«Посвящение». Проект национальной газеты «Музыкальное обозрение»

К 100-летию Д.Д. Шостаковича. Коллективное сочинение. Ольга Алюшина, Артем Васильев, Алексей Сюмак, Антон Буканов, Ольга Бочихина, Татьяна Новикова, Кузьма Бодров. Куратор — Андрей Устинов
«Посвящение». Проект национальной газеты «Музыкальное обозрение»

История коллективных музыкальных сочинений небогата. Значительную лепту в этот жанр внесла газета «Музыкальное обозрение», дважды выступив инициатором подобных опусов.

В 2004 десять мэтров отечественной композиторской школы (М. Броннер, Ю. Воронцов, А. Вустин, С. Жуков, Р. Леденев, С. Павленко, Е. Подгайц, Р. Сабитов, А. Чайковский, А. Эшпай) по проекту написали Концерт для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей», посвященный 15-летию «МО». В сентябре —декабре 2004, в рамках Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрени — 2004», сочинение было исполнено 20 раз в 18 городах России. Московская премьера в Концертном зале им. П.И. Чайковского 8 октября 2004 транслировалось на всю страну по телеканалу «Культура».

«Десять взглядов…» востребованы и сегодня, исполняются в разных городах (последний раз — 13 марта 2014 в Омске на концерте, открывавшем Фестиваль новой музыки и Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение–25»).

Первый опыт создания коллективного сочинения по проекту «МО» оказался удачным, и в 2006, в год столетия Д.Д. Шостаковича, было решено вернуться к идее коллективного опуса. На этот раз мы обратились к молодым композиторам. Куратором данного проекта, как и предыдущего, выступил главный редактор «МО» Андрей Устинов.

Для определения участников проекта мы обратились к экспертам. Четыре композитора и педагога назвали около 20 фамилий. Наиболее часто повторялись фамилии семи авторов (среди них — три женщины). Они и были приглашены для создания сочинения. Все семеро — выпускники Московской консерватории. Трое — ученики А. Чайковского (Алюшина, Сюмак, Бодров), трое — Ю. Воронцова (Новикова, Буканов, Васильев), одна — ученица В. Тарнопольского (Бочихина). Их средний возраст на момент создания сочинения составил около 30 лет.

Поиски с 7 неизвестными

С июля по сентябрь 2006 состоялось несколько встреч с участием создателей будущего сочинения. Обсуждались конструкция, сюжет, сценарий, хронометраж сочинения. Искали идеи, связанные с цифрой 7: «Москва — на семи холмах», семь дней недели, «семь футов под килем», семь-я, «семь бед — один ответ», «за семью печатями», «у семи нянек дитя без глазу», 7-40, агент «007», «семь пятниц на неделе», семь планет, семь дней творения…

Семь смертных грехов… (Сладострастие/похоть. Гнев. Зависть. Чревоугодие. Уныние/лень. Гордыня. Алчность).

Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа на Кресте.

Обсуждался и такой сюжет:

7 нот — каждому по ноте в качестве основного тона;

7 интервалов — каждый пишет свой фрагмент на основе одного выбранного интервала…

Дискуссии о том, что должно стать общим элементом сочинения, продолжались и в Интернете, на livejournal. Была специально создана директория для общения.

D-S-C-H

 

001

 

 

 

Поначалу сам проект вызвал некоторые опасения: получится ли? Молодые авторы проявили большую обособленность друг от друга и индивидуализм, нежели их старшие коллеги.

И в тот момент, когда переговоры, казалось бы, зашли в тупик (это было на встрече 6 августа), А. Устинов сказал: «Через месяц 100 лет Шостаковичу. Давайте писать на D-S-C-H». Кто-то тут же отреагировал: «А может, без D-S-C-H?».

Итогом стало предложение — изъять из звукоряда звуки D-S-C-H (монограмму Д.Д. Шостаковича).

Общее motto

Тем самым было обозначено — место гения занято. А из оставшихся восьми звуков каждому предлагалось создать краткий звуковой образ звучанием до 15 секунд. В результате конкурса должен был быть выбран один отрывок из семи, motto произведения. [Motto = эпиграф, девиз (итал., англ., нем.)]

Условились, что данная последовательность будет неизменной.

Регламент

На той же встрече были окончательно сформулированы условия, регламент создания произведения:

Каждый автор должен написать свой фрагмент (две минуты) плюс до 15 секунд музыки на предложенный звукоряд motto («М»), причем «М» может находиться в любом месте (в начале, середине или в конце двухминутного музыкального отрывка).

Каждый фрагмент — самостоятельная музыка автора, не ограничиваемая никакими условиями. Но каждый подразумевает, что его фрагмент — часть целого, и что у сочинения есть подзаголовок: «К 100-летию Д.Д. Шостаковича».

Состав оркестра — тройной.

Общее время звучания — не более 15 — 17 минут.

Варианты motto были готовы к концу августа, а в начале сентября был определен «победитель» конкурса:

002

 

 

— как некий слоган, лозунг, цитата, в неизменной последовательности, но в свободной инструментовке и гармонизации.

Партитура была готова к середине ноября. Тогда же была определена последовательность звучания всех семи фрагментов.

Премьера

Мировая премьера «Посвящения» состоялась 5 декабря 2006 в Светлановском зале Московского международного Дома музыки, в уникальном концерте «Три коллективных сочинения», организованном газетой «Музыкальное обозрение» в рамках Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение — 2006» (Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», дирижер В. Зива).

В том же концерте исполнялись «Десять взглядов на десять заповедей» и «Вариации к 100-летию консерватории» на темы 16-й симфонии Н. Мясковского (1966), написанные 11 композиторами (М. Чулаки, Ан. Александров, Е. Голубев, С. Баласанян, В. Фере, Д. Кабалевский, А. Шнитке, А. Николаев, Н. Сидельников, А. Эшпай, Р. Щедрин). Партитура “Вариаций” была восстановлена по голосам в Московской консерватории специально для концерта в Доме музыки.

Со вступительными словами на концерте выступили профессор Московской консерватории Е. Сорокина и главный редактор «МО» А. Устинов:

«Дорогие коллеги и друзья! Сегодня кажется, что наш концерт просто не мог не состояться. Идеи, люди, проекты, организации, живя своей жизнью и двигаясь каждый в своем направлении, неумолимо стремились друг к другу, чтобы пересечься в точке «золотого сечения» — в концертной программе в Светлановском зале Московского международного Дома музыки.

Замечательный проект оркестра «Русская филармония», направленный на пропаганду творчества молодых композиторов; Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение–2006», объединяющий в нынешнем году, прежде всего, молодых профессионалов — студентов ВУЗов России и поддержанный Федеральным агентством по культуре и кинематографии; юбилейные торжества Московской консерватории, своеобразный «мост» между славным прошлым, настоящим и будущим легендарного учебного заведения, — все эти линии сделали наш совместный проект понастоящему гармоничным. Свою краску вносит и близость концерта к фестивалю «Московская осень», который закончился несколько дней назад.

В сегодняшнем концерте все связано: композиторы — выпускники и педагоги Московской консерватории разных эпох; среди профессоров Московской консерватории, в свою очередь, — более 20 лауреатов газеты «Музыкальное обозрение», а среди музыкантов оркестра «Русская филармония» — множество выпускников Московской консерватории. Лауреатом газеты «Музыкальное обозрение» является и маэстро Владимир Зива. А Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» уже несколько лет уделяет особое внимание пропаганде творчества молодых московских композиторов, и это благородное и весьма неблагодарное в нынешних рыночных реалиях начинание отвечает одной из целей и газеты «Музыкальное обозрение», и Московской консерватории — способствовать преемственности отечественной композиторской школы.

И, конечно же, перекрестье юбилейных и памятных дат: 140-летие Московской консерватории, 125-летие со дня рождения Н.Я. Мясковского, 100-летие со дня рождения Д.Д. Шостаковича.

Вообще, идея сотворчества, сотрудничества, соединения — идея самой газеты «Музыкальное обозрение». Поэтому не случайно концертная программа из коллективных сочинений родилась именно в недрах «МО».

Несмотря на широкое распространение в современной композиторской практике, феномен коллективного творчества до сих пор мало изучен. Не определены границы, типология явления, его соотношение с «традиционным» (индивидуальным) творчеством.

«Темы» всех трех сочинений, звучащих в сегодняшнем концерте, таковы, что, с одной стороны, подчиняют авторов единой художественной задаче; с другой, —сформулированы с той мерой свободы, которая позволяет каждому участнику раскрыть собственную индивидуальность.

В 1966 году 11 композиторов объединились «вокруг» Московской консерватории и Н.Я. Мясковского, в 2004 «центром притяжения» стала газета «Музыкальное обозрение», в 2006 — фигура Д.Д. Шостаковича. Можно сказать, что два коллективных опуса вызвали к жизни третий. И все три опуса — это яркий акцент на фигуре творца.

А четвертым коллективным опусом стал наш концерт».

Во второй раз «Посвящение» было сыграно в Вологде 9 октября 2011 на концерте-закрытии Третьего фестиваля «Кружева» (Ярославский академический симфонический оркестр, дирижер М. Аннамамедов).

Третье исполнение — на юбилейном концерте 1 октября 2014 в Москве в Концертном зале им. П.И. Чайковского, в рамках Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – 25».

«МО»