«Персона-композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов». 10-й сезон 2018—2019. Александр Маноцков. Владимир Раннев. Дмитрий Курляндский

«Персона-композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов». 10-й сезон 2018—2019. Александр Маноцков. Владимир Раннев. Дмитрий Курляндский
Коллаж Андрей Устинов

Александр Маноцков. 10 октября 2018

10 октября 2018, 19.00
Московская филармония
Сезон 2018/2019
Камерный зал
Абонемент № 137
«Персона – композитор. Представление и интервью —
Андрей Устинов»
10-й сезон

«Время времени»
Александр МАНОЦКОВ

Organum, Occursus, Scala (версия для фортепиано) (2017–2018)

Organum, Occursus, Scala (версия для ударных) (2017–2018)

Михаил Дубов (фортепиано)
Елисей Дрегалин (ударные)

Александр МАНОЦКОВ

Александр МАНОЦКОВ:

«Композитор должен все делать, чтобы все было очевидно само. А слушатель должен не тупить и не отвлекаться на айфон. И этого достаточно».

«Современная музыка — это вообще самое важное, что есть на свете, в любую эпоху. Ни в чем другом для человека надежды нет. Кому-то помогает вера, но это ведь то же самое».

«Только музыка — это очень непосредственная вещь. Скажем, в евхаристии, причастии, вы переживаете это чувство как вспышку, но в смысле художественной формы (потому что все на свете — художественная форма) евхаристия — очень простая вещь. Это ритуал жертвоприношения. Как говорилось в фильме «Бойцовский клуб», «мне просто хотелось разбить что-нибудь прекрасное».

«Музыка нужна не зачем, она нужна почему. Она была бы нужна зачем, если бы человек послушал музыку и получил ответ. А он никогда его не получает. Если было бы наоборот, все бы послушали какую-нибудь до-мажорную сонату Моцарта, просветлились, прекратили бы войны или вознеслись бы на небо живыми, как пророк Илия».

«У музыки нет цели, и ни у одной подлинной вещи ее нет. Музыка ни за чем, ни про что» (интервью журналу «Афиша Daily»)

«Мы все повитухи природы, во всем, что мы делаем абсолютно, без исключения. Каждое наше действие является действием не нашим, мы входим во что-то, что началось до нас и после нас не кончится. И склонность человека не всегда совпадает с его способностями. Но я благодарен судьбе за то, что, несмотря на мое несовершенство, я умудряюсь вести жизнь композитора, как жизнь стихотворца, я веду жизнь композитора. В смысле социальном я – композитор, много лет пишу музыку, оказываюсь в ситуациях, когда никто меня не знает, а знают — ну, вот напиши нам. Я стараюсь провоцировать эти ситуации, чтобы не слишком социализироваться. Очень важно быть всегда инопланетянином немножко, чтобы самому себе что-то доказывать и двигаться дальше. Слава богу, у меня это получается». (Из интервью «Радио Свобода»)

Александр Маноцков родился в 1972. Ученик А. Юсфина и В. Гайворонского. Пишет музыку в разных жанрах для различных составов. Его вокальные и инструментальные опусы исполняются в России и за рубежом, входят в репертуар Московского Ансамбля современной музыки, оркестра Musica Viva, оркестра «Новая Музыка» (Казань), ансамбля Opus Posth Татьяны Гринденко, ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин» Андрея Котова, ансамбля N’Caged Арины Зверевой и др.

Маноцков — автор нескольких опер, в том числе «Гвидон» (поставлена в театре «Школа драматического искусства; премия «Золотая Маска», 2011, номинация «Эксперимент»), Haugtussa (Rogaland Teater, Ставангер, Норвегия, 2011), The Four Quartets (E.O’Neill Centre, США, 2012), «Страсти по Никодиму» («Платформа», 2013), «Бойе» (Красноярск, Музей современного искусства, 2013), «Титий Безупречный» (Камерный музыкальный театр им. Покровского, 2015), «Снегурочка» (Новосибирск, театр «Старый дом», 2016; премия «Золотая маска» в номинации «Эксперимент»), «Requiem, или Детские игры» (2017, хор «Аврора», ММДМ) «Чаадский» (Московский театр «Геликон-опера», 2017), «Сны Иакова, или Страшно Место», «Красный Сад» (Свияжский музей, Казань, 2017–2018).

Оперы «Гвидон», «Титий Безупречный», «Снегурочка», «Чаадский», «Сны Иакова, или Страшно Место» входят в репертуар театров.

Автор музыки к 18 драматическим спектаклям. Сотрудничал с А. Могучим и Формальным Театром («Долгий рождественский обед», «Пьеса Константина Треплева “Люди, львы, орлы и куропатки”», «Домашний театр», различные перформансы), П. Шерешевским (в Театре им. Комиссаржевской, в театре «Особняк», в театрах Самары, Воронежа, Новосибирска), К. Серебренниковым («Голая пионерка», «Антоний&Клеопатра. Версия» в «Современнике», «Господа Головлевы» в МХТ им. Чехова), продюсерской Компанией Е. Миронова, «Studio Six» (американский курс Школы-Студии МХАТ).

Автор музыки к фильмам «Мелюзга» В. Морозова, к нескольким сериалам компании НТВ-Профит, фильму «Изображая жертву» (реж. К. Серебренников. Фильм получил Гран При «Кинотавра» и Римского кинофестиваля).

Композитор работает в области пространственных инсталляций, музыкальных действ site-specific. Как исполнитель (голос, дирижер, виолончель, контрабас, перкуссия, народные и нетрадиционные инструменты) участвует в разнообразных составах, играющих старинную, современную, импровизационную музыку. Несколько дисков Александра Маноцкова вышли на лейбле Fancymusic.

С 2015 партитуры Маноцкова издает голландское издательство Donemus.

Исполнения произведений в 2017–2018:

15 марта 2017, ММДМ. «Requiem, или Детские Игры», опера/перформанс (премьера).

5 мая 2017, Лондон, Национальная Библиотека. Journey One для голосов и камерного ансамбля (премьера).

1–4 июня 2017, театр «Геликон-опера». «Чаадский» (премьера). Реж. К. Серебренников, дир. Ф. Коробов.

7 июня 2017, Symposium, Tempora, концерт-презентация диска П. Главатских, Рахманиновский Зал

10 сентября 2017, Киев, Гогольфест. «Псалмы и танцы», вокальный цикл на стихи украинских поэтов (премьера).

31 декабря, 1–2 января 2018, Москва, открытая сцена на Тверской ул. «Снегурочка».

6 февраля 2018, ММДМ. Folia для струнных «7 дней, или Вариации на Тетраграмматон» для виолончели и оркестра (премьера). Исп. А. Рудин и камерный оркестр Musica Viva,

28 февраля 2018, Харьков. Авторский концерт. АСО Харьковской филармонии.

3 марта 2018, Киев. «Псалмы и Танцы». Концерт с квартетом Amici.

1 апреля 2018, Ясная Поляна. «Псалмы и Танцы». Музыка для струнного трио и квартета. Концерт с Courage Quartet,

13–14 апреля 2018, театр «Геликон-опера». «Чаадский» (спектакли в рамках фестиваля «Золотая маска»).

13 мая 2018, Алматы. Авторский концерт. Ансамбль современной музыки «Игеру».

17 мая 2018, Москва, Музей С.С. Прокофьева. Авторский концерт в цикле П. Поспелова «Петя и волки». Courage Quartet.

Владимир Раннев. 6 ноября 2018

6 ноября 2018, 19.00
Московская филармония
Сезон 2018/2019
Камерный зал
Абонемент № 137
«Персона – композитор. Представление и интервью —
Андрей Устинов»
10-й сезон

«ERROR. TRY AGAIN»
Владимир Раннев

«Вот такая любовь» для женского голоса, камерного ансамбля и интерактивной электроники (2014) на текст из сборника «Рукописный девичий рассказ» (М.: ОГИ, 2002)

«Прохожей» для голоса и фортепиано на стихотворение Ш. Бодлера из цикла «Цветы зла» (2009)

« est   a.  iss  ex glo  ae» для флейты, бас-кларнета и фортепиано (2010)

«Error. Try again» для камерного ансамбля (2009)

«Ах» для фортепиано соло (2012)

“Enfin je suis libre” («Вот я на свободе») на текст письма Николая Оболенского жене Вере из освобожденного Бухенвальда 15 апреля 1945 года для голоса и камерного ансамбля

Московский ансамбль современной музыки
Арина Зверева

Московский ансамбль современной музыки

Иван Бушуев (флейта)
Олег Танцов (кларнет)
Глеб Хохлов (скрипка)
Илья Рубинштейн (виолончель)
Михаил Дубов (фортепиано)

Ольга Россини (вокал)

Владимир РАННЕВ:

«Влияние современной музыки несопоставимо с тем, какой резонанс имеют театральные постановки, кинопремьеры, некоторые выставки. Другое дело, что современная музыка зачастую производит шокирующее — причем с разными знаками — впечатление благодаря способности выбивать из примет повседневности, привычных вещей, коридоров само собой разумеющегося, выталкивать из зоны комфорта. И это впечатление может быть как с отрицательным знаком — музыка в стиле «живые позавидуют мертвым», так и с положительным — сродни хорошему сексу.

В профессиональном плане какой-то границы между классической и современной академической музыкой нет. Если мы вспомним, что Бетховен казался современникам странным, радикальным, жестким, то к нему применимы многие эпитеты, которые слышишь по отношению к современной музыке. Другое дело — ее сегодняшнее место в индустрии прекрасного. Здесь современная музыка ближе к институциям и публике, ориентированным на познавание и анализ современности, а не к собственно музыкальным институциям — филармониям, оперным домам и так далее, которые эксплуатируют классическо-романтический репертуар. Художественные институции — галереи, музеи, всякие биеннале и триеннале — часто вписываются в музыкальные проекты, проповедуя в своей деятельности междисциплинарность. Как, например, уральская биеннале, Нижегородский и Калининградский ГЦСИ. Или драматические театры – «Электротеатр», Новая сцена Александринки, Театр наций, «Гоголь-центр». Музыкальные же институции более консервативны и очень удобно расположились на комфортных, позолоченных бархатных подушках классики». (интервью порталу «БИЗНЕС Online»)

Владимир Раннев родился в 1970 в Москве. В 2003 окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу композиции профессора Б.И. Тищенко), в 2005 — аспирантуру СПбГК по теории музыки (научный руководитель доцент Н.Ю. Афонина).

В 2003–2005 стажировался в Высшей школе музыки Кельна (электронная музыка, профессор Ханс Ульрих Хумперт).

Стипендиат Gartow-Stiftung (Германия, 2002) и получатель гранта «Музы Петербурга» (Россия, 2003), лауреат конкурса Teatro minima Цюрихской государственной оперы (2004), Salvatore Martirano Award Университета штата Иллинойс (США, 2009), Gianni Bergamo Classic Music Award (Швейцария, 2010). Гран-при премии Сергея Курехина (опера «Два акта», 2013). Номинант премии «Золотая Маска» (Эпизод V оперного сериала Бориса Юхананова «Сверлийцы», 2016). Лауреат российской оперной премии Casta Diva за спектакль «Проза» (2017). Опера «Синяя Борода. Материалы дела» вошла в шорт-лист Премии Сергея Курехина в 2010.

В 2007 был приглашен Даремским университетом (Великобритания) в качестве composer-in-residence.

Музыка В. Раннева звучала в России, Австрии, Великобритании, Германии, США, Финляндии, Швейцарии, Японии; среди исполнителей — Оркестр театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, Государственный академический симфонический оркестр Санкт-Петербурга, eNsemble фонда Pro Arte, ансамбли Pincode, Questa musica и N’Caged, Московский ансамбль современной музыки, ансамбль солистов МГК Студия новой музыки, One Orchestra, хор Смольного собора (Россия), ансамбли Nostri Temporis (Украина), Orkest De Volharding, Amstel Quartet (Нидерланды), Kontratrio, Ums’n Jip,  Ensemble Phoenix Basel, Proton Bern (Швейцария), ансамбои Mosaik, Clair Obscure,

Integrales, Les Eclats du Son, Lux: NM, хор Singakademie Oberhausen, хор Cantus Domus (Германия), ансамбль NAMES (Австрия) и другие.

Сочинения В. Раннева публикуются издательством Verlag Neue Musik Berlin.

Член группы композиторов «СоМа» («Сопротивление материала»).

Автор научных статей по теории музыки, опубликованных в России (сборники «Научные труды молодых музыковедов Санкт-Петербургской консерватории», журналы «Музыкальная академия», Opera musicologica) и Германии (журналы Das Orchester, Positionen), более 400 музыкально-критических публикаций в российских изданиях.

Старший преподаватель кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств на факультете свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета.

Основные сочинения

Оперы

«Синяя Борода. Материалы дела» по пьесе немецкого драматурга Деа Лоэр (премьера в 2010, Санкт-Петербургский Планетарий, проект Института Pro Arte); «Два Акта» по либретто Дмитрия Александровича Пригова (премьера в 2012 в атриуме здания Главного штаба Эрмитажа, проект Эрмитажа, Гете-Института и Года Россия-Германия); «Сверлийцы», либретто и постановка Бориса Юхананова (премьера в 2015 в Электротеатре Станиславский, номинирована на «Золотую маску» в номинации «Композитор — работа в музыкальном театре»); «Проза» на тексты Ю. Мамлеева и А.П. Чехова (премьера в 2017 в Электротеатре Станиславский). В операх «Два Акта» и «Проза» выступил в качестве режиссера-постановщика.

Оркестровая музыка

«Небо. Панорама для двух наблюдателей» (концерт для скрипки и виолончели с оркестром, 2003, дипломная работа); «К лесу задом, ко мне передом» для детского голоса и оркестра на текст 8-летней Марфы Шуваловой.

Камерная музыка:

Non contra ambo (2007) для флейты и контрабаса

Error. Try again (2009) для камерного ансамбля

Futuresong (2009) для голоса и интерактивной электроники на текст из пьесы Деа Лоэр Magazin des Glücks

An eine, die vorüberging (2010) для женского голоса и фортепиано на текст из пьесы Деа Лоэр Blaubart – Hoffung der Frauen

P  est  a.  iss  O  ex glo  ae (2010) для флейты, бас-кларнета и фортепиано

Пианино (2011) для детского голоса и фортепиано

Дискотека (2012) для голоса и камерного ансамбля на текст В. Раннева

Touch I (2014) для камерного ансамбля и интерактивной электроники

Вот такая любовь (2015) для женского голоса, камерного ансамбля и интерактивной электроники на текст из сборника «Рукописный девичий рассказ» (составитель С. Борисов)

Touch II (2016) для камерного ансамбля и интерактивной электроники

Enfin je suis libre (2018) для голоса и камерного ансамбля на текст письма Николая Обухова своей жене Вере из освобожденного Бухенвальда

Музыка к драматическим спектаклям

«Теллурия» (Александринский театр, реж. Марат Гацалов, 2014), «Дороги» (Александринский театр, реж. Марат Гацалов, 2015), «Новое время» (Александринский театр, реж. Марат Гацалов, 2016), «Eternal Russia» (Берлин, театр Hebbel am Ufer, реж. Марина Давыдова, 2017), «Собачье сердце“ (Санкт-Петербург, театр «Приют комедианта», реж. Максим Диденко, 2017), «Дом» (Казань, театр „Угол“, реж. Вера Попова, 2018), «Марат Де Сад» (Санкт-Петербург, фестиваль «Точка доступа», реж. Йозуа Рёзинг, 2018), «Хранить вечно» (Санкт-Петербург, Манеж, реж. Андрей Могучий, 2018), «Аустерлиц» (БДТ, реж. Евгения Сафонова, 2018).

Кликните, чтобы увеличить

Дмитрий Курляндский. 4 декабря 2018

4 декабря 2018, 19.00
Московская филармония
Камерный зал
Сезон 2018/2019
Абонемент № 137
«Персона – композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов»
10-й сезон

«До звука»
Дмитрий Курляндский

4 багатели (для 6 исполнителей, 2016, мировая премьера концертной версии)

Карты несуществующих городов. Арглтон (для слушателя)

Карты несуществующих городов. Сент-Этьен (для флейтиста и читателя, 2015, российская премьера)

Московский ансамбль современной музыки

Московский ансамбль современной музыки:
Иван Бушуев (флейта)
Олег Танцов (кларнет)
Евгений Субботин (скрипка)
Илья Рубинштейн (виолончель)
Михаил Дубов (фортепиано)
Дмитрий Курляндский (объекты)

Дмитрий КУРЛЯНДСКИЙ

Дмитрий КУРЛЯНДСКИЙ:

«Процесс “художественного восприятия” (Шкловский) подобен процессу вглядывания в темноту. По мере того, как глаза привыкают к темноте – в пространстве проявляются очертания наполняющих его предметов. Мы наделяем эти предметы, явления и объекты характеристиками, позволяющими уложить видимое в приемлемую, удобную нам систему. В подобных условиях каждый воспринимающий выстраивает свой мир с нуля и эти новоявленные миры будут отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей, опыта, предпочтений и ожиданий каждого отдельного человека. Восприятие — это творческий акт: слушая, мы создаем то, что слышим; читая, мы создаем то, что считываем; наблюдая, мы создаем то, что видим. Для меня сочинение — не средство самоутверждения, самореализации или самовыражения в звуках и структурах, — это возможность создавать открытые, а точнее — неоднозначные ситуации, которые предоставляют слушателям (и исполнителям) возможность творить».

Дмитрий Курляндский родился в Москве в 1976. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру МГК у проф. Леонида Бобылева. Его сочинения были отмечены на конкурсах в России, Франции, Англии. Победитель международного конкурса «Гаудеамус» в Голландии (2003). Гость Берлинской программы для деятелей искусств (2008). Победитель Премии Джанни Бергамо в Швейцарии (2010). В 2010 — композитор ансамбля 2e2m (Франция). Победитель конкурса на оперное сочинение Иоганна Йозефа Фукса в Австрии (2011). Лауреат премии фонда Андрея Вознесенского «Парабола» (2016). Лауреат премии итальянских музыкальных критиков имени Франко Аббьяти (2017).

В 2018 перформанс-инсталляция Commedia delle arti представлена в Российском павильоне Венецианского биеннале современного искусства.

​Дмитрий Курляндский — приглашенный профессор музыкальной академии Impuls в Граце (Австрия), композиторских курсов Sound of Wander в Милане, композиторских курсов в Руайомоне (Франция), встреч молодых композиторов в Апельдорне (Голландия), COURSE (Украина), Tzlil Meudcan (Израиль), консерваторий в Амстердаме, Милане и Сан-Себастьяне, Международной композиторской академии молодых композиторов в Чайковском (Россия) и др.

Музыка Курляндского регулярно звучит на фестивалях Donaueschingen, Ruhrtriennale, MaerzMusik, Venice biennale, Musica Strasbourg, Huddersfield, Wien modern, Athens festival, Archipel, Transart, Klangspuren, Elektra Montreal, ISCM WMD, Warsaw Autumn, Территория и др.

Среди исполнителей его сочинений — дирижеры Теодор Курентзис, Федор Леднев, Филипп Чижевский, Сюзанна Малькки, Райнберт де Леу, Роланд Клуттиг, Беат Фурер, Юрьен Хемпел и др., оркестры SWR, MusicAeterna, Национальный оркестр Лиона, Стокгольмский новый камерный оркестр, J.Futura, Московский симфонический оркестр и др., ансамбли KlangForum Wien, ASKO и Schoenberg, InterContemporain, Recherche, 2e2m, L’Itineraire, Contrechamps, KNM, Aleph, Slagwerkgroep den Haag, Champ d’action, Quatour Diotima, Kairos quartet, Sonar quartet, МАСМ, eNsemble, Студия Новой Музыки, N’Caged, Questa Musica, Наталья Пшеничникова, Татьяна Гринденко и Opus Posth и др.

Произведения Дмитрия Курляндского издаются Donemus, Editions Jobert и Le Chant du Monde. В звукозаписи выходили на лейблах FANCYMUSIC и Col Legno.

Дмитрий Курляндский — основатель и главный редактор первого в России журнала, посвященного современной музыке «Трибуна Современной Музыки» (2005–2009). Художественный руководитель Международной академии молодых композиторов в Чайковском и композиторской лаборатории «Открытый космос» в Москве. Один из основателей группы композиторов Сопротивление Материала (СоМа). Член Союза композиторов России. С 2013 — музыкальный руководитель Электротеатра Станиславский.

Основные сочинения

Оперы

«Октавия. Трепанация» (либретто Д. Курляндского и Б. Юхананова по мотивам текстов Псевдо-Сенеки и Льва Троцкого, 2017); «Некийя» (либретто Д. Яламаса, опера-инсталляция, 2016); «Сверлийцы. Увертюра. Начало» (либретто Б. Юхананова, 2012/15); «Носферату» (либретто Д. Яламаса, 2011); «Астероид 62»  (либретто Д. Яламаса, 2012).

Для оркестра

«Бунт весны» (2013); «Карты несуществующих городов. Стокгольм» (2012); «Носферату» сюита (2011); «Правила выживания в чрезвычайной ситуации» для 1 или 2 автомобилей и оркестра (2010); «Механизмы искусственного поддержания жизни» (2004).

Струнные квартеты

Night turn (2004); «Карты несуществующих городов. Блуденц» (2014); Dolce stil nuovo (2018).

Ансамбли

3 bagatelles для 6 музыкантов (2016); Different readings для 8 музыкантов (2014); «Девочки со спичками (неспетые песни Джека-подсвечника)» для 2 голосов, ансамбля и электроники (2013); «Невозможные объекты I-V» для большого ансамбля (2013); «Вечерняя песнь к именем моим существующей» (по стихотворению Даниила Хармса) для струнных (2011); «Колыбельные танцы» для скрипки и ансамбля (2011); «Беспроводные технологии» (текст Станислава Львовского) для голоса и ансамбля (2011); «Engramma» для голоса и ансамбля (2008); «Негативные модуляции» для ансамбля и саундтрека (2006); «Контр-рельеф» для большого ансамбля (2006); «DSCH. Вспоминая имя» для большого ансамбля (2005); «Жизнь и смерть Ивана Ильича» для большого ансамбля (2005); «4 положения одного и того же» для голоса и ансамбля (2005); still_life для большого ансамбля (2004); «Сокровенный человек» (на тексты Андрея Платонова) для голоса и ансамбля (2002); Brown study, для ансамбля (2002); Ars stricta для большого ансамбля (2001); «Каприз 2» для 2 скрипок (2015); «Вакуумная упаковка» для голоса, ансамбля и электроники (2015); «N для 3» для 3 исполнителей (2015); Tube space II, для трубы и тромбона (2014); Voice-off для 3 голосов (2011); «Знаки препинания» для 5 музыкантов (2008); «Белый концерт» для 6 музыкантов (2007); «dissecta … натюрморт со смычками и поверхностями» для 5 музыкантов (2007); [ob] version для гобоя и фортепиано (2005); «Прерванная память» для фортепианного трио (2005); «Внутри движения» для 4 музыкантов (2004); … pas d’action для 6 музыкантов (2003); ~ # (: – & PER4Musicians для 4 музыкантов, (2002); Une histoire de la musique для 3 музыкантов (2001).

Цикл «Карты несуществующих городов»: Санкт-Петербург, для скрипки (2015); Сент-Этьен, для флейты и читателя (2015); Париж, для контрабасового кларнета и аккордеона (2014); Донауэшинген, для 14 музыкантов и видео (2017); Берн, для 8 музыкантов, дирижера и зрителей (2017); Нижний Новгород, для 5–9 инструментов / объектов (2016); Москва (инсайты 1–3), для 1–3 исполнителей (2016); Арглтон, для слушателя (2016).

Сочинения для различных инструментов соло, сочинения для свободных составов, текстовые и графические партитуры.

Кликните, чтобы увеличить