Премьера оперы Владимира Раннева «Проза» состоится в Электротеатре «Станиславский» 20 ноября

Премьера оперы Владимира Раннева «Проза» состоится в Электротеатре «Станиславский» 20 ноября
Владимир РАННЕВ
В Электротеатре «Станиславский» 20, 21, 22, 23 ноября состоятся премьерные спектакли оперы Владимира Раннева «Проза» на основе прозы Юрия Мамлеева и Антона Павловича Чехова. Художник – Марина Алексеева. Художник по свету – Сергей Васильев.

Опера «Проза» создана на основе текстов Юрия Мамлеева и Антона Павловича Чехова – самых жестких и бескомпромисных, по мнению авторов оперы, писателей в полуторавековой традиции русского реализма. Они творили с разницей в целый век, но их опыт исследования человеческой природы и социальных отношений актуален и сегодня, точнее – именно сегодня.

Композитор Владимир Раннев трактует рассказ Юрия Мамлеева «Жених» и фрагменты повести Чехова «Степь» как этапы развития одного сюжета. Первый – образец «жестокой» прозы, второй – созерцательный и почти бессобытийный.

Написанный в 1980-м году, рассказ Мамлеева представляет собой гиперреалистическое и одновременно фантасмагорическое исследование одного «случая», произошедшего в простой городской семье и радикально поменявшего жизнь героев.

Герой чеховской «Степи», мальчик Егорушка, едет в город на воспитание к дальним родственникам, радуясь миру природы, но уже готовясь к открытию нового, непознанного и страшного мира – мира людей.

Перед нами – один человек, но увиденный в разное время своей жизни, как если бы Чехов и Мамлеев писали об одной, общей на всех, жизни, и общем мороке. Разные типы текстов и повествований создают напряжение между ними и диктуют принципиальную разность их подачи, что становится основой драматургии оперы Раннева и помогает развернуть перед зрителем высказывание о сложной природе взаимоотношений людей в современном обществе.

Дмитрий Ренанский: «Один из ведущих российских композиторов современности, Владимир Раннев не первый год работает на территории театра: в 2012 году он уже выступил постановщиком собственной оперы «Два акта» на либретто Дмитрия Александровича Пригова, да и в чисто инструментальных произведениях последовательно экспериментирует с театральным дискурсом. В своей четвертой по счету опере Раннев выступает одновременно и как либреттист, монтирующий тексты Мамлеева и Чехова, и как автор музыкальной партитуры для восьми голосов a capella, и как ее режиссер-постановщик. «Проза» уже заочно выглядит образцово-показательным произведением современного искусства, когда художник намеренно отказывается ограничивать сферу своей деятельности конкретной специализацией – но использует для выражения замысла максимально широкий спектр доступных ему художественных средств, распространяя свою авторскую волю на все элементы театрального целого».

Владимир Раннев (род. 1970, Москва) – композитор, преподаватель СПб Консерватории и СПб Университета, музыкальный обозреватель газеты «Коммерсантъ».

Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу композиции (проф. Б. И. Тищенко) и Высшую школу музыки г. Кельна (проф. Ханс Ульрих Хумперт). Стипендиат Gartow-Stiftung (Германия, 2002), лауреат конкурсов Salvatore Martirano Award университета штата Иллинойс (США, 2009), Gianni Bergamo Classic Music Award (Швейцария, 2010); опера “Два акта” получила Гран-при Премии Сергея Курехина (2013); опера “Сверлийцы” (Эпизод V) была номинирована на национальную театральную премию “Золотая маска” (2016).

Среди исполнителей музыки: Государственный академический симфонический оркестр Санкт-Петербурга, хор Смольного собора, eNsemble фонда Pro Arte, Московский ансамбль современной музыки, Студия Новой Музыки, ансамбли Questa musica и N’Caged (Россия), Nostri Temporis (Украина), Orkest De Volharding, Amstel Quartet (Нидерланды), Ensemble Phoenix Basel, Kontratrio, Ums’n Jip (Швейцария), Mosaik, Integrales, Clair-obscure, хор Singakademie Oberhausen, хор Cantus Domus (Германия), ансамбль NAMES (Австрия).

Член группы композиторов СоМа (“Сопротивление материала”); преподает в Санкт-Петербургском государственном университете.