Пир во время чумы

Новая «Кармен» Александра Тителя в Екатеринбурге — о жизни как постоянной корриде
Пир во время чумы
Фото Сергей Гутник

Кармен XXI века

Кармен у Тителя переосмыслена кардинально. Роскошества и эротизма в ней практически нет. Сильная, прямолинейная, даже немного угловатая, отличная от всех, она увлекает мужчин желанием ее «победить». Даже сцены соблазна выглядят как грубая физиологическая страсть, с откровенным задиранием юбки и стриптизными играми со стулом. Она побеждает животными инстинктами, притягивая как магнит. Жеманных покачиваний грудью и бедрами от нее не дождешься, порода не та. Даже танец для Хосе под «Тра-ля-ля-ля» — это заколдовывающий хмельной танец со стаканами из-под выпитого только что вина.

Ее жизнь находит смысл только в очередных сильных страстях, которые выводят ее из быта сплошной сигаретной фабрики в сиреневом тумане дыма. Окружающие ее мужчины ведут вечную войну: военные, тореадоры, контрабандисты. Кто кого? Даже дети, с младых ногтей обучаются искусству маршировать, убивать и сражаться. Выжженная земля, без неба и солнца, настоящей травы и цветов. Единственный цветок — в знаменитой сцене из I действия — и тот искусственный.

Опера «Кармен» в 2 действиях
Композитор Жорж Бизе
Либретто А. Мельяк и Л. Галеви по одноименной новелле П. Мериме
Премьера – «Опера-Комик», Париж, 3 марта 1875
Дирижер Михаэль Гюттлер
Режиссер Александр Титель
Художник-постановщик Владимир Арефьев
Художник по свету Евгений Виноградов
Хормейстер Эльвира Гайфуллина
Режиссер по пластике Татьяна Баганова
Исполнители: Кармен — Ксения Дудникова, Надежда Бабинцева; Дон Хосе — Липарит Аветисян, Ильгам Валиев; Эскамильо — Александр Краснов; Микаэла — Ольга Пешкова, Цунига — Александр Колесников, Фраскита — Ольга Тенякова, Мерседес — Ксения Ковалевская, Моралес — Дмитрий Стародубов, Данкайро — Владимир Ворошнин, Ремендадо — Кирилл Матвеев и др.
Премьера в Екатеринбурге: 7, 8, 9, 10, 11, 24, 25 октября 2015

И бросает она Хосе его в бешенстве. Метилась в Цунигу, с издевкой, с ощущением внутреннего превосходства. Но случайно попала во внезапно вбежавшего Хосе. Рассердилась на него, а потом замерла. Вот он, момент судьбы.

Поэтому-то Хосе, юный и восторженный, так ее покоряет. Он ей кажется из другого мира: набожный, почитающий матушку и свою Родину. Экзотика для ее окружения. А на другом полюсе — расчетливые цыгане, наслаждающиеся жизнью.

Прямолинейная, с сильным характером, она не боится смерти. Вернее, испытывает животный страх, лишь на мгновенье, в своей знаменитой сцене гаданья, но потом принимает ее как данность. Ее единственная мечта-соблазн — убежать в горы, где «край чудес», «где мир сошел с ума».

P.S. После терактов

Ноябрьский ужас в Париже с терактами и массовыми соболезнованиями изменил восприятие и этой оперы. В ней по-новому высвечивается конфликт двух культур и двух миров: европейского с его нормами и христианскими ценностями, долгом перед Родиной и матерью, вера в светлую любовь, когда земное переходит в небесное. И в этот мир вторглись «чужаки». Для последователей пост-колониального подхода эта опера идеальный пример того, как сталкиваются два мира, которые никогда не смогут стать близкими (вспомним, кавказские сочинения Пушкина и Лермонтова с их дикарями и дикарками, гибнущими от контактов с европейцами). Цыгане превращаются в собирательный образ тех, кто живет «без правил» (то есть у них «другие правила») и оттого губят как свой мир, так и «наш». Уж слишком очевидная для сегодняшних событий параллель.

По-видимому, именно эту мораль — о том, что правила и нормы нужны для достижения идеального общества и хотел донести Бизе до современников.

Очевидно, что «Кармен» Бизе-Тителя разбирает причины всего случившегося, показывает, что каждый из тех, кто участвует в «нечистых» играх, неважно «свой» или «чужой» (например, Цунига) пусть для забавы, для адреналина, а чаще для денег, — ответственен за смерти и войну у «себя», «дома».

Можно только диву даваться, как режиссер смог предугадать этот слой актуальных смыслов…

Представлен фрагмент статьи. Полностью материал читайте в бумажной версии газеты «Музыкальное обозрение», МО № 10 (389) 2015.

.