Письма Бетховена

Письма Бетховена

Завершено издание четырехтомного собрания писем Бетховена, являющегося первым наиболее полным собранием эпистолярия композитора на русском языке. Основу издания составил труд Натана Львовича Фишмана (1909–1986), выдающегося отечественного исследователя творчества Бетховена.

Появление обновленного и дополненного переиздания «Писем Бетховена» стало возможным благодаря исследованиям доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории  Ларисы Кириллиной, помогавшей Фишману и продолжившей его работу. В 2015 вышла ее беллетризованная биография Бетховена в серии «ЖЗЛ».

Бетховен, Людвиг ван
Письма в 4-х тт. Том 4
Сост., перевод и комм. Н. Л. Фишмана и Л. В. Кириллиной; вступ. ст. Л. В. Кириллиной. М.: Музыка, 2011. – 784 с., нот. ил.

Издание содержит новые документы. Каждому тому предпослана обширная вступительная статья, все письма снабжены подробными комментариями.

Четвертый том является, по словам Л. В. Кириллиной, самым объемным, сложным и долгожданным. Он был закончен после смерти Н. Л. Фишмана (ученый успел увидеть опубликованным третий том и приступил к работе над заключительным) и дополнен документами, обнаруженными после 1985.

В IV том вошли письма последних лет жизни Бетховена, охватывающие 1823–1827 гг. В эти годы были созданы Девятая симфония, Торжественная месса, поздние квартеты и др. Среди адресатов Бетховена — европейские монархи (шведский король Карл XIV Юхан), знаменитые поэты (Гете, Грильпарцер), музыканты (Керубини, Диабелли, Рис, Вебер). Особый сюжет — переписка Бетховена с русским князем Н. Б. Голицыным, заказавшим гению три квартета и устроившим мировую премьеру Торжественной мессы в Петербурге.

Во вступительной статье Л.В. Кириллина рассказывает о восприятии Бетховена эпохой: «Бетховен прижизненно вошел в пантеон культурных героев Нового времени — героев новой, светско-позитивистской мифологии — не только благодаря своему гению, но и в силу экстраординарности своей личности и судьбы, своего облика и характера. <…> … за несколько лет до смерти Бетховена начал складываться “бетховенский миф” и “романтический образ” художника: титана, бунтаря, сверхчеловека, избранника и мученика. А уже в 1827 году поклонение Бетховену и его памяти приобрело кое-где черты настоящего культа».

Анализируя список адресатов и темы, к которым обращается композитор в эти годы, составитель указывает: «Основная часть переписки Бетховена за 1823– 1827 годы так или иначе связана с темой творчества. Истинный духовный подвиг Бетховена состоит не в том, что он якобы претендовал на роль героя и пророка (на самом деле — никогда не претендовал!), а в том, что он выполнил решение, записанное им в дневнике еще в 1815: “Все, что называется жизнью, должно быть принесено в жертву возвышенному и стать святилищем искусства”. То, что эти слова были не красивой сентенцией, а четко сформулированным принципом, доказывается и творчеством Бетховена поздних лет, и почти буквальным повторением этих слов… в письме к Негели».

Интенсивность переписки Бетховена в эти годы столь высока, что позволяет воссоздать жизнь композитора практически день за днем. Из писем к продавщице можно узнать, какие сорта рыбы он предпочитал — карпа и щуку (письмо к Терезе Йонас от марта–апреля 1826). А рядом — совет начинающему композитору А. А. Клейну от 10 мая того же года: «… что касается критики, ожидаемой Вами от меня, то тут Вы упускаете из виду, что мне и самому приходится служить предметом критики. Впрочем, я согласен с Вольтером в том, что “ретивый конь не остановит свой бег от нескольких укусов комара”. Придерживайтесь в этом, прошу Вас, такого же взгляда, как я».

В дополнении публикуется письмо 1795 к давнему другу композитора Г. фон Струве, который находился на дипломатической службе в Санкт-Петербурге. Автограф был приобретен на антикварном аукционе за 140 000 евро частным коллекционером, не пожелавшим открыть свое имя. Письмо было обнаружено лишь в 2012, и ни в одно из зарубежных собраний писем Бетховена этот текст не входит. Уникальность этой публикации еще и в том, что это единственное во всем эпистолярном наследии Бетховена упоминание о возможном путешествии в Россию.