Первая постановка в России. «Пассажирка» Моисея Вайнберга — в Екатеринбургском театре оперы и балета

Первая постановка в России. «Пассажирка» Моисея Вайнберга — в Екатеринбургском театре оперы и балета
Моисей Вайнберг

15 сентября 2016 года российской премьерой оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка» Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета откроет 105-й сезон (2016—2017 гг.).

Постановщики:

Дирижер — Оливер фон Дохнаньи
Режиссер и сценограф — Тадэуш Штрасбергер
Художник по костюмам — Матти Ульрич

О. Донаньи, Т. Штрасбергер, М. Ульрич в 2014 году осуществили на сцене Екатеринбургского театра постановку оперы Ф. Гласса «Сатьяграха».

Официальный пресс-агент проекта — национальная газета «Музыкальное обозрение»

Кураторы проекта:

Андрей Шишкин, директор театра
Андрей Устинов, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение»

Достигнуты договоренности со всеми правообладателями.

www.uralopera.ru

«Пассажирка» (ор. 97) — первая опера Моисея Вайнберга. Написана в 1967 — 1968 году по заказу Большого театра. Либретто Александра Медведева по повести польской писательницы Зофьи Посмыш.

Опере предпослан эпиграф из Поля Элюара: «Если заглохнет эхо их голосов — мы погибнем…»

Этими же словами опера завершается.

Александр Медведев рассказывал:

«В середине 60-х в “Иностранной литературе” была опубликована повесть Зофьи Посмыш. Я дал Вайнбергу журнал, и через несколько дней он сказал мне: “Пожалуй, это может стать оперой. Давайте попробуем”. <…> Когда мы завершили работу, Шостакович предложил: “Приезжайте ко мне и сыграйте”. Вайнберг играл, он был прекрасным пианистом. Когда композитор закончил, Шостакович сказал: “Метек, вы сами не знаете, что написали. Это шедевр”.

Он тут же организовал прослушивание в Союзе композиторов, на которое пришло человек восемьдесят: Свиридов, Кара Караев, Хачатурян, Щедрин, Эшпай, Пахмутова, Шнитке, Губайдуллина, Денисов, многие другие.

Все единодушно одобрили оперу, поздравляли.

Это произведение нам заказал Большой театр, мы получили аванс».

Однако впервые «Пассажирка» прозвучала только почти 40 лет спустя.

История исполнений

Мировая премьера оперы в концертном исполнении состоялась в декабре 2006 года (солисты, хор и оркестр МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, музыкальный руководитель и дирижер В. Горелик), на сцене Московского международного Дома музыки.

В феврале 2010 года «Пассажирка» была исполнена в концертной версии в Новосибирском театре оперы и балета.

Постановка — мировая премьера «Пассажирки» состоялась 21 июля 2010 года на музыкальном фестивале в г. Брегенц (Австрия) по инициативе Д. Паунтни в копродукции с Большим театром Варшавы, Английской Национальной Оперой и Королевским театром Мадрида (режиссер Д. Паунтни, дирижер Т. Курентзис). 8 октября того же года эта постановка была представлена в Большом театре Варшавы, 19 сентября 2011 — в Английской национальной опере.

В 2013 году «Пассажирка» поставлена на сцене Баденского государственного театра в Карлсруэ (Германия).

18 января 2014 году состоялась премьера в США (Гранд Опера в Хьюстоне). 10–13 июля этот спектакль был показан в Нью-Йорке, в Линкольн-центре.

30 октября 2014 года опера прозвучала в концертном исполнении на сцене Пермского театра оперы и балета.

24 февраля 2015 премьера «Пассажирки» прошла в Лирической опере Чикаго.

1 марта 2015 года — в Опере Франкфурта.

Екатеринбургский театр оперы и балета впервые в России представит оперу М. Вайнберга в сценической версии.

Моисей Вайнберг родился в 1919 году в Варшаве. Окончил Варшавскую консерваторию как пианист. В 1939 году, в самом начале Второй мировой войны, переехал из Польши в СССР. Все родственники Вайнберга были депортированы и погибли в концлагере Травники.

Вайнберг обучался в Минской консерватории по классу композиции у В. Золотарева. В годы войны он познакомился с Д.Д. Шостаковичем. Эта встреча сыграла колоссальную роль в его дальнейшей жизни и творчестве. Близкая дружба двух музыкантов продолжалась более 30 лет.

Вайнберг — автор 26 симфоний, 2 симфониетт, 2 камерных симфоний, 5 инструментальных концертов, 7 опер, 3 оперетт, 2 балетов, камерных сочинений (17 струнных квартетов, фортепианный квинтет, произведения для фортепиано и других инструментов), музыки к кинофильмам и мультфильмам (более 60): «Укротительница тигров», «Летят журавли», «Последний дюйм», «Тегеран-43», «Афоня», «Каникулы Бонифация», «Винни-Пух» и др.

По свидетельству вдовы композитора, Ольги Вайнберг, около 70% его произведений не опубликовано.

Синопсис

Акт 1

Начало 1960-х. Трансатлантический лайнер.

Лиза плывет в Бразилию со своим мужем — немецким дипломатом Вальтером. Случайно она замечает на корабле женщину, похожую на Марту, которую считала умершей. Лиза так встревожена нахлынувшими воспоминаниями, что признается мужу в том, что была надзирательницей в Освенциме. Вальтер опасается дипломатического скандала. Лиза просит стюарда выяснить, кто и откуда эта женщина.

1944-й. Освенцим.

Среди заключенных — Марта. Лиза назначает ее своей помощницей, чтобы контролировать других заключенных. Надзиратель находит записку на польском языке. Марту заставляют перевести ее. Чтобы скрыть готовящееся восстание, Марта говорит, что это ее любовное письмо Тадеушу, ее жениху.

Акт 2

Тадеуш — скрипач, также узник Освенцима. Его заставляют выбрать скрипку, на которой он должен будет играть на концерте любимый вальс Коменданта. Тадеуш встречает Марту, они узнают друг друга. Лиза замечает это, но в нарушение распорядка позволяет им поговорить наедине.

Тадеуш делает ювелирные изделия для офицеров СС. На одном из медальонов Лиза замечает изображение Мадонны с лицом Марты. Она предлагает Тадеушу снова встретиться с Мартой, но тот отказывается, не желая оставаться перед Лизой в долгу.

У Марты день рождения, ей исполняется 20 лет. Лиза вызывает Марту и сообщает, что Тадеуш отказался встретиться с ней. Марта уверена в том, что Тадеуш поступил правильно.

Надзиратели зачитывают список женщин-заключенных, приговоренных к казни. Хотя номер Марты не назван, она хочет присоединиться к обреченным. Но Лиза останавливает Марту: она должна услышать концерт Тадеуша.

Трансатлантический лайнер.

Лиза и Вальтер решают забыть о прошлом. Они выходят танцевать. Пассажирка просит исполнить любимый вальс Коменданта. Лиза напугана.

Освенцим.

На концерт собираются офицеры и заключенные. Тадеуш должен играть любимый вальс Коменданта, но решает сыграть Чакону Баха. Внезапно музыка обрывается, когда офицеры разбивают скрипку Тадеуша, стаскивают его со сцены и уводят на расстрел.

Эпилог

Трансатлантический лайнер.

Марта одна. Она думает о Тадеуше. Вспоминая прошлое, она надеется, что никто из погибших никогда не будет забыт.

Оливер фон Дохнаньи, дирижер-постановщик

Родился в 1955 в г. Тренчин (Словакия) в семье музыкантов. Учился игре на скрипке и композиции, в Музыкальной академии Праги у В. Ноймана и А. Климы, дирижированию — в Венской высшей школе музыки и исполнительских искусств у О. Зуйтнера, на мастер-классах А. Янсонса, И. Маркевича, Ф. Феррары.

Лауреат конкурсов дирижеров в Сиене и Праге.

В 1979—1986 годах — дирижер симфонического оркестра радио Братиславы, в 1986— 1991 годах — главный дирижер Национального оперного театра в Братиславе и Словацкого филармонического оркестра. В 1993—1996 годах — главный дирижер Национального оперного театра в Праге.

Сотрудничает с оркестрами Чехии, Словакии, Португалии, Японии, США, Англии, Английской национальной оперой, оперными театрами Базеля, Дюссельдорфа, Вены, Цюриха, Карлсруэ, Касселя, Осаки, Датской оперой, Норвежской оперой, центром Бриттена – Пирса в Олдборо.

Тадеуш Штрасбергер, режиссер-постановщик, сценограф

Родился в 1976. С 25 лет стажировался в театрах Италии (Ла Скала, Сан Карло в Неаполе, Ла Фениче в Венеции), США (Хьюстона, Питсбурга, Мичигана и др.) и других стран. Первая самостоятельная постановка — «Риголетто» в театре штата Колорадо (2005). Как  режиссер и сценограф поставил спектакли «Золушка» (Ирландская опера, 2006, Висбаден, 2007), «Газета» Россини (Вильдбад, 2007), «Двое Фоскари» (Лос-Анджелес, 2012, Валенсия, 2013, Вена, 2014), «Набукко» (Миннесота, 2012, Вашингтон, 2012, Флорида, 2013, Филадельфия, 2014), «Гамлет» Тома (Канзас-сити, 2006, Вашингтон, 2010, Миннесота, 2013), «Поругание Лукреции» Бриттена (2013), «Свадьба Фигаро» (2013) и «Дон Жуан» (2014, Норвежская национальная опера), «Фиделио» (Бостон, 2010), «Турандот» (2010) и «Орфей и Эвридика» (2007, Аугсбург), «Орестея» (2013, фестиваль Бард Саммерскейп, совместно с Мариинским театром), «Травиата» и «Волшебная флейта» (2008, Аризона), «Девушка с Запада» (2008, Монреаль, 2011, Тирольская государственная опера, Инсбрук), «Гугеноты» (2009, фестиваль Бард Саммерскейп), «Ариадна на Наксосе» (2008, Вольф Трап, США), «Аида» (2006, Канзас-сити), «Дальний звон» Ф. Шрекера и «Король поневоле» Э. Шабрие (Нью-Йорк).

В 2014 дебютировал в России постановкой оперы «Сатьяграха» в Екатеринбургском театре оперы и балета, поставил в Ковент Гарден оперы «Двое Фоскари» Верди с Пласидо Доминго и «Блики» современного датско-немецкого композитора Сёрена Нильса Айхберга (мировая премьера).

Матти Ульрич, художник по костюмам

Родилась в Калифорнии. Окончила Школу искусств Университета Северной Каролины. Работает в опере, мюзикле, танце, драматическом театре и кино. Постоянно сотрудничает с Тадеушем Штрасбергером. Среди их совместных работ — оперы «Орестея» Танеева, «Гугеноты» Мейербера, «Дальний звон» Шрекера и «Король поневоле» Шабрие (Фестиваль SummerScape, Нью-Йорк, США), «Поругание Лукреции» Бриттена и «Дон Жуан» Моцарта (Норвежская национальная опера), «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса (Wolf Trap Opera, Вирджиния, США), «Золушка» Россини (Государственный театр Висбадена,