», «Российские Пропилеи», «Summa culturologiae», «Humanitas», «Культурология. XX век», «Письмена времени», «Зерно вечности», в которых представлены труды выдающихся философов, социологов, культурологов и музыкантов, определивших научное знания в XX в. Она подготовила свыше 300 книг, среди которых выпущены важные труды по музыкальной культуре и истории: полная антология писем М. Юдиной (в 7 тт.), монографии о С. Кусевицком (автор В. Юзефович) и Н. Рославце (автор М. Лобанова), сборники статей о В. Софроницком и  А. Гольденвейзере, обобщающие книги о музыкальном барокко, музыкальном стиле и жанре (автор М. Лобанова).

В этих сериях были впервые сделаны переводы на русский язык классических трудов Т. Адорно (в том числе его «Социология музыки»), А. Вебера, М. Вебера, В. Дильтея, Г.  Зиммеля, Э. Кассирера, К. Манхейма, Э. Левинаса, К. Леви-Стросса, М. Фуко и др.

.

Номинация «Лучшая научная монография в области музыкальной советологии»

Раку М. Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи. – М.: НЛО, 2014. – 720 с. Тираж 1500 экз

Впервые кандидат искусствоведения Марина Раку, старший научный сотрудник ГИИ, показывает процесс строительства культуры советского общества и самого «нового человека» в 1920-1950-е года через великое наследие музыкальной классики. Несмотря на то, что главным лозунгом после 1917 г. становится разрыв с прошлым, автор показывает, как музыка Мусоргского, Вагнера, Бетховена и Моцарта, Римского-Корсакова и Чайковского становилась зеркалом для советских идеологов, через которое они пытались вывести особый генетический код советскости. Уникально то, что в поле рассмотрения исследователя не только музыка, но все публичные сферы – политика и СМИ (используются официальные документы, обширная периодика), кинематограф (следы вагнерианы в творчестве Эйзенштейна), литература (китежский след в «Докторе Живаго» Пастернака), театр (образ Чайковского в идеях Станиславского и Мейерхольда). Перед современным читателем раскрывается картина коренного слома идентичности российского общества и обретение новой через музыкальное искусство прошлого, которое проходило сложнейшие стадии пересмотра и переинтерпретации.

.

03_jusef307
04_yuzefovich307

Номинация «Возвращенное наследие»

Юзефович В. Сергей Кусевицкий. Годы в Париже.
Между Россией и Америкой.
М. – СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2014. – 488 с. Тираж 2000 экз.

Виктор Юзефович — музыковед, театровед, исследователь русской культуры, кандидат искусствоведения. Автор множества статей по проблемам музыки и театра в российской и зарубежной периодике, автор книг «Давид Ойстрах», «Арам Хачатурян», «Сергей Кусевицкий», изданных в СССР, России, Германии, Англии, США, Японии, Иране и других странах. В  настоящее время работает в США.

В книге впервые воссоздается картина жизни выдающегося русского контрабасиста и дирижера Сергея Кусевицкого. Вышедший том посвящен жизни музыканта после эмиграции в 1920 из Советской России. На основе многочисленных архивных материалов автор восстанавливает яркую концертную деятельность Кусевицкого во Франции и Америке.

.

Номинация «История русской музыки. XIX век»

Лобанкова Е. Национальные мифы в русской музыкальной культуре от Глинки до Скрябина. Историко-социологические очерки. – СПб.: Издательство им. Н.И. Новикова, 2014. — 416 с. Тираж 2000 экз.

Обобщающий труд по истории русской музыки XIX века в виде анализа творчества М. Глинки, представителей «Могучей кучки» и особенно Н. Римского-Корсакова, с небольшими историческими экскурсами в начало XX века, показывающими творчество А. Скрябина в контексте мессианских идей. Генеральная линия связана с вопросами понимания идеи национального искусства. Впервые в отечественной музыкальной науке это понимание выстраивается на реконструкции мышления и ментальности самих главных героев книги. На основе документов эпохи впервые воссоздаются представления Глинки о национальной музыке, его окружения, например, Н. Мельгунова и В. Одоевского. Воззрения «кучкистов» воссозданы как единый национальный миф, довольно агрессивно внедряемый в культуру. А Скрябин показан как национальный герой Серебряного века, с ее апологией русского духа и спасением всего мира. Автор доказывает, что в каждую эпоху в творчестве композиторов формируется своя модель «национального искусства», связанная с историко-философскими взглядами и социально-политическим контекстом времени.

.

Номинация «Визуальная музыка»

Устинов А. «Instrumentarium». Фотоальбом. — М. — СПб.: Композитор — Санкт-Петербург, 2014. — 108 с., 186 ил. Тираж 999 экз.

Уникальный альбом по музыкальной иконографики, не имеющий аналогов в отечественном визуальном искусстве. Мир инструментов показан как самостоятельный и закрытый социум, со своими законами, правилами, нациями, войсками и жителями. Прекрасный, удивительный и непознаваемый, он закрыт от людей, но в тоже время творит самое прекрасное из искусств, оттого струны, педали, деки, клапаны наполняются особой философией, эзотерикой и тайной бытия. А контуры инструментов предъявляют особый рисунок, ритмы, контуры, отличные от обычного существования инструмента на сцене. Фотографии распределены по группам: струнные инструменты, рояли, ударные и духовые. Последний раздел – музыкальные магазины, где идея музыки подается как товар.

.

Номинация «Музыкальная летопись»

Международный конкурс имени П. И. Чайковского: Хроника событий. Факты. Интервью. Комментарии / Ред.-сост. Е.В. Ключникова, П.М.  Райгородский, А.А. Устинов– М. – СПб.: Композитор – Санкт-Петербург, 2014. – 444 с., 80 ил. Тираж 1000 экз.

Необычный сборник о Международном конкурсе им. П.И. Чайковского. В него вошли статьи, опубликованные в газете «МО» за период с 1998 по 2011 гг. Самая подробная история, вся закулисная жизнь, подтексты и контексты в исторических интерьерах. Это летопись самого главного соревнования страны от первого лица. «МО» дважды являлось пресс-центром Конкурса (в 1998 и 2002). Это в то же время объективный анализ проблем и достижений, своего рода уникальный учебник по конкурсному делу в условиях российской действительности. Книга уникальна по охвату исторического материала, публикуемых документов (впервые полностью приводятся неизвестные документы, стенограммы заседания Оргкомитета), представленных имен, глубине аналитики (в частности дается статистика и аналитика всех исполняемых программ, аналитика участников, статистика вузов, театров). Для сборника разработана уникальная визуальная концепция. Фактически книга представляет собой микст из текстов и фотоальбома.

.

Номинация «О музыке для детей»

Пекарский М. Бей в барабаны и не бойся! Истории дядюшки Маркуса (серия «О музыке просто»). – М.: Арт-Волхонка, 2014. – 72 с. Тираж 2000 экз.

На фоне отсутствия отечественной литературы для детей о музыке появление серии «О музыке просто» в художественном издательстве Арт-Волхонка уже само по себе событие. Но профессиональный подход издателей с привлечением профессиональных музыкантов, а именно — для первой книги Марка Пекарского, который уже давно ведет просветительскую деятельность — да еще вдобавок качественная полиграфия, продуманный дизайн, вплоть до шрифтов и указателей, позволяет этот проект оценивать по «гамбургскому счету» как лучший из лучших. В первой книге об ударных при минимуме текста и максимуме визуальной информации автору удалось охватить все аспекты – от истории возникновения, разновидностей вплоть до классификации и композиторов, сочиняющих для ударных.

.