«Музыка будущего».
Станислав МАКОВСКИЙ, Сергей НЕВСКИЙ, Александр ХУБЕЕВ и Николай ПОПОВ —
в абонементе Московской филармонии
и газеты «Музыкальное обозрение»
«Персона-композитор».
Представление и интервью — Андрей УСТИНОВ

Сезон 2017-2018 — девятый сезон абонемента «Персона-композитор»
«Музыка будущего».<br>Станислав МАКОВСКИЙ, Сергей НЕВСКИЙ, Александр ХУБЕЕВ и Николай ПОПОВ —<br>в абонементе Московской филармонии<br>и газеты «Музыкальное обозрение»<br>«Персона-композитор».<br>Представление и интервью — Андрей УСТИНОВ

Три концерта в Камерном зале Московской филармонии:

18 октября — Станислав МАКОВСКИЙ
18 декабря — Сергей НЕВСКИЙ
26 декабря — Николай ПОПОВ, Александр ХУБЕЕВ

«Персона — композитор» — это:

• портрет современного композитора;
• мировые премьеры произведений, специально написанных для концертов абонемента;
• беседы о современной музыке и современном искусстве;
• погружение в тайны композиторского творчества.

«Персона — композитор» — это ландшафты и горизонты современной музыки.

Абонемент № 151 Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение» «Персона-композитор. Представление и интервью – Андрей Устинов».

«Персона – композитор». Сезон 2017/18

18 октября 2017
«Персона – композитор»
Музыка будущего
Станислав МАКОВСКИЙ
Импровизационный авангард: «Рояль против электроники+…»
При участии Андрея КОРОБЕЙНИКОВА

Московская филармония, Камерный зал, начало в 19:00
Купить билет/абонемент

Программа:

Импровизационный проект «Рояль против электроники» с отрывками из произведений: Фрескобальди (12 партит на Арию Руджеро), Булеза (Incises / «Интерполяции»), Баха («Хроматическая фантазия и фуга»), Моцарта (Фантазия до минор KV 475), Бетховена (Соната № 14 / Sonata quasi una fantasia), Джарретта (The Köln Concert), Скрябина («Гирлянды», «К пламени»)

Cтанислав МАКОВСКИЙ

Tempsréel для фортепиано и электроники (Мировая премьера)

Impetus для саксофона, фортепиано, ударных и электроники (Российская премьера)

Коллективная импровизация. Участники: Станислав Маковский, Андрей Коробейников, Петр Осколков, Вячеслав Ипатов

Станислав Маковский (электроника), Андрей Коробейников (фортепиано),
Петр Осколков (ударные), Вячеслав Ипатов (саксофон).
Андрей Устинов (представление и интервью)

Купить билет/абонемент

О программе:

С одной стороны, импровизационный авангард — мост, по которому такой слушатель может прийти к «старой» академической музыке, ведь импровизация позволяет в полной мере почувствовать сиюминутность исполнительского искусства. Слушатель понимает, что написанная двести или триста лет назад музыка — это не пылящиеся в библиотеке тома, а хороший повод для высказывания молодого устремленного в будущее музыканта, что любой великий текст в момент хорошего исполнения говорит не только голосом автора о том, что было, но и голосом исполнителя о том, что есть и будет. С другой стороны, импровизационный проект работает в обратную сторону — тот, кто привык к классике и не знает, как подступиться к новой музыке, может проделать этот путь, следуя за музыкантами, прошедшими блестящую академическую школу. (www.minkultrb.ru)

Андрей Коробейников: «Хотелось взять очень яркие импровизационные произведения — такие, где кажется, что композитор просто записал свою импровизацию и не думал о форме. Например, такова Фантазия Бетховена опус 77. Ее редко играют, может быть по этой причине. Композитор здесь как будто бы записал свои поиски: что-то бросает, что-то пробует. Дух импровизационности потрясающе выражен в Хроматической фантазии и фуге Баха, несмотря на то, что сама фантазия выстроена почти математически. В чем-то Бах предвосхитил Шёнберга, потому что здесь мы теряем ощущение тональности. Я попросил Станислава Маковского написать фантазию из XXI века.  Но он предложил другой вариант: импровизировать с помощью электроники на материале, который играю я. Сам я стараюсь не отходить от текста, хотя там, где это необходимо, тоже импровизирую, например, выхожу за пределы тональности в «Лунной» сонате Бетховена».

Станислав МАКОВСКИЙ
Станислав МАКОВСКИЙ

Станислав МАКОВСКИЙ композитор, импровизатор родился в городе Юрга в 1988 году. В 2013 Окончил Московскую консерваторию им. Чайковского в классе Юрия Каспарова (композиция и оркестровка), Игоря Кефалиди (электроакустическая композиция).

В настоящее время продолжает обучение в Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца (CNSMDP) в классе композиции Стефано Джервазони, а так же Луиса Наона (новые технологии), Винсента ле Канга и Александрова Маркеаса (импровизация), Бруно Куле (киномузыка).

Участник Первой международной академии МАСМ в г. Чайковском (2011) (профессора Франк Бедросян, Пьерлуиджи Биллоне). Принимал участие в летних курсах новой музыки в Дармштадте в 2012, где брал уроки у Рафаэля Сандо, Ханса Томаллы и Пьерлуиджи Биллоне, Жоржа Апергиса. Прошел курсы импровизации в Гаагской консерватории в 2013г, где педагогами были Ричард Барретт и Винсент ле Канг.

Участвовал в композиторских курсах “Voix nouvelles” в Руайомоне, Франция (2014), в IRCAM, академии Манифест в Париже (2016). Работал как композитор с такими коллективами как aнсамбль Multilatérale, Les Métaboles, Московский ансамбль современной музыки, Ансамбль “Recherche”, ГАМ-ансамбль, Молот-ансамбль, ансамбль XX век, Neue Vocalsolisten Stuttgardt, ГАМ-ансамбль, Студия новой музыки, Nostri Temporis, Кантандо и др. Как импровизатор с такими музыкантами
как Андрей Коробейников, Александром Маркварт, Алексей Борисов, Глеб Успенский, Макс Евстропов, ByZero, Студия неосознанной музыки, Siberian Improvisation Company и др.

Победитель международного конкурса “Prix Saint-Christophe”, Париж, Франция (2016), Победитель открытого композиторского конкурса “Первое исполнение в Санкт-Петербурге” (2011), Победитель “Peer Raben Music Award” Кёльн, Германия (2015), победитель в номинации “Best sound’ на фестивале Zubroffka, Белосток, Польша (2015). Артист в резиденции в Замке Лурмарен, Франция (2014-2017)

Станислав Маковский, официальный сайт

Андрей КОРОБЕЙНИКОВ
Андрей КОРОБЕЙНИКОВ

Андрей КОРОБЕЙНИКОВ родился в 1986 году в Долгопрудном. Начал играть на фортепиано в возрасте 5 лет. В 7 лет одержал свою первую победу на III Международном конкурсе юных музыкантов имени Чайковского. К 11 годам Андрей окончил экстерном ЦССМШ (педагог Николай Торопов) и поступил в Московское областное высшее училище искусств (педагоги Ирина Мякушко и Эдуард Семин). Продолжил музыкальное образование в Московской консерватории и аспирантуре в классе Андрея Диева. В 17 лет, одновременно с обучением в Московской консерватории, Андрей Коробейников получил диплом юриста Европейского Университета права в Москве, стажировался в аспирантуре юридического факультета МГУ.

С 2006 по 2008 год стажировался в аспирантуре лондонского Королевского колледжа музыки у профессора Ванессы Латарш. К 20 годам стал обладателем более 20 премий различных конкурсов в России, США, Италии, Португалии, Великобритании, Нидерландах и других странах. Среди них I премия III Международного конкурса пианистов имени Скрябина в Москве (2004), II премия и Приз публики II Международного конкурса пианистов имени Рахманинова в Лос-Анджелесе (2005), а также спецприз Московской консерватории и приз за лучшее исполнение произведений Чайковского на XIII Международном конкурсе имени Чайковского.

На сегодняшний день Коробейников выступил более чем в 40 странах мира. Его концерты проходили в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом зале Санкт-Петербургcкой филармонии, Театре Елисейских полей и Зале Корто в Париже, Концертхаусе в Берлине, Уигмор-холле в Лондоне, Концертном зале имени Диснея в Лос-Анджелесе, Сантори-холле в Токио, Зале имени Верди в Милане, Испанском зале в Праге, Дворце изящных искусств в Брюсселе, Фестшпильхаусе в Баден-Бадене и других. Играл со многими известными оркестрами, среди которых лондонская «Филармония», Лондонский филармонический, Национальный оркестр Франции, Симфонический оркестр NHK, Токийский филармонический, Оркестр Северогерманского радио, Будапештский фестивальный, Чешский филармонический, Sinfonia Varsovia, Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь, Большой симфонический оркестр имени Чайковского, оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Российский национальный оркестр, Госоркестр России имени Светланова, Национальный филармонический оркестр России, «Новая Россия» и другие.

Сотрудничал с такими дирижерами, как Владимир Федосеев, Владимир Ашкенази, Иван Фишер, Леонард Слаткин, Александр Ведерников, Жан-Клод Казадезюс, Жан-Жак Канторов, Михаил Плетнев, Марк Горенштейн, Сергей Скрипка, Вахтанг Жордания, Владимир Зива, Максим Шостакович, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Рудин, Александр Скульский, Анатолий Левин, Дмитрий Лисс, Эдуард Серов, Окко Каму, Юозас Домаркас, Дуглас Бойд, Дмитрий Крюков. Среди партнеров Коробейникова по камерному ансамблю – скрипачи Вадим Репин, Дмитрий Махтин, Лоран Корсиа, Гайк Казазян, Леонард Шрейбер, виолончелисты Александр Князев, Анри Демаркетт,  Йоханнес Мозер, Александр Бузлов, Николай Шугаев, трубачи Сергей Накаряков, Давид Геррье, Тине Тинг Хельзет, Михаил Гайдук, пианисты Павел Гинтов, Андрей Гугнин, альтист Сергей Полтавский, певица Яна Иванилова, Квартет имени Бородина.

Коробейников участвовал в фестивалях в Ла-Рок-д’Антероне (Франция), «Безумный день» (Франция, Япония, Бразилия), «Клара-фестиваль» (Бельгия), в Страсбурге и Ментоне (Франция), «Пиано экстраваганца» (Болгария), «Белые ночи», «Северные цветы», «Кремль музыкальный», Транссибирском Арт-Фестивале Вадима Репина (Россия) и других. Его концерты транслировались на радиостанциях France Musique, BBC-3, «Орфей», «Эхо Москвы», телеканале «Культура» и других. Записал диски с сочинениями Скрябина, Шостаковича, Бетховена, Элгара, Грига на лейблах Olympia, Classical Records, Mirare и Naxos. Диски Коробейникова удостаивались премий журналов Diapason и Le monde de la musique.

Среди ангажементов пианиста в нынешнем сезоне – выступления с филармоническими оркестрами Санкт-Петербурга, Бремена, Санкт-Галлена, Уральским академическим филармоническим оркестром, БСО имени Чайковского; сольные концерты в Париже, Фрайбурге, Лейпциге и на Фестивале Радио Франс в Монпелье; камерные концерты в Италии и Бельгии с Вадимом Репиным, в Германии – с Александром Князевым и Йоханнесом Мозером.

Андрей Коробейников, официальный сайт

18 декабря 2017
«Персона – композитор»
Музыка будущего
Сергей НЕВСКИЙ
«Гипсовое небо»

Московская филармония, Камерный зал, начало в 19:00
Купить билет/абонемент

Программа:

Сергей НЕВСКИЙ

«Прерванный хорал» для флейты и виолончели (1997)
Elliptic Glide («Эллиптическое скольжение») для флейты и аккордеона (2015, Российская премьера)
«Правила любви», вокальный цикл (части №№ 2, 3, 4, 6) (2013)
«Азбука слепых», версия для бас-флейты, аккордеона, виолончели и ударных (2007, Российская премьера)
«Гипсовое небо» для голоса, органа и фортепиано (2017, Российская премьера)
Wut («Гнев») для флейты, фортепиано, виолончели, ударных (2013/2017, Российская премьера)

Московский Ансамбль Современной Музыки. Иван Бушуев (флейта, бас-флейта), Илья Рубинштейн (виолончель), Сергей Чирков (аккордеон), Михаил Дубов (фортепиано, орган), Андрей Виницкий (ударные), Наталья Пшеничникова (голос).
Андрей Устинов (представление и интервью).

Купить билет/абонемент

Сергей Невский о программе:

Elliptic Glide (эллиптическое скольжение) и  Азбука слепых воплощают идею тактильного исследования звуковых возможностей инструментов

В “Азбуке”, вдохновленной замечательным российским аккордеонистом Сергеем Чирковым  партия аккордеона, состоящая из приготовленных басов как бы нащупывается музыкантом, в то время, как другие инструментальные партии являют собой наложение очень элементарных жестов образующих вместе с аккордеонным соло  полифоническое сплетение независимых звуковых событий.

В “Эллиптическом скольжении” 2015 года  короткие мелодические линии у аккордеона не совпадают с движением мехов и таким образом слышны лишь частично, тема этой вещи – недосказанность умолчание, возникающая в результате пропусков в узнаваемых мелодических фигурах.  “Правила любви” — цикл написанный на тексты из книги “рукописный девичий рассказ” изданной в начале нулевых Сергеем Борисовым.  Наивные и трогательные тексты, портретирующие девушек “на грани нервного срыва”,  превратились в театрализованный вокальный цикл в котором каждый номер образует законченный портрет, одновременно работающий с клише музыкальной экспрессии и их остраняющий. “Прерванный  хорал” — попытка написать монодию для двух инструментов, прерывающаяюся паузами и интермедиями бесконечная мелодия.

Гнев  (Wut)  – попытка построения единой драматургии из изначально разнородных звуковых объектов и превращение единичных событий в  в плавное течение материала.  наложение елиничных импульсов, мелодий и квазицитат. Идея пьесы  – создание структурного и драматургического единства из максимально разнородных элементов. Наконец, Гипсовое небо — лирическая вещь для голоса и органа, написанная по заказу собора св. Мартина в Касселе для освящения нового инструмента. В основе этой пьесы — два ранних стихотворения Пьера Паоло Пазолини, полных наивной религиозности и неожиданных метафоор.

Сергей НЕВСКИЙ

Сергей НЕВСКИЙ (1972, Москва) учился композиции в Высшей школе музыки в Дрездене и Университете искусств в Берлине. Писал по заказу Берлинской государственной оперы, Большого Театра, Опергруппы, фестиваля Руртриеннале, фестивалей Donaueschinger Musiktage, UltraSchall и Klangspuren Schwaz, Министерства культуры Норвегии. В 2006 году был удостоен Первой премии на Штутгартском конкурсе композиции, в 2014 — Премии Академии Искусств Берлина (Kunstpreis Berlin). Лауреат премии «Золотая маска» 2014 года за оперу «Франциск» (премьера в 2012 на Новой сцене Большого театра в рамках проекта «Опергруппа»). Работает в театре и кино. Куратор направления «Музыка» в «Проекте Платформа» на Винзаводе (2011–2012). Преподавал на международных композиторских курсах в Дармштадте, а также на мастер-классах композиции в Виитассари (Финляндия), Киеве, Львове и на международной композиторской академии в Чайковском. Читал лекции в Калифорнийском Университете в Беркли, МГК им. Чайковского, СПбГУ, консерваториях Берлина, Дрездена, Ганновера, Бремена и др. Вел лабораторию для композиторов и режиссеров в Центре имени Мейерхольда в 2013–2015 гг.

Сочинения С. Невского издаются в Universal Music Publishing Group (RICORDI Berlin). CD выходили на фирмах col legno, Wergo и Fancy Music.

Московский ансамбль современной музыки
Московский ансамбль современной музыки

МАСМ – Московский Ансамбль Современной Музыки – независимый профессиональный коллектив, объединивший лучших российских музыкантов – экспертов в области современного исполнительского искусства. Созданный в 1990 композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова, МАСМ стал первым российским ансамблем, нацеленным на исполнение и продвижение музыки XX и XXI века и поддержку современных композиторов.

Базовая структура МАСМ – квинтет (флейта, кларнет, скрипка, виолончель, фортепиано), при этом состав часто расширяется до большого ансамбля и камерного оркестра. Благодаря опыту и квалификации музыкантов в арсенале ансамбля – произведения самых разных эпох от барокко до наших дней, уникальные программы, эксклюзивные инструментальные версии. Однако основной задачей коллектива является представление актуального творчества российских и зарубежных композиторов, включая молодых авторов – на его счету более 1000 российских и мировых премьер.

Особое место в репертуаре МАСМ занимает русский музыкальный авангарда ХХ века. В свое время коллектив заново открыл публике имена Рославца, Мосолова, Вышнеградского, Лурье, обогатил филармонический репертуар произведениями композиторов-шестидесятников Эдисона Денисова, Альфреда Шнитке, Софии Губайдулиной, Галины Уствольской. По приглашению МАСМ в Россию приезжали выдающиеся композиторы, среди которых Янис Ксенакис, Дьердь Куртаг, Анатоль Виеру, Фредерик Ржевский, Луи Андриссен, Тео Лувенди, Жерар Цинстаг, Беат Фуррер, Клаус Ланг, Филипп Леру, Марк Андре.

Коллектив гастролировал в 80 российских городах и 28 странах мира, выступал на крупнейших фестивалях, таких как Дягилевский фестиваль (Пермь), Другое Пространство (Москва), Московская биеннале современного искусства, Radio-France Presence (Франция), Варшавская Осень (Польша), Gaudeamus Music Week (Нидерланды), FrankfurtFest, Maerzmusic-Berlinerfestspiele (Германия), Klangspuren (Австрия), Transart (Италия). Коллектив сотрудничал с такими дирижерами, как Беат Фуррер, Юрьен Хемпелл, Теодор Курентзис, Энно Поппе, Федор Леднев, Алексей Виноградов, Владимир Понькин, Оливье Кюанде, Филипп Чижевский, Жан Деруайе, саксофонистом Клодом Деланглем, клавесинисткой Эльжбетой Хойнацкой и др. Ежегодно МАСМ дает около 80 концертов в России и за рубежом.

Дискография МАСМ насчитывает более 50 компакт-дисков на ведущих мировых лейблах России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии.

Одно из главных направлений деятельности коллектива – просветительские проекты, которые проходят в российских регионах в рамках ежегодной программы “Всероссийский абонемент Современная Музыка”, включающей концерты, мастер-классы и семинары. Беспрецедентным для России событием является ежегодная двухнедельная Международная академия молодых композиторов в городе Чайковском (Пермский край).  Основанная Ансамблем в 2011 году Академия сегодня стоит в одном ряду с ведущими композиторскими курсами в Дармштадте, Руайомоне, Граце.

МАСМ активно участвует в междисциплинарных проектах, инициируя смелые эксперименты в области музыкального театра, танца, изобразительного искусства, мультимедиа. Он сотрудничает с ведущими культурными институтами России, среди которых Центр им. Вс.Мейерхольда, Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ, МХАТ им. А.П.Чехова, Новая Сцена Александринского Театра, ГЦСИ, Ельцин-Центр, Московский Городской Библиотечный Центр, Третьяковская Галерея, Пушкинский Музей. В 2011-2014 ансамбль являлся постоянным резидентом проекта Платформа (руководитель Кирилл Серебренников) на Винзаводе

В 2009 коллектив стал лауреатом АКЦИИ по поддержке российских театральных инициатив, в 2013 – лауреатом премии ЗОЛОТАЯ МАСКА в номинации «эксперимент». В 2015 по версии газеты “Музыкальное обозрение” МАСМ стал лучшим ансамблем года.

Наталья ПШЕНИЧНИКОВА
Наталья ПШЕНИЧНИКОВА

Наталья ПШЕНИЧНИКОВА окончила Московскую консерваторию по классу флейты. Параллельно занималась классическим балетом и пением, выступала в экспериментальных театральных группах.

В середине 80-х годов вела обширную концертную деятельность как флейтистка и певица: была среди первых практиков и пропагандистов аутентичного пения, выступала в жанрах свободной импровизации. Исполняла сочинения Кейджа, Штокхаузена, Губайдулиной, Батагова и других концептуальных композиторов. В 1987-1991 совместно с Алексеем Любимовым была организатором и руководителем фестиваля «Альтернатива». С начала 90-х живет в Германии.

Ее концертная деятельность охватывает большинство европейских фестивалей современной музыки, таких как Donaueschinger Musiktage, Berliner Festspiele, Wien Modern, Венецианская биеннале, Huddersfield Contemporary Music Festival, Kammermusikfest Lockenhaus, Maerzmusik. Наталья также активно выступает в России. Участвовала в фестивалях «Московская осень», «Территория», «Московский форум», «Другое пространство».

Тесно сотрудничала с Дмитрием А. Приговым, Владимиром Волковым, Львом Рубинштейном, Германом Виноградовым, Алексеем Загерером, Кристианом Марклеем, Дэвидом Моссом, Мичико Хираямой, Элсбет Мозер, Владимиром Тарасовым, Лондонской Симфониеттой, Московским Ансамблем Современной Музыки, ансамблями Klangforum Wien, MusicAeterna, дирижерами Мартином Браббинсом, Петером Рунделем, Теодором Курентзисом, Владимиром Юровским, Дэннисом-Расселом Дэвисом.

Многие современные композиторы посвятили Наталье Пшеничниковой свои сочинения. Она была первым исполнителем произведений Петера Аблингера, Георгия Дорохова, Анны Икрамовой, Гии Канчели, Вадима Карасикова, Ника Коллинза, Дмитрия Курляндского, Бернхарда Ланга, Клауса Ланга, Сергея Невского, Бориса Филановского, Иоганнеса Фритча, Хельмута Эринга.

Записи Натальи Пшеничниковой вышли на фирмах Мелодия, ЕСМ, Сol legno, Art & Electronica.

26 декабря 2017
«Персона – композитор»
Музыка будущего
Александр ХУБЕЕВ
Николай ПОПОВ
«Биомеханика 2.1»

Московская филармония, Камерный зал, начало в 19:00
Купить билет/абонемент

Программа:

Александр ХУБЕЕВ

Somnambulicq для бас-кларнета, электроники и видео (автор видео Мечислав Васковский)
«Это было? Это будет!» для баяна, электроники и видео (автор видео Эндрю Квинн)
«Стон Земли» для исполнителя на струнных объектах

Николай ПОПОВ

«Биомеханика» для аккордеона, электроники, видео и света (2014) (видеохудожник Андрю Квинн)
«KCI_23/11» для виолончели и электроники (2016)
«Новая пьеса» для фортепиано, электроники и видео (2017) (видеохудожник Андрю Квинн)
Edit(a)Fill мультимедийная композиция для флейты, электроники и видео (2015) (видеохудожник Александр Плахин)

Солисты «Студии новой музыки»: Эдита Фил (флейта), Евгений Бархатов (кларнет), Мона Хаба (фортепиано), Сергей Чирков (баян), Юлия Мигунова (виолончель, струнные объекты), Александр Хубеев (электроника), Николай Попов (электроника).
Андрей Устинов
(представление и интервью).

Александр Хубеев о программе:

Основным импульсом к созданию пьесы «Somnambulicq» послужил короткометражный фильм Мечислава Васковского. Краски, формы фигур и их движения из, на первый взгляд, абстрактного видео польского режиссера послужили основой для материала как инструментальной партии, так и электроники – практически все звуковые элементы пьесы являются продолжением “жеста” видео-картины. При этом сама электронная часть композиции полностью построена на предзаписанных звуках инструмента, то есть в пьесе раскрываются максимальные возможности его звучания, как в акустической, так и в электронной части. Таким образом, слушатель может следить за метаморфозами изменения, по сути, одного материала сразу в трех измерениях: акустике, электронике и видео.

Основным импульсом для создания композиции «Это было? Это будет!» послужили работы одного из деятелей Русского Авангарда 1910-20-х годов, ученого и музыканта Алексея Гастева, работавшего над изучением механики движений музыкантов при игре на инструменте. Его мечтой было создание некоего идеального, научно обоснованного взаимодействия движений исполнителя и процесса звукоизвлечения. Этому не суждено было сбыться: во второй половину тридцатых он был подвергнут жестокой критике, а в 1939 году – расстрелян.

Являясь своеобразным продолжением идей Гастева, основой этой мультимедийной композиции становится создание особой механики движений при исполнении на аккордеоне. Это влияет не только на звукоизвлечение (как следствие, и на электронику, основанную на акустическом материале аккордеона), но и на визуальную часть: видео создано с помощью кинетических датчиков, считывающих жесты и движения исполнителя.

В названии использована цитата из стихотворения А. Гастева (также одного из «пионеров звука» в России), отражающая энтузиазм музыкальных деятелей Русского Авангарда

«Стон земли» (“гул змели”, “дрожь земли” и т.д.) – звуковой феномен, который появляется в различных местах по всему миру, представляя собой постоянный низкочастотный жужжащий, грохочущий или гудящий шум, различимый не для всех людей. Многообразные низкочастотные звучания становятся также материалом для этой композиции, являющейся своеобразной авторской вариацией на некоторые существующие записи “стона земли”. Инструмент, созданный композитором специально для этой пьесы, состоит из обычных в быту предметов: стальных проволок (в качестве длинных струн) и пластиковых бутылок (в качестве резонаторов). Исполнитель здесь буквально становится частью инструмента, поскольку его/ее рука связана со струнами, позволяя контролировать их натяжение и расположение движениями тела. Таким образом, подобная связь создает особую ситуацию, когда физиологические и визуальные компоненты выступления становятся неотъемлемой частью композиции наряду с музыкальными.

Николай Попов о программе:

Основной идеей пьесы «Биомеханика» является попытка реализации взаимодействие биологических и механических процессов. Биологические импульсы исполнителя через определенные алгоритмы преобразуются в механические и электроакустические сигналы. По такому принципу выстраивается и общая форма сочинения.

Пьеса «KCI_23/11» построена на взаимодействии реального звука виолончели, физических импульсов исполнителя и электроники. Написана специально для Юлии Мигуновой.

Основной идеей мультимедийной композиции «Edit(a)Fill» является особый взгляд авторa на процессы спонтанной импровизации. Композитор создаeт форму из визуальныx и аудиальных реакций человека на самого себя. Тем самым добиваясь структурирования всех импровизационных компонентов, спонтанно воспроизведенных одним человеком.

Интересным и непредсказуемым элементом каждого нового исполнения пьесы становиться реакция «живого» исполнителя на уже фиксированную мультимедийную идею композиции. Это всегда некий взгляд и реакция «извне».

Александр ХУБЕЕВ

Александр ХУБЕЕВ родился 28 декабря 1986 в Перми. В 2011 году закончил композиторский факультет МГК имени Чайковского, в 2014 году – аспирантуру там же (класс композиции Юрия Каспарова, класс электроакустической музыки Игоря Кефалиди). C 2014-го – координатор Академии Молодых Композиторов в городе Чайковский.

Является стипендиатом международных курсов в Дармштадте (Германия, 2014), победителем престижного конкурса Gaudeamus Prize (Нидерланды, 2015), а также лауреатом международных конкурсов в России, Украине, Италии, Германии, Аргентине и США.

Его музыка звучит в городах Австрии, Аргентины, Армении, Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Греции, Дании, Испании, Италии, Кипра, Молдавии, Норвегии, России, Словении, США, Украины, Финляндии, Франции в рамках таких фестивалей как “Венецианская Биеннале”, “MATA”, “Gaudeamus MusicWeek”, “Darmstadt ferienkurse”, “Ultima”, “SPOR”, “Pharos International Contemporary Music Festival”, “Mixtur” “Quandensprunge”, “Московский форум”, “Дягилевский фестиваль”, “Московская Осень”, “Другое  пространство” и многих других.

Среди исполнителей такие ансамбли, как Nadar (Бельгия), Slagwerk den Haag (Нидерланды), IEMA (Германия), ExNovo (Италия), ALEPH (Франция), Vertixe Sonora (Испания), Uusinta (Финляндия), dissonArt (Греция), Vortex (Швейцария), Illinois Modern (США), DAMUS (Аргентина), Московский Ансамбль Современной Музыки, Студия новой музыки, Ансамбль ударных инструментов под управлением Марка Пекарского, ГАМ-ансамбль, eNsemble, Струнный квартет Cantando и многие другие.

Его музыка транслируется на «Радио России», «Радио Орфей», «France Musique» (Франция), ARTxFM (США), DeutchlandRadioKultur (Германия), Concertzender (Нидерланды), RTP (Португалия) и других.

Член Союза композиторов России. Композитор в резиденции ГАМ-ансамбля в 2011 году.

Николай ПОПОВ

Николай ПОПОВ (р. 30 августа 1986, г. Белебей Республики Башкортостан) – композитор, педагог, исследователь, член союза композиторов России, член творческого союза художников России, научный сотрудник центра электроакустической музыки московской консерватории, преподаватель кафедры истории и теории музыки Российского университета театрального искусства (ГИТИС).

Закончил средний специальный музыкальный колледж г. Уфы по кл. баяна у Н. И. Махней и кл. композиции у И. И. Хисамутдинова. Продолжил образование в московской консерватории по кл. комп. у В. Г. Агафонникова и И. Л. Кефалиди, а затем в аспирантуре моск. конс. под руководством В. В. Задерацкого.

Не раз участвовал в мастер-классах таких композиторов, как Войцех Видлак, Ален Госсен, Франк Бедросян, Мишель Фургон, Иван Феделе, Марк Андре, Марко Чечилиани, Рафаэль Сендо, Франческо Филидеи, Филип Леру, Фабьен Леви, Оскар Бьянки и др.

Композитор в резиденции ансамбля «Галерея актуальной музыки» (2016), резидент ZKM/Центр искусств и медиатехнологий в Карлсруэ (2017).

Победитель всероссийских и международных конкурсов, среди которых: Открытый Всероссийский конкурс композиторов им. А. Г. Шнитке (2007); Международный конкурс композиторов им. Вл. Золотарёва (США, Нью-Йорк) (2008); II Открытый Всероссийский конкурс композиторов им. Д. Д. Шостаковича (Санкт-Петербург) (2008); Международный конкурс композиторов им. А. Дворжака (Прага, Чехия) (2010) и др.

Николай автор ряда камерных, симфонический, электроакустических и мультимедийных композиций, а также музыки театра и кино. В своей работе тесно сотрудничает с видеохудожниками, среди них: Эндрю Квинн (Италия), Тодор Пожарев (Сербия), Ирина Матинян (Россия) и др.

Его сочинения исполнялись в городах России, Германии, Франции, Италии, Испании, Норвегии, Португалии, США, Чехии, на фестивалях “Московская осень”, “Московский форум”, “Другое пространство”, “Ударные дни Марка Пекарского”, “Экспозиция XXI”, “Opus 52”, “Sound 59”, “Европа-Азия”, “Фестиваль новой музыки Миланской консерватории”, “Венецианская биеннале”, “Московская биеннале современного искусства”,   “Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева”, фестиваль электроакустической музыки “EMUfest”, и др.

Музыка Попова звучала под управлением дирижеров: И. Дронова, Д. Волосникова, С. Скрипки, В. Урюпина, Д. Лисса, Ф. Кадена, Д. Васильева; в интерпретации солистов: М. Пекарского, С. Малышева, Д. Щелкин, И. Сопова, В. Песин, А. Богданова, Е. Корженевич, В. Черных, С. Чирков, В. Пеунов, М. Балашова, Э. Фил; ансамблей: “Студия Новой Музыки”, “Галерея актуальной музыки”, “Ансамбль ударных Марка Пекарского”, струнный квартет “Cantando”, “Opus posth”, Московский ансамбль современной музыки, “Alter Ego” (Италия), “EX NOVA” (Италия), “Smach” (Испания) и др.

Ансамбль Студия новой музыки
Ансамбль Студия новой музыки

Студия новой музыки (СНМ) — ведущий ансамбль современной музыки в России. Он был основан в 1993 году Владимиром Тарнопольским и Игорем Дроновым на базе специально созданного в Московской консерватории аспирантского класса «Оркестр современной музыки». Первое выступление ансамбля состоялось на фестивале русского искусства во Франции под управлением Мстислава Ростроповича. Ежегодно ансамбль исполняет около 60 программ в Москве и других городах России, а также является частым гостем многих западных фестивалей современной музыки. Концерты Студии проходили в таких престижных залах как Берлинская филармония, KonzerthausCite de la Musique и многих других. Ансамбль проводил мастер-классы в университетах Оксфорда, Гарварда, Бостона, Студия стала первым и пока единственным российским ансамблем, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте.

В исполнении ансамбля Студия новой музыки прозвучало около 900 премьер российских и зарубежных композиторов. Совместно с Ensemble Modern была осуществлена российская премьера Реквиема Х.-В.Хенце. Среди других российских премьер Студии – сочинения таких известных зарубежных композиторов, как Л. Андриессен, П. Булез, Ж. Гризе, Х. Лахенман, Д. Лигети, Т. Мюрай, Л. Ноно, В. Рим, Б. Фернейхоу, С. Шаррино, К. Штокхаузен, Ф. Юрель и мн.др.

Ансамбль провел около 60 концертов-портретов ведущих современных композиторов. Специально для Студии написали свои сочинения такие известные композиторы, как Р. Леденев, И. Феделе, Ю. Воронцов, Н. А. Хубер, А. Вустин, Э. Поппе, Ф. Караев, М. Паддинг, В. Тарнопольский, Р. Редгейт и др. Особое внимание музыканты ансамбля уделяют разнообразному сотрудничеству с молодыми композиторами. Студия исполняет камерно-оркестровые сочинения выпускников консерватории на госэкзаменах, устраивает концерты из произведений молодых композиторов, проводит мастер-классы и выступает базовым ансамблем Международного конкурса молодых композиторов им.Юргенсона. В последние годы Студия активно работает над проектами с электроникой, видео и мультимедиа. Среди обширного репертуара ансамбля особое место занимает русский авангард 1920-х годов (Гавриил Попов, Николай Рославец, Александр Мосолов и другие). Одним из самых значительных событий в этой области стала мировая премьера Камерной симфонии № 2 Николая Рославца (сочинена в 1934 году), партитура которой недавно была найдена в архиве.

Среди наиболее крупных проектов Студии — трехгодичный цикл «Антология музыки ХХ века в российских регионах», серии концертов «Россия-Германия. Страницы музыкальной истории», «Шенберг-Кандинский: диалог музыки и живописи», «Красное колесо», «Moz-Art. Игры с Моцартом», «Неизвестные русские гении ХХ века. Премьеры 80 лет спустя», «Шедевры австрийского симфонизма в переложениях для камерного ансамбля», «Сто лет новой музыке», «Звук и цвет. Скрябин и композиторы ХХ века», «Резонансы. Музыка и живопись ХХ века», и мн. др..

Студия новой музыки является базовым коллективом международного фестиваля современной музыки Московский Форум, проводимого Центром современной музыки Московской консерватории. В 2010 году ансамбль выиграл грант Европейской комиссии на проведение широкомасштабного проекта «Европа глазами россиян. Россия глазами европейцев», специально для которого ансамблем были заказаны 18 новых сочинений российским и европейским композиторам. Студия осуществляет подавляющее большинство проектов по современной музыке в рамках перекрестных Годов культуры России с европейскими странами.

Персона – композитор
Представление и интервью — Андрей Устинов

Абонемент «Персона — композитор/ Представление и интервью — Андрей Устинов» — совместный проект МГАФ и газеты «Музыкальное обозрение». Он проходит, начиная с сезона 2009–2010, в Камерном зале Московской филармонии.

Андрей УСТИНОВ

«Персона — композитор» — это:

• портрет современного композитора;
• мировые премьеры произведений, специально написанных для концертов абонемента;
• беседы о современной музыке и современном искусстве;
• погружение в тайны композиторского творчества.

«Персона — композитор» — это ландшафты и горизонты сегодняшней академической музыкальной России.

За восемь лет гостями Андрея Устинова в абонементе «Персона — композитор» были более 20 композиторов всех поколений — от мэтров российской музыки до молодежи:

Родион Щедрин и София Губайдулина, Андрей Эшпай и Сергей Слонимский, Александр Чайковский и Кирилл Волков, Мераб Гагнидзе и Владимир Кобекин, Виктор Екимовский и Михаил Броннер, Владислав Казенин и Ефрем Подгайц, Юрий Воронцов и Сергей Жуков, Владимир Тарнопольский и Юрий Каспаров, Татьяна Чудова и Владислав Агафонников, Артем Васильев и Алексей Сюмак, Кузьма Бодров и Илья Демуцкий, Владимир Горлинский и Анна Ромашкова.

Среди тех, кто исполнял произведения композиторов на сцене Камерного зала филармонии — пианисты Екатерина Мечетина, Алексей Гориболь, Ксения Башмет, Дарья Чайковская, Святослав Липс, Андрей Ярошинский, скрипачи Никита Борисоглебский, Юлия Игонина, альтист Андрей Усов, виолончелисты Борис Андрианов, Анастасия Кобекина, Илья Рубинштейн, контрабасисты Александр Суслин, Григорий Кротенко, баянист Иосиф Пуриц, гобоист Дмитрий Булгаков, кларнетист Олег Танцов, фаготист Валерий Попов, певица Олеся Петрова, «Романтик-квартет», ансамбль солистов МГК «Студия новой музыки»…

Начиная с сезона 2015/16 впервые в истории специально для одного из абонементов Московской филармонии был подготовлен видеоролик — рекламная заставка абонемента «Персона — композитор». Автор идеи — Андрей Устинов, видеохудожник — Ася Мухина.

Перед зрителями и слушателями сначала проходят портреты великих композиторов прошлого — от Баха до Веберна. Затем — всех «Персон», начиная с первого сезона. Наконец, портреты трех композиторов, которые станут участниками абонемента в новом концертном сезоне.

Кликните, чтобы увеличить