«Плисецкая – полюс магии»

В Москве открыли памятник великой балерине
«Плисецкая – полюс магии»

В 2015 в Москве, на ул. Большая Дмитровка, между домами 12 и 16, по какой-то неведомой причине появился сквер имени Майи Плисецкой. 20 ноября 2016, в 91-й день рождения Плисецкой, открыли памятник великой балерине — неподалеку от Большого театра, где она служила, и от дома рядом с театром, где жила много лет.

История

М.М. Плисецкая скончалась 2 мая 2015, не дожив чуть более полугода до своего 90-летия. Вскоре после ее смерти композитор Родион Щедрин, ее супруг, предложил увековечить память Плисецкой. Его поддержало Министерство культуры РФ.

Для создания памятника был приглашен челябинский скульптор Виктор Митрошин, друживший с Майей Михайловной более 20 лет. В 1993 по просьбе мэра Петербурга А. Собчака Митрошин создал скульптурный приз для балетного конкурса Плисецкой «Майя». «Гран-при должен выглядеть именно так!» — сказала тогда Плисецкая.

Спустя некоторое время Митрошин сделал скульптурный портрет Плисецкой, о котором балерина сказала: «Никто из художников не смог так точно передать мой образ». А в книге мемуаров «Тринадцать лет спустя» она писала:

«Скульптурный портрет Виктора Митрошина “Майя” кажется мне одной из самых удачных работ современных художников. Я прочитываю свой характер… Даже судьбу свою вижу. Но очевиден и острый глаз скульптора. Его темперамент. Воля. Божий дар».

В 2013 по просьбе Плисецкой (по словам скульптора, в телефонном разговоре она сказала: «Витюша, листаю твой буклет, что-то ты давно с меня ничего не лепил») Митрошин начал работать над бронзовой статуэткой Плисецкой в образе «Кармен», которую готовил к 90-летию балерины.

Эта статуэтка и стала «моделью» памятника.

«Героиня достойная»

Установку памятника одобрила комиссия Мосгордумы по монументальному искусству (ее возглавляет вице-президент Союза архитекторов РФ Игорь Воскресенский).

Комиссия утвердила и место памятника: Сквер Майи Плисецкой на улице Большая Дмитровка.

«Место достойное, произведение достойное, героиня достойная. Предлагаю поддержать», — сказал И. Воскресенский.

Заказчиком работы выступила Федеральная дирекция культурно-массовых мероприятий министерства культуры РФ. «Памятник мы бы хотели открыть в ближайшее время и, в соответствии со всеми договоренностями, передать его Москве», — сказал представитель Дирекции Алексей Лебедев.

Средства на памятник — 20 млн. руб. — выделил фонд «Искусство, наука и спорт», который возглавляет Алишер Усманов. Свой гонорар передал на создание памятника В. Митрошин.

Сквер имени Майи

Сквер был разбит на месте снесенного дома № 14 по Большой Дмитровке, в котором прошли детские годы Владислава Ходасевича.

После реконструкции Большой Дмитровки, по словам руководителя департамента культуры Москвы Александра Кибовского, здесь должны были возвести новый дом, однако затем решено было сделать общественное городское пространство. Большая Дмитровка стала одной из первых улиц, благоустроенных в рамках программы «Моя улица», и этом сквере появилось граффити с изображением Плисецкой в роли «Умирающего лебедя» (автор — бразильский граффити-художник Эдуардо Кобра). 20 ноября 2015, в день 90-летия со дня рождения Плисецкой, скверу было присвоено ее имя.

Церемония

Спустя ровно год, в 91-й день рождения балерины, в сквере состоялось открытие памятника. Высота памятника — девять метров, пять из которых — постамент с автографом балерины.

Архитекторы проекта — Алексей Тихонов, член-корреспондент Российской академии художеств, и Василий Перфильев (сын искусствоведа Валерия Перфильева, члена Комиссии по монументальному искусствуМГД; зять и соавтор известного скульптора Салавата Щербакова). По словам А. Тихонова, «основной скульптуры стала идея об иллюзии парения балерины в образе Кармен в воздухе, на фоне неба».

Церемонию открытия организовала и провела кампания «Росконцерт» (бывшая РГКК «Содружество») уже с новым директором А. Лебедевым (предыдущий директор Ольга Жукова была за месяц до этого была освобождена от должности).

Вел церемонию телеведущий Юлиан Макаров.

Присутствовали Р.К. Щедрин, вице-премьер О. Голодец, министр культуры В. Мединский, В. Гергиев, генеральный директор Большого театра В. Урин и руководитель балета ГАБТ М. Вазиев, руководитель Департамента культурного наследия Москвы А. Емельянов, примы Большого М. Александрова и С. Захарова, знаток искусства и моды А.Васильев, знаменитый танцовщик, партнер Плисецкой в Кармен-сюите» В. Барыкин.

«Она сегодня получила вечную прописку в своем родном городе, — сказал Р.К. Щедрин. — Я этому безмерно, бесконечно счастлив. Я рад, что приехали друзья Майи со всего мира. Я хочу помечтать, чтобы со временем сквер превратился в местовстреч молодежи, чтобы здесь назначались свидания. Хотелось бы благоустроить сквер, высадить здесь сирень».

Под звуки «Кармен-сюиты» Ж. Бизе – Р. Щедрина и возгласы «Митрошин, браво!» было снято покрывало. Официальные лица, Р.К. Щедрин, а вслед за ними множество поклонников великой танцовщицы возложили к постаменту букеты алых и белых роз.

Пришли не все…

На церемонии открытия памятника не присутствовал двоюродный брат балерины, художник Борис Мессерер. В тот день он был гостем «Эха Москвы» и на вопрос по поводу открытия памятника ответил:

«Я не пошел туда, потому что меня многое в этом не устраивает, но я не буду распространяться… Я не буду оценивать, это не мое дело. В общем, я устранился из этой стороны праздника условного».

Мнения скульпторов

Не все профессионалы восприняли памятник так же восторженно, как официальные лица.

«Основная претензия к автору — то, что памятник оторвали от земли. Странный постамент сам по себе», — заявил С. Щербаков Национальной службе новостей и добавил, что «не задирал бы памятник так высоко в небо».

Для Григория Франгуляна вопрос о па-мятнике Плисецкой стал поводом для разговора о печальной ситуации с памятниками вообще:

«То, что происходит с жанром —трагедия. Я, как профессионал, вижу полнейшее вырождение скульптуры, с ужасом наблюдая за тем градом “произведений”, который сейчас сыплется, и все эти памятники одного пошиба. Это ма-ну-фак-ту-ра, ничего общего не имеющая с настоящим искусством, с принципами профессиональной скульптуры. Потеряны ориентиры, утрачено понятие — что вообще есть скульптура, какие задачи перед ней ставятся…

Тема может быть любая. Но она должна быть поднята до степени художественного произведения. Только тогда она имеет право на существование. Но в последние годы <…> язык скульптуры потерян. Скульптура — это серьезная вещь, имеющая непосредственное отношение к архитектуре, к пространству. А получается попса в бронзе.<…>

Мы ушли от серьезных задач, когда скульптура формирует пространственную среду, являясь ее частью. Об этом вообще не думают! Скульптура сегодня — некий предмет, столь буквально сотканный, что это не может быть искусством. И это унижает значимость темы. <…> То, что я вижу сейчас — это не просто компромат на те образы, которые они стараются выразить, это вообще не скульптура. А переломить ситуацию можно только просветительством…» («МК»).

Искусство и ремесло

Памятник производит впечатление. Он действительно монументален, несет определенный символ и,возможно, станет местом паломничества поклонников Плисецкой. Статуя высоко вознесена и похожа на впивающуюся в землю стрелу, которая обрушивается с высоты.

Вот уж действительно — Гран-при. Но вот является ли сам он истинным произведением искусства? Воплощает ли в полной мере образ великой женщины и великой балерины?

Безусловно, ждали памятника в образе Кармен. Но не в этой позе, а в другой, хрестоматийной. Той, что известна всему миру и даже тем, кто никогда не видел Плисецкую в легендарном балете.

Скульптор Митрошин общался с Плисецкой в последние 20 лет ее жизни и вряд ли видел великую артистку на сцене в годы ее расцвета (в интервью «КП» он сказал, что до знакомства с Плисецкой «был далек от балета, как от Луны»). А значит, едва ли мог уловить и почувствовать феномен Плисецкой: трогательность и нежность, загадку и тайну, благородство и любовь, страсть и магнетизм гения, которые исходили от Майи Михайловны — женщины, личности, балерины, актрисы. От ее Кармен, Анны Карениной, Умирающего лебедя, Одетты и Одиллии, Царь-Девицы, Нины Заречной, Анны Сергеевны в «Даме с собачкой», княжны Бетси в фильме «Анна Каренина»…

Сомнительно, что все это уловит, взирая на памятник, молодежь, которую Р.К. Щедрин мечтает увидеть в сквере на Большой Дмитровке. Тем более что, как отмечают некоторые специалисты, смотреть на памятник снизу, почти вертикально, находясь в ограниченном стенами и домами пространстве сквера— все равно, что смотреть на сцену из оркестровой ямы: значительная часть впечатлений теряется.

Сам же памятник запоминается не столько цельным образом, сколько деталями: огромными, как будто накладными ресницами, странной прической (в блогах ее назвали, в том числе, «пучком петрушки»).

Сама же Плисецкая видела только эскиз статуэтки. Утвердила бы она окончательный вариант? Как бы оценила свои бронзовые ресницы?

Излишняя монументальность, преувеличенность деталей демонстрируют определенное несовершенство вкуса скульптора. Майя Плисецкая была великим Художником своей эпохи, и сама стала Эпохой в балете и в истории. Она создавала беспримерные произведения искусства, и те произведения, которые ей посвящены, должны быть достойны ее. Памятник, установленный в Москве, думается, не соответствует величию Майи. В нем не хватает, прежде всего, Искусства, достойного ее творчества и ее памяти.

Таких памятников много.

Майя была одна.

Что ж придется смириться с этим изваянием. Ведь памятники деятелям искусства у нас не сносят.

Эколог-меценат

Алишер Усманов признан «Экологом года» по версии московского экологического журнала «ЭкоГрад» за меценатскую деятельность в 2016, и прежде всего за активное содействие в установке памятника Майе Плисецкой. Инициатором представления А. Усманова к этому званию выступил В. Митрошин. Его поддержали В. Гергиев, Р. Щедрин, деятели культуры Москвы и России.

Ранее благотворительному фонду А. Усманова «Искусство, наука и спорт» присуждена премия «Золотая Маска» в номинации «За поддержку театрального искусства России».

P.S.

Вскоре после открытия памятника слева в уличном проеме появилась странная пристроенная лестница, ведущая в только что открытый салон красоты Brow & Beauty Bar (bbbmoscow). У входа — светящийся квадрат с надписями: “Укладка Ресницы Брови Макияж”. Салон специализируется на коррекции и окрашивании бровей.