«Праздник высокой музыки»: Надежда Аверина — к юбилею Геннадия Дмитряка

«Праздник высокой музыки»: Надежда Аверина — к юбилею Геннадия Дмитряка
Юбилейный концерт 11 мая 2022 в Концертном зале им. П.И. Чайковского. Фото предоставлены пресс-службой Капеллы России им. А. Юрлова

Праздник высокой музыки царил 11 мая в Концертном зале имени П. И. Чайковского на юбилейном концерте одного из ведущих дирижеров, художественного руководителя двух крупнейших хоровых коллективов, народного артиста России, профессора Геннадия Дмитряка.

Продуманная драматургия концерта, интересная, редко звучащая программа, составленная из шедевров отечественной и зарубежной музыки, вдохновенное пение артистов хора определили музыкальную значимость концерта, явились подтверждением мастерства дирижера-юбиляра, а также высокого профессионального уровня руководимых им Капеллы имени А. А. Юрлова и Государственного русского хора имени А. В. Свешникова.

Идея объединить два коллектива в единый творческий организм дала уникальную возможность для исполнения непростых масштабных многоголосных двухорных композиций без сопровождения, составивших программу первого отделения вечера.

Словно торжественная прелюдия прозвучал в начале духовный концерт Д. Бортнянского «Тебе Бога хвалим». Использование приема антифонного изложения в этой развернутой партесной композиции, в которой два хора попеременно, словно соревнуясь друг с другом, воспевают творца всего видимого и невидимого, создало в зале атмосферу вселенского ликования, наполненного свежестью и энергией молодых голосов.

Две сложнейшие партитуры С. И. Танеева, из цикла «Двенадцать хоров на стихи Я. Полонского», являющегося одной из вершин хорового письма, продолжили концерт. Мощь музыкального содержания и формы, контрастность образов и динамики обрели свое воплощение в богатстве хорового звучания, в красочной смене звука, в точной фразировке и, особенно, в ясности полифонической фактуры, где прослушивалась каждая фраза, взаимодействие и противопоставление мелодических линий. Принципы симфонического развития, использованные здесь композитором, как нельзя лучше выявили стремление дирижера привнести в хоровое пение элементы симфонического мышления и тембрового разнообразия.

Завершала первое отделение кантата «Лик человеческий», созданная французским композитором ХХ века Франсисом Пуленком в годы Второй мировой войны на стихи Поля Элюара. Монументальная восьмичастная кантата-молитва, пронизанная антифашистскими, антинационалистическими идеями, стала музыкальной и смысловой кульминацией концерта. Интересно отметить, что кантата исполнялась на русском языке в переводе Всеволода Рождественского. И если поначалу казалось, что русский текст не вполне сочетается с изысканным колоритом музыки (т. к. язык во многом определяет стилистику исполнения, высвечивает мелодические линии голосов, дает тембровую окраску звучания, и просто придает определенный шарм всему сочинению), то уже со второй его части стало ясно намерение дирижера и убедительность данной трактовки. Выстроенная концепция, мастерская подача слова, яркие смысловые акценты, динамическое развитие образов позволили слушателям осознать всю глубину и масштаб шедевра Пуленка.

Во втором отделении вечера каждый хор выступал с сольной программой, и искушенной публике представлялась возможность сравнить мастерство прославленных коллективов. Интерес усиливался тем фактом, что Капеллой Геннадий Дмитряк руководит уже почти 20 лет, а Государственным хором – лишь с 2020. Оба хора, исполнив по три контрастных сочинения, продемонстрировали и музыкальную чуткость, и тембральную слитность, и свои удивительные технические возможности.

Геннадий Дмитряк

В программе Госхора стройно, красиво и выразительно прозвучал концерт С. В. Рахманинова «В молитвах неусыпающую Богородицу».

С замиранием сердца зал внимал проникновенному пению хора и воздушным фигурациям флейты (Виктория Королева) в сочинении Р. Щедрина «Ангел господень» из Русской литургии на слова Н. Лескова «Запечатленный ангел». Невероятный динамизм и драматизм слышался в миниатюре В. Кобекина «Видели ли вы…» из Триптиха на стихи С. Есенина, а виртуозно сыгранная партия ударных (Рустам Габитов, Матрена Соколова, Руслан Хачатуров) усиливала штриховую энергетику певческих партий.

В еще одном полифоническом хоре С. Танеева «Развалину башни, жилище орла» певцам и дирижеру удалось создать цельную композицию с ярко очерченной драматургией развития, контрастными сопоставлениями эпизодов, мощными, слитными унисонными взлетами и прозрачностью фактуры в имитационных разделах.

Особая техническая оснащенность хора проявилась в исполнении сложнейших сочинений Р. Щедрина «Век двадцать первый» из цикла «Два хора на стихи А. Вознесенского» и «Болеро» М. Равеля в транскрипции А. Ларина. В хоре Р. Щедрина отметим контрасты динамики, точное интонирование острых гармонических наслоений и мелодических интонаций, смысловую отточенность каждой партии, которая подчеркивала своеобразную плакатность сочинения. В исполнении «Болеро» проявились характерные для творчества Геннадия Дмитряка поиски возможностей симфонического звучания средствами хора: разнообразие тембров в сольных голосах, гипнотическое ритмическое остинато партий в подражании малому барабану, невероятное по эмоциональному напряжению развитие динамики в кульминации сочинения, пронизанное торжеством ритма и красками сочных гармоний.

Отметим и дирижерскую манеру Маэстро, в которой точность жеста сочеталась с вдохновением и художественной энергией.

Финал концерта воспринимался и как дань признательности великим русским дирижерам Александру Свешникову и Александру Юрлову, сыгравшим огромную роль в развитии данных коллективов, и как декларация творческого кредо самого Геннадия Дмитряка. Вновь объединившись, два легендарных хора сначала исполнили две русские народные песни «Ах ты степь широкая» (в классической обработке А. Свешникова) и «Славное море – священный Байкал» (в современной обработке А. Ларина), а затем торжественную и праздничную заключительную часть из «Патетической оратории» Г. Свиридова «Солнце и поэт» в сопровождении органа (Екатерина Мельникова) и фортепиано (Людмила Бурова), солировал приглашенный солист Большого театра Николай Диденко.

Великолепный праздничный вечер завершили хоры, исполненные на бис.

Часть успеха вечера, безусловно, принадлежит его ведущему – Артему Варгафтику, сумевшему объединить все музыкальное действо в единую композицию, несколькими предложениями вводя в суть звучащего и настраивая на ожидание чуда; помощникам дирижера – главному хормейстеру заслуженной артистке России Марине Балянской, хормейстерам Александру Финашеву, Елене Бондаревой, Наталии Телковой и Наталье Рубиной; артистам двух хоров. Программа концерта была исполнена артистами на необыкновенном подъеме, в каждом сочинении слышалась и виделась их полная концентрация и отдача, за которой скрывается не только тщательная проработка всего репертуара, глубокое его понимание, но и творческая свобода.

«Светить всегда, светить везде!», – это и про хоровое искусство тоже, считает Геннадий Дмитряк. И юбилейный концерт стал этому подтверждением. Многая лета, Маэстро, новых концертов и новых музыкальных вершин!

Надежда АВЕРИНА
художественный руководитель ДХШ «Весна» имени А. С. Пономарева

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм