Премьера оперы «Тангейзер» Р. Вагнера в Новосибирском театре оперы и балета вызвала широкую общественную дискуссию

Премьера оперы «Тангейзер» Р. Вагнера в Новосибирском театре оперы и балета вызвала широкую общественную дискуссию

Состоявшаяся 20 декабря 2014 в Новосибирском театре оперы и балета премьера оперы «Тангейзер» Рихарда Вагнера (музыкальный руководитель и дирижер — Айнарс Рубикис, режиссер-постановщик — Тимофей Кулябин) стала заметным событием музыкальной жизни. Эта постановка стала лауреатом премии «МО» в номинации «Спектакль года – Опера».

«Премьера оперы «Тангейзер» позволяет говорить о новом качественном состоянии труппы НГАТОиБ необычайном рывке в музыкальной интерпретации и об открытии нового имени в оперной режиссуре. Молодой режиссер Т. Кулябин, максимально трансформируя сюжет, смог при этом сохранить суть вагнеровской драмы, сделав ее доступной и понятной для публики. Это спектакль о творческих границах художника, об его ответственности и соблазнах, о критике и собратьях по цеху. В конце концов, о грехе и искуплении ценою жизни. Необычная постановка, подкрепленная продуманной, рафинированной и при этом эмоциональной и психологически сильной музыкальной интерпретацией А. Рубикиса, — все это позволяет назвать спектакль лучшей работой прошедшего сезона» («Музыкальное обозрение».)

Сразу же после премьеры вокруг спектакля разгорелась широкая общественная дискуссия. 13 января, состоялась первое заседание Общественного экспертного совета при Министерстве культуры Новосибирской области.

Министр культуры региона В. Кузин рассказал, что в адрес Министерства культуры регулярно поступают многочисленные письма от общественных активистов с требованиями отменить те или иные культурные мероприятия. Такие письма поступали в отношении концерта Мерлина Мэнсона, «Тангейзера» в Оперном театре, «Декамерона» и «Онегина» в Красном Факеле, Новогодней программы в Новосибирской филармонии и многих других мероприятий. С точки зрения закона, Министерство культуры не может влиять на судьбу этих мероприятий, у него нет соответствующих полномочий. Но проблема остается и становится все более острой.

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон считает, что в новой постановке Новосибирского театра оперы и балета (НГАТОиБ) «Тангейзер» нарушены права верующих. Об этом он рассказал журналистам в пресс-центре ТАСС в Новосибирске. «По этому поводу я написал письма губернатору, в заксобрание, прокуратуру. В них я говорил о соблюдении законодательства, больше ни о чем. В спектакле символика церкви используется не по назначению. Люди (православные), те, кто видел постановку, пишут мне письма, звонят, просят посодействовать в соблюдении закона РФ (о правах верующих)», – пояснил он, добавив, что ответа от официальных структур пока не получил.

«Это не церковное дело – что-то отменять на сцене, культура развивается, появляются новые тенденции. Но у нас есть закон, который говорит о соблюдении прав верующих людей», – отметил митрополит.

«…скользкие взаимоотношения религии и искусства, то бишь тема ранимости “чувств верующих”, режиссера на самом деле вряд ли волнуют. А волнуют его судьба художника и проблемы свободы творчества…Что же до музыкальной части, то иначе как сенсационным результат подвижнического труда главного дирижера театра 36-летнего Айнарса Рубикиса назвать трудно — премьера “Тангейзера” наконец-то вернула Новосибирской опере статус одного из лидеров российской музыкальной сцены.» (Ъ-Коммерсантъ)