Планета по имени «Весна»

Прославленный детский хор и хоровая школа «Весна» отметили 50-летие
Планета по имени «Весна»

Это первый юбилей, который хор встретил без Александра Сергеевича Пономарева (1938—2012) — своего основателя и бессменного руководителя на протяжении почти полувека. Юбилейная дата отмечена серией праздничных концертов и установкой памятника А. С. Пономареву на территории школы: в московском Медведково, на ул. Дежнева, д. 3.

Хоровая оттепель

1950‑е — 1960‑е годы — время расцвета хорового пения в СССР: взрослого и детского, профессионального и любительского. Тогда в хоре с энтузиазмом пели, кажется, все — от мала до велика, от внуков до бабушек. Грандиозные певческие праздники в Москве, других городах. Хоры при ЖЭКах, в учебных заведениях, домах и дворцах пионеров.

«Дети» той оттепельной поры — хор «Пионерия», созданный Г. Струве в Железнодорожном; мужской хор МИФИ; Московский областной хор п/у В. Соколова (ныне им. Кожевникова); Хор Московского дома учителя; Пермская хоровая капелла мальчиков; многие другие ныне знаменитые коллективы. Спустя короткое время был создан Большой детский хор радио и телевидения. В 1962 построен Дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах, где переживал новый яркий взлет ансамбль песни и пляски под руководством В. Локтева. С успехом работали хоровые училища в Москве (п/р А. Свешникова), Горьком (п/р Л. Сивухина), Ленинградской капелле им. Глинки. В Московской консерватории трудились А. Свешников, К. Птица, В. Соколов, молодой Б. Тевлин, в Ленинградской — Е. Кудрявцева, в ГМПИ им. Гнесиных — А. Юрлов. В Магнитогорске С. Эйдинов, в Эстонии Г. Эрнесакс…

В 1957 было создано Всероссийское хоровое общество.

…И наступила «Весна»

А. С. Пономарев — в начале 1960‑х студент Музыкального училища при Московской консерватории (ученик выдающегося хормейстера и педагога Е. Н. Зверевой, у которой учились И. Агафонников, В. Полянский, Б. Тевлин) — вошел в этот мир не случайно. Он не представлял своей жизни без музыки: играл на баяне, многих духовых инструментах, увлекался джазом, руководил духовым оркестром, хорами, работал в школе, в «Мерзляковке» создал свой эстрадный ансамбль. Словно бы проверяя его в разных музыкальных делах, судьба вела Пономарева к делу, ставшему для него главным.

«Как-то ко мне пришли домой, стали стучаться и говорят: “Вы — музыкант, не будете ли добры с нашими детишками заниматься, чтобы они без дела по двору не бегали?” — рассказывал А. Пономарев. — И я начал заниматься, поначалу не получал за это никакой зарплаты, а только видел в глазах детей удовольствие и огромную отдачу…».

Это было осенью 1964. Пономареву — 26 лет. Начинал с кружка при ЖЭКе, в котором, по его словам, было «5—6 девочек… На очередные занятия дети приводили товарищей, показывали им свои достижения и приглашали в кружок… оставались в кружке единицы. Вот эти-то единицы, любящие коллективное творчество, музыку, труд, составили хор “Весна”».

Вместе с Пономаревым у истоков хора стоял его однокашник и друг, впоследствии один из основателей и зам. главного редактора газеты «Музыкальное обозрение» Петр Меркурьев.

День рождения хора — 31 марта 1965. В тот день состоялся первый концерт в районном Доме пионеров на празднике «Музыкальная весна». Именно тогда дети дали название хору — «Весна», а себя стали называть «веснушками». Как часто бывает, «устами младенцев глаголет истина»: название оказалось в высшей степени символичным, «Весна» длится уже полвека.

Путь к признанию

Студия и ее молодой руководитель стремительно завоевали авторитет. В том же 1965 состоялся первый концерт в Доме композиторов. Началось сотрудничество с композиторами — авторами музыки для детей: М. Парцхаладзе, Т. Попатенко, А. Пахмутовой, Ю. Чичковым. Спустя год, в 1966, хоровой кружок был преобразован в студию, где дети не только пели в хоре, но и занимались сольфеджио, музыкальной литературой, фортепиано. Фактически это была уже музыкальная школа. Этот статус «Весна» приобрела в 1972, а в 1976 была преобразована в Детскую хоровую школу (бюджетное учреждение г. Москвы).

С середины 1970‑х «Весна» активно гастролирует по городам и республикам СССР, а с начала 1990‑х — по всему миру. Хор побывал в более чем в 25 странах: Германии, Австрии, Венгрии, Бельгии, Болгарии, Польше, Чехии, Швейцарии, Швеции, Франции, Италии, Испании, Канаде, Китае, Японии, странах СНГ и Балтии.

Дети и детище Пономарева

Выдающийся музыкант, гениальный педагог, мудрейший человек, Пономарев не просто учил детей петь. И не просто создал «очередную», пусть и ставшую знаменитой, школу.

Пономарев построил уникальный Дом, Храм детского творчества, в котором все — дети всех возрастов, родители, педагоги, выпускники, сотрудники, друзья, близкие люди (например, композиторы) — объединены неразрывными нитями, флюидами Любви: к искусству, к музыке, друг к другу, к «Весне», к своему Дому.

«Мы прошли через жуткие трудности, — рассказывал А. Пономарев. — Сначала жили в подвале, потом в школе № 299, потом в аварийном детском саду, нас гоняли, травили и преследовали, а мы — выживали! Преследовали нас за все: пытались не разрешать петь те или иные произведения, выступать в таких-то залах, записываться на “Мелодии” и т. д. <…> вставляли палки в колеса. Борьба продолжалась долго. Я и мои товарищи, первый среди которых Петр Васильевич Меркурьев, потратили и очень много сил в, казалось бы, неравной борьбе, но мы победили!» («МО», 2005, № 7—8).

Пономарев выстроил собственную систему работы с детьми, основанную на том постулате, что детский хор — «не временное, “переходное” явление к “большому”, взрослому коллективу, а самостоятельный жанр в музыке» («МО», 2005, № 7—8).

В своей работе Пономарев шел — как это делают и его последователи и соратники — от музыки, от образа, от понимания содержания и текста, от восприятия целого. Поэтому любое, даже самое сложное сочинение «Весна» разучивает и поет по партитуре, а не по партиям.

Дети и детище Пономарева

Выдающийся музыкант, гениальный педагог, мудрейший человек, Пономарев не просто учил детей петь. И не просто создал «очередную», пусть и ставшую знаменитой, школу.

Пономарев построил уникальный Дом, Храм детского творчества, в котором все — дети всех возрастов, родители, педагоги, выпускники, сотрудники, друзья, близкие люди (например, композиторы) — объединены неразрывными нитями, флюидами Любви: к искусству, к музыке, друг к другу, к «Весне», к своему Дому.

«Мы прошли через жуткие трудности, — рассказывал А. Пономарев. — Сначала жили в подвале, потом в школе № 299, потом в аварийном детском саду, нас гоняли, травили и преследовали, а мы — выживали! Преследовали нас за все: пытались не разрешать петь те или иные произведения, выступать в таких-то залах, записываться на “Мелодии” и т. д. <…> вставляли палки в колеса. Борьба продолжалась долго. Я и мои товарищи, первый среди которых Петр Васильевич Меркурьев, потратили и очень много сил в, казалось бы, неравной борьбе, но мы победили!» («МО», 2005, № 7—8).

Пономарев выстроил собственную систему работы с детьми, основанную на том постулате, что детский хор — «не временное, “переходное” явление к “большому”, взрослому коллективу, а самостоятельный жанр в музыке» («МО», 2005, № 7—8).

В своей работе Пономарев шел — как это делают и его последователи и соратники — от музыки, от образа, от понимания содержания и текста, от восприятия целого. Поэтому любое, даже самое сложное сочинение «Весна» разучивает и поет по партитуре, а не по партиям.

Что поет «Весна»

Пономарев всегда опирался на высочайшие критерии при отборе репертуара, в первую очередь — на классику.

«С первых дней своего существования хор пел только высокохудожественные произведения. Уже в первом концерте (31 марта 1965) исполнялись «Золотая рыбка» Монюшко, хоры из русских опер: «Плывет, плывет лебедушка» из «Хованщины» Мусоргского и «Ходим мы к Арагве светлой» из «Демона» Рубинштейна. <…> Нередко на хоровых занятиях дирижер и «веснушки» читают и перечитывают тексты сочинений, отдельные их фрагменты. Думают и рассуждают вместе: о чем это произведение, что хотел рассказать поэт, что передал в своей музыке композитор? Но понятие «содержание» не ограничивается знанием поэтического текста, ведь вокруг изучаемого сочинения (особенно если это классическая музыка и крупная форма) образуется как бы духовная сфера, требующая продолжения, расширения знакомства с ним и порожденными им другими темами и явлениями. Поэтому хор слушает на занятиях записи знаменитых исполнителей, в летних хоровых лагерях — выдающиеся оперные и балетные постановки, посещает концерты и картинные галереи. Погрузиться в эпоху помогают вечера, посвященные Гайдну, Моцарту, Шуберту, Рафаэлю, Рахманинову, Пушкину…

И все это для того, чтобы узнать, вникнуть, понять, прочувствовать, а затем — исполнить», — пишет воспитанник «Весны», ныне музыкальный обозреватель Александр Матусевич.
Сегодня в репертуаре хора — сотни произведений: крупные формы и миниатюры, хоры a cappella и в сопровождении фортепиано, органа, симфонического и камерного оркестра. Музыка Возрождения и раннего барокко (Лассо, Обрехт, Хасслер, Аркадельт, Гастольди, Монтеверди, Каччини), «Gloria» Вивальди, «Stabat mater» Перголези, сочинения Моцарта, Гайдна, Шуберта, Шумана, Брамса, Дебюсси, Пуленка, Кодая, Бриттена, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева, Чеснокова, Рахманинова (в т. ч. «Шесть хоров» на стихи русских поэтов), Калинникова, Шебалина, Свиридова, народные песни… Многое исполняется в аранжировках и переложениях А. Пономарева.

В 1980‑х «Весна» была одним из первых детских коллективов, обратившихся к русской духовной музыке. В 1994 состоялся концерт в Большом зале консерватории, в программу которого вошли сочинения от древнерусских унисонных песнопений до хоров А. Кастальского и П. Чеснокова. Эта программа была записана на первый сольный CD хора.

Важнейшей вехой в истории «Весны» (1981) стало участие в исполнении оратории В. Рубина «Вечерние песни» вместе с Московским камерным хором В. Минина и БСО под управлением В. Федосеева. Вслед за этим хор стал часто принимать участие в исполнении произведений крупной формы, где требовался детский хор: «Страсти по Матфею» Баха, «Пиковая дама» и «Щелкунчик» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, оратории и кантаты Д. Шостаковича, Ю. Левитина, О. Фельцмана, Д. Кабалевского, А. Петрова…

Под руководством В. Федосеева в год 250‑летия Й. Гайдна (1982) была исполнена оратория «Семь слов Спасителя на кресте» в редакции А. Пономарева для детского хора, симфонического оркестра и солистов. Хор сотрудничал с ведущими ансамблями и оркестрами, среди которых — АСО Московской филармонии, Госоркестр, БСО, «Русская филармония», Литовский камерный оркестр, камерный оркестр «Времена года», камерный оркестр Ленинградской филармонии, дирижеры Е. Светланов, Л. Маркиз, М. Плетнев, С. Сондецкис, В. Минин, В. Булахов, С. Кондрашев, пианисты А. Бахчиев, Е. Сорокина, В. Овчинников, Е. Мечетина, виолончелист А. Бузлов, вокалисты Р. и К. Лисициан, А. Аблабердыева, А. Сафиулин, А. Мартынов.

Композитор-резидент

«Весна» уникальна тем, что у нее есть свой композитор: Ефрем Подгайц, с которым коллектив дружит и сотрудничает больше 30 лет. «Весна» исполняет практически все его сочинения для детского хора (а многие написаны специально для «веснушек»). Это кантаты «Как нарисовать птицу», «Ода греческой вазе», «Поэзия земли», «Времена года», «Нью-Йоркская месса», «Missa veris», многочисленные миниатюры и циклы a cappella и с сопровождением. Хор «Весна» постоянно участвует в авторских концертах композитора.

Что поет «Весна»

Пономарев всегда опирался на высочайшие критерии при отборе репертуара, в первую очередь — на классику.

«С первых дней своего существования хор пел только высокохудожественные произведения. Уже в первом концерте (31 марта 1965) исполнялись «Золотая рыбка» Монюшко, хоры из русских опер: «Плывет, плывет лебедушка» из «Хованщины» Мусоргского и «Ходим мы к Арагве светлой» из «Демона» Рубинштейна. <…> Нередко на хоровых занятиях дирижер и «веснушки» читают и перечитывают тексты сочинений, отдельные их фрагменты. Думают и рассуждают вместе: о чем это произведение, что хотел рассказать поэт, что передал в своей музыке композитор? Но понятие «содержание» не ограничивается знанием поэтического текста, ведь вокруг изучаемого сочинения (особенно если это классическая музыка и крупная форма) образуется как бы духовная сфера, требующая продолжения, расширения знакомства с ним и порожденными им другими темами и явлениями. Поэтому хор слушает на занятиях записи знаменитых исполнителей, в летних хоровых лагерях — выдающиеся оперные и балетные постановки, посещает концерты и картинные галереи. Погрузиться в эпоху помогают вечера, посвященные Гайдну, Моцарту, Шуберту, Рафаэлю, Рахманинову, Пушкину…

И все это для того, чтобы узнать, вникнуть, понять, прочувствовать, а затем — исполнить», — пишет воспитанник «Весны», ныне музыкальный обозреватель Александр Матусевич.
Сегодня в репертуаре хора — сотни произведений: крупные формы и миниатюры, хоры a cappella и в сопровождении фортепиано, органа, симфонического и камерного оркестра. Музыка Возрождения и раннего барокко (Лассо, Обрехт, Хасслер, Аркадельт, Гастольди, Монтеверди, Каччини), «Gloria» Вивальди, «Stabat mater» Перголези, сочинения Моцарта, Гайдна, Шуберта, Шумана, Брамса, Дебюсси, Пуленка, Кодая, Бриттена, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева, Чеснокова, Рахманинова (в т. ч. «Шесть хоров» на стихи русских поэтов), Калинникова, Шебалина, Свиридова, народные песни… Многое исполняется в аранжировках и переложениях А. Пономарева.

В 1980‑х «Весна» была одним из первых детских коллективов, обратившихся к русской духовной музыке. В 1994 состоялся концерт в Большом зале консерватории, в программу которого вошли сочинения от древнерусских унисонных песнопений до хоров А. Кастальского и П. Чеснокова. Эта программа была записана на первый сольный CD хора.
Важнейшей вехой в истории «Весны» (1981) стало участие в исполнении оратории В. Рубина «Вечерние песни» вместе с Московским камерным хором В. Минина и БСО под управлением В. Федосеева. Вслед за этим хор стал часто принимать участие в исполнении произведений крупной формы, где требовался детский хор: «Страсти по Матфею» Баха, «Пиковая дама» и «Щелкунчик» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского, оратории и кантаты Д. Шостаковича, Ю. Левитина, О. Фельцмана, Д. Кабалевского, А. Петрова…

Под руководством В. Федосеева в год 250‑летия Й. Гайдна (1982) была исполнена оратория «Семь слов Спасителя на кресте» в редакции А. Пономарева для детского хора, симфонического оркестра и солистов. Хор сотрудничал с ведущими ансамблями и оркестрами, среди которых — АСО Московской филармонии, Госоркестр, БСО, «Русская филармония», Литовский камерный оркестр, камерный оркестр «Времена года», камерный оркестр Ленинградской филармонии, дирижеры Е. Светланов, Л. Маркиз, М. Плетнев, С. Сондецкис, В. Минин, В. Булахов, С. Кондрашев, пианисты А. Бахчиев, Е. Сорокина, В. Овчинников, Е. Мечетина, виолончелист А. Бузлов, вокалисты Р. и К. Лисициан, А. Аблабердыева, А. Сафиулин, А. Мартынов.

«Весенний» звук

«Для меня и моих товарищей в “Весне” абсолютный приоритет — естественность. Естественность во всем — в звуке хора, в манере поведения детей и руководителей, в общении со сверстниками и со взрослыми, в свободе мыслей и суждений», — говорил А. Пономарев.

Пономарев ставил во главу угла качество исполнения, художественное прочтение сочинения. Работая над произведением, он уделял первостепенное внимание качеству звука. За десятилетия «Весна» сохранила свое главное богатство и достоинство, свою «визитную карточку»: особое, неповторимое, узнаваемое звучание хора.

«А.С. Пономарев считал, что в основе красоты хорового звучания лежит естественность звукообразования в сочетании со стремлением к осознанной и прочувствованной выразительности, то есть звук должен приводиться в соответствие с содержанием произведения. Если хормейстер сможет объяснить детям, что нужно выразить, то они сами найдут путь к правильному звуку. Поэтому с хористами в «Весне» не занимаются специально постановкой дыхания, оно вырабатывается в процессе подготовки произведений.

Звучание «Весны» изначально было предопределено той музыкой, которую пел хор, теми критериями и ценностями, которые исповедовал Александр Сергеевич. С первых дней жизни хора любимыми произведениями детей стали лирические, медленные, протяжные. «Весна» никогда не увлекалась пением пионерских и массовых песен и поэтому никогда не пела задорно-звонко, громко, прямолинейно. Музыка «тихая», душевная, чисто хоровая и сегодня остается основой репертуара хора» (А. Матусевич).

«Пространство возвышенного спокойствия»

В 1987, после 20‑летих мытарств по неприспособленным помещениям, школа обрела свое нынешнее здание с большим парком и прудом. Пространство, идеально приспособленное для детского творчества, для всестороннего развития художественной личности, в котором вокруг которого все дышит Добром и Любовью к детям и к музыке. В строительстве принимали посильное участие все «заинтересованные лица»: дети, родители, педагоги.

Пономарев, с присущим ему талантом, энтузиазмом, дальновидностью, выстроил великолепную, практически идеальную хозяйственную структуру, оснастив школу всем необходимым для того, чтобы процесс обучения и воспитания детей был максимально плодотворным и продуктивным.

«Большие светлые классы, по 40 и более метров, в каждом — рояль, и можно послушать ученика издали, а не в клетушке. В просторных коридорах, холлах создали красивые интерьеры, расставили скульптуры, цветы, повесили картины, — рассказывал А. С. Пономарев. — И дети могут уединиться, уютно посидеть, отдохнуть от суеты и шума. Наше пространство помогает создать обстановку возвышенного спокойствия. У нас сегодня два концертных зала, в одном из них концертный орган фирмы A. Schuke.<…> Вся наша красота накоплена годами и бережливость. Для ребят этот дом — свой…» («МО», 2005, № 7 – 8).

В этом пространстве — три концертных зала, Зимний сад и Каминный зал, трапезная (не «столовая» и не «буфет»!), библиотека и читальный зал, уютные комнаты отдыха для детей и родителей…

Гордость «Весны» — два музея. Один рассказывает о полувековой истории школы. Здесь хранятся призы, афиши и программы концертов, уникальные экспонаты, художественные произведения, подаренные школе известными художниками, скульпторами, музыкантами. Другой — музей музыкальных инструментов: огромная коллекция из разных стран.

ДОМ имени Пономарева

В последние годы жизни А. С. Пономарев тяжело болел (последствия серьезной аварии). Он скончался 16 мая 2012. До последнего дня с ним были его воспитанники, преданные коллеги, близкие друзья. С 2013 школа носит его имя.

Эстафета Пономарева перешла в надежные руки. Его преемницей на посту директора школы стала Надежда Аверина — выпускница «Весны», профессор Московской консерватории.

averina530

Надежда Аверина род. в Москве. В 1981 окончила ДХШ «Весна», в 1985 — училище при Московской консерватории (класс Г. Шестериковой), в 1990 — дирижерско-хоровое отделение Московской консерватории (класс С. Калинина), в 1993 аспирантуру МГК, в 1996 защитила кандидатскую диссертацию на тему «Проблема репертуара в детском хоровом исполнительстве». С 1984 преподает в ДХШ «Весна» (хормейстер и дирижер Старшего хора, руководитель Кандидатского хора, преподаватель сольфеджио). Автор многочисленных переложений и обработок для детского хора.

С 1999 работает на кафедре хорового дирижирования Московской консерватории, с 2008 профессор. Автор многочисленных публикаций, посвященных детскому музыкальному образованию и работе с детскими хоровыми коллективами.

Лауреат международных конкурсов. Награждена медалью «В память 850‑летия Москвы». Проводит семинары, мастер-классы, читает лекции. Работает в жюри российских конкурсов и фестивалей.

Школу «Весна» часто называют «Республикой». Действительно, она уже полвека живет согласно правилам поведения и общения, в основе которых, как говорил Пономарев, — правда и естественность во всем. В 1968, на заре существования «Весны», была принята своего рода Конституция «Республики “Весна”»: Устав, актуальный и по сей день. Вот строки из него:

«Наш Старший хор — дружный коллектив ребят, любящих хоровое пение, стремящихся научиться понимать язык музыки — самого прекрасного из искусств — и научить этому других. Ради этой высокой цели мы готовы не отступать ни перед какими трудностями, никогда не останавливаться на достигнутом. Среди нас не может быть зазнаек и лентяев, хвастунов и лгунов. Основной закон хора — дружба всех “веснушек”, закон взаимной поддержки и помощи».

Традиции «Весны»

А. С. Пономарев оставил в наследство нынешнему и будущим поколениям «веснушек» уникальный, как часы работающий механизм; особый регламент и порядок, основанный, с одной стороны, на жесткой дисциплине и самодисциплине, а с другой — на многолетних традициях, которые бережно хранятся в школе.

Это, прежде всего, традиции высочайшей культуры, которая проявляется во всем: в репетиционной работе, концертной деятельности, выборе репертуара и работе над ним, общении, исполнении музыки, отношении к школе, друг к другу, к труду и творчеству. Это система самоуправления, важную роль в которой играет Совет хора. Это шефство старших ребят над «новенькими», теми, кто переходит в Старший хор из Кандидатского. Всего в «Весне» 6 хоров, и всем придумали весенние названия: «Капельки» — подготовительный хор для 5‑летних детей, «Ручеек» — дошкольный хор для 6‑леток, «Первоцвет» — младший хор, в котором поют первоклассники, «Радуга» — средний хор (7—8 лет), «Жаворонок» — кандидатский хор (8—9 лет), старший хор (10—16 лет). Сеодня в школе обучается около 400 детей.

Это уникальная творческая атмосфера. Образ жизни. Это не только совместное музицирование, но совместное проведение свободного времени. Проведение школьных фестивалей, концертов, праздников, балов, встреч с выпускниками…

С 1967 проводится летний хоровой выездной лагерь для старшего хора. Именно здесь, в совместной жизни и работе, закладываются основы, без которых невозможно представить существование хора, основы будущего репертуара.

Помимо хоровых занятий, разучивания новых произведений, проводится множество мероприятий.

Вот, к примеру, программа 2014: театральный вечер, вечер поэзии, вечер романсов, вечер к 200‑летию М. Лермонтова, танцевальный вечер, турнир по бадминтону, отчетно-выборное собрание и перевод «новеньких» в Старший хор, прощальный вечер (с традиционным прослушиванием «Прощальной симфонии» Гайдна), коллективный день рождения, день художественного творчества, просмотр фильма-оперы «Евгений Онегин», чтение книги А. Макаренко «Педагогическая поэма», прослушивание концертов, посещение музеев. Конечно, физкультура, бассейн, экскурсии…

Еще одна традиция: многие выпускники, по окончании вузов и колледжей, возвращаются в родную школу. Сегодня в «Весне» работают выпускники разных лет: директор школы и художественный руководитель хора Н. Аверина, дирижеры, хормейстеры и преподаватели сольфеджио М. Алексеева и Т. Дмитриева, хормейстер и концертмейстер И. Волосовцева, дирижеры и хормейстеры Ю. Фадеева и А. Трухан, преподаватели фортепиано Н. Ипполитова и М. Орлова, преподаватель музыкальной литературы и руководитель органного класса Ю. Пирожихина.

Награды

Хор постоянно получает самые высокие оценки на крупнейших конкурсах и фестивалях: 1991 — в Нанте (Франция, II премия); 1992 и 2004 — в Дебрецене (Венгрия, I премия и Гран-при); 1992 — в Ареццо (Италия, I премия и Гран-при); 1995 — в Нанте (I премия); 1999 и 2006 — в Толосе, (Испания, I премия и Гран-при); 2002 — в Туре в Нанте (Франция, I премия); 2003 — в Варне (Болгария, I премия); 2004 — в Пауэл Ривер (Канада, I премия и Гран-при); 2010 — в Ниредьгазе (Венгрия, I премия и Гран-при); 2012 — в Мальчезине (Италия, I премия и Гран-при); 2014 — победы на хоровых фестивалях в Бельгии и им. Генделя в Германии.

В 2000 хор завоевал высшую европейскую хоровую награду «Гран-при Европа 2000» на «конкурсе конкурсов» (обладателей Гран-при) в Толосе, где конкурировал только со взрослыми коллективами.

Записи

Начиная с 1975, хор выпустил 6 грампластинок, 12 CD, три DVD-диска. Среди них — две пластинки «Тысяча лет музыки» (Шютц, Монтеверди, совместно с ансамблем «Мадригал»), пластинка «Хоровые миниатюры русских композиторов), пластинка и три диска с сочинениями Е. Подгайца, «Русская духовная музыка», «Песни народов мира», «Поэзия земли» (записи одноименной кантаты Подгайца, «Шести хоров» Рахманинова, Missa brevis in D Бриттена) и др.

На DVD записаны концерт к 70‑летию А. Пономарева в БЗК (23.11.2008), концерт памяти А. Пономарева в Римско-католическом кафедральном соборе (28—10.2012), Благотворительный концерт в БЗК, средства от которого были направлены на создание памятника А. С. Пономареву.

События юбилейного сезона

50‑й сезон «Весны» открылся 16 ноября 2014 концертом «Необыкновенное музыкальное путешествие» в Рахманиновском зале консерватории: прозвучала музыка всех эпох и многих стран — от композиторов Ренессанса (Обрехт, Аркадельт, Гастольди) и Моцарта до народных песен и премьеры хора Е. Подгайца «Смехачи».

30 января в Кафедральном соборе Святых Петра и Павла хор исполнил духовную музыку русских и европейских композиторов (эта же программа была исполнена 30 мая).

15 февра л я в Светлановском зале ММДМ состоялся авторский вечер Е. Подгайца, в котором приняли участие все хоровые коллективы «Весны».

Главный юбилейный концерт прошел 3 апреля в Большом зале консерватории. Вместе с хором «Весна» в нем приняли участие Е. Мечетина, БСО им. Чайковского (дирижер С. Кондрашев), меццо-сопрано А. Синицына. Под занавес концерта к нынешнему составу хора присоединились выпускники разных лет. В честь юбилея и в память Наставника они спели три сочинения: «Рассвет» П. Чайковского, «Жаворонок» Вик. Калинникова, «Романс» Д. Шостаковича.

24 мая в БЗК прошел еще один юбилейный концерт, в котором участвовали все хоры школы. И вновь на сцену вышли выпускники, чтобы отдать дань памяти и благодарности А. С. Пономареву.

24 марта в ДХШ «Весна» прошла конференция «Актуальные вопросы работы с детским хором». А 29 марта в школе состоялся праздничный вечер с выпускниками.

Память и памятник

16 мая 2015, в 3‑ю годовщину ухода из жизни А. С. Пономарева, в школьном парке был открыт памятник — первый в России памятник человеку, чья профессия — Учитель. Средства на него собирали всем миром, хор дал благотворительный концерт в БЗК. Автор памятника — Андрей Балашов.

Несмотря на дождь, на церемонию приехали десятки выпускников, а нынешние ученики, облачившись в плащи-дождевики, под руководством Н. Авериной дали небольшой концерт. На открытии присутствовали председатель Комитета по культуре Москвы А. Кибовский, депутат Госдумы К. Косачев, председатель МГД А. Шапошников, дирижер В. Федосеев и О. Доброхотова, Е. Подгайц.

Но лучший памятник Александр Сергеевич Пономарев сотворил себе сам: это детская хоровая школа «Весна». Планета «Весна», чье прошлое, настоящее и будущее освящено памятью о великом Учителе и Человеке.

Материал подготовлен на основе текстов А. Матусевича (буклет юбилейного концерта и статья о ДХШ «Весна»).