Первые гастроли Симфонического оркестра Йельского университета в России начинаются 24 мая

Первые гастроли Симфонического оркестра Йельского университета в России начинаются 24 мая

С 26 мая по 2 июня Classical Movements представит 4 концерта всемирно известного Йельского симфонического оркестра (Нью-Хейвен, Коннектикут, США) в рамках первого в истории коллектива гастрольного тура по России.

Под руководством маэстро Тошиюки Шимады, с 2006 года занимающего пост музыкального руководителя крупнейшего в Йельском университете коллектива, оркестр в составе более 60 музыкантов исполнит программу из произведений американских и русских композиторов: Увертюру к «Школе злословия» С. Барбера, «Испанское каприччио» Н. А. Римского-Корсакова и Пятую симфонию П. И. Чайковского.

Для исполнения Третьего фортепианного концерта Б. Бартока к оркестру присоединится Борис Берман, пианист, окончивший Московскую консерваторию, о котором газета «Boston Globe» отозвалась как о «лучшем, что есть в русской пианистической школе». В настоящее время Борис Берман возглавляет кафедру фортепиано Школы Музыки Йельского университета (Yale School of Music).

По словам маэстро Шимады: «Я всегда испытываю трепет от того, что стою на подиуме перед этим оркестром, потому что кажется, что не существует никаких пределов для звучания, которое он может создавать. Я невероятно горд представлять Йельский симфонический оркестр, играющий на высочайшем исполнительском уровне, слушателям во всем мире».

РАСПИСАНИЕ КОНЦЕРТОВ

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД | Новгородская областная филармония
Дата: 26 мая (пятница)
Начало: 18:30

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ | Белый зал Политехнического университета
Дата: 29 мая (понедельник)
Время: 19:00

МОСКВА | Большой зал Московской консерватории
Дата: 31 мая (среда)
Время: 15:00

ЯРОСЛАВЛЬ | Ярославская государственная филармония
Дата: 2 июня (пятница)
Время: 18:30

ПРОГРАММА:

СЭМЮЭЛ БАРБЕР (1910—1981)
Увертюра к «Школе злословия», op. 5 (1931)

БЕЛА БАРТОК (1881—1945)
Концерт для фортепиано с оркестром № 3, Sz. 119, BB 127 (1945)
Allegretto
Adagio religioso
Allegro vivace

Борис Берман, фортепиано

НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844—1908)*
Испанское каприччио, op. 34 (1887)
Alborada
Variazioni
Alborada
Scena e canto gitano
Fandango asturiano

ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893)
Симфония № 5 E-moll, op. 64 (1888)
Andante—Allegro con anima
Andante cantabile, con alcuna licenza
Valse: Allegro moderato
Finale: Andante maestoso—Allegro vivace

*только в Ярославле

Yale Symphony Orchestra

Toshiyuki Shimada, Music Director

Основанный в 1965 году группой студентов, которые видели растущий потенциал в создании большого симфонического ансамбля в рамках университета, Йельский симфонический оркестр (YSO) стал одним из ведущих студенческих коллективов США. Самый большой оркестр в Йельском Университете, YSO предоставляет студентам возможность исполнять симфоническую музыку на консерваторском уровне, в то же время используя ресурсы всего Йельского университета как учебного заведения, в котором широко представлены гуманитарные науки.

Для студентов уровня консерватории, стремящихся получить качественное гуманитарное или даже естественно-научное образование, YSO является одной из немногих факультативных возможностей, чтобы сохранить направление своего обучения вне консерваторской среды. На самом деле 80-90% членов YSO не специализируются на музыке. Помимо сотен игравших в оркестре успешных врачей, юристов и бизнесменов, выходцами из YSO являются музыканты Нью-Йоркского филармонического оркестра (Шэрон Ямада, 1-я скрипка), Бостонского симфонического оркестра (Халдан Мартинсон, концертмейстер вторых скрипок, и Оуэн Янг, виолончель), Лос-Анджелесского филармонического оркестра (Дэвид Говард, кларнет), Симфонического оркестра Сан-Франциско (покойный Уильям Беннетт, гобой), Филадельфийского Оркестра (Джонатан Бейлер, скрипка), Симфонического оркестра Торонто (Гарри Саргус, гобой, на пенсии), Израильского филармонического оркестра (Мириам Хартман, альт), а также музыкальный руководитель Балтиморского Симфонического Оркестра Марин Алсоп, композиторы Майкл Гор, Роберт Бизер, Конрад Каммингс, Стивен Пол Хартке, Роберт Кир и комментатор Национального Общественного Радио Майлс Хоффман.

Репутация, а также масштаб зрительской аудитории, позволяют YSO соперничать с консерваторскими оркестрами из разных стран мира. YSO на протяжении своей 52-летней истории является приверженцем исполнения новых музыкальных произведений. В частности, в 1973 году YSO представил европейскую премьеру «Мессы» Леонарда Бернстайна, мировую премьеру финальной восстановленной версии «Трех селений в Новой Англии» Чарльза Айвза, американскую премьеру музыки к балету «Камма» Клода Дебюсси и премьеру на восточном побережье США «Постройки дома» Бенджамина Бриттена. Каждый сезон YSO также работает со Школой Музыки Йельского университета и факультетом музыки для составления программ и исполнения произведений, написанных преподавателями, студентами и выпускниками Йеля.

Выступая с такими всемирно известными солистами, как Йо-Йо Ма, Фредерика фон Штаде, Эммануэль Акс, Дэвид Шифрин и Томас Мюррэй, YSO ежегодно выступает со студентами-победителями музыкального конкурса им. Уильяма Уэйта (William Waite Concerto Competition). Недавние выступления проходили в Карнеги Холл, Айвери Фишер Холл, Линкольн-центре и Соборе Св. Патрика.

С музыкальным руководителем коллектива Тошиюки Шимадой YSO гастролирует как в США, так и за рубежом, включая тур по Турции в 2010 году с известной пианисткой Идиль Бирет. Позже г-жа Бирет снова присоединилась к оркестру для записи фортепианных концертов Пауля Хиндемита. Этот альбом вышел в 2013 году на лейбле Naxos. Кроме того, коллектив побывал на гастролях в Португалии, Корее, Центральной Европе, Италии и недавно в Бразилии.

В Нью-Хейвене YSO известен своим легендарным «Хеллоуин Шоу» (Halloween Show), немым фильмом в студенческой постановке, партитуру к которой оркестр играет в полночь, переодевшись в костюмы. Билеты на «Хеллоуин Шоу» в Вулси Холл (Woolsey Hall), которое является многолетней традицией Йельского университета, распродаются за много дней до начала, а содержание самого шоу является тайной, строго охраняемой до ночи исполнения. За последние годы в шоу выступили в роли камео Джеймс Франко, Вуди Аллен, Аланис Мориссетт, Роза ДеЛауро и Джимми Киммел.

Среди бывших музыкальных руководителей коллектива: Ричмонд Браун, Джон Мосери, К. Уильям Харвуд, Роберт Капилоу, Лейф Бьяланд, Аласдер Нил, Дэвид Стерн, Джеймс Росс, Джеймс Синклер, Шиник Хам и Джордж Ротман.

ТОШИЮКИ ШИМАДА — музыкальный руководитель Йельского симфонического оркестра с 2005 года. Также является музыкальным руководителем симфонического оркестра Восточного Коннектикута (Нью-Лондон, США) и оркестра South Finger Lakes. Кроме того, маэстро Шимада – почетный музыкальный руководитель Портлендского симфонического оркестра в штате Мэн, в котором он занимал пост музыкального руководителя с 1986 по 2006 год. До работы в Портленде Шимада на протяжении шести лет был вторым дирижером Хьюстонского симфонического оркестра. В текущем сезоне маэстро Шимада продолжит работу с этими тремя оркестрами, совмещая ее с преподаванием в Йельском Университете, а также выступит в качестве приглашенного дирижера с двумя турецкими оркестрами: Стамбульским филармоническим оркестром Борусан и Билькентским симфоническим оркестром (Анкара).

Выступал в качестве приглашенного дирижера со многими оркестрами, среди которых Государственный симфонический оркестр Измира (Турция), Литовский национальный симфонический оркестр (Вильнюс), Филармонический оркестр Халиско (Гвадалахара, Мексика), Моравский филармонический оркестр, Карловарский симфонический оркестр, Пражский камерный оркестр, Словацкий филармонический оркестр, Тонкюнстлероркестр (Вена), Национальный оркестр Лилля (Франция) и Королевский Шотландский национальный оркестр (на Эдинбургском Фестивале). Кроме того, его также приглашали симфонические оркестры Гонолулу, Чатокуа, Сан-Хосе, оркестр Boston Pops, Тихоокеанский симфонический оркестр и симфонический оркестр Эдмонтона.

Шимада сотрудничал с такими классическими музыкантами, как Ицхак Перлман, Эндрю Уоттс, Питер Серкин, Эмануэль Акс, Ефим Бронфман, Идиль Бирет, Питер Франкл, Янош Штаркер, Джошуа Белл, Хилари Хан, Надя Салерно-Зонненберг, Чо-Лян Линь, Сэр Джеймс Голуэй, Эвелин Гленни и Барри Такуэлл. В сфере популярной музыки ему довелось работать с Доком Северинсеном, Вилли Нельсоном, Джонни Кэшем, Марвином Хэмлишем и Тони Теннилл.

Маэстро Шимаде посчастливилось учиться у многих выдающихся дирижеров прошлого и настоящего, включая Леонарда Бернстайна, Герберта фон Караяна, Герберта Блумстедта, Ганса Сваровски, Майкла Тилсона Томаса. В 1979 году стал финалистом конкурса дирижеров имени Герберта фон Караяна в Берлине, в 1983 году стипендиат Лос-Анджелесского филармонического института. Помимо этого, маэстро неоднократно был удостоен наград Американского общества композиторов, авторов и издателей, а в 2003 году был назван музыкантом года звукозаписывающей компанией Ariel Records. На данный момент в дискографии Шимады 15 альбомов на лейбле Vienna Modern Masters, его диски выходили в звукозаписывающих компаниях Capstone, Querstand-VKJK (Германия) и Albany Records. Записи сочинения «Небоскребы» Грегори Хаттера и концертов П. Хиндемита совместно с пианисткой Идиль Бирет вышли на лейбле Naxos. Альбом «Музыка из Ватикана», записанная с Пражским камерным оркестром и хором, доступен на порталах iTunes и Rhapsody.

Маэстро Шимада – доцент кафедры дирижирования Йельского университета; также преподавал в университете Райс (Хьюстон, Техас), университете Южного Мэна и Хьюстонском институте эстетики. Выпускник Калифорнийского государственного университета Нортриджа, где его преподавателями были композитор Дэвид Уитуэлл и дирижер Лоренс Кристиансон, Шимада также учился в университете музыки и драматических искусств (Вена, Австрия). Живет в Коннектикуте со своей женой, концертирующей пианисткой Евой Вирсик.

БОРИС БЕРМАН выступал в более чем пятидесяти странах на шести континентах. Среди его выступлений, получивших высокую оценку, — концерты с Королевским оркестром Концертгебау, Лейпцигским оркестром Гевандхауза, Лондонским оркестром «Филармония», Симфоническим оркестром Торонто, Израильским филармоническим оркестром, оркестром Миннесоты, симфоническими оркестрами Детройта, Хьюстона, Атланты, Санкт-Петербургским филармоническим оркестром и Королевским Шотландским национальным оркестром. Помимо частых сольных концертов, он также выступает на многих крупных фестивалях.

Родился в Москве, закончил Московскую консерваторию, где учился у выдающегося пианиста Льва Оборина. В 1973 году оставил успешную карьеру в Советском Союзе и иммигрировал в Израиль, где вскоре стал одним из самых востребованных пианистов. В настоящее время проживает в г. Нью-Хейвен, штат Коннектикут.

Преподаватель с международно признанной репутацией, Борис Берман руководит кафедрой фортепиано Школы Музыки Йельского университета и проводит мастер-классы по всему миру. Почетный профессор Шанхайской консерватории и Королевской Датской консерватории в Копенгагене, член жюри различных международных конкурсов.

Номинировался на премию «Грэмми». В дискографии Бермана полный цикл сольных  фортепианных произведений Прокофьева и Шнитке, все сонаты Скрябина, а также сочинения Моцарта, Вебера, Шумана, Брамса, Франка, Шостаковича, Дебюсси, Стравинского, Берио, Кейджа и Джоплина.

В 2000 году издательство Йельского университета опубликовало «Заметки со скамьи пианиста» профессора Бермана. Переведенная на несколько языков, книга исследует вопросы фортепианной техники и интерпретации. В 2008 году то же самое издательство опубликовало книгу Бориса Бермана «Фортепианные сонаты Прокофьева: Руководство для Слушателя и Исполнителя».

В сезоне 2016-17 у Борис Берман будет выступать и преподавать в Австрии, Канаде, Китае, Дании, Финляндии, Франции, Голландии, Израиле, Италии, Португалии, России и США.