Последний полет. Памяти погибших в авиакатастрофе над Черным морем

Последний полет. Памяти погибших в авиакатастрофе над Черным морем

25 декабря 2016 в 5 часов 42 минуты военный самолет ТУ-154, вылетевший из аэропорта Адлера, пролетев после взлета 70 секунд и 1700 метров, упал с высоты 250 метров в Черное море в районе Сочи.

Самолет летел в Сирию.

На борту были военные, артисты, журналисты, общественные деятели.

В авиакатастрофе погибли все 92 человека, находившиеся в самолете, включая экипаж.

Директор-художественный руководитель Дважды Краснознаменного академического Ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, народный артист РФ Валерий Халилов, директор Департамента культуры Министерства обороны РФ Антон Губанков, 64 артиста ансамбля — солисты, артисты хора, оркестра, балета, которые должны были выступить с новогодним концертом перед российскими военнослужащими на авиабазе Хмейним.

«Вставай, страна огромная!»

Эта трагедия всколыхнула всю страну.

Шок. Боль. Нежелание принять случившееся. Понимание страшной реальности происшедшего и непонимание. Как же так?

Время остановилось. Мир вокруг тоже.

Ожидание самого главного и доброго праздника в России было забыто. Трагедия заняла пространство вокруг и внутри. Сводки информационных агентств разнились и противоречили друг другу. Растерянность… предположения, догадки… Что это? Почему? Чей злой умысел? Теракт? Ошибка? Техническая авария? Случайность?

Зачем была посадка в Адлере? Если летели с аэродрома «Чкаловский», то почему не сразу в Хмеймим? Зачем нужно было дозаправляться? А если нужно, то почему в Адлере, а не на военном аэродроме в Моздоке?

Кто-то предположил, что летели в Пальмиру. Тогда замыкался круг, и появлялись новые вопросы: зачем? Там уже выступал оркестр Мариинского театра! Почему там не было Асада? Чья Пальмира сейчас? Что она нам дала?

Ждали обращения Президента к нации.

Иногда кажется, что количество негатива, разлитого в обществе, злобы и неприязни людей друг к другу; противостояние невежества и здравого смысла, творчества и мракобесия; охваченность разнузданными речами политиканства, ложь и цинизм — все это скопилось в таком количестве, что где-то должно было прорваться…

Неужели это произошло «здесь и сейчас»?

Армия— не только же нечто воинственное и сражающееся, убивающее и погибающее, но в мирное время. А у нас ведь мирное время в стране? И армия стоит на страже мира? Как символ спокойствия и надежности.

Чуть позже — чувство рефлексии, еще вопрос: почему так отозвалась трагедия? Так глубоко задела каждого в России? Кто и зачем это сотворил —с целью поразить каждое сердце?

Такое впечатление, что кто-то умышленно подбирается к обнаженным нервным узлам каждого из нас. Как будто специально стремится сбить с толку, заставить постоянно беспокоиться, нервничать: платные парковки, автомобили, презервативы, повышение пенсионного возраста, допинг, ежедневные истеричные полит-ток-шоу, санкции. Новости с фронтов Украины, Донбасса, Сирии. Америка, Трамп, враги внутренние и внешние, в политике, в культуре, в искусстве.

Живя в России сегодня, можно ничего не знать о Большом театре и его балете, о Чайковском и Шостаковиче, о революции и Ленине, о Сталине и лагерях, но Ансамбль Александрова известен всем без исключения. Каждый хоть раз видел парад на Красной площади и дирижера военного оркестра. Каждый из нас слышал хоть раз, а услышав, наверняка запоминал на всю жизнь в его исполнении Гимн Советского Союза и России, «Священную войну».

Обязательная восходящая кварта. В каждом сердце. Это тоже — великий символ патриотизма.

Зачем мы воюем?

Погиб не просто хор: погиб легендарный коллектив, с которым все мы, рожденные в СССР или те, чьи родители, бабушки и дедушки родились в СССР, связаны уже генетической памятью: через поколения, через советскую историю. Через песни, которые в сознании и сердце каждого из нас.

Кто, какая роковая сила просчитала, когда и куда нанести свой страшный удар, и как он отзовется?

И зачем??? И за что???

И вдруг политика и политики, диктаторы, религиозные фанатики, лжепатриоты, идеологи всех мастей, которые пожирали экономику, семью, любовь, — все обмельчало под небом этой огромной трагедии, отозвавшейся в каждом сердце. И зло становится ничтожным, ложь и предательство — трусливыми… Любой политик — пигмеем, любая ненависть — пшиком.

Армия — не только нечто воинственное и сражающееся, убивающее и погибающее. Армия — символ спокойствия и надежности в мирное время — а у нас ведь мирное время в стране. И армия стоит на страже мира.

Армия воюет, чтобы защитить культуру и искусство, творчество человека и Бога, чтобы защитить тех, кто не может защитить себя сам.

Но она не смогла защитить Ансамбль Александрова. Свой ансамбль. А значит — защитить сама себя. Погибли те, кого армия должна защищать.

Вот это никак не укладывается в сознании и сердце.

Однажды во время войны Уинстону Черчиллю принесли на рассмотрение бюджет страны. Полистав документ, он спросил:

— А где же затраты на культуру?

— Так война же идет! Какая культура?

— Если нет культуры, так зачем мы тогда воюем? — удивился Черчилль.

Музы не молчат

Ансамбль песни и пляски А.В. Александрова — легенда России, Красной, Советской, Российской армии, советского и российского военного искусства. В 2018 Ансамблю исполнится 90 лет. Менялись времена, эпохи, сменился государственный строй — а Ансамбль Александрова весь этот без малого век остается символом армии. Таким же, как Таманская и Кантемировская дивизии, танк Т-34, ВДВ, спецназ, самое современное высокоточное оружие. Студия Грекова, театр Советской Армии. Своеобразный музей.

Песня «Священная война» в исполнении Ансамбля была первым «словом», поднявшим «страну огромную» на «смертный бой»: слово из Кремля прозвучало значительно позже. За 1418 дней Великой Отечественной войны Ансамбль дал более 1500 концертов в действующей армии. Пел в Берлине в День Победы.

Песня тоже была оружием победы. «Дороги», «Соловьи», «На солнечной поляночке», «Заветный камень», «Катюша», «Полюшко-поле», «Смуглянка», «Калинка» — эти шедевры сотни, тысячи раз звучали в исполнении Ансамбля и навсегда стали символами его творчества.

Ансамбль выступал во всех горячих точках — там, где выполняла свои задачи Советская, а затем Российская армия: в Афганистане, Чечне, бывшей Югославии,

Приднестровье, Таджикистане. И в Сирию артисты с мирной, гуманитарной миссией летели не впервые. В январе 2016 они выступали на авиабазе Хмейним, посвятив одну из песен памяти Героя России, летчика Олега Пешкова, погибшего во время операции в Сирии.

И вот теперь они, мирные люди, артисты, чье оружие — искусство, тоже стали, как солдаты и офицеры, героями и жертвами войны.

История

Ансамбль им. Александрова — продолжатель великих традиций русской хоровой школы: от Московского синодального училища до знаменитого хорового училища под руководством А.В. Свешникова.

Основателем и первым руководителем Ансамбля был Александр Васильевич Александров (1883–1946) — выдающийся хормейстер, профессор Московской консерватории, в 1918–1922 последний регент Храма Христа Спасителя. Александров — автор двух главных песен нашей страны: «Священной войны» и Гимна СССР и современной России.

Генерал-майор, народный артист СССР А.В. Александров руководил Ансамблем 18 лет, до своей скоропостижной смерти в Берлине в 1946.

В 1949 Ансамблю было присвоено его имя.

13 апреля 2013 года, в день 130-летия со дня рождения А.В. Александрова, перед зданием Ансамбля в Москве был торжественно открыт памятник А.В. Александрову (см. «МО» 2013, № 3).

На протяжении всей истории Ансамбля в нем работали сыновья и внуки А.В. Александрова. В течение 41 года во главе коллектива стоял его сын генерал-майор народный артист СССР Борис Александров — композитор и дирижер, автор широко известной оперетты «Свадьба в Малиновке».

В последние 30 лет ансамблем руководили известные, авторитетные музыканты.

Начальники (директоры) Ансамбля:

1987–1992 — народный артист России, полковник Анатолий Мальцев;

1993 – октябрь 2002 — полковник Дмитрий Сомов;

Октябрь 2002 – май 2016 — полковник Леонид Малев.

Художественные руководители и главные дирижеры:

1987–1993 — народный артист РСФСР, полковник Игорь Агафонников;

1994–2003 — народный артист России Виктор Федоров;

2003–2008 — народный артист России, полковник Вячеслав Коробко;

Август 2008 – ноябрь 2012 — народный артист России, полковник Игорь Раевский;

Ноябрь 2012 – апрель 2016 — заслуженный работник культуры РФ, полковник Геннадий Саченюк.

В апреле 2016 директором и художественным руководителем Ансамбля был назначен народный артист России, генерал-лейтенант, начальник военно-оркестровой службы Российской Федерации —Главный военный дирижер Валерий Халилов.

Ансамбль всегда был славен своими солистами. В историю коллектива вписаны имена выдающихся исполнителей, среди них народные артисты СССР Евгений Беляев и Алексей Сергеев, народный артист РСФСР Иван Букреев, заслуженные артисты РСФСР Вадим Русланов, Эдуард Лабковский. В разные годы солистами Ансамбля были знаменитые оперные, камерные, эстрадные певцы Артур Эйзен, Константин Лисовский, Леонид Харитонов, Георгий Абрамов, Георгий Виноградов, Александр Сибирцев и многие другие.

Думают о будущем, не забывают о прошлом

Не секрет, что армейские структуры строго регламентированы и достаточно консервативны. Ансамбль имени Александрова не был исключением. Многие десятилетия сохраняется военно-патриотическая направленность творческой деятельности, формы и жанры работы,репертуар. Из поколения в поколение строго передаются традиции, песни, стиль, эстетика 50-х 60-х гг. На какое-то время Ансамбль превратился в своеобразный «музей» советского армейского искусства.

В последнее 10-летие происходит определенное движение в новых направлениях, востребованных жизнью и новыми слушателями. В частности, с 2009 при ансамбле действует эстрадная группа «Александров — ПАРК» под руководством заслуженного артиста России Виталия Сотскова. В ее репертуаре — шлягеры прошлых лет в современной интерпретации.

В исполнении Ансамбля теперь звучит и классика, и духовная музыка, и эстрада, и джаз. Но основой репертуара остается песня. И, как и 30, 50, 80 лет назад, ансамбль исключительно востребован.

«Русские идут!»

Ансамбль Александрова — символ советского официального искусства, советской мощи в искусстве. «Достояние республики». В советскую эпоху без александровцев не обходился ни один праздничный концерт и другие торжественные мероприятия

Во времена «холодной войны» в некоторых столицах мира появление на сцене 200 человек в форме Советской армии вызывало испуг и панику. Многим казалось, что «русские взяли» Лондон или Париж. Но как только начинала звучать «Катюша» или «Калинка», да и любая песня в исполнении Ансамбля, эффект был поразительным: с первых же звуков страх и недоверие уступали место восторгам и овациям.

Порой Ансамбль выступал в самых неожиданных для коллектива, представляющего армию, местах и обстоятельствах. В парламенте Канады. В Ватикане по случаю годовщины восшествия на престол папы Иоанна Павла II. На лужайке перед Белым Домом в Вашингтоне — вместе с президентом Дж. Бушем-старшим. В «логове противника» — в Штабе НАТО в Брюсселе: после этого концерта западные дипломаты назвали хор «самым сильным оружием русской армии, с которым никакое железо не сравнится»!

Безвинные жертвы

Никому не дано знать, что с нами случится в следующий миг. Но эта катастрофа произошла именно тогда, когда ничего страшного и в мыслях не могло быть: в день европейского Рождества, накануне Нового года. Артисты уже спланировали новогодний отдых с родными и друзьями. Многие так и не сообщили своим близким о том, куда летят — говорили лишь о краткой командировке и скором возвращении. Тем более что не так давно уже побывали в этой «горячей точке» и благополучно вернулись.

На борту ТУ-154 были молодожены, молодые семьи, женихи и невесты, молодые папы и мамы, родители грудных детей.

Среди погибших — уроженцы Москвы и Подмосковья, Мордовии и Твери, Красноярского края и Владикавказа, Казани и Баку, Ленинграда и Волгограда, Магнитогорска и Луганска, Тульской, Орловской, Брянской, Донецкой областей, Костромы и Воронежа… Многие хористы пели не только в Ансамбле, но и в театрах,в храмах.

Среди тех, чьи жизни унесла катастрофа — солист МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, приглашенный солист Большого театра Оганес Георгиян, приглашенный солист Большого театра Григорий Осипов, ведущий солист Детского музыкального театра имени Наталии Сац Владислав Голиков.

Поразительным образом эта трагедия затронула практически всех музыкантов. С кем ни заговоришь — оказывается, что у каждого в этом скорбном списке друзья, коллеги, знакомые, товарищи, сослуживцы, соученики, знакомые знакомых и друзей…

«Запоминается последнее»

Авиакатастрофа под Сочи страшным ударом, смертельным выстрелом пригвоздила год 2016-й, високосный. Год, тяжкий для России и всего мира.

Оставивший память о себе войнами, терактами, взрывами, жестокими катаклизмами, ужасами и трагедиями в разных концах света, на разных континентах.

Может быть, эта страшная катастрофа — наказание свыше? Жестокий умысел и кара Судьбы, принесшей в жертву именно этих людей — артистов, летевших на войну с подарками, с самыми мирными и благородными целями.

«Война — это когда за интересы других гибнут совершенно безвинные люди» (Уинстон Черчилль).

Эта трагедия сделала ничтожными всех пожирателей друг друга. Она — наказание. И предупреждение: пора остановиться, остановить злость, ненависть, неприязнь к другому, прекратить это повсеместное всеобщее безумие, вакханалию ужасов и бойни.

Сегодня «горячая точка» — весь мир, мир вокруг и мир внутри.

И любой из нас — военный ли, гражданский — в любой момент может стать жертвой, выполняя свой воинский долг, летя на гастроли или домой из отпуска, стоя на остановке общественного транспорта, гуляя по набережной, танцуя в ночном клубе, находясь на стадионе, концерте или спектакле.

Любой из нас может стать жертвой потока злобы, травли, наветов, интриги, зависти, оговоров, подстав, оскорблений: границы дозволенного бескультурья, хамства, грубости фактически ликвидированы, и голос всякого хама и невежды заглушает голоса творчества и добра.

В последнее время идет активная пропаганда патриотических ценностей, порой доходящая в своей крайности до абсурда и вызвавшая дискуссии о том, до какой степени патриотизм должен быть навязан и вбиваем в головы и души. Любая критика этого абсурда может быть воспринята как проявление непатриотичности и грубо отвергнута.

Или любовь к родной культуре, языку, родителям, стране можно привить все-таки другими путями, нежели теми, которые порой вызывают отторжение и отвращение?

Трагедия ТУ-154 одномоментно (как это ни цинично звучит) сплотила всю сегодняшнюю Россию и вокруг тех патриотических ценностей, которые несло искусство александровцев.

Вставай, страна огромная… Священная война…

Но впереди был Новый год…

Фильм «Ирония судьбы…». Летящий самолет. Храм. Кресты. Стихи.

«И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
Рука зовущая вдали

С любимыми не расставайтесь,
Всей кровью прорастайте в них, —
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг».

Прощание

Прощание и похороны (найденных останков, как сообщают официальные источники) в закрытых гробах музыкантов ансамбля состоялись 16 января, в понедельник, на Федеральном военном мемориальном кладбище в г. Мытищи Московской области.

Кладбище было открыто 22 июня 2013.

Здесь захоронены известные военачальники, военные (в т.ч. летчики, погибшие в Сирии), государственные деятели, конструктор стрелкового оружия М. Калашников и другие выдающиеся ученые, космонавт А. Губарев, первая советская олимпийская чемпионка Н. Пономарева, военный художник С. Присекин.

На кладбище в Мытищах похоронены 35 жертв катастрофы ТУ-154, среди них Антон Губанков.

По данным СМИ, на траурной церемонии присутствовали министр обороны Сергей Шойгу и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Выступали министр транспорта Максим Соколов, замминистра культуры Владимир Аристархов, замминистра обороны – статс-секретарь Николай Панков. Панихиду отслужил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Часть покойных, по желанию родственников, была похоронена на других кладбищах Москвы или в других городах. Валерий Халилов похоронен в г. Киржач Владимирской области.

P.S.

10 января приказом министра обороны С. Шойгу начальником ансамбля им. Александрова назначен полковник Геннадий Саченюк, возглавлявший коллектив в 2012–2016.

С 19 по 25 января прошел конкурс на замещение вакантных должностей солистов, артистов хора и балета Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

Как сообщают СМИ, первый концерт обновленного ансамбля пройдет 18 февраля на сцене Владимирской областной филармонии. 23 февраля ансамбль выступит перед руководством страны в Государственном Кремлевском дворце на торжественном концерте, посвященном Дню защитника Отечества. На подготовку этого мероприятия, трансляция которого запланирована на Первом канале, Министерство обороны выделяет 35 млн. рублей.

По поручению министра обороны Ансамблю будет выделено 70 служебных квартир.

Проходят концерты памяти В.М. Халилова, артистов ансамбля.

29 декабря в Зале им. Чайковского солисты, хор и оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнили «Реквием» Верди.

4 января 2017 мемориальный концерт прошел в Риме, в Соборе Санта-Мария-ин-Moнтесанто.

13 января солисты Большого театра дали благотворительный концерт в память о погибших коллегах и друзьях в здании Центрального телеграфа на Тверской, в новом многофункциональном пространстве DI Telegraph.

26 января концерт в память о погибших участниках ансамбля песни и пляски имени Александрова прошел в Доме Музыки. В нем приняли участие артисты Ансамбля, Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова, солисты А. Аглатова, В. Ладюк, Ю. Лаптев. 29 января концерт памяти В.М. Халилова прошел в Музее им. Глинки.

Концерты памяти В. Халилова и участников ансамбля уже прошли и запланированы в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Омске, Чите, Уфе, десятках городов России.