Перформанс – Персимфанс

Перформанс – Персимфанс

В 2008 молодыми российскими музыкантами был возрожден Персимфанс: Первый симфонический ансамбль без дирижера, существовавший в 1922–1933 в Москве. Его основателем и руководителем все эти годы был скрипач, концетмейстер Большого театра, профессора Московской консерватории Лев Цейтлин. В 1920-е годы Персимфанс cтал уникальным явлением музыкальной культуры Советской России и СССР (Персимфанс — ровесник СССР).

Персимфанс и «МО»

Персимфанс образца 2008 — персонализированная, опирающаяся на мировоззрение, знания и восприятие искусства и его эволюции идея пианиста, мультиинструменталиста, перформера Петра Айду, о чем он сам говорит, ссылаясь на то, что когда-то ему попалась книга «Персимфанс – оркестр без дирижера» Станислава Понятовского, вышедшая в издательстве «Музыка» в 2003. Как, впрочем, и в 20-е годы — то была идея Льва Цейтлина, собравшего вокруг себя единомышленников. С той лишь разницей, что творческие, социальные, идеологические, экономические причины возникновения Персимфанса тогда и его возрождения 100 лет спустя — разные. Но разбираться в этих причинах появления Персимфанса 100 лет назад и его возрождения в XXI веке все равно придется…

Это, как мне кажется, очень важно. Айду нашел опору в 20-х годах: и в шумовых оркестрах, и в других проектах того времени. Отчасти этими интересами мотивировано его участие, как составителя и автора предисловия, в переиздании в 2020 в издательстве «Бослен» книги Сергея Румянцева «Книга тишины. Звуковой образ города» (см. «МО», 2021, № 5).

Петр реализуется как разносторонняя личность: пианист, собиратель умирающих роялей, композитор шумовых проектов — довольно любопытных музыкальных и звуковых перформансов: таких как гигантская волынка в саду Эрмитаж на Чеховском фестивале 2000, совместно с Т. Тэжиком; «Марш металлургов 1923» (открытие выставки «Рабочее движение», 2009), «Назад к победе коммунизма» (Третьяковская галерея, 2009), интерактивной звуковой выставки «Реконструкция шума» в Политехническом музее (2012) и др.

И, может быть, Айду больше перформер. Сегодня это понятие вмещает в себя и композитора, и художника.

В чем-то я вижу схожесть моей и его деятельности. Мои инсталляции с инструментами начались в 2000-х, этому предшествовали годы учебы в Клубе юных искусствоведов ГМИИ им. А.С. Пушкина, режиссерские и композиторские опыты, занятия фотографией, создание серии коллажей для «МО», журналистика, дирижирование, поэзия, организация газеты, многочисленных концерты, конкурсы, фестивали, выставки, перформансы, лекции и т.п. С детства — обучение музыкальному и изобразительному искусству, работа со словом и звуком и образом. Наслушанность и насмотренность.

Ну а «Музыкальное обозрение» сегодня — это информационно-концертный Перформанс длиною в 33 года.

Петр Айду сохраняет в себе и классического пианиста, и исполнителя на исторических инструментах, и перформера, и продюсера, и организатора. И, естественно, за ним признается лидерство в Персимфансе, где он — Идеолог, Председатель Правления.

Рядом с Айду, можно сказать, в паре — Григорий Кротенко, который недавно освоил и дирижирование. Комиссар, секретарь Правления Персимфанса. Бодрый дух, незаурядный талант в свободном владении словом, игрой на контрабасе и ощущением себя в пространстве. Игра Айду и Кротенко в Персимфанс их увлекает, и у них получается гармоничный тандем.

В особом статусе концертмейстер Марина Катаржнова, скрипачка Ася Соршнева и близкие соратники всех лет: группа музыкантов, сохраняющих приверженность делу нового Персимфанса Петра Айду. При этом все они могут и дистанцироваться от Персимфанса, заняться своими проектами, как впрочем, и другие музыканты Ансамбля.

Персимфанс, его артисты, его проекты и начинания созвучны проектам и начинаниям «МО». Поэтому они — все время в нашем поле зрения. Первые вместе с первыми. В 2020 мы назвали Персимфанс «Оркестром года» в рейтинге «События и Персоны». «Музыкантами года» назывались в нашем рейтинге солисты Персимфанса С. Полтавский, Г. Кротенко, М. Катаржнова.

Instrumentarium. На пути к 100-летию

В свой проект «Инструментариум», который я провожу в Московской филармонии с 2018 (только что завершился четвертый сезон), я с самого начала пригласил солистов Персимфанса: новое поколение музыкантов, осваивающих, притом активно, пространство камерного музицирования. Отдельное пространство, никак не пересекающееся с другой территорией, с другим миром и с живущими в этом другом мире именитыми солистами (скрипачами, виолончелистами и пианистами) и музыкантами, играющими в симфонических и камерных оркестрах Москвы.

Абонемент «Инструментариум» начинался с концертов альтиста Сергея Полтавского, контрабасиста Григория Кротенко и арфиста Александра Болдачева. Я задумывал этот абонемент поначалу как представление инструментов-аутсайдеров, редко или совсем не появляющихся с сольными концертами на филармонической концертной сцене. Хотя к тому времени Полтавский уже взрастил свой проект «Viola is my life», Болдачев стал мировой знаменитостью, Кротенко читал лекции на платформе Arzamas. Кротенко и Полтавский играли в Персимфансе.

Абонемент продолжал свою жизнь, развивался, включались другие инструменты.

Ну а накануне этого сезона 21/22, к 100-летию Персимфанса, я пригласил принять участие в «Инструментариуме» тройку лидеров Персимфанса: Петра Айду, инициатора возрождения Персимфанса; Григория Кротенко; скрипачку Марину Катаржнову — по традиционной оркестровой иерархии она концертмейстер оркестра, но на сайте persimfans.com в разделе «Правление» Марина названа ведущим специалистом (струнные).

При обсуждении абонемента, учитывая, что он проходит в год столетия Московской филармонии, пришла идея провести юбилейный концерт Персимфанса именно в КЗЧ, главном зале МГАФ, 13 февраля, в день 100-летия Ансамбля. В тот же момент родилась и идея юбилейных гастрольных туров, которые готовы были поддержать «Всероссийские филармонические сезоны». Концерты абонемента «Инструментариум» мы расположили вокруг центрального события.

Одовременно мне удалось организовать запись программы «Наблюдатель» на телеканале «Культура», посвященной Персимфансу. В ней участвовали П. Айду, Г. Кротенко и М. Катаржнова (вышла в эфир 16 февраля).

В это время Персимфанс уже был в первом за всю историю с 1922 гастрольном туре: 15 февраля — Екатеринбург, 17 февраля — Пермь, 19 февраля — Ижевск. Вторые гастроли прошли в марте: 21-го — Красноярск, 23-го — Новосибирск, концерт IX Транссибирского Арт-Фестиваля.

Город–концерт

В Москве сложилась уникальная ситуация с концертами. Подсчитать, сколько их проходит в день — невозможно. Главные концертные агломерации — Московская филармония, Московская консерватория, Московский дом музыки, Зал «Зарядье». Каждая располагает несколькими площадками, кое-кто — чуть ли не десятком. Казалось бы, хватит на все и всех. Но нет. Кроме них, организаторов и площадок тьма: музеи, музеи-квартиры, дома культуры, рестораны, библиотеки, вузы, улицы, галереи, клубы, салоны, лофты, небоскребы, храмы, драматические и музыкальные театры, музыкальные училища и школы. И новые все появляются и появляются. Предложение превышает спрос. Посещаемость концертов снизилась до 15–20 человек, 100 — уже много.

А связан внезапный рост числа концертов в непрофильных организациях, мне кажется, с тем, что, по мнению их директоров, концерт провести проще, чем заниматься своей профильной деятельностью. С другой стороны, это возможность для руководителей привлечь в музей, библиотеку, куда-то еще публику, которая повысит показатели посещаемости: надо же отчитываться перед учредителем о проделанной работе.

Некоторые заведения превращаются чуть ли не в филармонии; непрофильная концертная деятельность приравнивается по значимости к профильной — учебной.

Теперь, если студент исполнил программу на экзамене, то он уже считает, что ее можно продать и как концертную программу. Делается фотосессия, видео запись одного произведения, затем — рассылка предложения (по демпинговым ценам) по концертным организациям, в расчете на то, что где-то могут клюнуть на дешевизну и красивую внешнюю оболочку.

Информационный шум и большое количество лайков в соцсетях создают виртуальную картину преувеличенного внимания к событию, что вовсе не соответствует реальному интересу к тому или иному исполнителю или программе. Поставить лайк — не значит прийти на концерт, ни к чему не обязывает.

Но жизнь такова, что всем же надо где-то играть, а в филармонию или в «Зарядье» попадают единицы. У некоторых молодых (и не очень молодых) музыкантов только в Москве стало по 10 выступлений в месяц. Гонорары за выступление могут колебаться от 1000 руб. до 1 млн и более. При этом заработки за 10 выступлений могут составлять 100–200 тыс. руб. в месяц (10–20 тыс. за выступление и даже за сольный концерт), тогда как у филармонических топ-исполнителей за одно выступление могут составлять от 200 тысяч до 1 млн., при равенстве музыкальных талантов.

История

13 февраля 1922, 100 лет назад Первый симфонический Ансамбль вышел на сцену Колонного зала Дома Союзов со своим первым концертом. В программе был только Бетховен: «Эгмонт», Скрипичный концерт (солировал Л. Цейтлин), ну и, естественно, Третья «Героическая» симфония.

Все героическое, революционное.

13 февраля 2022, день в день спустя 100 лет, возрожденный Персимфанс вышел на сцену КЗЧ с такой программой: Второй Бранденбургский концерт Баха, «Плач по жертвам Хиросимы» для 52 струнных Пендерецкого, «Ромео и Джульетта» Чайковского, сюита «На Днепрострое» украинского композитора Юлия Мейтуса, Рапсодия в стиле блюз для фортепиано с оркестром Гершвина (солист П. Айду).

В юбилейной программе новый Персимфанс передавал горячий привет последователям Персимфанса 1920-х: Вторсимфансу (Киев), Петросимфансу (Петроград), Варшавскому симфоническому ансамблю, оркестру без дирижера Гевандхауса (Лейпциг) и Амсимфансу (Нью-Йорк).

То, что именно Московская филармония стала местом юбилейных событий, посвященных 100-летию Персимфанса, естественно и с исторической точки зрения: обе организации появились 100 лет назад, филармония «старше» Персимфанса всего на две недели. И первые шаги они делали вместе.

Рифма в 100 лет

Что же такое сегодня «Персимфанс»?

Чем он интересен и почему?

Мы мало знаем о музыкальной жизни 20-х годов России, о музыкантах тех лет, и любые сведения вызывают интерес. Интересен и новый Персимфанс, как явление не только музыкальное, но и социальное и либеральное.

Интересны музыканты, которые входят в его состав, и их положение в сегодняшней музыкальной и общественной жизни.

Интересен проект — Арт-группа Персимфанс.

Важно и то, что существование Персимфанса ставит и делает более острыми вопросы о положении дел в оркестровой жизни России 2020-х годов. Об этом мы пишем в «МО» каждый год, и в этом номере — тоже.

В 2014, к 25-летию газеты «Музыкальное обозрение», к 100-летию первой мировой войны мы открыли рубрику «Рифма в 100 лет».

С 1893 (года смерти Чайковского) и до 1918 (первого года большевистского переворота) в России выходила первая серьезная музыкальная газета: «Русская музыкальная газета» Николая Финдейзена (1868–1928) . Его мы и считаем праотцом нашего дела и издания. В некотором смысле мы в 1989 возродили идею «РМГ» после 1918, как и Персимфанс возродился после 1933 в 2008.

с 2014 до 2018 мы публиковали под рубрикой «Рифма в 100 лет» материалы из «РМГ» (с августа 1914 по лето 1918, когда вышел последний номер «Русской музыальной газеты»).

Одновременно публикуем «Дневники» Николая Финдейзена, которые он писал до своей смерти в 1928.

И с этой рифмой мы не расстаемся.

Что было 100 лет назад

Давайте заглянем в год 1922. Я не могу разделить оптимизм, с которым иногда преподносят это время. Да, 100 лет назад появилась Московская филармония и Персимфанс. Да, 30 декабря 1922 был создан СССР – и мы до сих пор разбираемся с этой проблемой, как и с наследием 1917-го.

25 октября 1922 в Советской России завершилась Гражданская война, которая в России, можно сказать, длилась с начала Первой мировой.

В 1921–1922 — начало Новой экономической политики (НЭПа). Она была принята 14 марта 1921 X съездом РКП (б), придя на смену политике «военного коммунизма». Главное содержание нэпа — замена продразверстки продналогом в деревне (при продразверстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), частичный переход к рынку и различным формам собственности, привлечение иностранного капитала, проведение денежной реформы (1922–1924), в результате которой рубль стал свободно конвертируемой валютой.

В 1922 году начали выходить журналы «Крокодил» и «Крестьянка».

С 27 марта по 2 апреля проходил XI съезд РКП (б) — последний, на котором присутствовал В.И. Ленин.

3 апреля 1922 на Пленуме РКП (б) И.В. Сталин избран Генеральным секретарем ЦК РКП (б).

29 октября открывается театр Революции — ныне театр имени В. Маяковского. В нем сразу начинает ставить спектакли Всеволод Мейерхольд, и в нем же начинают проходить концерты Персимфанса.

8 октября 1922 на 1-м БТАЗе (Бронетанковый завод в Филях под Москвой) был собран первый советский легковой автомобиль «Промбронь». При массе 1850 кг автомобиль «Промбронь» развивал скорость 75 км/ч и расходовал 25–30 литров бензина на 100 км.

Прошла последняя выставка художников-передвижников.

Состоялся 1-й радиоконцерт. Открывала его Надежда Обухова исполнением романса «Не искушай меня без нужды».

В концерте приняли участие артисты Большого театра Антонина Нежданова, Ксения Держинская, артист МХАТа Василий Качалов. Трансляция велась из Центральной радиотелефонной станции имени Коминтерна на Шаболовке.

16 апреля 1922 года во время Генуэзской конференции в городе Рапалло (Италия) был заключен Рапалльский мирный договор между РСФСР и Веймарской республикой о восстановлении между ними дипломатических отношений и урегулировании всех спорных вопросов. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказались от возмещения военных расходов, военных и невоенных убытков, расходов на военнопленных, ввели принцип наибольшего благоприятствования при осуществлении взаимных торговых и хозяйственных отношений.

И уже 15 октября 1922 в Берлине в галерее ван Димен, на Унтер-ден-Линден, 21, открылась Выставка, организованная Народным Комиссариатом просвещения СССР. Это была первая выставка русского искусства, проведенная в Берлине после русской революции (Erste Russische Kunstausstellung Berlin).

В 1921–1922 в России — массовый голод, пик которого пришелся на осень 1921 – весну 1922. Согласно данным официальной советской статистики, голод охватил 35 губерний, 28 миллионов человек (при населении страны в 130 млн.).

Голод обернулся не менее чем шестью миллионами погибших, привел к случаям каннибализма. Голод вызвал массовый рост беспризорности и преступности.

В ходе борьбы с голодом советское правительство впервые приняло помощь от капиталистических стран. Американская администрация помощи отправила еду, которой накормили около 11 миллионов человек, и лекарства.

27 декабря 1921 был издан декрет ВЦИК «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях». 2 января 1922 года на заседании ВЦИК было принято постановление «О ликвидации церковного имущества» и вышел декрет об изъятии музейного имущества.

Продолжалась борьба советской власти с врагами. Осенью в Европу были отправлены «Философские пароходы». Ленин в письме Ф.Э. Дзержинскому писал следующее: «…журнал “Экономист” — явный центр белогвардейцев…

Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих “военных шпионов” изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу». Троцкий в интервью американской журналистке Стронг назвал эту акцию «гуманизмом по-большевистски»: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».

Всего на «философских пароходах» (были и «философские поезда») высланы из Советской России около 300 человек.

В 1920 Кустодиев написал картину «Большевик».

В 1921 был расстрелян Гумилев.

В 1923 Назым Хикмет писал в стихотворении «Да здравствует Мейерхольд!»:

«БОЛЬШОЙ ТЕАТР —
Великолепный элеватор для ржи:
Гардеробы —
Отдайте ГУМУ;
Атлас декораций —
На юбки крестьянским девкам».

В том же 1923 был организован СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения, первый концлагерь в СССР.

В 1924 Булгаков написал «Роковые яйца» и «Белую гвардию», в 1925 — «Собачье сердце».

Революция выдыхается, репрессии ужесточаются.

Без дирижера

Но вернемся в год 2022.

Дискуссия о том, хорошо это или плохо — оркестр без дирижера, и в чем тут «фишка» — давно исчерпаны. И точка.

В современной музыке даже секстет исполнителей играет под управлением дирижера…

Все оркестры у нас с дирижерами. Кроме Персимфанса.

В кураже участники Ансамбля говорят, что «у нас все дирижеры».

Но сегодня иногда кажется, что вот он, дирижер — стоит к нам спиной, производит действия руками, ногами, подпрыгивает, приседает (как иногда говорят: «Поблагодарим маэстро за хореографию»), а кажется, что его и нет. На звучании и результате его «хореография» никак не сказывается.

Качество игры оркестра зависит не только от того, есть дирижер или нет. Его присутствие или отсутствие не должно влиять на уровень ответственности музыканта, оркестранта. Оркестр Венской филармонии способен играть и сам: институт главного в нем отсутствует. Но когда слушаешь венских филармоников, видны их гордость за принадлежность к такому оркестру, жажда исполнять музыку вместе друг с другом и вместе с дирижером.

Много ли в российских регионах оркестров, музыканты которых гордились бы собой и собой с оркестром?

Российские оркестры сегодня не в самом лучшем положении. Точнее — в кризисе. Недоукомплектованность оркестров — вопиющая проблема провинции. Репертуар — преимущественно на потребу публике. Низкие зарплаты. Возрастающая скука и апатия к собственной профессии и художественному результату. Малоприспособленные залы, требующие ремонта или реконструкции, или строительства новых. Дефицит инструментов. Отсутствие условий для репетиционной и концертной работы.

Во многих оркестрах — стагнация: главные дирижеры и худруки работают десятилетиями, до глубокой старости. Слабый менеджмент. Общее падение уровня культуры и профессионализма руководства оркестров и филармоний. Самоуправство и самодурство чиновников, считающих возможным снимать и назначать дирижеров, ликвидировать оркестры и создавать на пустом месте другие, не понимающих, что симфонический оркестр — вещь очень дорогая во всех смыслах. И вообще не имеющих представления о сфере культуры, в которой они работают или которой руководят, не желающих и не умеющих вникать в проблемы отрасли.

Оркестров стало много, и дирижеров много, а интересных, приходящих в оркестр с идеями, способных развивать коллектив — мало, недостаточно. А если они и способны ставить какие-то творческие задачи, то качество оркестра таково, что не позволяет эти задачи решать. Бывает и так, что дирижеры получают в свое распоряжение оркестры, не имея на то никаких оснований.

Сегодня, когда концерты играют с одной репетиции или даже с листа, то в чем вообще роль дирижера? Разве что декоративная.

Персимфанс как тема для размышлений

Чем мотивировано сегодня, спустя век, возвращение к объединению оркестрантов без дирижера?

Индивидуализмом?

Моральным старением оркестрового музицирования?

Гиперболизацией диктатур?

Долгим правлением дирижеров без идей?

Появлением дирижеров не профессиональных?

Появлением нового поколения музыкантов?

Их амбициями роста и завоевания имени и пространства?

Развитием ансамблевого музицирования?

Социально-политическими мотивами развития посткоммунистического общества?

На все эти вопросы нам еще предстоит отвечать и размышлять над ними. Конечно, в Персимфанс, в его жизнь и результаты вкладываются новые, умноженные энергии.

Скепсис вокруг Персимфанса умножает уверенность в правоте выбранного пути. Обсуждение темы — с дирижером или без — обязательный атрибут, сопровождающий ПЕРФОРМАНС Персимфанс.

Возможно, эта новая «коллективность индивидуальностей» ведет к атомизации. Но важно именно удовольствие делать вместе, наслаждаясь индивидуальностью и радуясь за себя как за Нас. Игра в Персимфанс — игра талантов и амбиций. При возвращающейся централизации всего и тотального контроля за всем — стремление к творческой свободе, к территориям свободы духа и творчества отменить невозможно.

Конечно, есть некое самолюбование индивидуализмом. Проект «Персимфанс» умножает известность участников, создает солидарную оболочку. Свобода творчества — это вызов рутине и стимул к рождению идей. Это собрание близких людей для сотворчества в сегодняшнем опустошающем мире, где умные голоса заглушаются шумом времени и шумом бессмыслицы. Это другая возможность: самоопределение себя в этом мире, формулирование себя, освобождение своего духа в диалоге с миром, прошлым и настоящим, вызволение прошлого из прошлого, формулирование настоящего.

Можно ли говорить о настоящем Персимфанса как о возвращении идеи, которая родилась 100 лет назад? В тех социальных политических и экономических условиях? Не насильственное ли это возвращение того явления в нашу оркестровую жизнь, нарушающее ее эволюцию? Или его возрождение — лакмусовая бумажка, показатель кризиса? Или же сегодня есть те социальные предпосылки в обществе, которые были 100 лет назад: Персимфанс был откликом и отражением исторических событий и тектонических изменений тех лет: смены эпох, революции с ее лозунгами «долой буржуазию и эксплуататоров». А затем — уничтожение тех социальных условий, в которых Персимфанс возник, и наступление сталинского режима остановило жизнь ансамбля в 1933.

Конечно, среди причин появления первого Персимфанса в 1922 — и амбиции Льва Цейтлина — концертмейстера оркестра Большого театра (а в будущем — Госоркестра), профессора Московской консерватории, который учил дирижированию Кусевицкого, прекрасно читал симфонические партитуры, играл в оркестрах Франции и, видимо, неплохо разбирался в веяниях времени и политической конъюнктуре (нашел поддержку Луначарского, сестры Каменева, Моссовета, и даже играл в Квартете Ленину).

Перед сегодняшним Персимфансом стоят те же проблемы, что и перед другими симфоническими оркестрами с дирижерами.

Оркестр сегодня — очень дорогая игрушка для взрослых.

Это дирекция, менеджмент, юристы, библиотека, редакторы, реклама, социальные сети, сайт, международные связи, администраторы, курьеры))), репетиционная база, инструменты, бухгалтер. По-хорошему для России — человек 20, помимо оркестрантов. В Америке — все 50.

А еще — регулярная репетиционная работа, конкурсы в оркестр, содержание офиса, организация концертов, гастроли, планирование, транспорт, устав, регламенты, положения, форматы управления и жизни.

Но любой институт будет развиваться в тех схемах, которые позволит система и плательщик.

Сегодня есть такой проект: «Арт-группа Персимфанс». Есть большой ПЕРФОРМАНС ПЕРСИМФАНС.

Музыканты, которые хотят играть вместе и без дирижера.

Как это было 100 лет назад.

Есть свободное объединение свободных музыкантов, собирающихся для решения различных творческих исполнительских задач.

И у них это сегодня получается.

Андрей УСТИНОВ

«МО» № 3 (492, 493) 2022