«Пой в восторге, русский хор!». Книга Евгении Сабадышиной «Русское хоровое общество»

«Пой в восторге, русский хор!». Книга Евгении Сабадышиной «Русское хоровое общество»

Книга Евгении Сабадышиной представляет собой изложение кандидатской диссертации, защищенной автором в Государственном институте искусствознания в 2009. В ней Е. Сабадышина обращается к малоисследованной у нас теме: почти 40-летней деятельности Русского хорового общества (РХО), история которого началась в 1878 и прервалась в 1917.

Многие факты, приведенные в исследовании, говорят об огромной роли, которую РХО сыграло в развитии и хоровой музыки, и хорового образования в России. В наше время, когда в обществе снова пробуждается интерес к хоровому исполнительству, тема книги — деятельность РХО — может служить вдохновляющим примером того, с каким неравнодушием и терпением трудились и созидали музыканты XIX – начала ХХ веков, как вдумчиво они подходили к делу распространения хорового пения среди населения.

Евгения Сабадышина. Русское хоровое общество
– М., 2016, «Аграф». – 256 стр. Тираж 1000.

Страницы истории

Русское хоровое общество, созданное немецким дирижером и хормейстером Карлом Альбрехтом (при поддержке Ивана Попова — банковского служащего и мецената) в Москве, несомненно, отталкивалось от модели немецких хоровых союзов (Liedretafel), однако сразу же заявило и о своей уникальности — желании развивать именно национальное хоровое искусство. Благодаря усилиям энергичного Альбрехта, уже в первое десятилетие работы общества его репертуар обогатился новинками Чайковского, Танеева, Направника, Ипполитова-Иванова и других авторов, которые незамедлительно исполнялись хором в «экстренных собраниях» (именно так назывались тогда публичные концерты).

Можно утверждать, что благодаря Обществу в России рождался абсолютно новый, светский хоровой репертуар (преимущественно a cappell’ный), а коллектив РХО стал настоящей творческой лабораторией современной музыки. Показательно, что после Карла Альбрехта (также пополнившего репертуар хора своими сочинениями), главными дирижерами РХО становились, как правило, известные композиторы: Антон Аренский, Михаил Ипполитов-Иванов, Василий Сафонов, Сергей Василенко, Павел Чесноков.

Работа по «распространению в публике хорового пения» (как сказано в Уставе РХО) вылилась в не менее амбициозный проект: общество уже на третьем году своего существования (1881) открывает общедоступные хоровые классы, готовящие не только будущих певчих, но и хоровых учителей в народные школы. Обучение в классах велось по новой тогда для России цифирной методе Шеве, дающей хорошие и быстрые результаты при обучении пению любителей (эту методику Альбрехт внедрял в образование, начиная с 60-х годов XIX века, когда вел занятия в хоровом классе при Императорском Русском музыкальном обществе).

Собратья по искусству

Автор книги Евгения Сабадышина провела внушительную изыскательскую работу: в списке использованной литературы почти 300 наименований (в том числе и новейшие исследования), а вводная глава «Источники» занимает 32 страницы из 194 страниц всего труда. Большая зависимость от начальной диссертации диктует порой и излишне наукообразный стиль в изложении материала, однако книга, на наш взгляд, обращена все же к более широкой аудитории (по крайней мере, издательством «Аграф» нигде не акцентируется то, что издание сугубо научное).

Исследователь детально повествует о жизни Общества: его составе, иерархии и функциях его членов, формировании репертуара (приведено немало программ концертов), особенностях концертной деятельности при различных руководителях РХО, этапах развития (две главы: «Первое десятилетие существования РХО»; «РХО в конце XIX – начале XX века»).

Большое внимание в книге уделено, как пишет автор, «подробностям и оценкам, содержащимся в исторических документах»: приводится Устав общества, а также отклики прессы, воспоминания самих артистов, отзывы близких к обществу профессиональных музыкантов.

Отдельная глава посвящена Карлу Альбрехту, управлявшему коллективом на протяжении первых десяти лет. Неоднократно в книге упоминается имя П.И. Чайковского — выясняется, что композитор во многом способствовал становлению общества (он был попечителем хора), оказывая не только музыкальную помощь, но и общественную. Об этом говорят приводимые в приложении переписка Альбрехта и Попова с Чайковским (причем письма Попова публикуются впервые), а также весьма красноречивый артефакт — музыкальное письмо Альбрехта к Петру Ильичу с просьбой о сочинениях для РХО (еще 14 композиторам он написал обычные письма). Эти новые факты, бесспорно, дополняют портрет как «честного и милейшего собрата по искусству», как называл Альбрехта Чайковский, так и самого гения русской музыки.

Примечательно, что книга имеет открытый финал, поскольку история РХО доведена только до 1914, тогда как Общество существовало до 1917: очевидно (правда, автор не поясняет это), пока не удается найти достаточного количества документов, чтобы продолжить его историю. Будем надеяться, что это произойдет в обозримом будущем.

Елена Прыткова